DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-58-61 ХАМЕТДИНОВА Гульнара Фазитовна,
NIION: 2021-0079-5/22-046 доцент кафедры административной
MOSURED: 77/27-025-2022-05-046 деятельности ОВД Тюменского института
повышения квалификации сотрудников МВД России,
кандидат юридических наук, e-mail: [email protected]
ИВАНОВА Светлана Ивановна,
начальник кафедры административной деятельности ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, доцент,
e-mail: [email protected]
ДОРОЖНЫЙ НАДЗОР ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В СВЕТЕ РЕФОРМЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье исследуется нормативная правовая основа осуществления дорожного надзора в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности государства. Основой исследования явился анализ вновь принятых нормативных правовых актов, регламентирующих государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения. В заключении делается вывод о необходимости систематизации и унификации законодательной базы.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, категории риска, риск-ориентированный контроль, административный надзор, дорожный надзор, профилактические мероприятия.
GULNARA Fazitovna Khametdinova,
Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Tyumen Institute for Advanced Training
of Employees of the Ministry of internal Candidate of Legal Sciences
IVANOVA Svetlana Ivanovna,
Head of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of theTyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal affairs Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor
ROAD SUPERVISION OF THE STATE AUTO INSPECTION
IN THE LIGHT OF THE REFORM OF CONTROL AND SUPERVISION
ACTIVITIES
Annotation. The article examines the regulatory legal framework for the implementation of road supervision in the framework of the reform of the control and supervision activities of the state. The study is based on the analysis of the newly adopted normative legal acts regulating state control (supervision) in the field of road safety. In the conclusion, it is concluded that it is necessary to systematize and unify the legislative framework.
Key words: control and supervisory activities, risk categories, risk-oriented control, administrative supervision, road supervision, preventive measures.
На современном этапе развития государства серьезное внимание уделяется вопросам контроля и надзора, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОБДД). Со времени принятия Конвенции о дорожном движении была выстроена сложная государственная система, которая представляет собой конгломерат взаимосвязан-
ных систем профилактики, функционирующих в отдельных сферах общественных отношений, среди которых особое место занимает государственная система ОБДД [1, с. 120].
Соответственно возросла и роль Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД), осуществляющей контрольные и надзорные функции в
ОБДД. Для осуществления этой работы в составе ГИБДД действуют специальные подразделения (дорожного надзора), ориентированные на совершенствование организации дорожного движения, исключение дорожного фактора, как условия дорожно-транспортного происшествия [2, с. 65].
Существенной новеллой в реализации дорожного надзора стал принятый в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 248).
Надзор - это управленческая деятельность, которая, способствует исполнению установленных норм, правил, стандартов, направленных на достижение определенных целей ОБДД и эффективного использования автотранспорта [3, с. 5]. Также, В.И. Майоров указывает, что «важную роль в достижении целей, поставленных перед субъектами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм. Контроль одна из важнейших функций государственного управления» [4, с. 250]. В рамках данного исследования не ставится вопрос рассмотрения содержания и отличия понятий «контроль» и «надзор», что достаточно активно обсуждается в научной литературе. «Соотношение разбираемых дефиниций по своему фактическому и юридическому содержанию по-прежнему остается предметом дискуссий» [5, с. 232]. Данные понятия используются в тексте в общеупотребительном смысле и в заданной законодателем форме «надзор (контроль)».
Дорожный надзор является одним из видов государственного надзора, порядок реализация которого определяется положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»2 и принятым во исполнение данного закона подзаконными нормативными правовыми актами3. Административный надзор, в отличие от судебного и прокурорского осуществляют сотни тысяч государственных служащих [6, с. 190]. Исполнение над-
1 Собр. законодательство Рос.Федерации. 2020. № 31. Ст. 5007.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ги(далее - Положения о федеральном государственном контроле (надзоре));.
зорных функций в сфере дорожного надзора в системе МВД России возложено на должностных лиц ГИБДД и участковых уполномоченных полиции. Объектами федерального надзора в ОБДД являются:
а) в рамках п. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 248 деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций: по содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; по проведению строительных, ремонтных и иных работ, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения; по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог.
б) в рамках п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 248: автомобильные дороги, дороги и улицы, железнодорожные переезды, линии электрического транспорта, дорожные сооружения, элементы обустройства4.
Реформа контрольно-надзорной деятельности отнесена к одному из приоритетных направлений стратегического развития страны, в рамках которой планируется обновление всей системы контроля и надзора в государстве с переходом к современной модели, нацеленной на сокращение рисков для жизни и здоровья граждан. Государством ставится задача перейти от количества контрольных мероприятий к риск-ориентированной профилактике вреда правоохра-няемым интересам и на стимулирование добросовестности контролируемых лиц.
Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере5. Так, в сфере безопасности дорожного движения показатели социального риска (число лиц, погибших в ДТП на 100 тысяч населения6) в 2020 г. по территории Российской Федерации составили 10,80. Транспортный риск (число лиц, погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) составил 2,68. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к 2030 г.
4 Положение о федеральном государственном контроле (надзоре).
5 Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 г. № 12). Справочно-правовая система КонсультантПлюс //http://www.consultant.ru/document/ cons (дата обращения: 27.07.2021 г.).
6 Социальный риск рассчитан по данным о численности населения на 01.01.2021 г
показатели риска прогнозируется снизить до 4 и 1,01 соответственно1.
В соответствии с ФЗ № 248 под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах их полномочий посредством выполнения: профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения обязательных требований, выявления нарушений обязательных требований, принятия мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранения последствий обязательных требований, восстановления правового положения, существовавшего до возникновения нарушений обязательных требований.
Закрепленный ФЗ № 248 широкий перечень средств и механизмов профилактической работы позволяют проводить ряд профилактических мероприятий в области безопасности дорожного движения. Так, в соответствии с п. 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре), к видам профилактических мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
Виды контрольных надзорных мероприя-тийдифференцируются в зависимости от присвоенной категории риска и периодичности их проведения. Законодательно определено три вида мероприятий (инспекционный визит, выездная проверка, документарная проверка), которые проводятся в отношении объектов следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный. Относительно объектов надзора с низким риском причинения вреда (ущерба) планирование контрольно-надзорных мероприятий не осуществляется.
Все плановые контрольные (надзорные) мероприятия подлежат согласованию с органами прокуратуры, которые определяют законность включения или не включения в соответствующий план. Внеплановые мероприятия не требуют согласования с прокуратурой, равно как и следующие мероприятия, осуществляемые подразделениями ГИБДД МВД России:
а) проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строи-
тельству и реконструкции автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения2).
б) наблюдения за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства3).
В литературе отмечено, что по оценке специалистов в настоящее время в России действует более 1700 законов и подзаконных актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности дорожного движения. Такая «зарегулирован-ность» практически не дает возможности достичь положения, при котором каждый участник дорожного движения или должностное лицо, связанное с обеспечением безопасности дорожного движения, всегда поступали бы в полном соответствии с совокупностью всех установленных в этой области норм и правил [7, с.81].
Сложившаяся ситуация требует системного анализа и унификации всей совокупности законодательных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов. С вступлением в законную силу одних нормативно-правовых актов и не соответствие им других, вызывает трудности в правоприменительной практике.
Так, правовая регламентация деятельности подразделений дорожного надзора ГИБДД МВД России требует приведения в соответствие всех нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется его деятельность. Полагаем законодательные новеллы позволят сократить риски в сфере дорожного движения, изменить основанный на добросовестности подход поднадзорных субъектов к осуществляемой ими деятельности, а надзорным органам перейти на новый более качественный уровень государственного управления.
1 Показатели состояния безопасности дорожного движения // http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 27.03.2022 г.).
2 Административный регламент дорожного надзора.
3 Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: утв. Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Список литературы:
[1] Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. № 2. С. 113-124.
[2] Головко В.В., Слышалов И.В. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: монография. Омск: Омская академия МВД России. 2017. 192 с.
[3] Беломестных А.А. Понятие и особенности государственного надзора в сфере дорожного движения. Международный научный журнал «Вестник науки». 2019. № 8. С. 4-7.
[4] Майоров В.И. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 5-6. С. 249-
[5] Туровская В.А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской Академии МВД России. 2015. № 3. С. 232-236.
[6] Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. - М.: Норма. 2000.
[7] Полякова С.В. Эффективность административно-правовых норм в сфере дорожного движения // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 3. С. 79-82.
[1] Golovko V.V., Beketov O.I., Majorov V.I. Obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya vgosu-darstvennoj sisteme profilaktiki pravonarushenij // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2016. № 2. S. 113-124.
[2] Golovko V.V., Slyshalov I.V. Administrativnaya deyatel'nost' Gosudarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: monografiya. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii. 2017. 192 s.
[3] Belomestnyh A.A. Ponyatie i osobennosti gosudarstvennogo nadzora v sfere dorozhnogo dvizheniya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal«Vestnik nauki». 2019. № 8. S. 4-7.
[4] Majorov V.I. Gosudarstvennyj kontrol' i nadzor v sfere obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. № 5-6. S. 249-255.
[5] Turovskaya V.A. O novoj koncepcii kontrolya i nadzora (na primere federal'nogo gosudarstvennogo kontrolya i nadzora) // YUridicheskaya nauka i praktika: vestnik Nizhegorodskoj Akademii MVD Rossii. 2015. № 3. S. 232-236.
[6] BahrahD.N. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik dlya vuzov. - M.: Norma. 2000.
[7] PolyakovaS.V. Effektivnost' administrativno-pravovyh norm vsfere dorozhnogo dvizheniya// Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridicheskogo instituta. 2016. № 3. S. 79-82.
255.
Spisok literatury:
ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm^