териев ценности педагогического и управленческого опыта, отработке моделей и механизмов диссеминации ценного педагогического опыта, создании системы общественной экспертизы ценного педагогического опыта, повышении профессиональной компетентности педагогов, получении качественно новых результатов образования. Мы считаем, что разработка и практическая реализация программы диссеминации ценного педагогического опыта учителей на основе партнерско-сетевого взаимодействия, как показала наша практика, во многом способствуют совершенствованию профессиональной компетентности учителей, ориентирует педагогов на непрерывное обучение и саморазвитие.
литература
1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 8 - 14.
2. Диссеминация ценного педагогического опыта в муниципальной системе образования: муниципальная целевая программа (2007 - 2010 г.г.) / М.В. Артюхов, И.А. Горшкова, Е.А. Нагрелли [и др.]. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. 88 с.
3. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: рекомендации для опытноэкспериментальной работы школы / А.Г. Каспар-жак, Л.Ф. Иванова, К.Г. Митрофанов [и др.]; под ред. А.Г. Каспаржака, Л.Ф. Ивановой; Нац. фонд подгот. кадров; Ин-т новых технологий образования. М.: Просвещение, 2004. 416 с.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001. 115с.
Dissemination of pedagogical experience as a means of teachers' competence improvement
The problems of the professional competence's development are touched upon. The programmed approach is called to be a successful condition of competence method's realization. The target program of the dissemination of valuable pedagogical experience in the municipal system of education is suggested being under consideration.
Key words: competence method in education, key competences, professional development, programmed approach, valuable pedagogical experience.
И.С. БАТРАКОВА, А.В. ТРЯПИЦЫН (Санкт-Петербург)
особенности организации занятий в системе повышения квалификации педагогов
Показано, как организованное социальное взаимодействие слушателей на занятиях в системе повышения квалификации педагогических кадров помогает выстроить индивидуальный маршрут непрерывного профессионального образования. Включенный в систему постдипломной подготовки работник всегда может рассчитывать на свой профессиональный потенциал в условиях быстро меняющегося рынка педагогического труда.
Ключевые слова: постдипломное педагогическое образование, социальное взаимодействие преподавателя и слушателей, среда профессионального взаимообогащения, технологии обучения педагогических кадров, решение инновационных задач.
Изменение объективных условий, связанное с социально-экономическим развитием общества, выразилось в усиленном внимании к образованию взрослых. Появление новых и исчезновение ряда старых профессий, быстрое обесценивание знаний потребовали уделить особое внимание в системе непрерывного образования повышению квалификации и переподготовке работающих специалистов.
В непрерывном образовании человек становится активным агентом образовательного процесса, который после получения общего базового и профессионального образования сам решает, какие образовательные учреждения ему необходимы для дальнейшего обучения. В системе непрерывного образования происходит ориентация на образование как на средство для достижения каких-либо значимых для индивида целей и ориентация на образование как самоцель, имеющую самостоятельную ценность, что предполагает предоставление человеку возможности использовать образование как гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала.
Исходя из приведенного суждения, которое раскрывает одну из важнейших ха-
© Батракова И.С., Тряпицын А.В., 2009
рактеристик непрерывного образования, было проведено изучение основных затруднений преподавателей, работающих в системе постдипломного педагогического образования, при реализации идей лич-ностно ориентированного обучения. Анализ результатов анкетирования, собеседований, в которых приняли участие 117 преподавателей из 23 вузов России, позволил сделать вывод о наличии объективной научной проблемы, связанной с разработкой целостной системы технологий обучения педагогических кадров на этапе постдипломного образования.
Исходным для разработки данной системы явилось предположение о том, что ее ядром должны быть технологии организации социального взаимодействия преподавателя и слушателей. Психолого-педагогические исследования в области обучения взрослых (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Г.С. Сухобская) показывают, что позиция взрослого человека по отношению к собственной образовательной деятельности есть позиция активного субъекта, самостоятельно принимающего решение в соответствии со своими внутренними мотивами, ценностями и убеждениями, которые вырабатываются в процессе профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности слушателей в системе постдипломного образования предполагает создание среды профессионального взаимообогащения путем использования технологий организации групповой работы по решению нетиповых (новых, инновационных) профессиональных задач; среды свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями; среды, способствующей раскрытию внутреннего потенциала каждого слушателя.
социальное взаимодействие, возникающее на занятиях при организации групповой работы, позволяет:
• значительно расширить инновационный опыт деятельности каждого слушателя;
• проявить способность педагога к про-блематизации (умение решать и ставить не решенные на настоящий момент проблемы, формировать проектное сознание);
• проявить способность работать в условиях новых ценностно-смысловых отношений в процессе совместного поиска решения рассматриваемой проблемы;
• создать поле эмоционального заражения, усиливающее мотивацию занятий.
Для организации групповой работы со слушателями системы повышения квалификации преподавателю необходимо:
- выбрать значимую для слушателей конкретную профессиональную задачу (проблему);
- отобрать информацию, содержащую указания на способы решения проблемы;
- разработать задания, позволяющие коллективно решать задачу и ориентированные не на конкуренцию, а на кооперацию;
- создать психологически комфортные условия для участников группового решения;
- определить формат оценки результата решения задачи, способствующий мотивации дальнейшего профессионального развития.
Как правило, новые профессиональные задачи, которые рассматриваются на занятиях со слушателями, формулируются в контексте основных направлений модернизации отечественного образования. При этом информация, предоставляемая слушателю в методических материалах, должна познакомить его с изменениями, которые происходят в настоящий момент с предметом анализа; современными подходами в науке и практическим опытом решения задачи; современными методами получения, обработки и анализа информации; методами экспертизы полученного решения.
С этой целью в методические рекомендации слушателям целесообразно включать различные виды научно-педагогических и методических текстов. Известно, что разные люди с различной степенью глубины понимают один и тот же текст. Понимание материала связывается со способностью соотнести рассматриваемое понятие с собственной системой понятий, жизненным опытом. В работе Н.В. Чекалевой [6] приводится ссылка на исследование Н.М. Божко, в результате которого была выявлена зависимость восприятия и оценки научных психолого-педагогических текстов от степени близости их содержания профессиональному и личному опыту читателя. Было установлено, что чем лучше читатель знаком с проблемой и чем в большей степени научный текст связан с его профессиональными интересами, тем заметнее устойчивость и независимость точки зрения читателя от авторской позиции.
Поэтому при групповой работе по решению нетиповых профессиональных задач целесообразно предусмотреть на этапе анализа условия организации работы с научно-педагогическими, методическими и нормативными текстами с целью нахождения суждений, аргументирующих высказываемую в процессе обсуждения собственную позицию. В работах А.А. Брудного, С.А. Васильева, Г.Г. Граник, Л.А. Концевой, Л.П. Доблаева, Н.А. Кузнецовой, Н.П. Локаловой, Е.В. Шувариковой, В.А. Якунина и др. выделены основные приемы работы с текстами, которые могут использоваться на занятиях в системе повышения квалификации педагогических кадров, среди которых:
• выделение значимой для решения задачи информации;
• составление схем, графиков, диаграмм, зарисовок с целью перевода содержания текста в образные представления;
• составление планов, тезисов, показывающих последовательность изложения мыслей в тексте;
• формулирование вопросов по содержанию текста;
• интерпретация содержания текста;
• нахождение примеров, иллюстрирующих основные идеи текста;
• реконструкция текста из нескольких смысловых частей;
• ответы на вопросы по содержанию текста;
• упражнения с терминами и понятиями, использованными в тексте, формулирование критической оценки прочитанного и др.
Примеры приемов работы с научнопедагогическими, методическими и нормативными текстами в логике реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании были разработаны в ходе инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена [3; 4].
современная ориентация всей системы отечественного образования на личность обучающегося обусловливает особый интерес слушателей к решению профессиональных задач, связанных с пониманием особенностей современного культурного типа личности. При обсуждении этого вопроса всегда возникают полярные точки зрения, при этом дискурс обсуждения представляет собой некую коллекцию метафор, сопоставимую с обыден-
ным языком. Именно метафора отражает своеобразие понимания какой-либо проблемы конкретным человеком. Значительную помощь в нахождении таких метафор слушателям может оказать использование на занятиях произведений художественной литературы, поскольку последняя способствует осмыслению ценностных ориентаций учителя в сфере образования, что позволяет осуществлять осознанный выбор способа решения профессиональных задач. В исследовании Ю.С. ^Матросовой [2] предложена следующая методика использования художественной литературы при решении профессиональных задач:
- определение совокупности заданий разных типов с использованием произведений художественной литературы в логике развития профессиональной компетентности (задания, направленные на знакомство с художественными произведениями об учителе и детстве, на понимание педагогических проблем, представленных в художественных текстах, на анализ педагогических проблем, оценку того или иного произведения, применение фрагментов из художественных произведений в обосновании собственной педагогической позиции, на творческое выражение последней, задания смешанного типа);
- определение приемов работы с художественными текстами;
- описание технологий выполнения заданий, предполагающих включение художественной литературы в процесс обучения, в числе которых технологии решения профессиональных задач, анализа конкретных ситуаций, организации проектной деятельности, технология рефлексивного обучения;
- определение критериев выполнения заданий, основными из которых являются полнота раскрытия рассматриваемой проблемы, убедительность аргументации своей позиции, научное обоснование выбора решения профессиональной задачи, корректность высказанного мнения, логичность построения, ясность и выразительность высказываний.
В общий перечень художественных текстов, которые вызывают интерес слушателей, вошли произведения, показывающие разные контексты современного детства. к числу произведений, раскрывающих взаимодействие учителя и ученика, относятся романы и повести на «школьную тему»
(В. Тендряков, В. Распутин, Ф. Искандер, А. Лиханов, Н. Никонов, Ю. Яковлев, Г. Щербакова и др.), произведения современных российских и зарубежных авторов (П. Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», А. Старобинец «Переходный возраст», А. Геласимов «Нежный возраст», «Фокс Малдер похож на свинью», Л. Улицкая «Девочки», Д. Пеннак «Господа дети», Ю. Гордер «Мир Софии», т. Янсон «Летняя книга») и др.
Работа с художественными текстами выявила неожиданную проблему, которая связана с неумением учителей самостоятельно создавать тексты устных выступлений, писать эссе, статьи, посвященные обобщению собственного опыта. Такие задания предполагают личностную оценку с достаточно доказательными позитивными или негативными высказываниями по поводу прочитанного. Не останавливаясь на анализе методик создания таких текстов, которые хорошо известны [1], подчеркнем лишь значимость выделенной проблемы в условиях гуманизации образования.
организация социального взаимодействия в процессе повышения квалификации педагогических кадров способствует построению слушателями индивидуального маршрута дальнейшего профессионального образования и профессиональной (прежде всего - горизонтальной) карьеры в условиях быстро меняющегося рынка педагогического труда. Система повышения квалификации в контексте непрерывного образования должна дать человеку шанс оценить свои интересы, умения и возможности; определить достижения человека, его потенциал, план действий, обеспечивающих его профессиональное развитие. Это обусловливает необходимость использования в системе повышения квалификации технологий развития профессиональной рефлексии слушателей, что позволит педагогу найти ответы на следующие вопросы:
• Чего именно необходимо достигнуть?
• Как это будет происходить?
• С кем необходимо согласовывать план дальнейшего самообразования и развития карьеры?
• Где это будет происходить?
• Когда этот процесс начнется и когда завершится?
Кто будет вовлечен в этот процесс? [5].
Продуктивность указа приведенных в статье технологий обучения педагогических кадров в системе повышения квалификации подтверждается результатами проведенных в 2008 - 2009 гг. на кафедре постдипломного образования РГПУ им. Герцена семинаров, которые характеризуют развитие профессиональной компетентности слушателей:
• высокий уровень умения оценивать и отбирать информацию, создавать на ее основе самостоятельно или в соавторстве новую информацию проявили 64 % слушателей;
• существенно возросло количество слушателей, способных разработать учебно-методический комплекс для конкретной образовательной ступени, включающий в себя разные виды текстов (73%);
• повысилась удовлетворенность от взаимодействия с коллегами из разных образовательных учреждений в процессе групповой работы на занятиях - этот результат отметили практически все слушатели.
О положительных результатах свидетельствует и анализ Portfolio слушателей*, который из нового приема превратился в распространенный документ, охватываю -щий различные аспекты профессиональной деятельности слушателя. Многие слушатели рассматривают Portfolio как основной документ при планировании карьеры и построении дальнейшего индивидуального маршрута в системе непрерывного педагогического образования.
Однако основным показателем продуктивности описанного подхода к построению занятий в системе повышения квалификации мы считаем качество решения слушателем профессиональной задачи. Умение решать задачи определялось по следующим показателям: операционная полнота; наличие вариантов решения; логически непротиворечивое обоснование выбора решения. Максимальная положительная динамика была зафиксирована по такому показателю, как обоснованность выбора решения (до 45%).
В ходе работы использовалась и фокус-групповая методика в сочетании с вклю-
* Portfolio, или дневник, рассматривается нами как «протокол», «летопись» обучения, которая характеризует работу обучающегося и содержит его собственную оценку своей учебной деятельности и профессиональной компетентности.
ченным наблюдением. Реализация данной методики предполагала формирование дискуссионных групп учителей (по 5 - 8 человек) для обсуждения проблемы совершенствования методики проведения занятий. В состав групп вошли учителя с разным жизненным опытом, разной профессиональной компетентностью, разного возраста, имеющие разные точки зрения на обсуждаемую проблему. Результаты работы фокус-групп подтвердили продуктивность группового решения профессиональных задач на основе организации социального взаимодействия с использованием научно-педагогических, методических, нормативных и художественных текстов.
литература
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионо-вой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. С. 369.
2. Матросова Ю.С. Исследования возможностей художественной литературы в становлении мировоззрения будущего педагога / Ю.С. Матросова. СПб., 2009.
3. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учеб.-метод. пособие для преп. высш. шк. / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2009. Ч. I.
4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2009. Часть II.
5. Парслоу Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. СПб.: Питер, 2003. С. 57 - 62.
6. Чекалева Н.В.Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе / Н.В. Чекалева. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. С.176.
Peculiarities of studies' organization in the system of the qualification promotion of teachers
It is showed how the organized audience's social interaction during the studies in the system of the qualification promotion of education employees enables to built up an individual route of continuing professional education. The employer, involved in the system of postgraduate training, can always rely on his professional potential under the conditions of quickly changing market of education labour.
Key words: postgraduate pedagogical education, social interaction of a teacher and the audience, environment of professional mutual enrichment, technologies of learning of education employees, solving of innovation tasks.