Научная статья на тему 'Особенности организации занятий степ-аэробикой с дошкольниками, имеющими ограничения в состоянии здоровья'

Особенности организации занятий степ-аэробикой с дошкольниками, имеющими ограничения в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
491
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ / СТЕП-АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PRESCHOOL CHILDREN WITH OVZ / HEALTH / STEP AEROBICS / PHYSICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Реутова Ольга Викторовна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

Изучены подходы к улучшению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состояния здоровья. Предложено применять степ-аэробику на дополнительных занятиях физическим воспитанием как средство укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны методы обучения техники базовых шагов степ-аэробики и определены нормы нагрузок, направленные на развитие физических качеств детей с разным уровнем физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Реутова Ольга Викторовна, Замашкина Алевтина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CLASSES STEP AEROBICS WITH PRESCHOOLERS HA VE RESTRICTIONS IN HEALTH

The approaches to improving and preserving the health of children ofpreschool age who have deviations in their health status have been studied. It is proposed to use step aerobics in additional physical education classes as a means of improving the health of children with disabilities. The methods of teaching the techniques of basic steps of step aerobics are developed and the norms of loads are determined, aimed at developing the physical qualities of children with different levels ofphysical development.

Текст научной работы на тему «Особенности организации занятий степ-аэробикой с дошкольниками, имеющими ограничения в состоянии здоровья»

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

А.В. Стафеева, О.В. Реутова, А.Е. Замашкина

Изучены подходы к улучшению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состояния здоровья. Предложено применять степ-аэробику на дополнительных занятиях физическим воспитанием как средство укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны методы обучения техники базовых шагов степ-аэробики и определены нормы нагрузок, направленные на развитие физических качеств детей с разным уровнем физического развития.

Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, здоровье, степ-аэробика, физическая подготовленность.

Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма, повышенной чувствительности к влияниям социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются моторные умения и навыки, развиваются двигательные способности [3, 5].

В настоящее время проблема формирования сохранения здоровья у дошкольников связана с группой следующих противоречий между:

- различной картиной здоровья в группе и единым содержанием, а также фронтальной формой содержания занятий [5];

- разной динамикой сенситивных периодов развития и единой программой их развития в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);

- возрастным количеством детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ и повышением требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к уровню развития компонентов здоровья [2].

Согласно ФГОС дошкольного образования одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений является сохранение здоровья и повышение физической подготовленности дошкольников. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения применяют различные подходы к улучшению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста. Так, широко применяются такие средства, как массаж и пальчиковая гимнастика, «тропинки здоровья» и обтирание «варежкой» в игровой форме [3]. Имеется опыт объединения занятий по физическому воспитанию с занятиями логоритмикой,

включающей в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, а также включения занятий с элементами различных видов спорта, таких, как футбол, баскетбол, теннис и др. [1].

По данным авторов, все эти формы оказывают положительное влияние на здоровье детей, но не в полной мере обеспечивают дифференцированный подход при условии занятий детей с различным уровнем физического состояния и ограниченными возможностями здоровья [4, 6].

Одним из эффективных средств в решении задач повышения двигательной активности и функциональных возможностей организма дошкольников, по нашему мнению, является занятия степ-аэробикой. В последние годы увеличился арсенал средств фитнес-технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях, которые можно использовать на физкультурных занятиях и других оздоро -вительных мероприятиях. Большой популярностью пользуются занятия степ-аэробикой.

Степ-аэробика - это комплекс танцевальных упражнений, выполняющихся на специальной платформе под танцевальную музыку [4]. Особенности степ-аэробики заключаются в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость. Музыкальная мелодия, грамотно подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховой анализатор запоминает движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную культуру, закрепляет привычку двигаться ритмично, грациозно и красиво.

Овладевая новыми все более сложными движениями под музыкальное сопровождение, дети стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности [1, 4]. Несмотря на целый ряд исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, недостаточно практических разработок и методических рекомендаций по применению средств степ-аэробики в детских садах. В связи с этим мы считаем актуальной проблему выявления методических особенностей применения средств степ-аэробики в процессе физического воспитания у дошкольников, которые бы способствовали сохранению и укреплению здоровья, формированию у занимающихся потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется в ДОУ №.442 г. Нижнего Новгорода в течение трех лет и уже имеется опыт в организации и методическом обеспечении таких занятий с детьми различного уровня физического состояния, в том числе имеющих ОВЗ.

В настоящее время в ДОУ №.442 функционирует шесть групп с фактической наполняемостью 160 детей, из них 40 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 20 детей имеют инвалидность. Выделяются группы общеразвивающей направленности: 2-я младшая группа с 3 до 4 лет; средняя группа с 4 до 5 лет; старшая группа с 5 до 6 лет; подготовительная группа с 6 до 7 лет. Группы компенсирующей направленности: для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени от 3 до 7 лет; для детей со сложным дефектом развития (два и более дефекта в психическом и (или) физическом развитии) кратковременного пребывания.

Группа комбинированной направленности: для детей с задержкой психического развития и речи от 5 до 7 лет, у которых также наблюдаются такие заболевания, как остроневрологический синдром, малая мозговая деятельность (ММД), энцефалопатия, сколиотическая осанка.

Занятия степ-аэробикой в ДОУ №. 442 организовано для детей 5-7 лет в рамках дополнительных услуг и проводятся не только с учетом возраста и состояния здоровья детей, но и с учетом состояния здоровья детей, имеющих различные отклонения, в том числе психического характера.

Степ-аэробика для детей - это целый комплекс различных упражнений по темпу и интенсивности, направленный на включение в работу всех основных крупных мышечных групп, основанный на ритмичных подъемах и спусках на специальную платформу - степ. Это разновидность танцевальной аэробики, где движения выполняются под ритмичную музыку и сочетаются с движениями различными частями тела (руками, головой, ногами) [6].

Движения в степ-аэробике очень разнообразны и интересны, в них много элементов, которые выполняются в сочетании с движениями руками на спусках и подъемах. В результате систематических занятий степ-аэробикой дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные точные движения.

На занятиях по степ-аэробике решаются задачи по укреплению здоровья, повышению работоспособности и двигательной активности; развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развитию чувства товарищества, взаимопомощи.

Занятия степ-аэробикой как группы общеразвивающей направленности, так и группы комбинированной направленности проводятся в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера, продолжительностью 30 мин во второй половине дня. Группы сформированы по желанию детей и их родителей, поэтому в группах занимаются дети с различным уровнем физической подготовленности и

состояния здоровья. Наполняемость группы общеразвивающей направленности 15 чел., группы комбинированной направленности -12 чел.

Существенным различием в содержании и организации занятий по степ-аэробике с детьми основной группы и имеющими ограниченные возможности здоровья являются используемые методы обучения техники базовых шагов степ-аэробики и нагрузки, направленной на развитие физических качеств. Так, на занятиях с детьми основной и подготовительной медицинской группы (группы общеразвивающей направленности) в подготовительной части планируются различные виды ходьбы и бега, нагрузка постепенно повышается до ЧСС 130 уд/мин, то есть не выходит за пределы аэробной зоны. Продолжительность подготовительной части занятия составляет 20-25 % от общего времени занятия. В начале основной части занятия изучаются и отрабатываются базовые шаги, танцевальные связки с наклонами и приседаниями. Обучение новым элементам занимает 4-5 занятий. Работа проходит на ЧСС 150-160 уд/мин, поддерживается высокий темп. В конце занятия активность постепенно снижается. Выполняются упражнения в партере на подвижность в различных суставах и стретчинг для растягивания и эластичность мышц.

Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья начинаются с игр малой подвижности, направленные на активизацию внимания, построение и перестроения. Игры применяются с речитативом. Различные виды ходьбы и бега сопровождаются образными описаниями: ходьба гусиным шагом, «побежали жучки-паучки» и т. п. Продолжительность подготовительной части занятия составляет 30-35 %, ЧСС 120 уд/мин. В основной части занятия осуществляется обучение новому элементу, если ребенок не уверен в себе, выполняется упражнение с ошибками, применяется «проведение по движению». Обучение новому элементу занимает 7-8 занятий, больше время уделяется на подводящие упражнения и темп выполнения средний. Хорошо освоенные движения выполняются в высоком темпе, ЧСС 140-150 уд/мин, затем рекомендуются отдых и дыхательные упражнения. В заключительной части занятия дети выполняют упражнения на гибкость и расслабление мышечных групп.

Таким образом, дифференцированный подход к содержанию и организации тренировочных занятий степ-аэробикой обеспечивают тренировочный эффект для всех детей, независимо от их состояния здоровья, способствуют повышению адаптационных возможностей организма, исходя из индивидуальных показателей физического и психического состояния.

Занятия степ-аэробикой является средством преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья. В этой связи целесообразный подбор и рациональное использование степ-платформ

способствует у детей с ОВЗ формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.

Дети, посещающие занятия по степ-аэробике, активно и с удовольствием принимают участие в показательных выступлениях на праздниках и утренниках. Занятия степ-аэробикой благоприятно влияют не только на эмоциональную окраску деятельности (дети с радостью посещают занятия и ждут их), а также на развитие физических способностей и качеств, таких, как скоростно-силовые, координационные и гибкость.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные методические особенности применения средств степ-аэробики в процессе физического воспитания дошкольников с ОВЗ можно использовать на занятиях физической культуры в детских садах, центрах развития ребенка, а также в физкультурно-оздоровительных учреждениях на занятиях детским фитнесом.

Список литературы

1. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http: // vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-psikhologicheskogo-razvitiya-doshkolni/ (дата обращения: 22.03.2017).

2. Грязнов И.Ю., Стафеева А.В., Демахина И.С. Организация и содержание общей физической подготовки в спортивно-оздоровительных группах детско-юношеского центра // Физическая культура, спорт, здоровье. 2014. № 24. С. 144-146.

3. Кипчаков Б.Б. Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры // Молодой ученый. 2010. №7. С. 325-330.

4. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: метод. рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2013. 176 с.

5. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http: // vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/755 (дата обращения: 12.10.2018).

6. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука. 2015. № 1(3). С. 87.

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiya@, yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина (Мининский университет),

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, olya.reutova2013@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина (Мининский университет),

Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрантка, olya.reutova2013@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CLASSES STEP AEROBICS WITH PRESCHOOLERS HA VE RESTRICTIONS IN HEALTH

A.V. Stafeeva, O.V. Reutova, A.E. Zamashkina

The approaches to improving and preserving the health of children ofpreschool age who have deviations in their health status have been studied. It is proposed to use step aerobics in additional physical education classes as a means of improving the health of children with disabilities. The methods of teaching the techniques of basic steps of step aerobics are developed and the norms of loads are determined, aimed at developing the physical qualities of children with different levels ofphysical development.

Key words: preschool children with OVZ, health, step aerobics, physical preparedness.

Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffanastasiya@,yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University),

Reutova Olga Viktorovna, senior lecturer, olya.reutova2013@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University),

Zamashkina Alevtina Evgenievna, master's student, olya.reutova2013@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University)

Reference

1. Andreeva A.D. Osobennosti psihologicheskogo razvitiya doshkol'nikov v sovremennyh civilizacionnyh usloviyah // Vestnik Mininskogo universiteta. 2013. № 2. [Elektronnyj resurs]. URL: http: // vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-psikhologicheskogo-razvitiya-doshkolni/ (data obrashcheniya: 22.03.2017).

2. Gryaznov I.Yu., Stafeeva A.V., Demahina I.S. Organizaciya i soderzhanie obshchej fizicheskoj podgotovki v sportivno-ozdorovitel'nyh gruppah detsko-yunosheskogo centra // Fizicheskaya kul'tura, sport, zdorov'e. 2014. № 24. S. 144-146.

3. Kipchakov B.B. Osobennosti metodiki primeneniya podvizhnyh igr s elementami edinoborstv na urokah fizicheskoj kul'tury // Molodoj uchenyj. 2010. №7. S. 325-330.

4. ТагаБоуа Т.А. Коп1хоГ ГшсИевк^о БоБШуап1уа ёе1е] ёо8ИкоГпо§о У02гав1а: те1оё. гекошепёасИ ё1уа гикоуоёкек] 1 реёа§о§оу БОИ. М.: ТС БГега, 2013. 176 б.

5. СЬе1покоуа Е.А., А§аеу КБ., ТуитаБеуа 2.1. Еогт1гоуап1е тойуас11 Б^епШу к 2апуайуат ГшЛеБ^ ки1'1иго] 1 БроЛот у ууБвЬе] вЬко1е // Уев1шк М1п1пвко§о universiteta. 2018. Т. 6. № 1. [Е1еЙхоппу] resurs]. Ц^: http: // уеБШ1к.т1п1пип1уег.ги/ jouг/aгt1c1e/у1ew/755 (ёа!а оЬга8ксЬеп1уа: 12.10.2018).

6. СЫтагоу VI. О strategicheskih oг1ent1гah Гогт1гоуап1уа 2ёогоу'уа detej у obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Obrazovanie i пайка. 2015. № 1(3). S. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.