ЩЦ
УДК 373.2.01
СТЕП-АЭРОБИКА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАЦГЫРУ»
Ацдатпа
Мацалада мектепке дешнп жастагы балалардын, денсаулыгын сацтау жэне ныгайту ц^ралы ретiнде «степ-аэробика» технологиясы царастырлады. Степ-аэ-робиканын, артыцшылыцтарына негiздеме берiлiп, са-бац мiндеттерi мен формалары аныцталады, степ-аэробика бойынша сабацты ^йымдастыру алгоритмiне мысал келтiрiледi.
Аннотация
В статье рассматривается технология «степ-аэробики» как средство развития и сохранения здоровья дошкольников. Обоснованы преимущества степ-аэробики, определены задачи и формы занятий, показан алгоритм организации занятия по степ-аэробики.
Annotation
The article considers the technology "step aerobics" as a means of development and preservation of pre-school children's health. The advantages of step aerobics are presented, tasks and forms of classes are determined, the algorithm of organization of step aerobics classes is shown.
Дошкольный возраст - решающий фундамент физического и психического здоровья детей. В наше время проблема здоровья детей - очень актуальна. Она волнует не только родителей, но и нас, педагогов. Поэтому я выбрала технологию «степ-аэробика» как средство развития и сохранения здоровья дошкольников в условиях реализации Программы «Рухани жацгыру».
Степ-аэробика для детей - это целый комплекс упражнений, различных по темпу и интенсивности. В процессе выполнения упражнений работают все группы мышц и суставов. Степ-аэробика - это ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы - степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями разных частей
Керлин И.В.,
ясли-сад № 9, г. Костанай
Неггзгг свздер: мектепке deuimi жастагы балалар, степ-аэробика, жаттыгу, стептер, музыка, денсау-лыц
Ключевые слова: дошкольники, степ-аэробика, упражнение, степы, музыка, здоровье.
Keywords: pre-school children, step-aerobics, exercise, steps, music, health.
t* К X
ш
О
«
о с о
1-4
W
3
2
с н о
п о
с *
S
X
<с н s с о о m
ш
ч
W О о. С
ш
X -а
Н *
С
щц
X
ш
ч
о
«
о с о
1-4
м ^
2
<
н
о
£ «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. С
ш л X -а
£
н *
с
тела. Степ-аэробика, привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие детей, их жизненный тонус.
В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика - культура интересная и разнообразная. В движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий степ -аэробикой дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
• в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25-35 минут;
• как часть занятия продолжительностью от 10 до 15 минут;
• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
• в показательных выступлениях детей на праздниках;
• как степ-развлечение.
Занятия по степ - аэробике решают следующие задачи:
• способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
• повышают работоспособность и двигательную активность;
• формируют правильную осанку;
• содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем;
• развивают потребность в систематических занятиях спортом;
• развивают двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
• развивают чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
• способствуют улучшению психического состояния, снятию стрессов;
• формируют навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
• развивают чувство уверенности в себе;
• воспитывают умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
• развивают чувство товарищества, взаимопомощи;
• воспитывает коллективизм через синхронные коллективные движения.
Степ-аэробика уникальна в своем роде. Нам не пришлось приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно было самого минимума, который состоит из шаговой скамейки, которую можно изготовить своими руками. Родителей увлекли наши с детьми занятия со степами, и они откликнулись на нашу просьбу, смастерили для детей индивидуальные деревянные снаряды - степы, которые я использую на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Учебную деятельность со степами я начала с простых, но важных правил:
• подъем на платформу надо осу-
П
ществлять за счет работы ног, а не спины;
• ступню ставить на платформу полностью;
• спину всегда держать прямо;
• не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;
• шагать нужно вперед с пятки, назад с носка;
• при спуске с платформы пятки следует прижимать на пол;
• стараться не смотреть на ногу, это нарушит осанку и может повлечь за собой травму.
Повреждения могут быть следствием слишком сильного толчка ногой либо неправильного размещения стопы. Чтобы этого не произошло, для занятий степ-аэробикой необходима комфортная обувь с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа. Для степ-аэробики, кроме наличия шаговой платформы, необходима музыка, которую я подбираю, обращая внимание на возрастные особенности детей и их желания, это доставляет малышам большое удовольствие.
Степ-аэробика дает возможность совместить развитие внутреннего и внешнего облика человека. Каким образом? Выбирая для упражнений любимую музыку детей, мы заботимся о пище для души. Выполняя физические упражнения, приводим в движение тело и заставляем его жить новой яркой, интересной жизнью.
Музыка на занятиях со степами должна быть яркой, веселой. Желательно использовать знакомые, наиболее любимые мелодии, потому что даже на подсознательном уровне человек невольно следует музыкальному ритму. Конечно, можно использовать
современную эстрадную музыку или инструментальную. Самое главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.
Я организую коллективные занятия с детьми, которые сопровождаются музыкой, такая образовательная деятельность воспринимается детьми гораздо лучше, повышает их эмоциональность. Выполняя упражнения со степами, дети не чувствуют себя неуверенно, даже если не всё получается. Детские упражнения я выстраиваю, опираясь на схему, делаю их доступными, интересными, стремлюсь к тому, чтобы они приносили радость. Но при этом нужно помнить, что дети быстро утомляются и не могут долго делать однообразные движения. Значит, необходимо разнообразить упражнения и положения, постепенно менять темп их выполнения.
У детей дошкольного возраста мышление развито еще очень слабо. Поэтому для большего интереса каждому упражнению в комплексе даётся подходящее название. Легче всего ребенок освоит и запомнит такие упражнения, которые в его воображении будут создавать какой-то конкретный зрительный образ. Аэробика для детей должна носить ярко выраженный игровой характер. Или можно осваивать степ-аэробику, изображая животных, имитируя их движения. Такие моменты доставляют детям огромную радость. Бодрость и положительный эмоциональный заряд детям будут обеспечены!
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего ребёнок только на занятиях по физической культуре может дать волю энергии, заложенной в нём, но этого,
К
х
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м ^
2
с н
о «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. X
ш
X -а
¡3
Н *
С
X
ш
ч
о
«
о
X
о
1-4
м ^
2
<
н
о
£ о
X *
X
X
<с н
X
X о о т
ш
ч
РЧ
О о. X
ш л X -а
£
н *
с
конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. А малоподвижный образ жизни вреден для детского здоровья. Вот почему я в своей работе стала применять занятия аэробикой, в частности степ-аэробикой. В процессе ОУД дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретая навыки грациозных движений. Дети охотно с танцами на степах участвуют в концертных выступлениях, учатся быть дружными, целеустремлёнными. У детей, занимающихся степ-аэробикой, повысились адаптивные возможности организма. Я считаю, это произошло благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям, музыкальному сопровождению. И вообще, степ-аэробика - это стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым.
Считается, что упражнения на степах помогут сформировать у ребенка мотивацию к здоровому образу жизни, развить чувство ритма, сформирует интерес к собственным движениям, а самое главное - снизить заболеваемость дошкольников.
Может кто-то и скажет, что математика важнее, чем танцы на степах, но я придерживаюсь такого мнения, что эмоциональные, любознательные, способные физически и духовно развитые
дети, любящие жизнь, умеющие общаться со сверстниками, будут лучше усваивать знания по математике и будут здоровым поколением нашей страны.
Президент Н. А. Назарбаев говорит о том, что личность гражданина Казахстана должна быть всесторонне развита. И я согласна, что все в человеке должно быть прекрасно: и душа, и тело, тогда и в стране будет порядок, мир и покой.
ЛИТЕРАТУРА
1.Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005.
2.Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008.
3.Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005.
4.Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №4, 2009.
5.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. - М., 2012.
6.«Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/ 01/2011.
7.Степ-аэробика / журнал «Здоровье - спорт» №2, 2010.
8.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие. - СП. Детство-пресс, 2000.