Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья дошкольника в условиях педагогического партнёрства с семьей'

Формирование культуры здоровья дошкольника в условиях педагогического партнёрства с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА / СЕМЕЙНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ТЕННИСА / CULTURE OF HEALTH OF THE PRESCHOOL CHILD / FAMILY PHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL INTEGRATION / TENNIS POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замашкина Алевтина Евгеньевна, Быстрицкая Елена Витальевна, Реутова Ольга Викторовна

Представлен опыт по созданию системы педагогического партнерства детского сада и семьи по решению проблемы формирования культуры здоровья дошкольника. Выявлены методические принципы интеграции и педагогические основы формирования культуры здоровья дошкольников. Определены преимущества тенниса как содержательной основы оздоровительной программы для дошкольников 3-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замашкина Алевтина Евгеньевна, Быстрицкая Елена Витальевна, Реутова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMA TION OF CULTURE OF HEALTH OF THE PRESCHOOL CHILD IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL PARTNERSHIP WITH FAMILY

The experience of creating a system of pedagogical partnership of kindergarten and family to solve the problem of forming a preschooler health culture is presented. Methodological principles of integration and pedagogical foundations of the formation of a culture of health of preschoolers are revealed. The advantages of tennis as a substantive basis for a recreational program for preschoolers aged 3-5 years are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья дошкольника в условиях педагогического партнёрства с семьей»

УДК 796.011:373.2

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА С СЕМЬЕЙ

А.Е. Замашкина, Е.В. Быстрицкая, О.В. Реутова

Представлен опыт по созданию системы педагогического партнерства детского сада и семьи по решению проблемы формирования культуры здоровья дошкольника. Выявлены методические принципы интеграции и педагогические основы формирования культуры здоровья дошкольников. Определены преимущества тенниса как содержательной основы оздоровительной программы для дошкольников 3-5 лет.

Ключевые слова: культура здоровья дошкольника, семейное физическое воспитание, образовательная интеграция, потенциал тенниса.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому необходимо разработать теоретические основы, методические принципы и образовательные технологии, которые позволяют создать условия пропедевтического формирования культуры здоровья как имманентно присущей человеку потребности, реализация которой обеспечит готовность к овладению новыми видами деятельности к социальному функционированию. Задача раннего формирования культуры здоровья в настоящий момент особенно актуальна.

Для решения указанной проблемы существуют образовательные программы, которые чаще всего ориентированы на старший дошкольный возраст и в качестве критериев в них представлены показатели интеллектуальной, физической, психологической и социальной готовности к школе. Большая часть программ реализуется педагогами дошкольной организации и школы при дозированной помощи родителей. Такая помощь в большей степени оказывается в направлении материально-технического процесса воспитания, в выполнении домашних заданий интеллектуально -образовательного плана, а также в вопросах подготовки и реализации социально значимых воспитательных событий. В наименьшей степени сотрудничество педагогов и родителей проявляется в вопросах формирования и сохранения физического и психического здоровья ребенка. В этом теоретики и практики дошкольного образования видят нереализованный потенциал педагогики сотрудничества в стенах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Следует также отметить, что процедуру подготовки ребенка к обучению в школе в познавательном и социальном плане рекомендуется начинать в тот период, когда психологические структуры ребенка готовы к восприятию новых новообразований, то есть в подготовительной группе

детского сада [1, 2]. Как отмечали другие исследователи, физиологическую и оздоровительную подготовку к школе начинать в подготовительной группе уже поздно, поэтому такую работу в ДОУ следует проводить с 3-летнего возраста [3, 4].

Однако для привлечения дошкольников к здоровому образу жизни используются физкультурные занятия, базирующиеся на содержании общей физической подготовки без включения дошкольников в среду конкурентной спортивной деятельности и зрелищной эмоционально окрашенной спортивной событийности. Выполнить такую работу без привлечения отдельных элементов видов спорта, преимущественно олимпийских, не представляется возможным. На основании вышеизложенного была разработана и апробирована авторская программа «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет» на базе МБДОУ № 134 г. Дзержинска Нижегородской области в рамках деятельности экспериментальной площадки. В качестве универсального средства, расширяющего арсенал культуры здоровья дошкольников, предложено использовать элементы тенниса, обладающие несомненным, разноплановым потенциалом в отношении оздоровления как самих воспитанников, так и их семей.

В программе были заложены две части направлений деятельности: первая реализовывалась в стенах ДОУ в структуре образовательного процесса, вторая - в системе патронажа семейного физического воспитания дошкольников. Главным эффектом должно быть достижение образовательной интеграции усилий детей, родителей и педагогов, - это гармонизация и комплексный характер деятельности по формированию культуры здоровья дошкольников.

Основные направления проекта:

- изучить, обобщить и систематизировать научно-теоретические и методические основы взаимодействия педагогов по физической культуре с семьей в вопросах формирования культуры здоровья дошкольника и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни с применением технологий оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физической культуры с элементами тенниса;

- создать условия для оптимальной реализации программы формирования культуры здоровья дошкольника на физкультурных занятиях с элементами тенниса;

- сформировать у детей устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и двигательной активности с элементами тенниса в условиях семейного физического воспитания;

- повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах сотрудничества с родителями по физическому воспитанию дошкольников, формированию здорового образа жизни семьи, применению новых методик здорового образа жизни и физкультурных занятий с элементами тенниса;

- провести просветительскую работу по повышению компетентности родителей в отношении формирования культуры здоровья ребенка в условиях здорового образа жизни семьи;

- разработать и апробировать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет» с включением компонента по патронажу семейного физического воспитания дошкольников и сопровождению процесса формирования культуры здоровья ребенка;

- популяризировать инновационный опыт формирования культуры здоровья дошкольников 3-5 лет в условиях образовательной организации, а также в структуре патронажа семейного физического воспитания с элементами тенниса.

Результатом всех направлений являются достижения определенного уровня контрольных занятий как интегрального показателя их образовательного и социального потенциалов.

Компонентами культуры здоровья в дошкольном возрасте являются:

- устойчивая мотивация к здоровому образу жизни, ориентированная на достижение успеха, а не на избежание неудачи;

- осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом;

- достаточный арсенал средств физической культуры для организации здорового досуга;

- осознание своих способностей к занятиям отдельными видами спорта и занятия ими в структуре дня;

- формирование познавательного интереса к поиску и применение информации о здоровом образе жизни и спортивной деятельности.

Культура здоровья в любой возрастной группе проявляется в постановке задач оздоровления и спортивного совершенствования и их достижения доступными средствами. Как показала практика и как подтвердили ряд ученых [5], формирование культуры здоровья дошкольников и основ других видов культуры возможно при согласовании усилий профессионалов-педагогов, а также непрофессионалов-родителей дошкольников при условии отсутствия конфликта интересов между этими двумя референтными для ребенка субъектами, а также при нивелировании когнитивного диссонанса между их требованиями и воздействиями.

Именно поэтому в программе «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет» существует отдельное направление патронажа системы семейного физического воспитания дошкольников со стороны специалистов образовательной организации.

Как отмечает ряд исследователей [6], знакомство дошкольников и младших школьников с основами разных видов спорта единовременно проводит к разгармонизации спортивных и предспортивных интересов и

склонностей ребенка, снижает адекватность его самооценки и уменьшает уровень его притязаний в отношении спорта и здоровья формирующих технологий. Таким образом, в программе деятельности экспериментальной площадки положено ознакомление дошкольников и их родителей с основами здорового образа жизни на основании одного вида спорта -тенниса. При этом выбор тенниса в качестве технологической и содержательной основы решение задачи формирования культуры здоровья дошкольников не случаен, поскольку, как указывают Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, А.М. Скородумова, теннис обладает значительным потенциалом в развитии координационных способности детей, их гибкости и скоростных качеств. Кроме того, проработка большого количества мышечных групп, развитие кровеносной и дыхательной систем происходит на базе небольшого и доступного даже для маленьких детей арсенала двигательных действий. Это позволяет достичь оптимального уровня здоровья, что является базисом успешности всех видов деятельности и индикатором качества жизни.

Теннис является универсальным средством ведения досуговой деятельности как в детском коллективе, так и в семье. Организовать занятия теннисом по адаптированным правилам и адаптированным инвентарем способны даже родители, прошедшие подготовку в рамках деятельности эксперимент-площадки. Всесезонность тенниса и возможность его адаптации к условиям зала и открытых площадок также расширяют границы его применимости в отношении формирования культуры здоровья дошкольников.

Следует также отметить контрольно-диагностический потенциал элементов тенниса, поскольку выполнение детьми двигательных действий, конституирующих данный вид спорта, может показать специалистам качественные характеристики одаренности ребенка не только к теннису, но и другим видам спорта, что позволяет провести эффективную селекционную работу.

Занятия по программе «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет» осуществляются в групповой и индивидуальной формах. Это способствует, с одной стороны, развитию инициативы, самостоятельности, целеустремленности, а также его стрессоустойчивости в условиях соревновательной деятельности, а, с другой стороны, способствует формированию детского коллектива и расширению социального взаимодействия семьи на основа -нии общности интересов к занятиям двигательной активности, в частности теннисом, и повышает уровень психологической и социальной готовности к учебной деятельности.

Именно поэтому детский сад должен стать «школой здорового образа жизни» не только для детей, но и для их родителей. Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка, необходимо создать благоприятную среду не только в образовательной организации, но

и в семье. Психологи указывают, что устоявшийся семейный уклад определяет отношение дошкольника ко многим сферам жизни, в том числе и физическим упражнениям, спорту, способствует развитию жизненной активности. Однако прямое вмешательство профессионалов-педагогов в систему физического воспитания дошкольника является неприемлемым. Поэтому в программе предусмотрен непрямой патронаж процесса формирования культуры здоровья дошкольника в условиях семьи со стороны образовательной организации через систему консультаций в онлайн- и офлайн-режиме, через обратную связь в рамках интерактивного пособия «Знакомьтесь - ваш ребенок», а также через систему воспитательных событий физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой направленностей.

Поэтому совместная работа педагогического коллектива дошкольного учреждения и родительской общественности даст возможность формирования культуры здоровья дошкольников в условиях физического воспитания в семье с элементами тенниса.

Нормативно-правовой базой деятельности экспериментальной площадки является ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образователь -ного стандарта дошкольного образования»). Так, ФГОС в качестве основной цели дошкольного образования определяет: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующего возраста виду деятельности. Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации деятельности по проблеме формирования культуры здоровья дошкольников в условиях семейного физического воспитания, а также средствами физической подготовки с элементами тенниса в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-оздоровительной направленности «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет». Данная системная и целенаправленная работа обеспечит решение приоритетной задачи ФГОС: «Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Результатом экспериментальной деятельности МБДОУ станет разработка и реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Основы тенниса для дошкольников 3-5 лет» с целью оптимальной реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования образовательных учреждений Ниже -городской области и других регионов страны.

В ходе реализации программы также будут сформированы и апробированы:

- биомеханическая карта двигательных действий, необходимых к усвоению дошкольниками в целях их физического, психического и социального здоровья;

- критерии и методики диагностики эффективности формирования следующих компонентов культуры здоровья дошкольников: устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, арсенала средств физической культуры для организации здорового досуга, уровня осознания своих способностей к занятиям отдельными видами спорта и уровня познавательного интереса к поиску и применения информации о здоровом образе жизни и спортивной деятельности на основании средств элементов тенниса;

- технологическая карта взаимодействия образовательной организации и семьи в вопросах здорового образа жизни дошкольника;

- программа консультативно-просветительской деятельности по отношению к родителям дошкольников по вопросам формирования культуры здоровья в семье.

Список литературы

1. Rhizome-modular teaching of students as a basis of their professional creative self-consciousness formation / E.V. Bystritskaya [ect] // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 2. С. 85-94.

2. Григорьева Е.Л., Мусин О.О. К проблеме включения младших школьников в поликультурное образовательное пространство // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. статей I Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2015. С. 48-54.

3. Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Влияние эмоционального взаимодействия матери на самоотношение старшего дошкольника // Вестник Мининского университета. 2017. № 1(18). С. 18.

4. Данилова Е.Е. Психолого-педагогические проблемы взрослых участников образовательного процесса (учителей и родителей) в контексте реформы российской школы // Вестник Мининского университета. 2017. № 3(20). С. 16.

5. Петров П.К. Экспериментальная площадка «Совершенствование системы подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта в Удмуртской республике» // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. статей IV Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2018. С. 52-57.

6. Деркач А.А. Об актуальных и перспективных исследованиях в сфере личностно-профессионального развития человека // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 19-20.

Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрантка, 89202585383@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Быстрицкая Елена Витальевна, д-р пед. наук, проф., oldlady@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, olya.reutova2013@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

FORMA TION OF CULTURE OF HEALTH OF THE PRESCHOOL CHILD IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL PARTNERSHIP WITH FAMILY

A.E. Zamashkina, E. V. Bystritskaya, O. V. Reutova

The experience of creating a system of pedagogical partnership of kindergarten and family to solve the problem of forming a preschooler health culture is presented. Methodological principles of integration and pedagogical foundations of the formation of a culture of health of preschoolers are revealed. The advantages of tennis as a substantive basis for a recreational program for preschoolers aged 3-5 years are determined.

Key words: culture of health of the preschool child, family physical training, educational integration, tennis potential.

Zamashkina Alevtina Evgenyevna, undergraduate, 89202585383@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, professor, oldlady@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Reutova Olga Viktorovna, senior teacher, olya.reutova2013@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Reference

1. Rhizome-modular teaching of students as a basis of their professional creative self-consciousness formation / E.V. Bystritskaya [ect] // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 2. S. 85-94.

2. Grigor'eva E.L., Musin O.O. K probleme vklyucheniya mladshih shkol'nikov v polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo // Antropnye obrazovatel'nye tekhnologii v sfere fizicheskoj kul'tury: sbornik statej I Vseros. nauch.-prakt. konf. N.Novgorod: Mininskij universitet, 2015. S. 48-54.

3. Suvorova O.V., Cheremisova I.V., Mamonova E.B. Vliyanie emocional'nogo vzaimodejstviya materi na samootnoshenie starshego doshkol'nika // Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. № 1(18). S. 18.

4. Danilova E.E. Psihologo-pedagogicheskie problemy vzroslyh uchastnikov obrazovatel'nogo processa (uchitelej i roditelej) v kontekste reformy rossijskoj shkoly // Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. № 3(20). S. 16.

5. РЙГОУ Р.К. ЕкврепшеШлГпауа рЬвИсЬаёка «БоуегеЬеш^оуаше 81в1ешу роё§о1оук1 каёгоу ё1уа ой^11 Г121сЬе8ко] киГШгу 1 Брог1а V Шшш1зко] геБриЬНке» // Лйгорпуе оЬга2оуа1е1'пуе 1екЬпо1о§11 у БГеге Г121сЬе8ко] киГШгу: БЬогп1к Б1а1е] IV Vseгos. паисЬ.-ргак! коп£ МКоу§огоё, 2018. Б. 52-57.

6. БегкасЬ Л.Л. ОЬ акиаГпуЬ 1 регерекйупуИ 1ss1edovan1yah у sfeгe 11chnostno-pгofess1ona1'nogo razvitiya cheloveka // Razvitie professionalizma. 2016. № 1. S. 19-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.