Научная статья на тему 'Физическое развитие детей дошкольного возраста средствами аэробики: программа и условия реализации'

Физическое развитие детей дошкольного возраста средствами аэробики: программа и условия реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСЛОВИЯ / ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АЭРОБИКА / PRESCHOOLERS / PHYSICAL EDUCATION / CONDITIONS / PHYSICAL EDUCATION PROGRAM / AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Светлана Васильевна, Романова Светлана Павловна

В статье показана необходимость активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами. Рассматривается влияние средств аэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста, описываются программа физического развития детей данного возраста средствами аэробики и основные условия ее реализации. Представлены доказательства ее результативности и целесообразности применения в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Светлана Васильевна, Романова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF AEROBICS: CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION

The article shows the need to intensify the process of physical education of preschoolers by filling it with new contents, methods and means. Besides, the article considers the influence of aerobic exercises on the physical development of preschoolers, describes the program of physical education of children of this age by means of aerobics and the basic conditions for its implementation. The article presents the evidence of its effectiveness and the expediency of its use in the pedagogical practice of a preschool institution.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие детей дошкольного возраста средствами аэробики: программа и условия реализации»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ: ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF AEROBICS: CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION

СВ. Никитина, С.П. Романова

S.V. Nikitina, S.P. Romanova

Дети дошкольного возраста, физическое развитие, условия, программа физического развития, аэробика. В статье показана необходимость активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами, Рассматривается влияние средств аэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста, описываются программа физического развития детей данного возраста средствами аэробики и основные условия ее реализации. Представлены доказательства ее результативности и целесообразности применения в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Preschoolers, physical education, conditions, physical education program, aerobics. The article shows the need to intensify the process of physical education of preschoolers by filling it with new contents, methods and means. Besides, the article considers the influence of aerobic exercises on the physical development of preschoolers, describes the program of physical education of children of this age by means of aerobics and the basic conditions for its implementation. The article presents the evidence of its effectiveness and the expediency of its use in the pedagogical practice of a preschool institution.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Реальная практика показывает, что традиционное физическое воспитание не обеспечивает должного физического развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. По данным Росстата здравоохранения, количество здоровых детей, поступающих в первый класс, составляет около 10 %, более 20 % имеют дефицит массы тела, 50 % - хронические заболевания, где на первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата. За последние 20 лет количество детей, биологический возраст которых отстает от календарного, увеличилось с 7 до 27 %. Приведенные данные говорят о необходимости активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами

Уход от традиционного физического воспитания к разнообразию и множественности способов решения задач оздоровления и физического развития детей связывается с реализацией принципа вариативности. Вариативность образования дает возможность педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) самостоятельно конструировать учебный процесс, используя любые модели и программы, включая авторские. Исходя из этого, нами разработана программа физического развития детей дошкольного возраста, включающая широкий арсенал движений аэробики как доступной для данной категории детей разновидности гимнастики.

Выбор аэробики в качестве средства физического развития детей дошкольного возраста обусловливается, прежде всего, особенностями развития детей данного возраста. Это бурный рост организма, повышение его морфологических и функциональных возможностей, восприимчи-

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

о

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

а «

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« s

Д

H U

W PQ

вости к воздействиям физических упражнений, занятия которыми позволяют повысить их функциональную и физическую подготовленность.

Вместе с тем данный выбор связывается с выявленным комплексным положительным влиянием аэробики на организм ребенка-дошкольника. Занятия аэробными упражнениями позволяют повысить жизненный тонус, улучшить обменные процессы, процессы кровообращения и дыхания, укрепить крупные и мелкие группы мышц, сформировать правильную осанку, регулировать деятельность нервной системы. Именно при использовании аэробной нагрузки у дошкольников наилучшим образом развиваются психофизические качества - быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, сила и т.д. [Бернштейн, 1991].

В качестве теоретического обоснования программы физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики (далее - Программы) и ее замысла выделены следующие положения:

-опирается на Закон РФ «Об образовании», провозглашающий принцип вариативности образования;

- ориентирована на восполнение недостатка вариативных программ физического развития в ДОУ, способствующих повышению качества физического развития детей;

- строится на фундаменте теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей и психофизических возможностей;

- предполагает использование разнообразных видов и направлений аэробики как мощного средства оздоровления детей в среде физического воспитания ДОУ;

- рассчитана на поэтапную реализацию, что обеспечивает последовательное и своевременное обучение детей широкому арсеналу упражнений аэробики.

Программа предназначена для специалистов - инструкторов физической культуры, воспитателей, а также педагогов дополнительного образования, работающих в ДОУ, и, соответственно, носит гибкий характер - освоение программного материала детьми осуществляется

не только в процессе занятий физического воспитания, но и в других формах двигательной активности детей: утренней гимнастике, физкультминутках, прогулках на свежем воздухе и т.д.

Основными руководящими принципами реализации программы стали:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип прочности;

- принцип наглядности;

- принцип научности;

- принцип относительного оптимального сочетания наглядных, словесных и практических методов.

Целью Программы является повышение качества физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики в среде физического воспитания ДОУ. Реализация Программы происходит в процессе прохождения детьми трех этапов. 1-й - «Этап начального обучения» -охватывает детей 4-5 лет. 2-й - «Этап совершенствования» - дети 5-6 лет. 3-й-«Этап закрепления» - дети 6-7 лет. На каждом этапе освоение программного материала детьми осуществляется по пяти разделам.

Раздел 1. Основные виды движений. К основным видам движений аэробики относят ходьбу, бег, прыжки, упражнения на равновесие. Данные виды движения связываются с освоением базовых элементов аэробики, поэтому их обучение происходит на каждом занятии. В одно занятие, как правило, включают три из четырех основных видов движений [Зимони-на, 2003], которые выполняются в определенной последовательности, с усложнениями и вариациями [Лугинин, 1994]. При освоении детьми основных видов движения используется схема Л.И. Пензулаевой, согласно которой: в первую неделю каждого месяца разучивают упражнения в равновесии, повторяют упражнения в прыжках и закрепляют упражнения в беге; во вторую неделю для обучения используют упражнения в прыжках, а повторяют и закрепляют умения в беге и ходьбе; в третью неделю разучивают упражнения в беге, а повторяют и закрепляют

прыжки и равновесия; в четвертую неделю обучают ходьбе, а закрепляют равновесия и прыжки [Пензулаева, 1988].

Раздел 2. Основные базовые шаги и движения рук. Делят на простые и сложные. Простые шаги: марш, приседание, приставной шаг, используются в начале занятия (на разминке). Сложные шаги: шаг с поворотом, шаг с касаньем, открытый шаг, мамбо - выполняются в основной части занятия [Крючек, 2001]. На этапе начального обучения рекомендуется использовать простые шаги, по мере освоения учебного материала шаги усложняются, сочетаются с движениями рук, туловища, головы, к простым добавляются альтернативные шаги. На основе базовых шагов в аэробике составляются танцевальные комбинации.

Раздел 3. Общеразвивающие упражнения. Способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса, поэтому применяются в подготовительной части занятия (разминке) и в заключительной части (заминке). Общеразвивающие упражнения выполняются из исходных положений стоя, сидя и лежа. При составлении комплексов общеразвивающих упражнений придерживаются анатомического принципа (сверху вниз).

Раздел 4. Партерный экзерсис. Применяют для подготовки суставно-мышечного аппарата детей к выполнению специфических элементов аэробики, например, акробатических элементов (мост, шпагаты, прыжки), требующих высокого физического напряжения. Детям дошкольного возраста «партерный экзерсис» предлагают осваивать в игровой форме, при этом широко используя «игровой стретчинг» - комплекс статических упражнений на гибкость, в ходе выполнения которых дети имитируют действия животных, сказочных персонажей и т.д. «Игровой стретчинг» выполняется детьми самостоятельно, без воздействия со стороны. Он доступен всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой, и рассчитан на вовлечение в работу всего организма, включая психику.

Раздел 5. Танцевальные элементы. Хореографические упражнения в аэробике применяют преимущественно для технической подготовки детей. Элементарные танцевальные упражнения вполне посильны младшим дошкольникам и включаются в занятия на начальном этапе обучения с 4-х лет [Раевская, 1991]. Сочетание базовых упражнений с элементами танцев является основой для построения простых и сложных танцевальных комбинаций. Танцевальная подготовка в Программе представлена элементами и сочетаниями элементов классического танца, историко-бытового и народного танца, бального танца, танца джаз-модерн.

Важно отметить, что при реализации Программы элементы аэробики сочетаются с элементами других видов двигательной деятельности. Их соотношение можно обозначить как 70 % к 30 % в пользу аэробики.

Данная Программа была реализована в вос-питательно-образовательном процессе МБДОУ № 250 «Капитошка», Свердловского района г. Красноярска. Экспериментальная работа осуществлялась в течение трех лет (2012-2015). О результативности реализации Программы свидетельствуют данные диагностики, в основу которой были положены следующие критерии: критерий «здоровье», связанный с отслеживанием группы здоровья и частоты заболеваемости; «гармоничность физического развития» - с определением длины, массы тела, окружности грудной клетки и соотношений между ними; «физическая подготовленность» - с определением показателей развития физических качеств дошкольников.

Согласно данным диагностики, по всем трем критериям выявлены позитивные изменения в физическом развитии детей экспериментальной группы в сравнении с контрольной (табл.).

Исходя из данных таблицы, заключаем: во-первых, в экспериментальной группе доля детей, отнесенных к 1-й и 2-й группам здоровья, увеличилась на 22 %, отнесенных к 3-й - уменьшилась на 27 %. В контрольной группе доля детей, отнесенных к 1-й и 2-й группам, осталась неизменной, а 3-й - уменьшилась незначительно, на 4 %. При этом дети экспериментальной

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÎ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с n w с

« s

X

H U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W M

группы стали реже отсутствовать в ДОУ по болезни, чем контрольной. Во-вторых, в экспериментальной группе доля детей с гармоничным фи-

В-третьих, прирост в показателях скоростно-силовых качеств, гибкости, в интегральном показателе, характеризующем развитие силы, ловкости и быстроты, в экспериментальной группе составил 100, 33 и 38 % соответственно. В контрольной группе менее - 11, 22 и 18 % соответственно. Прирост в показателях скоростных качеств и координации движения в экспериментальной и контрольной группах незначительный.

Таким образом, реализация программы физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики в целом способствовала улучшению состояния здоровья, гармоничности физического развития и повышению физической подготовленности детей данного возраста, что доказывает ее результативность и целесообразность применения в педагогической практике ДОУ.

Библиографический список

1. Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии: учеб. пособие. М.: Академия, 1991. 305 с.

зическим развитием увеличилась на 17 % и составила 100 %. В контрольной группе осталась без изменения и составила 83 %.

2. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитие организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: программно-метод. пособие для педагогов ДОУ. М.: Академия, 2003. 198 с.

3. Крючек Е.С. Аэробика: учеб.-метод. пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 162 с.

4. Лугинин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. 1994. № 7. С. 8-11.

5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988. 143 с.

6. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: метод, пособие. М.: Просвещение, 1991. 120 с.

Средние показатели физического развития дошкольников в сравнении на начало и конец экспериментальной работы

Контрольный срез Группа Критерии

«Здоровье» «Гармоничность физического развития» «Физическая подготовленность»

Группа здоровья Прирост физических качеств

1 2 3 Быстрота Скоростно-силовые качества Сила, ловкость, выносливость Координация движения Гибкость

Первый К 11% 50% 38% 83%

Э 11% 50% 38% 83%

Итоговый К 15% 50% 34% 83% 6,6 % 11% 22% 5,5 % 18%

Э 22% 61% 11% 100 % 6,6 % 100 % 33% 7,7 % 38%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.