Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялов Александр Иванович, Данилова Елена Николаевна, Черепанова Анна Александровна, Вериго Людмила Ильинична, Сабинин Леонид Тихонович

В статье проанализирован опыт внедрения в учебный процесс студентов специализаций «Атлетизм» и «Специальное учебное отделение» дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в дистанционном формате. Выявлен ряд сопутствующих проблем, требующих неотложного решения в области контроля и самоконтроля учебного процесса занимающихся; качества учебнометодических материалов, материально-технической базы, находящейся в распоряжении студентов и мотивации студентов к занятиям физической культурой в дистанционном формате. Приведен анализ результатов работы в дистанционном формате за весенний семестр 2019-2020 учебного года и осенний семестр 2020-2021 учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялов Александр Иванович, Данилова Елена Николаевна, Черепанова Анна Александровна, Вериго Людмила Ильинична, Сабинин Леонид Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF ORGANIZATION OF APPLIED PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY UNDER THE DISTANCE LEARNING MODE

The article analyzes the experience of introducing the discipline "Applied Physical Culture and Sports" in the distance format into the educational process of students of the specializations "Athleticism" and "Special Educational Department". It identified a number of related problems that require urgent solutions in the field of control and self-learning process, quality of teaching materials, facilities, and students ' motivation to engage in physical culture in a remote format. The analysis of the results of work in the distance format for the spring semester of the 2019-2020 academic years and the fall semester of the 20202021 academic years is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Е.З. Анализ введения информационных технологий в учебные планы по педагогическому направлению / Власова Е.З., Барахсанова Е.А. // Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации» : материалы форума. - Якутск, 2015. - С. 149-154.

2. Журин А.В. Основы техники волейбола: учеб.-метод, пособие / А.В. Журин ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. - Москва : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. - 70 с.

3. Олесов Н.П. Использование технологий дистанционного обучения в учебных занятиях студентов института физической культуры / Н.П. Олесов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 219-221.

REFERENCES

1. Vlasova, E. Z. and Barakhsanova, E. A. (2015), "Analysis of the introduction of information technologies in the curricula of the pedagogical direction International scientific and Educational Forum "Education, forward!" "Education throughout life: continuing education in the context of globalization" Materials of the forum, Yakutsk, pp. 149-154.

2. Zhurin, A.V. (2014), Fundamentals of volleyball technique: textbook.-method manual, Moscow State University of Printing named after Ivan Fedorov, Moscow.

3. Olesov, N.P. (2020), "The use of distance learning technologies in the training sessions of students of the Institute of Physical Culture", Problems of modern pedagogical education, No. 68-1, pp. 219221.

Контактная информация: zhurin-av72@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2021

УДК 796.41:378

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Александр Иванович Завьялов, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск; Елена Николаевна Данилова, кандидат педагогических наук, Анна Александровна Черепанова, старший преподаватель, Людмила Ильинична Вериго, кандидат медицинских наук, доцент, Леонид Тихонович Сабинин, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация

В статье проанализирован опыт внедрения в учебный процесс студентов специализаций «Атлетизм» и «Специальное учебное отделение» дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в дистанционном формате. Выявлен ряд сопутствующих проблем, требующих неотложного решения в области контроля и самоконтроля учебного процесса занимающихся; качества учебно-методических материалов, материально-технической базы, находящейся в распоряжении студентов и мотивации студентов к занятиям физической культурой в дистанционном формате. Приведен анализ результатов работы в дистанционном формате за весенний семестр 2019-2020 учебного года и осенний семестр 2020-2021 учебного года.

Ключевые слова: учебный процесс, прикладная физическая культура и спорт, дистанционное обучение, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p111-115

SPECIFICS OF ORGANIZATION OF APPLIED PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY UNDER THE DISTANCE LEARNING MODE Alexander Ivanovich Zavyalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Elena Nikolaevna Danilova, the can-

didate of pedagogical sciences, Anna Aleksandrovna Cherepanova, the senior teacher, Lyudmila Ilinichna Verigo, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Leonid Tikhonovich Sabinin, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Abstract

The article analyzes the experience of introducing the discipline "Applied Physical Culture and Sports" in the distance format into the educational process of students of the specializations "Athleticism" and "Special Educational Department". It identified a number of related problems that require urgent solutions in the field of control and self-learning process, quality of teaching materials, facilities, and students ' motivation to engage in physical culture in a remote format. The analysis of the results of work in the distance format for the spring semester of the 2019-2020 academic years and the fall semester of the 20202021 academic years is presented.

Keywords: educational process, applied physical culture and sports, distance learning, students.

В последние десятилетия обществом и государством подчеркивается особая важность приобщения молодежи к здоровому образу жизни, в том числе путем формирования стойкой мотивации к физической активности. Именно молодежь и студенчество наиболее активно воспринимают и реализуют в жизнь всевозможные новшества и прогрессивные идеи, поэтому сохранение и укрепление здоровья студента необходимо для обретения им собственного статуса в современном обществе и формирования профессионального имиджа. Роль эффективного преподавания в вузах прикладной физической культуры и спорта трудно переоценить, эта дисциплина — залог здорового общества в будущем. Под прикладностью [3] традиционно понимается применимость полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в трудовой жизни и быту. И важнейшей целью прикладной физической культуры в вузе является снабжение студентов тем багажом, который даст им возможность самостоятельно укреплять и сохранять свое здоровье, регулярно заниматься физической культурой и спортом, собственным примером пропагандируя физическую активность среди окружающих.

Для эффективного функционирования системы высшего образования требуется внедрение в образовательный процесс электронных курсов (е-курсов) учебных дисциплин. Формирование информационного образовательного пространства служит основой для успешного перехода от традиционной системы высшего образования к инновационной системе. Особенно наглядно это продемонстрировал переход к дистанционному обучению в условиях пандемии.

В ходе разработки и внедрения в практику электронного курса дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» был выявлен ряд проблем, требующих неотложного решения. В числе их:

1. Организация эффективного контроля и самоконтроля процесса занятий.

2. Качество представления и доступность восприятия учебно-методических материалов.

3. Материально-техническая оснащенность мест самостоятельных занятий.

4. Мотивирование занимающихся.

Контроль и самоконтроль. Учебный процесс по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» организован по потоковому принципу, т. е. на одно занятие могут приходить студенты одного курса, но разных специальностей и даже институтов. Различный уровень физической, технической и теоретико-методической подготовленности требует применения универсальных, подходящих для всех занимающихся, критериев и методов оценки выполнения практических (двигательных) заданий. Также важно при постановке задач учитывать возможную разницу в восприятии их представителями различных специальностей [1].

В процессе визуального контроля осуществляется просмотр выполняемых обучающимися двигательных действий и сравнение с эталоном, образцом. Инструментальный контроль, осуществляемый при помощи средств измерений, в том числе с использовани-

ем современных технологий (видеоконтроль, шагомеры, трекеры и т. д.), дает возможность определить временные и пространственные параметры движений, весо-ростовые показатели занимающихся и компонентный состав тела, величины используемых в процессе занятий отягощений и др. Функциональный контроль предполагает выполнение установленных нормативных требований к уровню физической подготовленности, а также выявление показателей деятельности различных систем организма при нагрузке. Фиксируются результаты двигательной деятельности обучающихся в форме видео-файлов или текстовых документов.

Самоконтроль обучающихся подразумевает самостоятельное фиксирование и оценку ими объективных и субъективных показателей функционирования своего организма и корректировку на основе этой оценки дальнейшего процесса занятий. К объективным относятся масса тела, калорийность рациона, артериальное давление и частота сердечных сокращений (АД и ЧСС) и другие. Субъективные включают в себя настроение, аппетит, качество сна, желание тренироваться, самооценку проделанной работы. При организации занятий со студентами, имеющими ограничения в состоянии здоровья, неотъемлемым компонентом контроля и самоконтроля становятся функциональные (нагрузочные) пробы, результаты которых обучающиеся должны уметь самостоятельно производить, интерпретировать и оценивать.

Также путем самоконтроля могут быть оценены особенности техники двигательных действий, выполняемых самостоятельно (что особенно актуально при удаленной форме занятий), могут быть проведены инструментальные измерения и моторные тесты. Особенно возрастает роль самоконтроля при переходе к дистанционной форме занятий, когда физические упражнения выполняются обучающимися в местах проживания или на открытых площадках, часто с минимальным уровнем технической оснащенности, например, в рекреационных зонах. Занятия в таком случае проходят индивидуально, либо малогрупповым способом, когда совместно физической культурой и спортом занимаются студенты, проживающие вместе на территории кампуса, при соблюдении рекомендованной дистанции между занимающимися.

Неизбежная индивидуализация процесса дистанционного обучения вносит ограничения в возможности применения средств контроля. В отличие от очных занятий, когда ряд заданий может быть получен и выполнен группой студентов, и проконтролирован одновременно, в электронном курсе преподаватель проверяет каждое задание отдельно, что увеличивает временные затраты. Практика работы в е-курсе показала, что наиболее распространены такие методы, как: ведение дневников самоконтроля с отражением в них объективных (частота тренировок, объем и интенсивность выполненной нагрузки, масса тела, антропометрические характеристики) и субъективных (особенности самочувствия, сна, аппетита) данных; видеофиксация выполненных упражнений своей специализации в соответствии с полученным заданием; проведение функциональных проб и моторных тестов с самостоятельной их интерпретацией.

Учебно-методические материалы, как правило, представлены фондами университетской библиотеки и корпоративными Интернет-ресурсами, доступ к которым при удаленной форме занятий возможен через личный кабинет студента в системе электронных курсов. Также находят применение корпоративные и тематические сообщества в социальных сетях.

Основной проблемой, выявленной в процессе работы в электронном курсе дисциплины «Прикладная физическая культура», стала недостоверность и низкое качество информации физкультурно-спортивной тематики, содержащейся в свободном доступе в сети Интернет. Учитывая большое количество специальностей, студенты которых посещают занятия физической культурой, следует отметить потребность в формировании комплекса электронных учебно-методических пособий, содержащих теоретико-методические основы различных видов спортивной и оздоровительной тренировки, из-

ложенные просто, унифицировано и научно-обосновано.

Доступность материально-технической базы в ходе самостоятельных занятий студентов во многом определяет возможность применения тех или иных средств тренировки, требующих соответствующего оборудования или инвентаря, а также спортивных сооружений. К таким специализациям относятся атлетизм, плавание, скалолазание и ряд других, развиваемых в Сибирском федеральном университете [2]. Как следствие, на время дистанционных занятий для решения двигательных задач используются преимущественно средства общей физической подготовки, имитационные задания, упражнения с весом собственного тела занимающегося, а также общедоступным инвентарем и подручными предметами (эспандеры, бутылки с водой, мебель в местах проживания и т. д.).

Мотивирование занимающихся неразрывно связано с решением других вышеописанных проблем. Мотив можно обозначить как осознаваемую потребность [4], то есть в описываемом случае студент понимает, для чего ему необходимо выполнение заданий по прикладной физической культуре, и какие преимущества он получает благодаря этому. Как показывают результаты опроса, проведенного среди занимающихся на специализации «атлетизм» (девушки, 18-20 лет, 110 человек), в числе основных мотивов занятий физической культурой присутствуют такие, как: а) повышение самооценки за счёт формирования гармоничного телосложения и совершенствования уровня физической подготовленности — 55% респондентов (61 чел); б) укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма — 23% (25 чел.); в) повышение собственного рейтинга со стороны значимых окружающих — 22% (24 чел.).

По результатам опроса студентов на специализации «специальное учебное отделение (СУО)», в котором приняли участие девушки 18-20 лет, в количестве 110 человек, результаты опроса распределились следующим образом: большинство респондентов, 61,8% ответили, что основным мотивом в выполнении заданий, в рамках проведения занятий по физической культуре является вариант б) укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма (68 чел); 22,7% респондентов отметили вариант а) повышение самооценки за счёт формирования гармоничного телосложения и совершенствования уровня физической подготовленности (25 чел) и наименьшее количество респондентов -15,4% (17 чел) отметили мотивирующим фактором в) повышение собственного рейтинга со стороны значимых окружающих.

В условиях пандемии большая часть весеннего семестра 2019-2020 и осеннего 2020-2021 уч. г. проходили в формате дистанционного обучения. По итогам анализа результатов работы за указанный период были выявлены следующие проблемы, снижающие успеваемость и, как следствие, мотивированность обучающихся:

1) формальное отношение обучающихся к заданиям вследствие отсутствия практической ориентированности содержания электронного курса;

2) обращение к недостоверным источникам при выполнении самостоятельных работ (непроверенные Интернет-ресурсы, не рецензируемые издания и т. д.);

3) несвоевременное выполнение заданий электронного курса, в результате чего у студента не остается времени на исправление возможных ошибок;

4) недостаточная подготовленность занимающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями по причине несформированности у них необходимых компетенций (в основном — студенты первого курса).

Успешное решение данных проблем открывает возможности для повышения эффективности образовательного процесса, роста популярности занятий физической культурой среди студентов, индивидуального развития каждого обучающегося в системе современного высшего образования. Сложность их решения заключается в вынужденном совмещении новых образовательных технологий со ставшими традиционными формами обучения. Успешное же решение дает такие преимущества современных информационных технологий, как их наглядность, возможность хранения значительных объемов раз-

ных форм информации и комбинированной ее подачи, доступ к обширным цифровым ресурсам. Все это в комплексе должно стать основой развития инновационной системы образования.

Выделение приоритета самостоятельной работы учащихся дает возможность внести важные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность обучения, мотивировать активную познавательную деятельность в процессе обучения. Целесообразность внедрения новых информационных разработок в образовательный процесс обусловлена возможностью создания дополнительных перспектив в таких направлениях, как расширение доступа учебной информации, наглядность представления учебного материала, поддержка интерактивных методов обучения, возможность применения форм вложенной модульной подачи информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко, С. А. Организационно-педагогические условия спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе / С.А. Дорошенко // Омский научный вестник. - 2009. - № 5. - С. 152-156.

2. Список специализаций по дисциплине физическая культура — URL: http://ifksit.sfu-kras.ru/institute/departments/kfk/spisok_spec (дата обращения: 25.01.2021).

3. Современная парадигма физкультурного образования в вузах - компетенции или физическое развитие / Р.А. Юсупов, Р.Т. Бурганов, Б. А. Акишин, Г.А. Закирова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань, 13-14 ноября 2020 г. - Казань, 2020. - С. 24-26.

REFERENCES

1. Doroshenko, S.A. (2009), "Organizational and pedagogical conditions of the sports-specific approach in the physical education of students at the university", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 5, pp. 152156.

2. List of specializations in the discipline of physical education, (2020), available at: http://ifksit.sfu-kras.ru/institute/departments/kfk/spisok_spec (accessed 25 January 2021).

3. Yusupov, R.A., Burganov, R.T., Akishin, B.A., Zakirova G.A. (2020), "Modern paradigm of physical education in universities - competence or physical development", Proceedings of the 6th International scientific and practical conference, Kazan, November 13-14, 2020, pp. 24-26.

Контактная информация: annavlasenko7@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.03.2021

УДК 372.3

АКРОБАТИЧЕСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К

СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет; Юлия Игоревна Воробьева, магистрант, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет, инструктор по физической культуре, Детский сад № 135, г. Тюмень

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы формирования интереса к систематическим занятиям различными видами спорта, использования современных физкультурно-спортивных технологий, в частности, рок-н-ролла в условиях дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы эффективности дошкольного рок-н-ролла как средства улучшения физической подготовленности детей 6-7 лет, а на этой основе более успешной сдаче нормативных требований комплекса ГТО. С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений акробатического рок-н-ролла было проведено педагогическое исследование с участием 20 детей подготовительной к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.