Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ "ВОЛЕЙБОЛ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ "ВОЛЕЙБОЛ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЛЕЙБОЛ / СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журин Александр Васильевич, Бодакин Александр Владимирович, Корнеев Евгений Владимирович

Цель исследования. Поиск и разработка методически выверенных и дидактически обоснованных технологий организации деятельности учебного спортивного отделения «Волейбол» в условиях дистанционного обучения с использованием цифровой платформы Moodle. Методика и организация исследования. Использование цифровой платформы Moodle для создания и реализации электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) с целью организации деятельности учебного спортивного отделения «Волейбол» Московского политехнического университета в условиях дистанционного обучения. Результаты исследования. Организации деятельности учебного спортивного отделения «Волейбол» в условиях дистанционного обучения с использованием цифровой платформы Moodle делает возможным осуществлять образовательную деятельность мобильно и своевременно, вне зависимости от места пребывания ее участников. Обратная связь между преподавателем и студентами в самые короткие промежутки времени обеспечивает управленческие и коммуникативные аспекты учебного процесса, способствует внедрению авторских образовательных программ и методик, повышает качество обучения за счет применения неограниченного количества информационно-коммуникативных средств, методических видеоматериалов, электронных библиотек и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журин Александр Васильевич, Бодакин Александр Владимирович, Корнеев Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE EDUCATIONAL SPORTS DEPARTMENT "VOLLEYBALL" IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The purpose of the study. Search and development of methodically verified and didactically justified technologies for organizing the activities of the educational sports department "Volleyball" in the conditions of distance learning using the digital platform Moodle. Methodology and organization of the study. The use of digital platform Moodle for creating and implementing e-learning resources (the ESM) with the aim of organizing educational activities of the sports Department "Volleyball" Moscow Polytechnic University in the context of distance learning. The results of the study. The organization of the activities of the educational sports department "Volleyball" in the conditions of distance learning, using the digital platform Moodle makes it possible to carry out the educational activities in the mobile and timely manner, regardless of the place of residence of its participants. Feedback between the teacher and students in the shortest possible time provides management and communication aspects of the educational process. promotes the introduction of author's educational programs and methods, improves the quality of training through the use of an unlimited number of information and communication tools, methodological video materials, electronic libraries, etc.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ "ВОЛЕЙБОЛ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.03.2021

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ «ВОЛЕЙБОЛ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Александр Васильевич Журин, старший преподаватель, Александр Владимирович Бо-дакин, доцент, Евгений Владимирович Корнеев, старший преподаватель, Московский

политехнический университет

Аннотация

Цель исследования. Поиск и разработка методически выверенных и дидактически обоснованных технологий организации деятельности учебного спортивного отделения «Волейбол» в условиях дистанционного обучения с использованием цифровой платформы Moodle. Методика и организация исследования. Использование цифровой платформы Moodle для создания и реализации электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) с целью организации деятельности учебного спортивного отделения «Волейбол» Московского политехнического университета в условиях дистанционного обучения. Результаты исследования. Организации деятельности учебного спортивного отделения «Волейбол» в условиях дистанционного обучения с использованием цифровой платформы Moodle делает возможным осуществлять образовательную деятельность мобильно и своевременно, вне зависимости от места пребывания ее участников. Обратная связь между преподавателем и студентами в самые короткие промежутки времени обеспечивает управленческие и коммуникативные аспекты учебного процесса, способствует внедрению авторских образовательных программ и методик, повышает качество обучения за счет применения неограниченного количества информационно-коммуникативных средств, методических видеоматериалов, электронных библиотек и т. п.

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, волейбол, содержание занятий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p108-111

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE EDUCATIONAL SPORTS DEPARTMENT "VOLLEYBALL" IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Alexander Vasilievich Zhurin, the senior teacher, Alexander Vladimirovich Bodakin, the senior lecturer, Evgeny Vladimirovich Korneev, the senior teacher, Moscow Polytechnic University

Abstract

The purpose of the study. Search and development of methodically verified and didactically justified technologies for organizing the activities of the educational sports department "Volleyball" in the conditions of distance learning using the digital platform Moodle. Methodology and organization of the study. The use of digital platform Moodle for creating and implementing e-learning resources (the ESM) with the aim of organizing educational activities of the sports Department "Volleyball" Moscow Polytechnic University in the context of distance learning. The results of the study. The organization of the activities of the educational sports department "Volleyball" in the conditions of distance learning, using the digital platform Moodle makes it possible to carry out the educational activities in the mobile and timely manner, regardless of the place of residence of its participants. Feedback between the teacher and students in the shortest possible time provides management and communication aspects of the educational process. promotes the introduction of author's educational programs and methods, improves the quality of training through the use of an unlimited number of information and communication tools, methodological video materials, electronic libraries, etc.

Keywords: physical education, distance learning, volleyball, content of classes.

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало, а затем обязало обеспечить освоение образовательных программ «с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Многие образовательные учреждения и ранее с успехом применяли их в своей деятельности, и в связи с вновь открывшимися обстоятельствами не столкнулись с серьезными проблемами. Однако у большинства практикующих преподавателей остается открытым вопрос об организации дистанционных занятий в сфере физической культуры и спорта [1].

Вынужденный переход на дистанционное обучение позволил каждому участнику образовательного процесса пересмотреть свои компетенции, расширить педагогические возможности за счет использования в образовательной деятельности накопленного опыта и широкого спектра современных цифровых ресурсов [3].

Учебный процесс по физическому воспитанию в вузе включает в себя теоретические, методико-практические и практические занятия. Теоретические сведения осваиваются как на отдельных занятиях, предусмотренных Рабочей программой дисциплины, так и в процессе методико-практических и практических занятий. В условиях дистанционного обучения основные проблемы возникают с методами и технологией организации и контроля практических занятий по физической культуре и спорту.

Для реализации дистанционного обучения в Московском политехническом университете с успехом используется платформа дистанционного обучения Moodle, где размещаются разрабатываемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР) с целью реализации образовательных программ. Интеграция системы Moodle в процесс профессионального образования предоставляет большие возможности преподавателю в реализации и обучающемуся в освоении образовательных программ, а также является площадкой для научных исследований.

Волейбол, являясь одним из разделов Рабочей программы, отличает широко представленное двигательное (техническое) содержание, что делает его доступным и универсальным средством физической и спортивной подготовки студентов. Учитывая компе-тентностный подход в реализации требований ФГОС ВО (федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования), занятия волейболом в полной мере содействуют формированию способности вести здоровый образ жизни, обеспечивать безопасность жизнедеятельности, владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья [2].

Курс Семестр Теоретические сведения Технико-тактическая подготовка Инструкторская и судейская подготовка

1 1 Волейбол в системе физического воспитания студента Основы технических приемов игры в волейбол Игровое поле; мячи; участники соревнований; позиции игроков; порядок перехода

2 История волейбола как вида спорта Особенности приемов игры при их тактической реализации Игровой формат; розыгрыш; структура игры; состояния игры; игровые действия

2 3 Требования к организации безопасности занятий Индивидуальные технико-тактические действия в нападении и защите Перерывы, задержки, интервалы; порядок замены; смены площадок

4 Содержание спортивной подготовки Групповые технико-тактические действия в нападении и защите Поведение участников соревнований.

3 5 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль Командные действия и схемы игры в нападении и защите Состав судейской бригады; полномочия и обязанности судей

6 Организация и проведение соревнований Особенности подготовки с учетом игровой специализации Официальные жесты судей; сигналы линейных

Занятия в учебном спортивном отделении «Волейбол» Московского политехнического университета проводятся на протяжении трех курсов обучения. Содержание Рабочей программы представлено теоретическим, методико-практическим, практическим и контрольным разделами (таблица 1). Теоретические сведения, инструкторская и судейская подготовка в рамках дистанционного обучения осваиваются в виде лекций и презентаций. Для реализации технико-тактической подготовки разработан цикл практических и методико-практических занятий. Контрольный раздел теоретических сведений предполагает промежуточные тестирования по разделам подготовки, а также выполнение контрольных заданий к каждому практическому занятию. Итоговая оценка освоения ЭОР формируется по результатам двигательной подготовленности и итогового тестирования (таблица 2).

Таблица 2. - Содержание видов подготовки ЭОР

№ п/п Раздел ЭОР Содержание ЭОР Контроль ЭОР

1 Вводная лекция Цели и задачи ЭОР, реализуемые компетенции, пошаговая инструкция изучения ЭОР. --

2 Теоретические сведения Лекции, презентации, видеоматериалы Промежуточное он-лайн тестирование № 1

3 Инструкторская и судейская подготовка Лекции, презентации, видеоматериалы Промежуточное он-лайн тестирование № 2

4 Практический раздел: технико-тактическая подготовка Методические видеоматериалы, разработки практических занятий Контрольные задания по физической и технической подготовленности

5 Итоговый контроль Методические указания по контролю двигательной подготовленности. Дневник самоконтроля. Контроль практических умений и навыков. Итоговое он-лайн тестирование.

Вводная лекция содержит название дисциплины, цели и задачи ЭОР, перечень реализуемых в соответствии с ФГОС компетенций, объем, содержание и пошаговую инструкцию обучения. Практические занятия имею методически правильную структуру (вводная, основная и заключительная части) и продолжительность 2 академических часа. Раздел технико-тактической подготовки сопровождается методическим видеоматериалом, реализуя тем самым принцип наглядности и дидактическое сопровождение процесса дистанционного обучения. В свою очередь каждое практическое занятие сопровождается контрольным заданием по технической и физической подготовке в открытом формате (Word), которое необходимо выполнить и представить заполненную форму контрольного задания в Личном кабинете обучающегося, тем самым обеспечивая текущий контроль и обратную связь с преподавателем. После изучения и выполнения цикла практических занятий итоговые результаты освоения двигательных умений и навыков вносятся в Дневник самоконтроля в открытом формате (Word) для оценивания. Итоговое тестирование содержит вопросы промежуточного тестирования № 1 и № 2, а также теоретические сведения из практического раздела ЭОР. При этом объем тестовых заданий/вопросов, не вошедших в промежуточные тесты должен составлять не менее 30%.

ВЫВОДЫ

Возможности использования цифровых платформ обучения в сфере физической культуры и спорта остаются спорными и неоднозначными. Несомненно, дистанционное обучение предоставляет новые средства и технологии, формы и методы обучения, оценивания знаний и умений, позволяет внедрять новые модели взаимодействия участников образовательного процесса. Однако, данный вид педагогической деятельности требует специалистов готовых и способных осуществлять свою профессиональную деятельность с использованием современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий и путем самообразования, проб и ошибок построить индивидуальную систему работы в удаленном формате.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Е.З. Анализ введения информационных технологий в учебные планы по педагогическому направлению / Власова Е.З., Барахсанова Е.А. // Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации» : материалы форума. - Якутск, 2015. - С. 149-154.

2. Журин А.В. Основы техники волейбола: учеб.-метод, пособие / А.В. Журин ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. - Москва : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. - 70 с.

3. Олесов Н.П. Использование технологий дистанционного обучения в учебных занятиях студентов института физической культуры / Н.П. Олесов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 219-221.

REFERENCES

1. Vlasova, E. Z. and Barakhsanova, E. A. (2015), "Analysis of the introduction of information technologies in the curricula of the pedagogical direction International scientific and Educational Forum "Education, forward!" "Education throughout life: continuing education in the context of globalization" Materials of the forum, Yakutsk, pp. 149-154.

2. Zhurin, A.V. (2014), Fundamentals of volleyball technique: textbook.-method manual, Moscow State University of Printing named after Ivan Fedorov, Moscow.

3. Olesov, N.P. (2020), "The use of distance learning technologies in the training sessions of students of the Institute of Physical Culture", Problems of modern pedagogical education, No. 68-1, pp. 219221.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.03.2021

УДК 796.41:378

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Александр Иванович Завьялов, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск; Елена Николаевна Данилова, кандидат педагогических наук, Анна Александровна Черепанова, старший преподаватель, Людмила Ильинична Вериго, кандидат медицинских наук, доцент, Леонид Тихонович Сабинин, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация

В статье проанализирован опыт внедрения в учебный процесс студентов специализаций «Атлетизм» и «Специальное учебное отделение» дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в дистанционном формате. Выявлен ряд сопутствующих проблем, требующих неотложного решения в области контроля и самоконтроля учебного процесса занимающихся; качества учебно-методических материалов, материально-технической базы, находящейся в распоряжении студентов и мотивации студентов к занятиям физической культурой в дистанционном формате. Приведен анализ результатов работы в дистанционном формате за весенний семестр 2019-2020 учебного года и осенний семестр 2020-2021 учебного года.

Ключевые слова: учебный процесс, прикладная физическая культура и спорт, дистанционное обучение, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p111-115

SPECIFICS OF ORGANIZATION OF APPLIED PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY UNDER THE DISTANCE LEARNING MODE Alexander Ivanovich Zavyalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Elena Nikolaevna Danilova, the can-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.