Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДЖИГСО'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДЖИГСО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод «Джигсо» / технология развития критического мышления / стадия вызова / стадия осмысления / рефлексия / кластер / «Корзина идей». / the "Jigsaw" method / technology for developing critical thinking / the challenge stage / the stage of comprehension / reflection / cluster / "Basket of Ideas".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамова Гулнара Максатовна, Фахритдинова Диёра Хуснуддиновна

В данной статье говорится об особенностях организации и структуры уроков по технологии развития критического мышления (ТРКМ) и использовании метода «Джигсо» на уроках русского языка, даются конкретные примеры использования методов и приемов ТРКМ. Также рассказывается о том, какие приемы нужно использовать на определенном этапе урока, какие приемы более эффективны и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF LESSONS ON TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING. USING THE JIGSAW METHOD

This article talks about the specifics of the organization and structure of lessons on the technology of developing critical thinking and using the "Jigsaw" method in Russian language lessons, gives specific examples of the use of TDCT methods and techniques. It also tells you what techniques need to be used at a certain stage of the lesson, which techniques are more effective, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДЖИГСО»

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ (PEDAGOGY. PSYCHOLOGY)

УДК 37.013 Научная статья

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДЖИГСО

Адамова Г.М., Фахритдинова Д.Х. Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави

(г. Туркестан, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье говорится об особенностях организации и структуры уроков по технологии развития критического мышления (ТРКМ) и использовании метода «Джигсо» на уроках русского языка, даются конкретные примеры использования методов и приемов ТРКМ. Также рассказывается о том, какие приемы нужно использовать на определенном этапе урока, какие приемы более эффективны и т. д.

Ключевые слова: метод «Джигсо», технология развития критического мышления, стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия, кластер, «Корзина идей».

Для цитирования: АдамоваГ.М., Фахритдинова Д.Х. Особенности организации уроков по технологии развития критического мышления. Использование метода Джигсо // Наука и реальность. 2024. № 2 (18). С. 97-102.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF LESSONS ON TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING. USING THE JIGSAW METHOD

Adamova G.M., Fakhritdinova D.H. Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University

(Turkestan, Republic of Kazakhstan)

Abstract. This article talks about the specifics of the organization and structure of lessons on the technology of developing critical thinking and using the "Jigsaw" method in Russian language lessons, gives specific examples of the use of TDCT methods and techniques. It also tells you what techniques need to be used at a certain stage of the lesson, which techniques are more effective, etc.

Keywords: the "Jigsaw" method, technology for developing critical thinking, the challenge stage, the stage of comprehension, reflection, cluster, "Basket of Ideas".

For citation: Adamova G.M., Fakhritdinova D.H. Features of the organization of lessons on technology for the development of critical thinking. Using the Jigsaw method. // Science and Reality. 2024. no. 2 (18), pp. 97-102. (in Russian).

Современная система образования направлена на формирование высокоинтеллектуальной личности, владеющей коммуникативными и информационными умениями и способной к когнитивной и творческой деятельности. За ее основу взята концепция, отдающая предпочтение не общему количеству имеющихся знаний у студента, а его функциональной грамотности. Что входит в понятие функциональной грамотности? Функциональная грамотность - это умение человека не только писать грамотно, читать и понимать содержание прочитанного, но решать жизненные ситуации, обладать способностью находить правильные, оптимальные пути решения проблем и применять полученные теоретические знания на практике. Функционально грамотный человек имеет креативный подход к решению проблем, умеет критически осмысливать созданную ситуацию. Современное образование перед преподавателями вузов ставит непростые задачи, в решении которых играют ключевую роль языковые предметы. Через язык можно передать любую необходимую информацию, научить высказывать свое мнение, думать и осознавать ситуацию. В этой связи возникла необходимость в создании новых моделей уроков, отвечающих требованиям современного общества.

Типовой учебная программа по русскому языку определяет следующие цели, задачи и результаты обучения:

«Целью программы является формирование социально-гуманитарного мировоззрения студентов в контексте общенациональной идеи духовной модернизации, предполагающей развитие на основе национального сознания и культурного кода качеств интернационализма, толерантного отношения к мировым культурам и языкам как трансляторам знаний мирового уровня, передовых современных технологий, использование и трансферт которых способны обеспечить модернизацию страны и личностный карьерный рост будущих специалистов.

Задачами программы являются:

2) успешное овладение видами речевой деятельности в соответствии с уровневой подготовкой;

3) формирование и совершенствование навыков владения языком в различных ситуациях бытового, социально-культурного, профессионального общения;

4) формирование навыков продуцирования устной и письменной речи в соответствии с коммуникативной целью и профессиональной сферой общения.

По итогам освоения программы обучающийся обладает следующими результатами обучения:

1) способен осуществлять правильный выбор и использование языковых и речевых средств для решения тех или иных задач общения и познания на основе знания достаточного объема лексики, системы грамматического знания, прагматических средств выражения интенций;

2) умеет передавать фактологическое содержание текстов, формулировать их концептуальную информацию, описывать выводное знание (прагматический фокус) как всего текста, так и отдельных его структурных элементов;

3) умеет интерпретировать информацию текста, объяснять в объеме сертификационных требований стилевую и жанровую специфику текстов социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сфер общения;

4) способен запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия и поступки участников, использовать информацию как инструмент воздействия на собеседника в ситуациях познания и общения в соответствии с сертификационными требованиями;

5) умеет выстраивать программы речевого поведения в ситуациях личностного, социального и профессионального общения в соответствии с нормами языка, культуры, специфики сферы общения, сертификационными требованиями;

6) способен обсуждать этические, культурные, социально-значимые проблемы в дискуссиях, высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать её, критически оценивать мнение собеседников;

7) способен участвовать в коммуникации в различных ситуациях разных сфер общения с целью реализации собственных намерений и потребностей (бытовых, учебных, социальных, культурных), заявляя о них этически корректно, содержательно полно, лексико-грамматически и прагматически адекватно ситуации;

8) умеет составлять бытовые, социально-культурные, официально-деловые тексты в соответствии с общепринятыми нормами, функциональной направленностью, используя адекватный поставленной цели лексико-грамматический и прагматический материал определенного сертификационного уровня» [1].

Для реализации поставленных целей, задач и достижения ожидаемых результатов обучения целесообразно в первую очередь пробудить интерес обучающихся к русскому языку. Этому способствуют различные методы и приемы современных педагогических технологий, дающих потрясающие результаты в создании мотивации и активизации познавательной деятельности обучающегося. Одна из таких технологий - технология развития критического мышления (ТРКМ). Не смотря на то, что данная технология уже давно не является новой в образовательном пространстве Казахстана, все же возникают трудности в организации уроков с ее использованием. ТРК в своей структуре имеет три фазы (стадии) урока: фаза вызова, фаза осмысления и рефлексия. Каждая из этих фаз имеет свои приемы, которые эффективны именно на данном этапе урока. В данной статье мы на конкретном примере расскажем какие приемы целесообразно использовать на стадии вызова, какие на стадии осмысления и рефлексии, сколько приемов можно применять на одном уроке, какие приемы можно использовать на всех стадиях.

Тема урока: основы компрессии научного текста. Основные языковые приемы компрессии текста. (Русский язык С1)__

Стадии урока Используемые приемы Ресурсы

Стадия вызова 1) «Одним словом» (в данном случае прием использован как проверка имеющихся знаний по пройденным темам, где последний вопрос предполагает переход к новой теме). Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически (текст). Задача коммуникации, то есть, это то, что хочет передать автор читателю (КЗТ). Часть одной общей темы (микротема). Исходная информация, от которой начинается развитие мысли (данное). Неизвестная информация, которую нужно узнать (новое). Если текст имеет один смысловой центр, он называется .... (однонаправленным). Если текст имеет несколько смысловых центров, он называется .. (разнонаправленным). Процесс увеличения объема текста (прогрессия). Процесс сжатия текста (компрессия). Рисунки, презентации

2) Прогнозирование темы. (даются подсказки с рисунками конспектов, аннотации, рецензии и рефератов и наводящие вопросы)

«Корзина идей». Студенты кладут в корзину, предполагаемую тему урока, отвечая на вопрос: о чем мы сегодня будем говорить и чему научимся?_

Стадия осмысления

1) Кластер (графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия).

После деления в группы рандомным способом, студентам предлагается создать кластер к слову «компрессия».

2) Метод «Джигсо». Задание:

1. По совпадающим цифрам распределитесь в экспертные группы.

2. Прочитайте теоретический материал, изучите досконально.

3. Расходитесь по домашним группам.

4. Расскажите группе свою часть текста, чтобы они тоже могли отвечать на вопросы по вашему тексту.

5. Создайте постер, который должен включать:

- определение;

- схему;

- пример;

6. Защита постера.

3) «Тонкие» и «толстые» вопросы. Создайте один «тонкий» и один «толстый вопрос» по теоретическому материалу.

4) Выполнение практических заданий по сжатию текстов по специальности.

Готовые тексты для метода «Джигсо», карточки с заданиями.

1) Кластер (студенты должны закончить кластер, дополняя его новыми понятиями и полученной информацией).

Рефлексия

Что узнал? Чему научился? Что было интересно? Что не удалось?

При разработке урока были использованы всем известные и широко применяемые приемы технологии развития критического мышления как кластер, «тонкие» и «толстые» вопросы, «Корзина идей». Подробно остановимся на стратегии «Джигсо».

Метод Джигсо - это метод групповой работы, разработанный в 1971 году американским психологом Эллиотом Аронсоном. При использовании данного метода возникает позитивная зависимость студентов друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе [2, с. 111].

Данный метод эффективен при освоении объемного теоретического материала, так как информация делится между созданными рабочими группами, способствуя самостоятельному обучению, взаимообучению и сотрудничеству.

Что должен учитывать преподаватель при организации метода «Джигсо» на уроках русского языка?

1. Тайм-менеджмент. Для экономии времени учитель должен:

- подготовить список выполняемых действий и заданий студентов и раздать каждой группе (можно показать на интерактивной доске), так как устное объяснение занимает много времени;

- подготовить теоретический материал и разделить его по микротемам, в соответствии с количеством рабочих групп;

- заранее подготовить наглядный материал (в данном случае это цифры, для создания новой рабочей группы);

2. Создать условия для успешной защиты (постеров, схем, таблиц и т. д.), для этого учитель должен подготовить разноцветные фломастеры, А3 бумагу, стикеры и т. д. Творчество всегда вдохновляет человека и активизирует мышление.

Практический опыт использования метода «Джигсо» позволяет сделать следующие выводы:

- совместная работа студентов способствует лучшему освоению полученной научной информации;

- метод заменяет скучное одностороннее предоставление информации преподавателем;

- вырабатываются навыки самостоятельной работы и передачи полученной информации (так как возникает необходимость объяснить все это своей группе);

- студенты приобретают умение высказывать свою точку зрения, демонстрируя имеющиеся знания, выслушивать мнение других, анализировать информацию, подвергать ее критике;

- метод способствует активизации даже самого пассивного студента, побуждает к действию;

ногие педагоги отмечают некоторые недостатки метода «Джигсо» как:

- недостаточный словарный запас студентов;

- отсутствие навыков самостоятельной работы у студентов;

- время, занимаемое методом;

По нашему мнению, если в процессе применения различных методов, мы не ставим перед студентами цели развития вышеперечисленных навыков, они никогда и не научатся работать самостоятельно, передавать информацию, высказывать свое мнение и отстаивать его. А «Джигсо» как раз является тем методом, который создает ситуацию необходимости читать, запоминать, пересказывать, составлять вопросы, отвечать на них, развивая речь и обогащая свой словарный запас новыми словами и терминами. По нашему мнению, это и является преимуществом данного метода. Безусловно, он требует предварительной тщательной подготовки преподавателя к его использованию, что в некоторой степени усложняет работу, но результаты приятно вас удивят.

Применение метода «Джигсо» на уроках русского языка актуально на сегодняшний день, так как он способствует достижению цели и результатов обучения, поставленных в Типовой учебной программе цикла общеобразовательных дисциплин для организации высшего и послевузовского образования:

- «...передает фактологическое содержание текстов, формулирует их концептуальную информацию, описывает выводное знание (прагматический фокус) как всего текста, так и отдельных его структурных элементов;

- интерпретирует информацию текста, объясняет в объеме сертификационных требований стилевую и жанровую специфику текстов социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сфер общения;

- запрашивает и сообщает информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивает действия и поступки участников, использует информацию как инструмент воздействия на собеседника в ситуациях познания и общения в соответствии с сертификационными требованиями» [1].

Список источников

1. Типовые учебные программы цикла общеобразовательных дисциплин для

организаций высшего и (или) послевузовского образования: Сборник. - Астана,2018. - 282 с.

2. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004, - 175 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.,

2003.

4. Традиционные и нетрадиционные методы обучения и воспитания: учебное пособие / авт.-сост.: В. Г. Закирова, В. К. Власова, Л. Р. Каюмова, Э. Г. Сабирова. - Казань: Казан. ун-т, 2018 - 109 с.

5. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2004.

Адамова Гулнара Максатовна, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Adamova Gulnara Maksatovna, Senior Lecturer at the Department of Russian Language and Literature, Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: Adamovagulnara@mail.ru

Фахритдинова Диёра Хуснуддиновна, студентка образовательной программы 6В01764-Русский язык и литература, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Fakhritdinova Diera Husnuddinovna, student of the educational program «Russian language and literature», Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: fahritdinovadiyora@mail.ru

Дата поступления: 16.04.2024

© Адамова Г.М., Фахритдинова Д.Х., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.