Научная статья на тему 'Применение метода Джигсо на уроках специальных дисциплин'

Применение метода Джигсо на уроках специальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8335
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОД ДЖИГСО / РЕФЛЕКСИВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / БіЛіМ БЕРУ СТРА-ТЕГИЯСЫ / БіЛіМ БЕРУДЕ АқПАРАТТЫқ ТәСіЛДЕРі / СЫН ТүРГЫСЫНАН ОЙЛАУ / ДЖИГСО ТәСіЛі / РЕФЛЕКСИВТіК ұГЫ-НУ / STRATEGY OF EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION / CRITICAL THINKING / JIGSAW TECHNIQUE / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолева Н.В.

В статье рассматривается применение технологии критического мышления с использованием метода Джигсо на уроках специальных дисциплин. В работе описываются положительные и отрицательные моменты этого метода, даются рекомендации, основанные на личном опыте, для преодоления возникших трудностей в процессе преподавания. Освещена и обоснована актуальность применения метода Джигсо на уроках специальных дисциплин.Мақалада арнайы пәндер сабақтарда Джигсо тәсілін пайдалануы, сын тұрғысынан әдісін қол-дану туралы қарастырылады. Жұмыста бұл тәсіл-дің жағымды және жағымсыз жағдайлары туралы суреттеледі, жеке тәжірибеге негізделген, оқыту барысындағы кездескен қиындықтарды меңгеру және ұсыныс беріледі. Бұл мақалада арнайы пән-дер сабақтарында Джигсо тәсілін пайдалануы өзек-ті болып табылады.The article deals with using critical thinking development techniques, namely, Jigsaw strategy, at the special disciplines lessons. In the article the positive and negative aspects of this technique are described, and some recommendations from the practical experience to overcome the difficulties in teaching and learning process are given. The relevance of Jigsaw technique in the lessons of special disciplines is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода Джигсо на уроках специальных дисциплин»

Педагогическая наука и практика

Н.В. Смолева,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский строительныи колледж»

Hesissi свздер: бит беру стра-тегиясы, бинм берубе ацпараттъщ msciidepi, сын тургысынан оилау, Джигсо тэсШ, рефлексивтт угы-

Ключевые слова: стратегия образования, инноваг{ионные технологии в образовании, критическое мышление, метод Джигсо, рефлексивное осмысление.

Keywords: strategy of education, innovative technologies in education, critical thinking, jigsaw technique, reflection.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЖИГСО НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ацдатпа

Макал ада арнайы пэндер сабакдарда Джигсо тэсшш пайдалануы, сын тургысынан эдюш кол-дану туралы карастырылады. Жумыста бул тэал-дщ жагымды жэне жагымсыз жагдайлары туралы суреттеледк жеке тэж1рибеге непзделген, ок;ыту барысындагы кездескен киындыктарды мецгеру жэне усыныс бср1лсд1. Бул макалада арнайы пэндер сабактарында Джигсо тэсшш пайдалануы озек-Ti болып табылады.

Аннотация

В статье рассматривается применение технологии критического мышления с использованием метода Джигсо на уроках специальных дисциплин. В работе описываются положительные и отрицательные моменты этого метода, даются рекомендации, основанные на личном опыте, для преодоления возникших трудностей в процессе преподавания. Освещена и обоснована актуальность применения метода Джигсо на уроках специальных дисциплин.

Annotation

The article deals with using critical thinking development techniques, namely, Jigsaw strategy, at the special disciplines lessons. In the article the positive and negative aspects of this technique are described, and some recommendations from the practical experience to overcome the difficulties in teaching and learning process are given. The relevance of Jigsaw technique in the lessons of special disciplines is proved.

Просто знать - ещё не все, знания нужно уметь использовать

И. В. Гёте

В начале 2018 года 10 января Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии развития страны до 2050 года. Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Во всех основных нормативных документах, концепциях и программах развития образования ведущей целью преобразова-

<

со о

а: ш О

3 и и и Я" о

CL

С —

А

гг

<

С2

о

ш

Педагогическая наука и практика

х

<

m О

го

из О

3 и О ш ИГ О о. С ш 3 X X

о х

X

<

со О X X

ний называется качество, доступность и эффективность образования [1, с.7]. Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады - все эти задачи перед педагогами поставил Президент в своей стратегии «Казахстан-2050». Согласно новой стратегии к 2050 году казахстанцы должны стать одной из самых образованных наций.

Новый век в сфере образования принес с собой течение новых мышлений, модель современного образования и образ нового преподавателя. Для этого сам преподаватель должен идти в ногу со временем, знать, искать, пробовать себя, ошибаться и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед. Недаром Президент Н. А. Назарбаев в своих Посланиях делает упор на то, что «ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний» [2].

XXI век - век инновационных технологий, передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе, затрагивают все сферы. В новом мире с каждой долей секунды появляются новые идеи, новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования. Для духовно-нравственного воспитания молодого поколения используются и с успехом приметаются различные методы преподавания. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное обучение. Воспитание нового поколения связано с образованием, с воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти звенья дополняют друг друга. По словам Президента, стабильное государство невозможно без патриотизма. А воспитание чувства патриотизма зависит и от родителей, и от преподавателей.

В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках специальных дисциплин.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информа-

цией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, студенты должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология развития критического мышления может рассматриваться как механизм, формирующий определённые умения в системе «ученик — учитель». Учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии [3, с. 26].

Технология развития критического мышления имеет богатый арсенал приёмов и стратегий, которые авторы технологии называют обучением сообща [3, с. 112]. Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя считаю такой прием, как метод Джигсо.

Метод Джигсо — это метод групповой работы, разработанный в 1971 году американским психологом Эллиотом Аронсоном. При использовании данного метода возникает позитивная зависимость студентов друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе [3, с. 111].

Метод предназначен для того, чтобы студенты помогали друг другу учиться, а преподаватель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин [4, с.91]. Для этого студенческая группа разделяется на подгруппы. Количество подгрупп определяет преподаватель. Каждый участник группы получает одну из частей материала. Он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части и изучает 15 минут. Если вопросов больше, чем членов группы, то студент может изучать два - три вопроса. Если студентов больше, чем вопросов, то один вопрос могут изучать два - три студента. Каждая подгруппа получает одинаковое задание: прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на

3(21)72018

■-» Педагогическая

понимание сущности текста. Студенты могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры [5, с.91].

Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных подгруппах, собираются в тематические группы и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов» . Эксперты обсуждают, как изученный материал можно преподнести другим студентам: в виде конспекта, плана, ответа или выводов. Во время «встречи экспертов» студенты работают 15 минут. Затем все возвращаются в первоначальные группы и в соответствии с планом проведения занятия преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.

Затем преподаватель проводит опрос, чтобы выяснить как усвоен учебный материал и выставляет оценки.

В процессе применения метода Джигсо на уроках были выявлены следующие положительные моменты:

1. Студенты работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время;

2. Это упражнение может заменить объяснение нового материала;

3. Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации;

4. Студенты сами участвуют в процессе преподавания.

В результате учебного процесса по методу Джигсо студенты научились:

1 .Саморегуляции;

2. Работать с текстом: читать, пересказывать, составлять и задавать вопросы;

3. Высказывать свои мысли, проявляя индивидуальность своей личности;

4. Обсуждать, прислушиваться к мнению других;

5. Анализировать информаци;

6. Демонстрировать свои знани.

А также при проведении этих занятий выявились определенные трудности:

1.Нет навыков самостоятельной работы у студентов;

2. Недостаточно развитая разговорная речь;

3.Метод требует достаточно большого объема учебного времени из-за отсутствия навыков студентов к самостоятельному мышлению;

аука и практика -

4.Необъективное оценивание при взаимооценке и самооценке.

Для преодоления отрицательных моментов необходимо:

1. Продолжить обучение через диалог;

2. Видеть индивидуальность каждого студента;

3. Студенты должны четко знать критерии при взаимооценке и самооценке знаний по данному учебному материалу.

Применение метода Джигсо на уроках специальных дисциплин актуально на сегодняшний день, так как повышается познавательная активность студентов, появляется мотивация к обучению, обучающиеся приобретают вкус к самообразованию и возрастает интерес к изучаемому предмету. Исчезает монотонность в процессе урока, внимание детей полностью сконцентрировано на отрабатываемом материале. По моим наблюдениям, взаимодействие студентов в паре и в группе при социальном взаимодействии наиболее плодотворно влияет на понимание предмета обучения и, как бы, раскрывает сознание студента.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В.И. Загвязинского. -- 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «(Академия», 2015.-240с.

2.Назарбаев H.A. Послание Президента ? Республики Казахстан Н. Назарбаева народу ^ Казахстана. 10 января 2018 г. [Электронный q ресурс] http://www.akorda.kz/ru/addresses/ < addresses of president/poslanie-prezidenta- ¿ respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu- 3 kazahstana-10-yanvarya-2018-g

З.Заир - Бек С.И. Развитие критического В мышления на уроке: Пособие для учителя 2 / С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская,- М.: Просвещение, 2004,- 175 с.

4.Бордовская Н.В.Педагогика:Учебное по- g собие / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. - СПб.: = Питер, 2008. - 304с. <

5.0марова А. Б.Инфоурок, библиотека О материалов. [Электронный ресурс] https:// 1 infourok.ru/doklad-metod-dzhigso-na-urokah-spectehnologii-1742903 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.