Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обновление содержания образования / технология развития критического мышления / прогнозирование темы / стадия вызова / стадия осмысления / рефлексия. / updating the content of education / technology for the development of critical thinking / topic forecasting / challenge stage / comprehension stage / reflection.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамова Гулнара Максатовна, Ереханова Сауле Тулешовна, Фахритдинова Диёра Хуснуддиновна

В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы, встречающиеся в изучении художественных произведений, предлагаются конкретные методы и приемы работы с ними, дается готовая структура урока, направленная на повышение интереса и активизации мыслительной и когнитивной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамова Гулнара Максатовна, Ереханова Сауле Тулешовна, Фахритдинова Диёра Хуснуддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING AS AN EFFECTIVE WAY TO INCREASE STUDENTS' INTEREST IN STUDYING WORKS OF ART

This article examines the issues and problems encountered in the study of works of art, suggests specific methods and techniques for working with them, and provides a ready-made lesson structure aimed at increasing the interest and activation of students' mental and cognitive activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

УДК 37.013 Научная статья

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Адамова Г.М., Фахритдинова Д.Х. Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави

Ереханова С.Т.

ГКП на ПХВ «Туркестанский высший медицинский колледж»

(г. Туркестан, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы, встречающиеся в изучении художественных произведений, предлагаются конкретные методы и приемы работы с ними, дается готовая структура урока, направленная на повышение интереса и активизации мыслительной и когнитивной деятельности учащихся.

Ключевые слова: обновление содержания образования, технология развития критического мышления, прогнозирование темы, стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Для цитирования: Адамова Е.М., Ереханова С.Т., Фахритдинова Д.Х. Методы и приемы развития критического мышления как эффективный способ повышения интереса учащихся при изучении художественных произведений // Наука и реальность. 2024. № 2 (18). С. 127-132.

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING AS AN EFFECTIVE WAY TO INCREASE STUDENTS' INTEREST IN STUDYING WORKS

OF ART

Adamova G.M., Fakhritdinova D.H. Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University

Erekhanova S.T. "Turkestan Higher Medical College" (Turkestan, Republic of Kazakhstan)

Abstract. This article examines the issues and problems encountered in the study of works of art, suggests specific methods and techniques for working with them, and provides a ready-made lesson structure aimed at increasing the interest and activation of students' mental and cognitive activity.

Keywords: updating the content of education, technology for the development of critical thinking, topic forecasting, challenge stage, comprehension stage, reflection.

For citation: Adamova G.M., Erekhanova S.T., Fakhritdinova D.H. Methods and techniques for developing critical thinking as an effective way to increase students' interest in studying works of art// Science and Reality. 2024. no. 2 (18), pp. 127-132. (in Russian).

В настоящее время в рамках обозначенных приоритетных направлений развития образования и науки Республики Казахстан ведется огромная работа по обновлению содержания образования.

Основная цель обновления - это повышение качества среднего образования. В современных условиях школа должна воспитывать, обучать, и развивать высоконравственную, творческую, критически мыслящую личность, способную непрерывно повышать собственный уровень образования.

Смена парадигмы образования является велением времени. Современная школа не должна просто учить, а должна научить учиться самостоятельно в течение всей жизни.

В мерах по обновлению содержания отечественного образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, - творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских проектов; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера [1].

Содержание образовательной области «Язык и литература» должно обеспечить использование межпредметных связей с другими языковыми и неязыковыми учебными дисциплинами; успешную социализацию обучающихся; развитие языковых навыков обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями, потребностями и интересами; понимание важности изучения языков в современном мире; развитие духовно-нравственных ценностей; понимание целостной картины полиязычного и поликультурного мира, установление межличностных и межкультурных контактов в процессе общения; воспитание уважения к различным точкам зрения через ознакомление с культурами других стран; самостоятельно работать с различными информационными источниками на изучаемом языке, в том числе с Интернет-ресурсами; развитие и использование творческого и критического мышления [2].

В этой связи современным учителям современных школ предъявляются определенные требования к структурированию урока:

- урок должен иметь конкретные цели и задачи;

- изучение художественных произведений должно пробудить интерес у учащихся к чтению;

- урок должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности, развитие критического и творческого мышления и навыков анализа художественного произведения;

- должно учитываться практическое применение полученных знаний;

Далее представим пример разработанного урока изучения художественного произведения (Л. Толстой «Кавказский пленник»).

Все задания были распределены по трем фазам технологии развития критического мышления. На стадии вызова для прогнозирования темы, активизации мыслительной деятельности и определения имеющихся знаний, были предложены следующие задания.

Стадия вызова.

Задание 1. Ответьте на вопросы одним словом или словосочетанием. Отметьте вопросы, на которых не знаете ответов.

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести и самоотверженности. (Герой)

2. Главное действующее лицо литературного произведения. (Литературный герой)

3. Горная территория в Евразии, в состав которой входит Грузия, Армения, Азербайджан. (Кавказ)

4. Это литературное произведение о событии, которое произошло в действительности. (Быль)

5. Это малый жанр эпической прозы, который повествует какое-нибудь событие. (Рассказ)

6. Это великий русский писатель 19 века, написавший следующие произведения: «После бала», «Анна Каренина», «Война и мир» и т. д.

Далее с помощью наводящих вопросов была сформулирована тема урока.

Выводы учащихся:

1. По третьему вопросу можно предположить, что действие происходит на Кавказе.

2. По четвертому, пятому и шестому вопросам можно предположить, что это произведение Л. Н. Толстого, а жанр - быль-рассказ.

Стадия осмысления.

Задание 2. «Я - писатель». По ключевым словам, и плану попробуйте создать собственный рассказ.

1. Кавказ, служба, мать, болезнь, отпуск, женитьба.

2. Жилин, конь, Костылин, ружье, опасность.

3. Татары, ружье, конь, надежда, плен.

4. Аул, офицер, дети, колодка, сарай.

5. Дина, вода, хлеб.

6. Абдул-Мурат, письмо, деньги, выкуп, отказ.

7. Восхищение, храбрость, пленник, Костылин, план.

8. Условие, требование, уважение.

9. Месяц, письмо, кукла, глина.

10. Дина, благодарность, молоко.

11. Побег, провал.

12. Побег, удача.

Данный прием позволяет учащимся активно включиться в процесс изучения художественного произведения, также способствует активизации и развитии творческого мышления и почувствовать себя в роли писателя.

Задание 3. Прочитайте быль-рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Сравните написанным вами вариантом рассказа, заполните таблицу «Предположения и совпадения». В процессе чтения заполните сюжетную таблицу.

Предположения Совпадения

Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Таблица «Предположения и совпадения» помогает у учащихся развить навыки самостоятельной работы, так как создавая собственный рассказ и сравнивая результаты своей работы с оригиналом, они учатся делать анализ и сравнение.

Сюжетная таблица способствует овладению учащимися сюжетным мышлением, суть работы с данной таблицей заключается в том, что, читая текст, учащиеся делают пометки, тем самым создавая своеобразный «скелет» художественного произведения.

Задание 4. Распределите вопросы на «тонкие» и «толстые». Обоснуйте ответ. Найдите ответы в тексте на «толстые» и «тонкие» вопросы:

1. Где служил офицер Жилин?

2. По какой причине он взял отпуск и поехал домой?

3. Почему Жилин предупреждал Костылина, чтобы они держались вместе?

4. Как поступил Костылин, когда увидел татар, которые гонялись за Жилиным? Как можно назвать этот поступок?

5. Каким образом поймали татары Жилина и куда его привезли?

6. Как себя вел Жилин в плену? Почему его уважали татары?

7. А Костылин как вел себя в плену?

8. Чем занимался Жилин в плену?

9. Чем он привлек внимание маленькой Дины?

10. Что ему помешало в первый раз сбежать?

11. Почему он сбежал один в конце?

12. Чем закончился рассказ?

13. Как бы вы поступили, если бы попали в такую ситуацию?

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Задание 5. Создайте сопоставительную характеристику героев рассказа, выпишите фрагменты текста, где наиболее ярко отражаются их поведение.

Жилин Костылин

По тексту рассказа

По вашему мнению

Задание 6. Работа в группе. Учащиеся делятся на две группы:

1) которые осуждают поступок Костылина

2) которые понимают поступок Костылина.

Дискуссия. Выскажите свое мнение относительно следующих вопросов:

- Можно ли винить человека за то, что он трусливый или слабый?

- Всем ли удается оставаться храбрым и сильным в сложных ситуациях?

- Какие нужно качества развивать в себе, чтобы стать храбрым, сильным и решительным человеком?

- Чему вас научил рассказ Л. Н. Толстого? Что полезного вы для себя получили из прочитанного?

Лист для самооценивания.

№ Задания Удалось Не удалось

1 Ответьте одним словом. 1 вопрос.

2 вопрос.

3 вопрос.

4 вопрос.

5 вопрос.

6 вопрос.

2 Сделайте выводы.

3 «Я - писатель».

4 Заполнение таблицы «Предположения и совпадения».

5 Заполнение сюжетной таблицы

6 Толстые и тонкие вопросы

7 Сопоставительная таблица по героям рассказа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Групповая работа

Заполнение листа самооценивания является важной частью урока, так как это показывает развитие личности ребенка, способствует формированию навыков самоанализа. Также он является показателем уровня успеваемости ученика и помогает учителю определять, в каком направлении он должен помогать ему.

Рефлексия. Заполните таблицу.

V - Тезисные записи терминов, фактов и понятий, известных до момента чтения текста. + - Новая для меня информация - Противоречия, которые возникли после прочтения текста. ? - Непонятные слова, факты, требующие разъяснения.

В заключение можно сказать, что применение методов и приемов технологии развития критического мышления при изучении художественных произведений дает отличные результаты:

- создает обучающую среду, в которой ученик вынужден проявлять инициативу и активность;

- создает условия для обучения и развития каждому ученику;

- способствует формированию коммуникативных навыков, развитию навыков самоанализа и формированию творческого и критического мышления.

Особенность методов и приемов технологии развития критического мышления заключается в том, что они меняют настрой учащихся, меняет атмосферу уроков, повышает активность даже у слабоуспевающих учеников.

Список источников

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан №988 от 27 декабря 2019 года

2. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов основного среднего образования (с нерусским языком обучения) по обновленному содержанию.

3. Русский язык и литература: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ У. А. Жанпейс, Н. А. Озекбаева. - Алматы: «Атам^ра», 2017. -288 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ - М.: Академия, 2005. - 272 с.

Адамова Гулнара Максатовна, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Adamova Gulnara Maksatovna, Senior Lecturer at the Department of Russian Language and Literature, Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: Adamovagulnara@mail.ru

Ереханова Сауле Тулешовна, преподаватель русского языка ЦМК социально-гуманитарных дисциплин, ГКП на ПХВ «Туркестанский высший медицинский колледж» (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Yerekhanova Saule Tuleshovna, teacher of the Russian language of the CMC of Social and Humanitarian Disciplines, "Turkestan Higher Medical College" (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: erehanovaa@mail.ru

Фахритдинова Диёра Хуснуддиновна, студентка образовательной программы 6В01764-Русский язык и литература, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Fakhritdinova Diera Husnuddinovna, student of the educational program «Russian language and literature», Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkestan, Republic of Kazakhstan).

: fahritdinovadiyora@mail.ru

Дата поступления: 06.05.2024

© Адамова Г.М., Ереханова С. Т., Фахритдинова Д.Х., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.