Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / веб-квест / игрофикация / интернет-ресурсы / онлайн обучение / мобильные устройства / искусственный интеллект. / digital technologies / web quest / gamification / Internet resources / online learning / mobile devices / artificial intelligence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жорабекова Манат Курманбековна, Амандык Айганым Алпамысовна

Цифровые технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса. В статье рассмотрены основные виды цифровых технологий, преимущества онлайн-учебных платформ, а также риски и проблемы цифрового образования. Показано, что использование цифровых онлайн-учебных платформ, виртуальной и дополненной реальности, робототехники и других инструментов не только улучшает качество обучения, но и расширяют границы традиционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жорабекова Манат Курманбековна, Амандык Айганым Алпамысовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Digital technologies are an integral part of the educational process. The article discusses the main types of digital technologies, the advantages of online learning platforms, as well as the risks and problems of digital education. It is shown that the use of digital online learning platforms, virtual and augmented reality, robotics and other tools not only improves the quality of learning, but also expands the boundaries of traditional education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 371.3 Научная статья

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Жорабекова М.К., Амандык A.A. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави

(г.Туркестан, Республика Казахстан)

Аннотация. Цифровые технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса. В статье рассмотрены основные виды цифровых технологий, преимущества онлайн-учебных платформ, а также риски и проблемы цифрового образования. Показано, что использование цифровых онлайн-учебных платформ, виртуальной и дополненной реальности, робототехники и других инструментов не только улучшает качество обучения, но и расширяют границы традиционного образования.

Ключевые слова: цифровые технологии, веб-квест, игрофикация, интернет-ресурсы, онлайн обучение, мобильные устройства, искусственный интеллект.

Для цитирования: Жорабекова М.К., Амандык A.A. Особенности применения цифровых технологий в образовании // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 25-30.

FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Zhorabekova M.K., Amandyk A. A. International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi

(Turkestan, Republic of Kazakhstan)

Abstract. Digital technologies are an integral part of the educational process. The article discusses the main types of digital technologies, the advantages of online learning platforms, as well as the risks and problems of digital education. It is shown that the use of digital online learning platforms, virtual and augmented reality, robotics and other tools not only improves the quality of learning, but also expands the boundaries of traditional education.

Keywords: digital technologies, web quest, gamification, Internet resources, online learning, mobile devices, artificial intelligence.

For citation: Zhorabekova M.K., Amandyk A.A. Features of the use of digital technologies in education // Science and Reality. 2024. no. 1 (17), pp. 25-30. (in Russian).

Цифровизация образовательного процесса - это широкое понятие. Оно включает не только дистанционное образование или работу учащихся с компьютером, как считают некоторые. Цифровизация подразумевает использование информационных технологий на всех уровнях: не только учебном, но и организационном (электронные дневники, чаты с учителями). Технические новшества затрагивают разные типы учебных учреждений: школы, колледжи, вузы, образовательные курсы.

Массовая цифровизация образования объясняется в первую очередь следованием за трендами развития общества. Цифровые технологии внедряются абсолютно в каждую сферу жизни: в экономику и финансы, здравоохранение, транспортное сообщение, культуру, сферу обслуживания. И образование не стало исключением. Это уже новая реальность, в которой мы живем.

Растущую популярность информационных технологий легко объяснить тем, что они делают жизнь удобнее и проще. Конкретно в учебном процессе выделяют следующие преимущества ИТ:

• повышение вовлеченности, мотивации и интереса учащихся к учебному процессу;

• активизация самостоятельности и познавательной деятельности;

• наглядная и более занимательная подача материала;

• доступ к большим объемам информации, в том числе за пределами учебного курса;

• отсутствие бумажной волокиты для преподавателей;

• обратная связь, упрощение коммуникации между учащимися, преподавателями и родителями;

• использование дистанционных технологий и возможность обучаться из любой точки мира, где есть интернет-соединение;

• появление множества учебных онлайн-курсов.

Кроме того, цифровые образовательные технологии помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, учет его особенностей и познавательных способностей.

Обзор цифровых технологий в образовании включает в себя описание различных средств и приложений, которые помогают учителям и ученикам эффективнее и интереснее обучаться и преподавать. Эти технологии могут использоваться в различных образовательных учреждениях и на разных этапах обучения - от начальной школы до университета [1, с.192]. Некоторые из основных цифровых технологий, используемых в образовании, включают:

1. Интерактивные доски - это электронные доски, которые позволяют учителям создавать интерактивные уроки с использованием изображений, видео и аудиофайлов.

2. Мобильные устройства - смартфоны, планшеты и ноутбуки могут использоваться для учебных целей, например, для чтения электронных учебников и выполнения домашних заданий.

3. Онлайн-платформы - это веб-сайты и приложения, которые позволяют учителям и ученикам общаться и работать вместе независимо от местонахождения.

4. Виртуальная реальность - это технология, которая позволяет создавать виртуальные среды для обучения.

5. Облачные технологии - это технологии, которые позволяют хранить и обмениваться информацией в облаке, что облегчает доступ к учебным материалам и совместной работе.

6. Машинное обучение - это технология, которая позволяет ученикам получать персонализированную обратную связь на основе анализа их производительности.

7. Блокчейн - технология, которая может быть использована для создания безопасной и надежной системы аутентификации учеников и подтверждения их достижений.

8. Искусственный интеллект - технология, которая может использоваться для создания умных учебных систем и анализа данных для оптимизации образовательных процессов [2, с.272].

Это только некоторые из возможных применений цифровых технологий в образовании. Каждая из этих технологий может быть использована для повышения качества образования и создания более интересных и эффективных учебных процессов.

Преимущества онлайн-учебных платформ для учеников и учителей:

1. Гибкость: студенты могут учиться в удобное для них время и темпе. Учителя могут создавать курсы и выставлять задания в любое время, а студенты могут выполнять их по своему расписанию.

2. Доступность: онлайн-учебные платформы позволяют обучаться из любой точки мира, где есть доступ к интернету. Это особенно важно для тех, кто живет в отдаленных районах или имеет ограниченную мобильность.

3. Разнообразие: онлайн-учебные платформы позволяют предлагать студентам большое количество разнообразных курсов и материалов. Это позволяет каждому выбрать тот курс, который наиболее соответствует их интересам и потребностям.

4. Интерактивность: многие онлайн-учебные платформы имеют интерактивные инструменты, такие как форумы, чаты, вебинары и т.д., которые позволяют студентам и учителям общаться между собой и обмениваться мнениями и знаниями.

5. Экономичность: онлайн-учебные платформы могут быть более экономичными, чем традиционные учебные программы, поскольку они не требуют дополнительных затрат на аренду помещений, материалы и т.д [3, с.224].

Примеры онлайн-учебных платформ:

1. Coursera - онлайн-платформа, предоставляющая бесплатные курсы от ведущих университетов по всему миру.

2. edX - онлайн-платформа, предоставляющая курсы более чем от 130 ведущих университетов и корпораций.

3. Udemy - онлайн-платформа, позволяющая учителям создавать свои собственные курсы и продавать их студентам.

4. Khan Academy - онлайн-платформа, предоставляющая бесплатные образовательные ресурсы и курсы в различных областях знаний.

5. Moodle - платформа с открытым исходным кодом, предназначенная для управления курсами и создания онлайн-курсов.

Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) предоставляют новые возможности для обучения, так как они создают уникальные визуальные и звуковые среды, в которых ученики могут взаимодействовать с материалами и информацией. Например, виртуальная реальность может создать трехмерную среду, которая позволяет ученикам практиковать различные навыки, включая хирургические операции или сложные научные эксперименты, не рискуя повредить оборудование или животных. Дополненная реальность, с другой стороны, может использоваться для создания интерактивных уроков, которые включают визуализации и другие формы мультимедийного контента [4, с.320].

Преимущества использования VR и AR в образовании включают:

• Увлекательный и интерактивный способ обучения, который увеличивает уровень вовлеченности учеников.

• Возможность создания реалистичных трехмерных моделей и визуализаций для понимания сложных понятий.

• Возможность создания безопасной и контролируемой среды для практических занятий и тренировок.

• Улучшение мотивации учеников и их уверенности в своих знаниях и навыках.

Примеры онлайн-учебных платформ, использующих VR и AR:

• Google Expeditions - платформа, которая позволяет учителям создавать виртуальные экскурсии в различные места и времена, чтобы ученики могли познакомиться с историей, географией и другими темами.

• Nearpod VR - платформа, которая объединяет AR и VR, позволяя ученикам учиться в интерактивной виртуальной среде, включая изучение различных предметов, таких как анатомия и география.

• Alchemy VR - платформа, которая предлагает VR-контент для изучения научных тем, таких как биология, физика и химия.

В целом, VR и AR могут дополнить и улучшить традиционные методы обучения и стать полезным инструментом для увлекательного и эффективного обучения.

Робототехника - это область, которая изучает создание и программирование роботов. В образовании робототехника используется как средство для обучения учеников науке, технологии, инженерии и математике (STEM).

Робототехника в образовании имеет множество преимуществ. Она помогает ученикам развивать навыки программирования, инженерии, технического проектирования и т.д. Кроме того, работа с роботами может помочь ученикам развивать навыки работы в команде, критического мышления и решения проблем.

Примеры применения робототехники в образовании [5, с.384]:

• Программирование роботов для решения задач, таких как сборка конструкций, перемещение объектов, сортировка и т.д.

• Использование роботов для создания моделей и прототипов различных устройств и систем.

• Использование роботов для создания проектов в рамках научных исследований и различных соревнований.

Робототехника в образовании становится все популярнее и является одним из самых инновационных методов обучения STEM-дисциплинам.

Риски и проблемы цифрового образования.

Цифровое образование имеет множество преимуществ, но также может представлять определенные риски и вызывать проблемы [6, с.16]. Рассмотрим некоторые из них:

1. Технические проблемы: использование цифровых технологий в образовании может быть затруднено техническими проблемами, такими как недостаточное соединение с интернетом или неисправности оборудования.

2. Неравенство: не все ученики имеют доступ к технологиям, что может создавать неравенство в обучении. Это может увеличить разрыв между учениками с разным уровнем дохода и доступом к технологиям.

3. Ограниченный межличностный контакт: обучение в режиме онлайн может привести к ограниченному межличностному контакту между учениками и учителями, что может оказать негативное воздействие на их социальное развитие.

4. Качество контента: в цифровом образовании существует риск падения качества контента, что может привести к уменьшению качества образования.

5. Защита данных: использование цифровых технологий в образовании может создавать проблемы с защитой данных учеников, что может привести к утечкам конфиденциальной информации.

6. Зависимость от технологий: слишком большая зависимость от технологий может привести к снижению креативности и способности решать проблемы в реальном мире без помощи технологий.

7. Отсутствие физической активности: чрезмерное использование цифровых технологий в образовании может привести к отсутствию физической активности у учеников, что может привести к проблемам со здоровьем.

8. Ограничение доступности материалов: цифровые материалы могут быть ограничены в доступности и доступны только для тех, кто может позволить себе определенные технологии.

Разумное использование цифровых технологий в образовании может значительно улучшить учебный процесс, но необходимо учитывать и понимать возможные проблемы и риски [7, с.256].

Цифровые технологии в образовании уже сегодня стали неотъемлемой частью учебного процесса. Они позволяют расширить границы традиционного образования и дать возможность обучения каждому, кто хочет учиться. Использование онлайн-учебных платформ, виртуальной и дополненной реальности, робототехники и других инструментов не только улучшает качество обучения, но и делает его более доступным и интерактивным [8, с.110]. Однако, существуют и риски, связанные с использованием цифровых технологий в обучении, включая проблемы конфиденциальности данных, зависимость от технологий и отсутствие прямого контакта между учителем и учеником. В целом, цифровые технологии являются мощным инструментом для изменения образовательной практики и подготовки будущих поколений к сложным вызовам современного мира.

Список источников

1.3агвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

2.Левина М.М. Технологии профессионального педагогическогообразования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

- 272 с.

3.Абылкасымова А.Е. Содержание образования и школьный учебник: методические аспекты. - Москва: Арсенал образования, 2012. - 224 с.

4.Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. -Алматы: Еылым, 1998. - 320 с.

5.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1976. - 384 с.

6.Гольцова Г.М. Совершенствование методической подготовки учителя биологии средствами учебно - исследовательской деятельности студентов: автореф. & канд. пед. наук. - Л.:, 1985. - 16 с.

7.Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе.

- М.: Образование и информатика, 2004. - 256 с.

8.Григорьев С.Г. и др. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. //Научное издание. /Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии. - 2002. - 110 с.

Жорабекова Манат Курманбековна, магистр-преподаватель, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Zhorabekova Manat Kurmanbekovna, master of Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Kazakhstan, Turkistan).

Ш

manat.7070@mail.ru

Амандык Айганым Алпамысовна, магистрант 2курса, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).

Amandyk Aiganym Alpamysovna, master's degree student of Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Kazakhstan, Turkistan).

Ш

zhbl 811@mail.ru

Дата поступления: 07.03.2024

© Жорабекова М.К., Амандык А.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.