Научная статья на тему 'ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ'

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / образовательная платформа / образовательный процесс / урок физики / цифровые инструменты / distance learning / subject / educational platform / educational process / physics lesson / digital tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипицын Виталий Дмитриевич

в работе представлен обзор цифровых платформ и инструментов для организации процесса обучения на уроке физики в дистанционном формате. Приводится классификация сервисов в соответствии с видом учебной деятельности на уроке: платформы, предназначенные для изучения нового материала; инструменты для практико-ориентированных заданий; платформы, используемые для контроля знаний и умений; инструменты для проверки домашнего задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF DIGITAL PLATFORMS AND TOOLS FOR ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN PHYSICS LESSONS

the article presents an overview of digital platforms and tools for organizing the learning process in a physics lesson in a distance learning. A classification of services is given in accordance with the type of educational activity in a lesson: platforms designed for learning new topics; tools for practice-oriented tasks; platforms used to monitor knowledge and skills; tools for checking homework.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

УДК 372.853

DOI: 10.24412/2222-7520-2023-1 -29-41

Щипицын Виталий Дмитриевич

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и технологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: schipitsyn@pspu.ru

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

ФИЗИКИ

Vitaliy D. Schipitsyn

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Physics and Technology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya Str., e-mail: schipitsyn@pspu.ru

REVIEW OF DIGITAL PLATFORMS AND TOOLS FOR ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN PHYSICS LESSONS

Аннотация: в работе представлен обзор цифровых платформ и инструментов для организации процесса обучения на уроке физики в дистанционном формате. Приводится классификация сервисов в соответствии с видом учебной деятельности на уроке: платформы, предназначенные для изучения нового материала; инструменты для практико-ориентированных заданий; платформы, используемые для контроля знаний и умений; инструменты для проверки домашнего задания.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная платформа, образовательный процесс, урок физики, цифровые инструменты.

Abstract: the article presents an overview of digital platforms and tools for organizing the learning process in a physics lesson in a distance learning. A classification of services is given in accordance with the type of educational activity in a lesson: platforms designed for learning new topics; tools for practice-oriented tasks; platforms used to monitor knowledge and skills; tools for checking homework.

Key words: distance learning, subject, educational platform, educational process, physics lesson, digital tools.

© Щипицын В. Д., 2023

Дистанционное обучение является важным и эффективным инструментом в современной образовательной системе. Оно позволяет обучающимся получать знания и навыки, не выходя из дома или удаленно. В последнее десятилетие, в связи с глобализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение успешно развивается параллельно с традиционной формой обучения. Особенно важным стало дистанционное обучение в свете сложной санитарно-эпидемиологической обстановки и пандемии СОУГО-19, которые привели к значительным изменениям в системе образования по всему миру, включая Россию. Многие учебные заведения столкнулись с проблемой организации эффективного процесса обучения, и в этом контексте дистанционные технологии стали ценным инструментом для обучения школьников и студентов [2].

Удаленный формат получения знаний начал активно внедряться на всех ступенях образования. Современные цифровые платформы для дистанционного обучения успешно конкурируют с традиционными методами. Эти сервисы позволяют проводить содержательные онлайн-уроки, контролировать успеваемость обучающихся и аттестовать их на основе представленных результатов [4].

Дистанционное обучение привлекает внимание не только педагогов, но и обучающихся. Учащиеся могут самостоятельно планировать свое время и учиться по собственному, удобному для них графику, что делает образовательный процесс более гибким и доступным. Такой режим обучения может принимать различные формы в зависимости от используемых технологий при организации занятия. Дистанционные технологии активно внедряются не только в область школьного и университетского образования, но и в корпоративную среду. Здесь они позволяют сэкономить время и ресурсы, а также повысить квалификацию и компетентность сотрудников без необходимости прерывать рабочий процесс; онбординг (опЬоаМ^ - с англ. «адаптация») в дистанционном формате стал особенно популярен в условиях пандемии, активно развивается и приобретает новые формы в меняющемся мире [5].

В последней редакции Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) на законодательном уровне были добавлены термины «Электронное обучение» и «Дистанционные образовательные технологии» [8]. Таким образом, кроме технических возможностей, информационные и дистанционные технологии в образовании теперь получили и государственную правовую поддержку.

Для эффективного использования дистанционных образовательных технологий в образовательной практике, современному педагогу необходимо знать их функциональные возможности, обладать навыками работы с различными онлайн-сервисами, программами и приложениями, а также уметь адаптировать учебный материал под новые цифровые среды. Кроме того, учитель должен осознавать особенности использования цифровых инструментов в образовательном процессе, такие как возможность индивидуализации обучения, расширение доступа к образовательному контенту

и создание условий для активного взаимодействия и самостоятельной работы учащихся [1].

В данной статье приведены основные возможности цифровых образовательных платформ и инструментов педагога и осуществлена попытка их классификации в соответствии с видом учебной деятельности на уроке физики. Представленная работа будет полезна педагогам, преподающим физику в дистанционном формате, а также обучающимся, осваивающим предмет в онлайн-режиме. Приведенная в статье классификация электронных образовательных сервисов и инструментов позволит использовать их в качестве «конструктора дистанционного образования». Описанное ниже пособие было разработано при поддержке Департамент образования администрации г. Перми в рамках городского проекта «МультиУчитель» в 2020 г. [6].

Конструктор дистанционного обучения. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий сегодня включает не только стандартные вебинары и конференции в онлайн-формате. Современный инструментарий дистанционного обучения гораздо шире. В работе [7] было представлено краткое описание самых современных инструментов и сервисов дистанционных образовательных технологий:

- Геймификация. Игровые инструменты, предназначенные для решения различных образовательных задач, в том числе для моделирования реальной ситуации. Современные виртуальные средства позволяют легко внедрить обучающие игровые приемы в систему онлайн-обучения на уроке физики.

- Диалоговые тренажеры. Данный инструмент представляет собой виртуального персонажа, с которым нужно правильно провести беседу в рамках изучаемой темы урока. Такой текстовый кейс хорошо формирует навыки общения при изучении нового материала, презентации физического прибора, коммуникации с одноклассниками по теме урока.

- Скрайбинг (to scribe - с англ. «писать, переписать»). В контексте данной статьи подразумевается больше как «рисунок от руки». Суть скрайбинга заключается в сопровождении текстовой информации визуальными образами. Наш мозг гораздо лучше запоминает то, что видит, чем то, что слышит. Скрайбинг-презентации - незаменимый инструмент для учителей физики во время онлайн-лекций.

- Чат-бот. Специальная программа для мессенджеров и социальных сетей, которая способна задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию и выполнять простые поручения в автоматическом режиме. Современные чат-боты обладают искусственным интеллектом и хорошо имитируют живое общение. Тренинги в формате чат-бота гораздо популярнее среди пользователей, так как их прохождение занимает гораздо меньше времени, чем обычные онлайн-уроки.

- Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR). С технологией виртуальной реальности (VR) многие знакомы благодаря играм. Данная технология расширяет свои возможности и активно используется в образовательных целях. С помощью VR можно создавать эффектные

симуляторы: человек надевает очки и попадает в рабочее пространство -например, виртуальную лабораторию по физике. Дополненная реальность (AR) похожа на виртуальную (УЯ), но достраивает реальный мир информационными слоями, например, с помощью мобильных приложений или специальных очков. Универсальные учебные действия в таком режиме отрабатываются очень быстро и эффективно.

- Электронные курсы. Онлайн-курс может объединять в себе сразу несколько упомянутых методик, а также содержать привычные всем форматы и типы контента: видео, текст, вебинар, подкаст, анимированную инфографику, учебный чат и практические упражнения. Преподаватели могут проводить экзамены и онлайн-тестирования, контролировать скорость и результаты обучения всех участников курса. Огромным плюсом такого формата обучения является его персонализированность: обучающиеся могут осваивать материал в своем собственном темпе и на основе своих индивидуальных потребностей.

Таким образом, сегодня дистанционное обучение предлагает широкий выбор инструментов и форматов, а также позволяет адаптировать обучение под индивидуальные потребности обучающегося. Каждая из этих технологий имеет свои преимущества и особенности, и их комбинированное использование может создать эффективную и удобную платформу для обучения, не требующую очного присутствия обучающегося на занятии. Удаленный формат обучения значительно облегчает процесс освоения дисциплины и ученикам, и педагогу.

Однако стоит отметить, что такой формат обучения имеет свои недостатки. К ним можно отнести отсутствие возможности живого общения; сложности, связанные с ограниченным техническим оснащением рабочего места, как у педагога, так и у обучающегося; ненулевая вероятность прокрастинации и чувство психологического дискомфорта; трудности с освоением новых технологий у пожилых людей. Для эффективного преодоления перечисленных выше сложностей в настоящее время успешно разрабатываются и внедряются разнообразные обучающие технологии и методики, которые расширяют возможности онлайн-образования и повышают его продуктивность [3].

Исходя из огромного разнообразия цифровых инструментов и платформ дистанционного обучения, автором статьи была осуществлена попытка их классификации. В таблице приведены ссылки на образовательные ресурсы, дано их краткое описание и особенности, а также представлены некоторые примеры их использования на уроке физики. Указанные в таблице образовательные ресурсы - это лишь небольшая часть всех существующих на сегодня электронных образовательных технологий, которые могут эффективно использоваться в образовательном процессе, причем, как в дистанционном, так и традиционном формате.

В «конструкторе дистанционного образования» (таблица) приводятся самые эффективные и перспективные, по мнению автора, цифровые платформы и инструменты, которые могут быть использованы педагогом при планировании и организации занятия по физике. Данный список составлен исходя из личного опыта и тестирования возможностей представленных сервисов при их использовании во время занятий. В соответствии с видом

учебной деятельности на уроке физики были выделены следующие группы образовательных платформ и ресурсов.

Во-первых, представлены платформы, которые специально разработаны для изучения нового материала. Эти платформы могут включать онлайн-учебники, видеолекции, интерактивные виртуальные лаборатории. Эти ресурсы могут предоставить обучающимся доступ к качественному образовательному контенту и позволят им исследовать и понять новые явления и законы физики.

Во-вторых, описаны инструменты, которые сосредоточены на практико -ориентированных задачах. Эти ресурсы могут включать онлайн-платформы для решения практических задач, виртуальные экспериментальные лаборатории и симуляторы, которые позволяют ученикам применять полученные знания и навыки в решении практических физических задач.

Затем в статье обсуждаются платформы, которые используются для контроля знаний и практических умений учащихся. Эти платформы могут включать онлайн-викторины, тесты и тренажеры, которые могут быть использованы для оценки понимания материала учащимися и их прогресса в изучении физики. Эти ресурсы могут предоставить учителям ценную информацию о дефицитах практических умений обучающихся и в дальнейшем предоставить целевую поддержку и обратную связь.

Наконец, в четвертом блоке упоминаются инструменты и онлайн-платформы для контроля знаний, где обучающиеся могут отправлять свои задания дистанционно в электронном формате и получать своевременную обратную связь от своих учителей, что значительно упрощает процесс сдачи и проверки домашних заданий.

Конструктор дистанционного образования

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Образователь InternetUrok.ru - это коллекция уроков по Уроки

ныи портал основным предметам школьной программы, школьной

InternetUrok.ru постоянно пополняемая и свободная от программы.

я п рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, Видео,

s тестов и тренажёров. Сейчас на сайте собраны конспекты,

H практически все уроки по предметам тесты,

« s естественнонаучного цикла для учащихся 1-11 тренажеры.

о классов. Особенности: Часть материалов, https://internetur

о и размещенных на сайте, находится в свободном ok.ru/subject/ph

о 35 доступе, но некоторые сервисы разделов сайта ysics

а g являются платными (доступ по подписке).

X а Т M S3 Платформа Microsoft Teams https://teams.rn icrosoft.com/ Microsoft Teams - это корпоративная платформа от компании Microsoft, которая включает в себя чат, онлайн-встречи, приложения, обмен и совместную работу над файлами, заметки и вложения. Использовать приложение можно: онлайн, на десктопе или в мобильном телефоне. Секреты и трюки Microsoft Teams для преподавателей https://youtu.be/

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Особенности: Microsoft Teams является частью пакета Office 365 и распространяется по корпоративной подписке. Базовой версией Microsoft Teams можно пользоваться бесплатно. eNeWL0daBic? ^85иЬх8Б0 овбт IX

Сервис WordArt.com WordArt.com - бесплатный сервис генерации облака слов в режиме реального времени. Платформа позволяет создавать иллюстрации к уроку, которые интересно рассматривать и находить необходимые формулы и термины. Сервис прост в освоении и не требует предварительных навыков в области графического дизайна. Иллюстрация к уроку по механике https://wordаrt.c om/80iqp5iriaco /

Сайт VideoUroki.net VideoUroki.net - это сайт, на котором находятся видеоуроки школьной программы с подробными пояснениями, а также поурочные и итоговые тесты, после прохождения которых автоматически выставляется балл и соответствующая оценка за работу. Темы по физике чётко структурированы и представлены в удобном виде, согласно разделам школьной программы. Разработки по физике https://videouro ki.net/razrabotki Л^ка/

ЯКласс https://www.ya klass.ru Банк заданий и теоретических материалов по физике для учащихся 7-9 классов. Теория на ЯКласс включает в себя материалы из нескольких учебников по физике, при этом ссылки на первоисточники всегда указаны. Особенности: Есть бесплатная версия с ограниченным функционалом. Есть пробная лицензия ЯКласс+ на месяц для учителя и для его класса. В дальнейшем для полноценной работы с сайтом, подписка Я+ обязательна для учителя, но не обязательна для детей (Я+ дает детям возможность просматривать шаги решения). Материалы к уроку в 7-ом классе «Простые механизмы» https://www.yak lass.ru/p/fizika/7 -klass/rabota-i-moshchnost- energiia-11875/1^^6- prostye-mekhanizmy-11878

Сервис для создания ментальный карт и кластеров https://bubbl.us Англоязычный сервис для создания ментальных карт и кластеров в цифровом виде. Создать «карту» можно без регистрации на сайте. В интерфейсе ресурса есть возможность сохранения «карты» как изображения, печать «карты», а также экспорт их в виде ссылки. Возможно использование сервиса в качестве виртуальной доски для учителя. Особенности: Работа на ПК или ноутбуке, версия для смартфона не предусмотрена. Пример работы с сетевым сервисом: https://youtu.be/ HFUУEfX^0h0

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Графический редактор SAI Paint Tool http://saipaintt ool.com/ Программа, предназначенная для цифрового рисования в среде Microsoft Windows, разработанная японской компанией Systemax. Есть возможность писать мышкой, используя высокую степень «сглаживания». Интерфейс максимально интуитивен. Рекомендуется использовать в сочетании с графическим планшетом. Пример рисования в программе https://www.you tube.com/watch ?v=v93sDudSSo 8

Практико-ориентированные задания Виртуальная доска Miro https://miro.co m Виртуальная интерактивная онлайн-доска для совместного (группового) использования несколькими пользователями. Это рабочее пространство, на котором несколько пользователей в режиме онлайн совместно могут создавать один документ: можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные объекты и многое другое. Особенности: бесплатный ресурс; возможность демонстрировать результаты на сайтах, в блогах, а также в виде слайдов презентации; поддержка Google Drive; встроенный чат. Для активной работы с сервисом требуется регистрация. Презентация Миро https://www.you tube.com/c/Miro ш

Онлайн-доска iDroo https://app.idro o.com/ iDroo - это виртуальная доска, как для индивидуальной работы, так и работы с группой онлайн. Помимо рисования цифровым маркером на доске в режиме реального времени, пользователи могут вводить упражнения с помощью текстового поля, обмениваться сообщениями в чате. Большим преимуществом этой доски является возможность использования математических формул. Особенности: - возможность создавать и сохранять несколько досок (до 5 шт.); - поддержка мультитач-жестов на сенсорных устройствах; - возможность экспортировать записи в графический файл; - к сожалению, пользователи с бесплатной подпиской не могут загружать и прикреплять готовые изображения и документы на рабочее поле доски. Материалы записей на доске по теме «Фотоэффект» https://app.idroo .com/boards/PO nRJCIDNh

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Виртуальная лаборатория по физике ИйрвУ/еГшка.г и/ Бесплатный онлайн-сервис для проведения виртуальных интерактивных лабораторных работ по физике. На сайте представлены более 200 виртуальных лабораторных работ, экспериментальных задач и демонстраций по всем разделам физики; нестационарные и стационарные электронные интерактивные физические модели; виртуальные экспериментальные задачи для подготовки к олимпиадам школьников. Определение удельной теплоты сгорания топлива https://efizika.ru /Ыт15/184/тёе x.html

Виртуальная физическая лаборатория «Живая Физика» В виртуальной лаборатории «Живая физика» можно моделировать механизмы и силовые поля (гравитационное, электростатическое, магнитное или любое другое), наблюдать движение объектов, получать данные эксперимента в виде векторов, графиков и таблиц. Встроенные средства визуализации (мультипликация, графики, таблицы, диаграммы, векторы сил и траектории движения тел) позволяют увидеть и проанализировать то, что в традиционном курсе физики существует лишь в виде абстрактных понятий и формул. В комплект входят наборы компьютерных экспериментов, включающих в себя демонстрации и задания по темам школьного курса физики 7 класса, началам кинематики (9 класс), колебаниям, законам сохранения энергии, импульса и момента импульса, а также по электростатике (8, 10 и 11 классы) - всего около 350 моделей. Особенности. Продукт является платным. Необходимо приобретение лицензии на использование (на 1 ученика, либо на класс). Живая Физика. Мастер-класс. https://youtu.be/ ИУУЗЛ w БО У

Физика.ги http://www.fizi ka.ru/ Физика.ги - интернет-сообщество учителей физики и всех заинтересованных интернет-пользователей, имеющих отношение к преподаванию физики. преподавателей, методистов, авторов дидактических материалов. На сайте можно. проводить тесты онлайн, решать различные задачи во время занятия; находить инструкции к лабораторным работам с подробным описанием. На сайте есть раздел «Факультатив», где учителя выкладывают углубленный авторский материал по разным темам физики. Пример лабораторной работы «Обнаружение погрешности шкалы линейки» http://www.fizik а.гиЛаЬогапЙпё ex.php?theme=0 Шё=01301

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Особенности: Членами клуба не могут быть учащиеся и их родители, однако они могут получить «ученические» пароли, обратившись к своему учителю. Учеников регистрируют только учителя.

Gooogle-формы; URL- адрес: https://docs.go ogle.com/form s Google Формы - часть офисного инструментария Google Drive. Это один из самых быстрых и простых способов создать свой опрос или тест: пишем задание, выбираем тип ответа (выбор из нескольких вариантов, написание собственного). Получившийся тест можно отправить учащимся в виде ссылки или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Особенности: Формы совершенно бесплатны - для использования ресурса нужно только иметь аккаунт Google. Тест «Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы», 10 класс. https://forms.gle /уОШеАпМаУ 2еИхоЬ7

Контроль знаний (умений) MyQuiz https://myquiz. ru/ MyQuiz - онлайн-сервис простых и удобных мобильных викторин (квизов). Сервис позволяет создавать собственные викторины, проводить мероприятия в формате интерактивных игр с выбором правильного ответа на мобильных устройствах. Существует возможность организации групповой работы в сервисе (до 50 человек); материалами можно поделиться в виде ссылки или QR-кода. Онлайн-игра по физике «ФизО^» 10-11 классы https://play.myq uiz.rU/p/002583 И

Сервис LearningApps; https://learning apps.org LearningApps - это бесплатное приложение для создания электронных интерактивных упражнений разных уровней сложности. Ресурс предоставляет возможность для сотрудничества «педагог - ученик», «ученик - ученик». Использование данного сервиса на занятии позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Пример задания с решением задач по разделу механика: https://learninga pps.org/watch7v =p43x1kvct19

Система Lecture racing http://lecturera cing.com Система Lecture racing включает приложение для студентов «Lecture Racing.student», приложение для проектора «Lecture Racing.projector» и веб-сайт поддержки http://lectureracing.com/. Система Lecture racing -очень удобна для параллельной работы и контроля знаний в режиме «здесь и сейчас». Загрузив презентацию на веб-сайт http://lectureracing.com/, учитель через приложение «Lecture racing.teacher» на своем телефоне ведет контроль во время занятия. Пример использования ресурса: https://youtu.be/ vnRSlfpkbxО

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

При этом учащиеся через приложение «Lecture Racing.student» отвечают на вопросы, сразу видя свой рейтинг в классе и количество правильных ответов. Особенности: Проведение тестов и викторин на лекциях и занятиях без подготовки, в режиме реального времени.

ЯКласс https://www.ya klass.ru Банк заданий и теоретических материалов по физике для учащихся 7-9 классов. Контроль знаний на ЯКласс можно производить с помощью функционала сайта «Проверочные работы». У учителя есть возможность составить работу из заданий, предложенных порталом, а также разбавить их заданиями, разработанными непосредственно учителем (например, качественные задачи с открытым ответом). Работа может быть ограничена по времени выполнения, кроме того можно устанавливать сроки выполнения, количество попыток и т.д. Работа может быть отправлена лично учащемуся через ЯКласс (отобразиться в разделе проверочные работы), либо в виде ссылки. Тест по теме «Импульс тела» https://www.yak lass.ru/p/fizika/9 klass/mekhanich eskie-iavleniia- zakony-sokhraneшia-v- mekhaшke-90005/impuls-tela-i-impuls-sily-90006/tv-6fd7c4d1-4a21- 4eb8-b800-443ca131d548

Домашнее задание Сайт «РЕШУ ОГЭ/ЕГЭ: Физика» ОГЭ: https://phys-oge.sdamgia.ru ЕГЭ: https://phys-ege.sdamgia.ru Бесплатный образовательный портал для подготовки к экзаменам в формате ОГЭ/ЕГЭ, работа с карточками в режиме онлайн. На сайте содержится каталог заданий по типам, по темам, а также готовые варианты ОГЭ/ЕГЭ для самоподготовки. Система обладает огромными возможностями для педагогов: возможность составить собственные варианты для проверки знаний учащихся; просмотреть список созданных работ и статистику по ним; возможность создать индивидуальный профиль знаний учащегося; возможность управления учащимися и группами учащихся; поддержка классного журнал; возможность создавать собственный курс в разделе «школа». Контрольная работа по разделу "Ядерная физика" (11 класс, профиль) https://phys-ege.sdamgia.ru/t est?id=6362514

Проект «Онлайн ДЗ» https://onlinedz .ru Созданное свободным учительским сообществом единого образовательное интернет-пространство средней школы для тестирования учащихся с 1 по 11 класс по всем предметам школьной программы. Сервис позволяет: - предоставить каждому ученику индивидуальное домашнее задание по курсу средней школы (в виде тестов), выполняемое Тестирование по физике для подготовки к ЕГЭ https://onlinedz. ru/subjects/phys ics/ege

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Online через Интернет; - предоставить учителю возможность создания любого количества проверочных работ в электронном и бумажном виде по своему предмету в рамках школьной программы; - разгрузить учителя от рутинной ежедневной проверки тетрадей с домашними заданиями (эту функцию будет выполнять компьютер); - повысить эффективность обучения, за счет более интенсивной домашней работы учеников.

Онлайн-сервис «GetAClass» URL-адрес: https://www.ge taclass.ru/ GetAClass - это бесплатный сервис для школьников и учителей, содержащий контрольные материалы, отчёты об успеваемости и прочие образовательные функции. Он содержит наглядные ролики по физике, проверочные задачи и конспекты, большое количество контрольных работ (включая ЕГЭ/ОГЭ) в Банке заданий. Сервис позволяет выгружать отчёты об успеваемости, осуществлять подбор курсов по темам. На сайте есть короткие, занимательные ролики по физике. Здесь минимум формул и максимум настоящих экспериментов. Пример урока по теме «Закон Кулона» https://www.get aclass.ru/edu/za kon-kulona

Незнайка https://neznaik a.info Основное назначение данного сервиса -подготовка учащихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. На сайте также имеется тренажер по основным темам и разделам физики, который можно использовать для контроля знаний учащихся по отдельным темам, а также формирования практических умений и навыков решения задач. Тесты для подготовки к ЕГЭ по физике https://neznaika. info/ege/physics /

ЕКЦОР http://school-collection.edu.r u/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - федеральная библиотека наглядных пособий содержит набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области, в рамках школьной программы средней школы. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Предоставляет учащемуся широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала. Библиотека наглядных пособий по физике http://school-collection.edu.ru /catalog/rubr/b7f 5695a-f68e-fd65-c4ae-3e7cae7ea28b/1 18886/?

Вид деятельности Ресурсы Характеристика ресурса Пример использования

Особенности: - Огромный банк заданий по всем темам школьного курса физики, можно решать с учащимися прямо на уроке, есть кнопка проверить, для показа правильного ответа. - Учитель может скачать все задания к себе на компьютер и составить проверочную или диагностическую работу для учащихся. - На сайте представлены тематические подборки ЦОР по разделам физики, учащийся может посмотреть подборку к заданному разделу и выполнить домашнее задание.

Несомненно, в наше время технологии дистанционного обучения целостно дополняют образовательное пространство современного педагога, а их грамотное использование является неотъемлемой составляющей его педагогической компетентности. Публикуемое в рамках данной статьи исследование адресовано преподавателям физики для помощи в организации работы учащихся при изучении данного предмета, как в дистанционном, так и традиционном формате. Разнообразие образовательных платформ и инструментов, а также правильная реализация их рассмотренных возможностей приводит к решению главной задачи использования цифровых образовательных инструментов - достижению высоких предметных результатов по физике и формированию универсальных учебных действий.

Список литературы

1. Дендев Б. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

2. Дистанционное обучение как форма современного образования / С.А. Никитина, А.Н. Слатвинская, Е.А. Воробьёва, Т.А. Полётова // Инновационная наука. - 2023. - № 4-1. - С. 66-68.

3. Носова Т.А. Плюсы и минусы дистанционного образования // Экономика и социум. - 2013. - № 4-3(9). - С.242-244.

4. Пантелеева Т.В., Затонский А.В. Система дистанционного обучения как элемент информационной системы вуза // Фундаментальные исследования. -2007. - № 12-2. - С. 231-234.

5. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога : учеб.-метод. пособие. - М. : Про-Пресс, 2020. - 33 с.

6. Департамент образования администрации г. Перми. Проекты [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gorodperm.ru/actions/social/education/edu proects/ (дата обращения: 01.11.2023).

7. Технологии дистанционного обучения: какие инструменты использовать в онлайне [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unicraft.org/blog/6064/tehnologii-distancionnogo-obuchenia/ (дата обращения: 01.11.2023).

8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 01.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.