Научная статья на тему '«ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ'

«ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов М.А., Диков А.В.

В последнее десятилетие отечественный бизнес предъявляет к российскому общему образованию различных ступеней требование усиления профессиональной составляющей, с тем чтобы выпускники были в большей степени подготовлены к работе в различных сферах экономики. Актуальной проблемой развития общества в контексте его цифровизации является социальный заказ бизнеса образовательной сфере страны, предусматривающий специальную профессиональную и предпрофессиональную подготовку выпускников в области промышленных технологий на различных ступенях образования. В данной статье представлен обзор различных возможностей реализации такой подготовки: образовательная инициатива «Школа 21» от коммерческой организации РФ «Сбербанк», центры цифрового образования «IT-куб», образовательные программы для школьников, студентов и выпускников от крупного коммерческого банка «Тинькофф», проект «Цифровой учебно-методический комплекс», Всероссийский конкурс сайтов «Сделай сайт своими руками». Их сопоставление в конкретных обстоятельствах образовательного процесса позволяет оптимальным образом произвести выбор той образовательной платформы, которая наиболее полно обеспечит запросы как потенциального работодателя, так и самого субъекта упомянутого процесса. Данный тезис иллюстрируется на примере работы лицея информационных технологий и систем № 73 г. Пензы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов М.А., Диков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

Over the past decade, domestic business has been demanding that Russian general education at various levels strengthen the professional component so that graduates are more prepared to work in various spheres of the economy. An urgent problem of the development of society in the context of its digitalization is the social order of business in the educational sphere of the country, which provides for special professional and pre-professional training of graduates in the field of industrial technologies at various levels of education. This article presents an overview of various opportunities for implementing such training: the educational initiative "School 21" from the commercial organization of the Russian Federation "Sberbank" , the centers of digital education "IT-cube", educational programs for schoolchildren, students and graduates from the large commercial bank "Tinkoff", the project "Digital educational and methodological complex", the All-Russian website contest "Make a website with your own hands". Their comparison in the specific circumstances of the educational process allows us to optimally choose the educational platform that will most fully meet the needs of both a potential employer and the subject of the mentioned process. This thesis is illustrated by the example of the work of the Lyceum of Information Technologies and Systems No. 73 in Penza.

Текст научной работы на тему ««ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ»

160

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 4 (64), с. 160-169

УДК 37.01

DOI 10.52452/18115942_2021_4_160

«ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ

© 2021 г. М.А. Родионов, А.В. Диков

Родионов Михаил Алексеевич, д.пед.н.; проф.; заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике и математике Пензенского государственного университета

do7tor@mail.ru

Диков Андрей Валентинович, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры информатики и методики обучения информатике и математике Пензенского государственного университета dikov. andrei@gmail. com

Статья поступила в редакцию 01.08.2021 Статья принята к публикации 20.10.2021

В последнее десятилетие отечественный бизнес предъявляет к российскому общему образованию различных ступеней требование усиления профессиональной составляющей, с тем чтобы выпускники были в большей степени подготовлены к работе в различных сферах экономики. Актуальной проблемой развития общества в контексте его цифровизации является социальный заказ бизнеса образовательной сфере страны, предусматривающий специальную профессиональную и предпрофессиональную подготовку выпускников в области промышленных технологий на различных ступенях образования. В данной статье представлен обзор различных возможностей реализации такой подготовки: образовательная инициатива «Школа 21» от коммерческой организации РФ «Сбербанк», центры цифрового образования «IT-куб», образовательные программы для школьников, студентов и выпускников от крупного коммерческого банка «Тинькофф», проект «Цифровой учебно-методический комплекс», Всероссийский конкурс сайтов «Сделай сайт своими руками». Их сопоставление в конкретных обстоятельствах образовательного процесса позволяет оптимальным образом произвести выбор той образовательной платформы, которая наиболее полно обеспечит запросы как потенциального работодателя, так и самого субъекта упомянутого процесса. Данный тезис иллюстрируется на примере работы лицея информационных технологий и систем № 73 г. Пензы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, дополнительное образование, дополнительные образовательные услуги.

Введение

В последнее десятилетие отечественный бизнес предъявляет к российскому общественному образованию требование усилить профессиональную составляющую, чтобы выпускники были в большей степени подготовлены к работе в различных сферах экономики. В связи с этим появляются различные бизнес-инкубаторы и технопарки, на базе которых обучают школьников современным методам разработки чего-либо.

В частности, большинство IT-компаний в настоящее время испытывает острую нехватку специалистов, поэтому они вынуждены вкладываться сами в подготовку будущих кадров. Например, при поддержке компании «Яндекс» открыта бесплатная для учащихся двухгодичная образовательная программа обучения школьников 8-10 классов промышленному программированию на языке Python. Данный проект называется «Яндекс Лицей» (https://yandexlyceum.ru/). При этом Яндекс, рассчитывая на большую масштабируемость проекта, разработал аналогичную

учебную программу факультатива для государственной общеобразовательной школы.

Федеральные государственные стандарты общего образования позволяют регионам внедрять в школьное образование профессионально направленные предметы. Так, в Пензенской области прошло уже много лет с тех пор, как стартовал международный проект по внедрению языка Java в школьное образование по информатике на региональном уровне. За счет средств регионального бюджета была разработана учебная программа факультатива по информатике, приглашенные из Израиля специалисты проводили очные семинары для школьных учителей по языку программирования Java, издали учебное пособие для школьников. В настоящее время работает портал IT-VILLAGE (https://it-village-penza.ru/), который объединяет школьников и учителей, изучающих Java. В рассматриваемом контексте можно упомянуть также ежегодную конференцию «Преподавание ИТ в РФ», которая ставит своей целью осуществление обмена передовым опытом в деле взаимодействия

образовательных учреждений общего и высшего образования и индустрии информационных технологий (https://it-education.ru/).

В то же время большое количество инициатив, направленных на цифровизацию образования, обусловливает целесообразность соотнесения их образовательных и развивающих возможностей с целью выбора наиболее приемлемого варианта, а также определения рационального сочетания различных вариантов. В данном контексте представляет интерес работа лицея информационных технологий и систем № 73 г. Пензы, в котором ведет занятия один из авторов настоящей статьи. Целью исследования является сопоставление функциональных возможностей наиболее распространенных федеральных инициатив в сфере цифровизации образования и поиск оптимального сочетания инструментов их реализации на примере лицея информационных технологий и систем № 73 г. Пензы.

Федеральные образовательные инициативы, их функциональные и содержательные особенности

Школа 21. Крупная коммерческая организация РФ «Сбербанк» выступила с образовательной инициативой «Школа 21» (https://21-school.ru/), чтобы сделать возможным технологический прорыв, воспитать поколение молодых специалистов, которые станут опорой цифровой экономики. Миссия «Школы 21» - подготовка специалистов мирового уровня, которые будут разрабатывать технологии будущего. Школа основана на методике «школы будущего», используемой в инновационной французской школе программирования «Ecole 42». Проект «Школа 21» готовит специалистов в области информационных технологий по уникальной образовательной методологии: без учителей, без лекций, без оценок. В основе методики лежит метод peer-to-peer («будь на равных»), или коллективное обучение. Обучение в «Школе 21» бесплатное.

Поступить в школу может любой гражданин без экзаменов, но идет отбор участников в течение четырех недель после поступления. Это называется «проплыть бассейн». Весь «бассейн» участники решают задачи на программирование с жестким дедлайном (рис. 1). Программа обучения позволяет самостоятельно выбирать направление, языки и учебные проекты в рамках основного курса. Те, кто проплыл «бассейн», выбирают направление обучения: алгоритмы, графика, мобильная разработка, Unix, системное администрирование, кибербезопасность и т.д.

В процессе обучения можно сменить траекторию, то есть поменять направление, и не единожды. На «бассейне» каждый день даются за-

дания, которые нужно сдать на следующий день, а на основном обучении дедлайны длятся от одного до трех месяцев. Необходимо спланировать время так, чтобы успеть сделать и протестировать проект, пройти проверку пятью другими участниками и экспертами Школы. В Школе учатся люди разных возрастов и уровней образования. Это дает новый опыт и возможности [1]. Существует испытательный срок обучения, который является обязательным для всех студентов, помогает определить, должен ли студент посвятить свою жизнь компьютерному программированию.

В рамках рассматриваемого проекта основными являются следующие принципы обучения [2].

1. Без расписания, учителей и оценок, но с дедлайнами сдачи проектов. Каждый участник работает над своими задачами в собственном темпе и в удобное для него время, даже ночью. Школа работает круглосуточно.

2. Метод Реег^-Реег (будь на равных). В основе методики - коллективное обучение. Участники должны работать в команде, делиться информацией, быть то в роли ученика, то в роли учителя (сегодня ты проверяешь, а завтра проверяют тебя). Такой подход помогает максимально раскрыть творческие способности участников во время работы над проектами и быстро выявить «центры знаний» по существующим направлениям, к которым можно регулярно обращаться. Методика направлена на выработку критического мышления и способности находить валидную информацию.

3. Учебники заменяются практикой, которая развивает имеющиеся навыки.

4. Геймификация. Получение знаний и выполнение проектов обретает игровую форму, характеризуется переходом от одного уровня к другому. За проекты участникам начисляется «опыт», после накопления которого совершается переход на следующий уровень. Как в компьютерной игре, участники движутся по уровням и контролируют свои достижения с помощью специальных инструментов, где наглядно показан весь пройденный и предстоящий путь. Каждый новый уровень сложнее предыдущего за счет увеличения числа заданий. Участники могут закончить игру на любом уровне.

«Школа 21» готовит участников к работе в компаниях, использующих высокие технологии [3]. Обучение включает в себя прохождение двух стажировок, благодаря чему после завершения обучения участники получают год практической работы в реальных компаниях и проектах.

1Т-куб. С 2019 года в России началось движение по созданию и функционированию центров

цифрового образования «IT-куб» (httpy/айтикуб. рф/) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0 f434e770efe527956bdb272a38/download/3444/).

«IT-куб» - это центр образования детей по учебным программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных на рынке труда знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий, это инфраструктурная площадка для приобщения учащихся к инновационной, практико-ориентированной деятельности в сфере информационных технологий, робототехники и IT-инжиниринга (http:// айтикуб.рф/). Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании - лидеров IT-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 7 до 18 лет.

Целью функционирования центров «IT-куб» является создание среды, обеспечивающей продвижение компетенций в области цифровиза-ции общества, освоение обучающимися актуальных и востребованных на рынке труда знаний и навыков, формирование компетенций в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, а также создание условий для вы-

явления, поддержки и развития у детей способностей и талантов, их профориентации, развития математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления. Центры обеспечивают реализацию программ дополнительного образования, проведение мероприятий по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомства с технологиями искусственного интеллекта, а также просветительскую работу по цифровой грамотности и цифровой безопасности. Образовательные программы разработаны вместе с партнерами - лидерами рынка: Microsoft, 1C, Samsung, Cisco, «Яндекс», «Кри-брум» и т.д. Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации центров осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (https://www.apkpro.ru/).

Далее представим образовательные направления (рис. 2) центров «IT-куб».

1. Изучение основ программирования на Python

Это образовательный проект российской компании «Яндекс» по обучению школьников

программированию на языке Python. Учебная программа разработана в Школе анализа данных (https://yandexdataschool.ru/documents), где будущие преподаватели проходят обучение. Программа делится на две части, каждая продолжается один учебный год (https://yadi.sk/i/18 rMBJhXDu0hwA, https://yadi.sk/i/T_Ryy0b3g5 p4 vw). Учебные курсы можно проходить последовательно ученикам 8 и 9 классов. Участники направления вырабатывают навыки самостоятельной разработки. По окончании программы выдается сертификат от компании «Яндекс», признанного лидера в сфере IT-инноваций.

2. VR/AR

Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности - направление, в рамках которого учащиеся осваивают технологии объемной визуализации и программирования. Обучающиеся разрабатывают образовательные приложения, проектируют симуляторы для будущих инженеров, проводят виртуальные туры по культурным и историческим достопримечательностям и др. Программное обеспечение: 3Dmax, Unity, Unreal Engine, С#. Участники работают с VR-очками и шлемами, делают съемку 360 градусов. Выпускной проект - VR/AR/MR-приложение на творческую тему. Набор в группу по данному направлению осуществляется для школьников с 13 лет.

3. Web-разработка

Разработка сайтов и веб-приложений -направление, в рамках которого учатся разбираться в базовых технологиях веб-разработки, использовать инструменты браузера для просмотра и изменения исходного кода страниц на лету, знакомятся с механизмом проектирования веб-приложения, версткой сайта, оформлением и дизайном веб-страницы; создавать собственные сайты. Набор в группу по данному направлению осуществляется для школьников с 12 лет.

4. Системное администрирование

Направление включает в себя работу с компьютерной техникой, сервером и сетью. Программа «Системное администрирование» состоит из следующих разделов: сетевое администрирование, устройство, сервис и администрирование компьютеров, основы функционирования сети Интернет. Программа нацелена на изучение сетевых программ и технологий, получение профессиональных навыков работы с серверами Windows и Linux, работу с серверным оборудованием, системами хранения данных, виртуализацией. Участники создают почтовый сервер, моделируют и делают защиту от DoS-атак. Набор в группу по данному направлению осуществляется для школьников с 12 лет.

5. Основы алгоритмики и логики

В процессе обучения программированию участники проходят путь от создания простой анимации до разработки собственной многоуровневой игры с сюжетом и звуковым сопровождением. Программа нацелена на работу с объектами, циклами, условными операторами, переменными. Направление посвящено созданию анимации, которая предполагает разработку сюжета, анимированных героев, озвучивание и создание диалогов. Уделяется внимание дизайну, сценариям, многоуровневости. При изучении курса применяется визуальная среда программирования Scratch. В процессе обучения учащийся создает индивидуальный проект, которым он может поделиться с сообществом. Набор в группу по данному направлению осуществляется для школьников с 8 лет.

6. Программирование роботов

Компоненты программы - робототехника,

системы автоматизации и программирование. Программа «Программирование роботов» нацелена на изучение принципов программирования роботизированных систем. Учащиеся разрабатывают роботов для автоматизации процессов. Участники создают мобильных роботов и системы автоматизации на базе платформ Arduino, IskraJS и Linux. В ходе конструирования обучающиеся ставят задачи и находят решения, получают базовые знания по программированию, а также по физике, механике, электрике, электронике, проектированию и всем сопутствующим сферам, на стыке которых находится современная робототехника. Создание и программирование роботов и автоматизированных устройств происходит на базе конструкторов LEGO и других наборов. Формирование групп по данному направлению осуществляется для школьников с 7 лет.

7. Кибергигиена

Направление посвящено цифровой гигиене и работе с большими данными. Обучающиеся получают навыки по планированию и проведению исследований пространства Интернета, количественному и качественному анализу информации, выявлению и систематизации информационных поводов. Программа «Киберги-гиена» строится на концепции подготовки учащихся к профессии киберследователя - профессии будущего, выделенной в «Атласе новых профессий» (проект Агентства стратегических инициатив по исследованию рынка труда, 2015 г.) и предполагающей проведение расследований киберпреступлений.

Участники учатся:

- искать достоверную информацию в Интернете;

- анализировать большие данные;

- безопасно и рационально использовать персональные данные;

- распознавать угрозы в социальных сетях и противодействовать им.

Набор в группу по данному направлению осуществляется для школьников с 11 лет.

8. Основы программирования на Java

Программа знакомит с популярным и востребованным языком программирования Java, с его возможностями и перспективами, с правилами создания программы и ее структурой, со средой разработки и основными элементами программы, объектно-ориентрованным программированием. Ребята осваивают основы программирования, создают игровую программу, получают навыки для разработки различных приложений и реализации собственных проектов. Набор в группу по данному направлению осуществляется для школьников с 12 лет.

9. Мобильная разработка

Программа, разработанная Российским исследовательским центром Samsung, помогает учащимся осваивать фундаментальные разделы ИТ и программирования в адаптированной форме, получать практические навыки по разработке мобильных приложений в идеологии промышленной индустрии «от идеи до дистрибуции». Учащиеся приобретают навыки сборки и программирования роботизированных устройств. Участники делают выпускной проект - собственное мобильное приложение. По окончании курса выдается сертификат от компании Samsung, признанного лидера в сфере IT-иннова-ций. Данная программа дает возможность получить дополнительные баллы при поступлении в 19 ведущих вузов России. Программа ориентирована на учащихся старших классов и колледжей (возраст до 17 лет на момент начала обучения).

К 2024 году планируется создать сеть из 340 площадок «IT-куб», охватывающих всю территорию страны.

Обучение в «Тинькофф». Еще один крупный коммерческий банк «Тинькофф» проводит бесплатные образовательные программы для школьников, студентов и выпускников [4].

Для студентов и выпускников технических вузов, которые интересуются программированием, аналитикой, математикой и физикой, проводятся курсы по аналитике и разработке. Курсы включают практику, теорию, домашние задания, командные соревнования. Обучение строится на реальных кейсах, заканчивается итоговым проектом.

Для всех школьников 6-11 классов, которые увлекаются математикой и программированием,

проводятся курсы по олимпиадной математике, алгоритмам и машинному обучению. Предлагается обучение на 4 разных курсах: олимпиадная математика, машинное обучение, глубокое обучение (нейронные сети, их принцип работы и применение), алгоритмы и структуры данных (олимпиадные задачи по программированию).

Чтобы стать участником программ обучения, необходимо пройти вступительные испытания в форме экзамена. Преподавателями на курсах выступают студенты МФТИ, ВШЭ и ведущих региональных вузов, медалисты ICPC, ведущие разработчики банка «Тинькофф».

Банк имеет собственную лабораторию и кафедру «Финансовые технологии» с магистратурой в государственном вузе страны. Сотрудники банка читают спецкурсы в МГУ по основам программирования, анализа данных, учат проектировать хранилища данных. Организована работа над проектами в командах по таким темам, как компьютерное зрение, обработка естественного языка, рекомендательные системы и аналитика.

Проект «Цифровой учебно-методический комплекс». В 2019 году в России стартовал национальный проект по развитию и распространению лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [5], национальной программы «Цифровая экономика» [6] и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [7].

Проект нацелен:

- на поддержку инноваций в области содержания и технологий основного и среднего общего образования;

- на выявление и распространение лучших практик обучения по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология» в задачах, релевантных сквозным цифровым технологиям национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Сквозные цифровые технологии перечислены в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», направление «Цифровые технологии» [8]. К ним относятся:

1) большие данные;

2) новые производственные технологии;

3) промышленный интернет;

4) искусственный интеллект;

5) технологии беспроводной связи;

6) компоненты робототехники и сенсорика;

7) квантовые технологии;

8) системы распределенного реестра;

9) технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Рис. 3. Цели проекта и способы их достижения

Проект обязывает участников распространения и развития лучшего опыта создать цифровой учебно-методический комплекс для организации занятий в подопечных школах с целью поднятия уровня образовательных организаций -участников проекта. Направления образовательных программ по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология» должны быть релевантны сквозным цифровым технологиям.

Проект имеет следующие особенности:

1) разработка общей (единой) основной общеобразовательной программы для нескольких школ, которые работают по разным программам и учебникам;

2) вовлечение в проект школ, не имеющих передового опыта в формировании цифровых навыков;

3) создание цифрового учебно-методического комплекса с инновационным содержанием, способного обеспечить предпрофессиональную направленность процесса обучения, как со стороны содержания предмета, так и со стороны методов преподавания.

В целом проект по всем своим направлениям, целям и способам их достижения является грандиозным и сложным (рис. 3). Сквозные цифровые технологии являются наиболее наукоемкими и быстро развивающимися в современном мире, и их интеграция в содержание именно общего образования, которое обязано соответствовать ФГОС, представляется весьма непростой задачей. Его однозначно можно отнести к инновационным и перспективным.

Предлагаемые решения (из опыта работы лицея информационных систем и технологий № 73 г. Пензы). Анализ функциональных возможностей описанных выше инициатив показал, что их реализация в рамках отдельной образовательной организации затруднена рядом обстоятельств, обусловленных ограниченным объемом часов, разнородностью интересов обучающихся, недостаточной квалификацией преподавателей, несовершенством технологической базы и др. Учет этих обстоятельств предполага-

ет подбор соответствующего образовательного инструментария, который мог быть реализован в реальной практике работы той или иной организации. В качестве примера опишем опыт такой работы лицея информационных систем и технологий № 73 г. Пензы.

Локальный цифровой учебно-методический комплекс. Указанный выше лицей (http:// www.lyceum73.ru/) начал работу по реализации данного проекта с 2019 года в рамках соответствующего гранта. При этом использовались элементы указанных выше федеральных проектов.

В лицее был накоплен определенный опыт в обучении школьников некоторым сквозным цифровым технологиям и формировании цифровых навыков, что позволило уже на первом этапе реализации проекта разработать ряд предпрофессиональных онлайн-курсов по информатике и технологии:

1) программирование на языке Python;

2) программирование на C++;

3) технологии сайтостроения HTML и CSS;

4) веб-программирование (JavaScript);

5) теоретические основы школьной информатики;

6) arduino и AR.

На данном этапе был арендован веб-сервер и доменное имя dschool73.xyz, развернута бесплатная система управления обучением с открытым кодом Moodle [9], позволющим ее усовершенствовать. В отличие от многих платформ дистанционного обучения, основанных на видеолекциях и простейших тестах, данная система представляет богатый набор инструментов разработки учебного контента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый из шести учебных онлайн-курсов построен по единой схеме. Учебная программа курса рассчитана на 34 часа, 2 часа в неделю. Программа содержит 17 тем. Каждая тема в он-лайн-курсе - это:

1) видеолекция от 5 до 10 минут;

2) лекционное занятие с тестовым материалом, вопросами, меню и мультимедиа;

3) практическое занятие;

4) домашнее задание;

5) задание для самостоятельной работы;

6) тест (10 вопросов);

7) форум.

В Moodle нет инструментов разработки видеолекции, можно только разместить готовый видеофайл или внедрить ролик из социальной сети. Мы разрабатывали собственные видеолекции с помощью бесплатных инструментов iSpringFreeCam [10] и MS MovieMaker [11].

Первый предназначен для записи выбранного сегмента рабочего стола компьютера вместе со звуком с микрофона в видеофайл. Учитель

может демонстрировать что-то на экране компьютера, выделять мышкой, акцентируя внимание учащихся, печатать код и запускать его и все это сопровождать речью. Приложение позволяет редактировать видеозапись.

Второй инструмент прост и удобен для редактирования видео: добавления титульных и заключительных кадров фильма, анимационных переходов между смысловыми частями фильма, добавления в кадры графических материалов (схем, таблиц, графиков и т.д.), записи звука к выбранному фрагменту.

Прежде чем разрабатывать видеоурок с нуля, целесообразно воспользоваться социальными интернет-сервисами обмена профессиональными видеоуроками для нахождения и адаптации видео по заданной теме [12; 13]. Например, нами широко используется интернет-сервис Vialogues (https://vialogues.com/), представляющий собой социальную сеть для создания интерактивного видео, ориентированного на обсуждение, и обмена им. Она побуждает людей говорить, делиться и учиться вместе. Видеоролики могут быть из собственной коллекции сервиса ^а^ие, а также из коллекции YouTube или ^тео; Vialogues полностью бесплатный в использовании.

Учебный курс в LMS Moodle был построен таким образом, что ученику доступно домашнее задание в текущей теме, если он завершил работу с лекцией и практическим заданием. Задание для самостоятельной работы станет доступным при отправке на проверку домашнего задания. Задание для самостоятельной работы не является обязательным к выполнению. Тест можно выполнять также после отправки на проверку домашнего задания. Тест считается выполненным, если ученик ответил правильно на 7 вопросов из 10 (70% усвоения) или число попыток исчерпано. Максимальное число попыток - 10, оценка ставится как среднее из всего числа попыток. К новой теме можно приступить после выполнения теста предыдущей темы.

Для многих специалистов и «неспециалистов» в образовании традиционная модель учебного процесса вырабатывается со школьной скамьи как объяснение учителем нового материала и проверка им теории и практических заданий. И сегодня в цифровом обучении наблюдается тенденция именно к такой модели, воплощенной в форме видеолекции с объяснением учителя и тестом. Но эта модель имеет невысокую степень эффективности и высокую степень затрат. В системе Moodle можно выбрать как традиционную модель обучения, так и интерактивную модель, основанную на активном взаимодействии и сотрудничестве субъек-

тов учебного процесса. Лицей 73 г. Пензы старается задействовать рациональное сочетание обеих моделей.

Методика обучения с применением онлайн-курсов построена на основе известной технологии «Перевернутый класс» [14]. Ученики проходили лекционный материал из онлайн-курса дома, в классе выполняли практическое и домашнее задания, тест.

На каждый курс в текущем учебном году было принято около 100 человек, это ученики лицея и трех подшефных школ. Учащимся была предоставлена площадка в Интернете (www.dschool73. хуг) для синхронного прохождения учебного материала, возможность задавать вопросы на общем форуме и на тематическом форуме, участвовать каждый день в чате, где должен был быть преподаватель онлайн-курса, проверяющий сданные учениками домашние задания. В своей школе на уроке информатики или технологии ученики с тьютором (учитель-предметник) решали практические и домашние задания.

В целом учащиеся успешно справлялись с усвоением учебного материала, о чем свидетельствуют подробные автоматически формируемые системой управления обучением отчеты. Понравилось ли ученикам учиться на том или ином онлайн-курсе можно узнать по выполнению заданий для самостоятельной работы. Эти задания не являются обязательными, и если учащиеся их выполняют, то им хочется это делать и, соответственно, курс для них интересен.

Один из онлайн-курсов «Теоретические основы школьной информатики» был разработан студентами Педагогического института Пензенского государственного университета. Этот курс нацелен на подготовку к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов. Преподавателями на этом курсе также выступили студенты - разработчики курса. Ученики (примерно 150 человек) проявили огромную активность при выполнении заданий, сдавали решения вовремя и задавали вопросы, если что-то было непонятно, и даже находили ошибки в контенте и указывали на них.

Учителя, выполняющие роль тьюторов, прошли стажировку на площадке лицея, где детально познакомились с новыми учебными программами и цифровым учебным комплексом в форме онлайн-курсов. Кроме того, прошла стажировка нескольких учителей в бизнес-компании DigitaЮxigen, которая выпускает для детей книги и приложения с дополненной реальностью. В соответствии с концепцией компании, пользователи работают сначала с печатными материалами, а затем подключают к ним

Рис. 4. Учебные курсы цифрового комплекса

приложения, позволяющие «оживить» объекты печатных материалов. Учителя таким образом знакомятся с методикой обучения технологиям дополненной реальности на практике, в дальнейшем используя их в предпрофессиональной подготовке школьников.

В ходе реализации проекта широко использовалась среда разработки кроссплатформенных интерактивных приложений и игр Unity. В этой среде разработки доступно создание игр, которые могут запускаться в браузере, а значит, любой начинающий разработчик может моментально донести свой продукт до всех, желающих с ним ознакомиться. В использовании Unity3D нет сложностей написания кода, так как он поддерживает скриптовые языки разработки, нет необходимости пользоваться большим количеством сторонних инструментов, в связи с тем, что в среде Unity3D интегрировано большое количество мощных вспомогательных средств, связанных с проектированием и дизайном. Работать в среде Unity оказалось просто и удобно, элементы интерфейса наглядны и интуитивно понятны.

Программы онлайн-курсов рассматриваемого комплекса учителя информатики и учителя технологии смогли интегрировать в основные учебные программы или программы дополнительного образования. Это позволило перевести учебные предметы на освоение современных цифровых технологий и заложить основу для профессиональной ориентации в развитом цифровом социуме.

Разработанный цифровой учебно-методический комплекс (рис. 4) доступен в гостевом режиме всем ученикам и учителям страны по адресу http://www.dschool73.xyz. Гости могут просматривать все компоненты курса, но не могут

отправлять на проверку задания и отвечать на тесты. Если есть желание учиться активно на курсах, то есть проходить тесты, отправлять домашние задания на проверку, получать отметки, то необходимо послать письмо по адресу электронной почты, расположенному в футере главной страницы проекта с запросом о принятии на курс.

Еще одним инструментом реализации пред-профессиональной подготовки школьников, разработанным в рамках проекта, является факультатив «Технологии веб-дизайна». Факультатив предназначен для школьников 9 и 10 классов. Кратко охарактеризуем его организационно-методические особенности.

Девятиклассники и десятиклассники в начале учебного года определяют с учителями-предметниками темы исследовательских проектов и в течение года проводят исследование, а результаты отображают в виде веб-сайта. В конце апреля проходит защита проектов с демонстрацией веб-сайта. Оцениваются и само исследование, и веб-разработка.

На факультативе школьники в 9 классе изучают основу веб-дизайна - язык разметки гипертекста HTML пятой версии в соответствии с международным стандартом, утвержденным консорциумом Всемирной паутины W3C, и в небольшом объеме каскадные таблицы стилей CSS. В 10 классе глубоко изучаются каскадные таблицы стилей CSS и основы клиентского веб-программирования на базе самого популярного в мире языка JavaScript. К этому времени школьники изучают основы алгоритмизации и программирования в основном курсе информатики, и разработка скриптов для веб-страниц является закреплением изученного и продвижением к реальным проектам.

Голосование за лучшую работу на очном туре заверешено, результаты по ссылкам ниже

Рис. 5. Сайт конкурса сайтов школьников (http://cspnz.ru/)

На факультативе не ставятся отметки, поэтому мотивами к обучению являются личная заинтересованность школьников, проектная методика, желание собрать портфолио. В конце учебного года участники могут пройти тест по изученной технологии и в случае успешного завершения (70% правильных ответов как среднее от 5 попыток) получить соответствующий сертификат от школы.

Естественным продолжением факультатива является конкурс сайтов «Сделай сайт своими руками», приобретший в последнее время региональный статус. Участие в конкурсе мотивирует школьников к изучению современных промышленных технологий веб-дизайна.

У конкурса есть свой сайт (рис. 5). Основной и постоянный лозунг конкурса - «Сделай сайт своими руками». Не приветствуется использование шаблонов, движков, сторонних библиотек, фреймворков. Конкурсантам необходимо в течение 5 минут показать контент и способы разработки, знание технологий, ответить на вопросы участников и членов жюри. Ажиотажным спросом пользуется открытое онлайн-голосование «зрительские симпатии».

Конкурс сайтов в его современном формате существует с 2016 года. Каждый год конкурс посвящается какой-либо широкой и достаточно глубокой теме. Например, в 2020 году - «Нет предела совершенству»; в 2019 году - «Все в мире система». В 2021 году тема конкурса -«Истина где-то рядом». Она посвящена тому, как человечество постигает устройство всего окружающего мира (природы, Вселенной, об-

щества) в историческом развитии. При этом возникают различные теории и оценки одного и того же процесса или явления. Какие из них являются верными, а какие сомнительными, какими можно руководствоваться, а какие можно отбросить - вот основные обсуждаемые здесь аспекты.

Как видно из представленного перечня, тематика сайтов достаточно разнообразна и охватывает различные области знаний. Такой подход в существенной степени усиливает мотивоген-ность задействованных инициатив и создает базу для дальнейшего продвижения участников в освоении рассматриваемой предметной области. Об этом свидетельствуют успешная сдача учениками лицея ЕГЭ и ОГЭ по информатике, их многочисленные победы в конкурсах и фестивалях различного ранга, а также ярко проявившееся в последние годы стремление большинства выпускников к овладению профессиями в ГГ-сфере.

Заключение

Опыт работы по реализации рассматриваемых федеральных и региональных инициатив по цифровизации образования выявил ряд трудностей, осложняющих данную работу.

1. Отсутствие системности в работе, обусловленное спецификой той или иной образовательной организации. Зачастую такая специфика не позволяет задействовать ту или иную стратегию цифровизации в предлагаемом разработчиками и модераторами формате. Соответственно на педагогический коллектив ложится обязанность подбора и соотнесения цифрового образовательного инструментария, а также определения соответствующего организационного формата его использования. Решение данной проблемы предполагает разработку адаптивной концепции цифровизации образования, обеспечивающей ее реализацию в различных условиях и обстоятельствах.

2. Сложности в организации работы по реализации той или иной образовательной инициативы в классах гуманитарной направленности. Так, многие школьники данных классов, задействованные в рассмотренном выше проекте, не имели желания проходить сложные разделы задействованных онлайн-курсов, типа «Программирование на С++». Кроме того, небольшой объем часов, который может быть задействован в этих классах для изучения «цифровой реальности», не позволяет сколько-нибудь полно изучить тот или иной аспект рассматриваемой проблематики. Одним из важных средств минимизации данной сложности является учет со-

держательной специфики класса при подборе и реализации цифровых образовательных инструментов.

3. Недостаточная готовность профильных учителей и тьюторов к побуждению школьников к совместному творчеству в рамках той или иной инициативы. Например, к общению в ежедневных чатах и на форумах прибегает незначительное число учащихся. Многие ученики вместо того, чтобы писать о своих трудностях на форуме, предпочитают личную переписку с преподавателем курса, ослабляя учебный, развивающий и социальный эффекты цифровиза-ции образования.

4. Многие «непрофильные» учителя испытывают значительные сложности, связанные с переходом предметных методик и технологий обучения на цифровой формат и организацией соответствующей системы управления обучением.

Последние сложности могут быть естественным образом минимизированы за счет повышения квалификации педагогических кадров в различных очных и дистанционных форматах, а также знакомства с опытом ведущих учителей.

Все указанные виды работы были успешно апробированы в лицее информационных систем и технологий № 73 г. Пензы. Результаты апробации свидетельствуют о возможности использования и эффективности задействованных педагогических инициатив в широкой образовательной практике в плане усиления ее предпро-фессиональной направленности.

Список литературы

1. Инфимовская С. Что такое «Школа 21», и почему она устроена именно так. URL: https://habr.

com/ru/company/sberbank/blog/506950/ (дата обращения: 21.06.2021).

2. School 21: A computer programming school. URL: https://www.sbergraduate.ru/en/21-school/ (дата обращения: 20.06.2021).

3. Высокие технологии. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Высокие_технологии (дата обращения: 10.06.2021).

4. Обучение в Тинькофф. URL: https://fintech. tinkofF.ru/study/ (дата обращения: 12.06.2021).

5. Кадры для цифровой экономики. Федеральный проект. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/ 866/ (дата обращения: 10.06.2021).

6. Цифровая экономика РФ. Национальная программа. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions /858/ (дата обращения: 10.06.2021).

7. Развитие образования. Государственная программа. URL: http://government.ru/rugovclassifier/ 860/events/ (дата обращения: 15.06.2021).

8. Цифровые технологии. Федеральный проект. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/878/ (дата обращения: 10.06.2021).

9. LMS Moodle. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 10.06.2021).

10. Бесплатная программа для записи видео с экрана. URL: https://www.ispring.ru/ispring-free-cam (дата обращения: 14.06.2021).

11. Movie Maker 10. URL: https://www.microsoft. com/ru-ru/p/movie-maker-10-free/9mvfq4lmz6c9?acti vetab=pivot:overviewtab (дата обращения: 11.06.2021).

12. Баданов А. Образовательная платформа Play-Posit. Создаём интерактивное видео. URL: https://badanovag.blogspot.ru/2017/07/playposit.html (дата обращения: 15.06.2021).

13. Орешко М.А. EDpuzzle. URL: https://www.it-pedagog.ru/edpuzzle (дата обращения: 12.06.2021).

14. Тулина Е. В чем секрет концепции «перевернутого класса»? // Newtonew. URL: https://newto new.com/school/v-chem-sekret-koncepcii-perevernutogo-k lassa (дата обращения: 10.09.2020).

INDUSTRIAL DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

M.A. Rodionov, A. V. Dikov

Penza State University

Over the past decade, domestic business has been demanding that Russian general education at various levels strengthen the professional component so that graduates are more prepared to work in various spheres of the economy. An urgent problem of the development of society in the context of its digitalization is the social order of business in the educational sphere of the country, which provides for special professional and pre-professional training of graduates in the field of industrial technologies at various levels of education. This article presents an overview of various opportunities for implementing such training: the educational initiative "School 21" from the commercial organization of the Russian Federation "Sber-bank" , the centers of digital education "IT-cube", educational programs for schoolchildren, students and graduates from the large commercial bank "Tinkoff", the project "Digital educational and methodological complex", the All-Russian website contest "Make a website with your own hands". Their comparison in the specific circumstances of the educational process allows us to optimally choose the educational platform that will most fully meet the needs of both a potential employer and the subject of the mentioned process. This thesis is illustrated by the example of the work of the Lyceum of Information Technologies and Systems No. 73 in Penza.

Keywords: vocational training, additional education, additional educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.