Научная статья на тему 'Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний'

Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ / ЗАТРАТЫ / КОНТРАГЕНТЫ / МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО / РАСХОДЫ / РАСЧЕТЫ / СМЕТА / ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / MANAGEMENT CONTRACT / COSTS / CONTRACTORS / APARTMENT BUILDING / COMMON PROPERTY / EXPENSES / CALCULATIONS / ESTIMATES / MAINTENANCE / MANAGEMENT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Татьяна Георгиевна, Газизьянова Юлия Юнусовна

Рыночные реалии таковы, что все сферы деятельности, в том числе и ЖКХ, модифицируются, поэтому требуют пересмотра тактики их поведения, внедрения прогрессивных форм и технологий, в том числе в учетно-аналитическом обеспечении их деятельности. В этой связи авторами подчеркнута особая значимость реформирования как самой информационной системы ЖКХ, так и перенастройки учетных составляющих организаций отрасли в соответствии с современными требованиями формирования информационного пространства. Исследование нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что выбор способа управления многоквартирным домом должен быть осуществлен на общем собрании собственников жилья. Как показывает практика, наиболее распространенной формой является управление посредством управляющих компаний.Бухгалтерский учет управляющих компаний не имеет отдельной законодательной базы, поэтому для его организации, постановки и ведения применяются Положения по бухгалтерскому учету, рекомендации, разъяснения и другие нормативно-правовые акты. Авторами выделены три основных учетных блока: учет материально-производственных запасов, учет затрат компании и учет расчетов. Анализ сложившейся учетной практики показал, что наиболее трудоемкими и недостаточно проработанными являются вопросы учета затрат на управление и расчетов с населением.По мнению авторов статьи, сложившаяся практика формирования учетно-отчетной документации в части затрат по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов не позволяет в полной мере осуществлять контроль за формированием уровня издержек и качества выполнения работ, услуг. Акцентировано внимание на отсутствие разработанной методики систематизации данных оперативного и бухгалтерского учета о расчетах с собственниками жилья. В этой связи, контроль за объемами потребленных ресурсов не носит системный характер.Предлагаемые авторами мероприятия по совершенствованию учетно-аналитической работы управляющей компании способствуют с одной стороны эффективному управлению многоквартирным домом с соблюдением требований действующего законодательства, а с другой осуществлять систематическое наблюдение, учет и контроль за порядком формирования затрат, предупреждению и сокращению потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарева Татьяна Георгиевна, Газизьянова Юлия Юнусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of accountingand analytical support of management companies

Market realities are such that all areas of activity, including housing and communal services, are modified, therefore, they require a review of the tactics of their behavior, the introduction of progressive forms and technologies, including in the accounting and analytical support of their activities. In this regard, the authors emphasized the special importance of reforming both the housing and utilities information system itself and reconfiguring the accounting components of industry organizations in accordance with the modern requirements of the information space formation.A study of legal acts indicates that the choice of the method of managing an apartment building should be made at a general meeting of homeowners. As practice shows, the most common form is management through management companies.Accounting management companies do not have a separate legislative framework, so for its organization, formulation and maintenance of the applicable provisions on accounting, recommendations, clarifications and other legal acts. The authors identified three main accounting blocks: inventory accounting, company cost accounting and accounting of payments. Analysis of the current accounting practice has shown that the most time-consuming and underdeveloped are the issues of management costs and settlements with the population.According to the authors of the article, the current practice of forming accounting and reporting documentation in terms of the costs of current repair and maintenance of the common property of apartment buildings does not allow full control over the formation of the level of costs and the quality of work and services. Attention is focused on the lack of a developed methodology for systematization of operational and accounting data on settlements with homeowners. In this regard, control over the amount of resources consumed is not systemic.The measures proposed by the authors to improve the accounting and analytical work of the management company contribute, on the one hand, to effective management of the apartment building in compliance with the current legislation, and on the other hand, to systematically monitor, record and control the formation of costs, prevent and reduce losses.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №4, Том 11 / 2019, No 4, Vol 11 https://esj.today/issue-4-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/05ECVN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лазарева Т.Г., Газизьянова Ю.Ю. Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/05ECVN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Lazareva T.G., Gazizyanova Yu.Yu. (2019). Features of the organization of accounting and analytical support of management companies. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(11). Available at: https://esj. today/PDF/05ECVN419.pdf (in Russian)

УДК 657 ГРНТИ 06.35.31

Лазарева Татьяна Георгиевна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», Кинель, Россия

Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Кандидат экономических наук E-mail: kdatgf@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=770672

Газизьянова Юлия Юнусовна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», Кинель, Россия

Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Кандидат экономических наук E-mail: Gyuliya2014.g@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile. asp?id=530923 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57202997613

Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний

Аннотация. Рыночные реалии таковы, что все сферы деятельности, в том числе и ЖКХ, модифицируются, поэтому требуют пересмотра тактики их поведения, внедрения прогрессивных форм и технологий, в том числе в учетно-аналитическом обеспечении их деятельности. В этой связи авторами подчеркнута особая значимость реформирования как самой информационной системы ЖКХ, так и перенастройки учетных составляющих организаций отрасли в соответствии с современными требованиями формирования информационного пространства. Исследование нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что выбор способа управления многоквартирным домом должен быть осуществлен на общем собрании собственников жилья. Как показывает практика, наиболее распространенной формой является управление посредством управляющих компаний.

Бухгалтерский учет управляющих компаний не имеет отдельной законодательной базы, поэтому для его организации, постановки и ведения применяются Положения по бухгалтерскому учету, рекомендации, разъяснения и другие нормативно-правовые акты. Авторами выделены три основных учетных блока: учет материально-производственных запасов, учет затрат компании и учет расчетов. Анализ сложившейся учетной практики показал, что наиболее трудоемкими и недостаточно проработанными являются вопросы учета затрат на управление и расчетов с населением.

По мнению авторов статьи, сложившаяся практика формирования учетно-отчетной документации в части затрат по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов не позволяет в полной мере осуществлять контроль за формированием уровня издержек и качества выполнения работ, услуг. Акцентировано внимание на отсутствие разработанной методики систематизации данных оперативного и бухгалтерского учета о расчетах с собственниками жилья. В этой связи, контроль за объемами потребленных ресурсов не носит системный характер.

Предлагаемые авторами мероприятия по совершенствованию учетно-аналитической работы управляющей компании способствуют с одной стороны эффективному управлению многоквартирным домом с соблюдением требований действующего законодательства, а с другой - осуществлять систематическое наблюдение, учет и контроль за порядком формирования затрат, предупреждению и сокращению потерь.

Ключевые слова: договор управления; затраты; контрагенты; многоквартирный дом; общее имущество; расходы; расчеты; смета; текущий ремонт; управляющая компания

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой особый сектор экономики, затрагивающий интересы всего населения страны, так как обязано оказывать услуги по удовлетворению потребностей потребителей в жилищных и коммунальных услугах. Как правило, жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) выступает в роли посредника между собственниками жилья (помещений) и поставщиками услуг. Реформирование практически всех сфер экономики, в том числе и ЖКХ, модифицировало указанные отношения - они дополнены надзорными функциями со стороны органов государственной власти и систематическим контролем ресурсоснабжающих организаций [1]. В этой связи указанный «симбиоз» интересов предопределил не только особую тактику поведения организаций сферы ЖКХ на рынке коммунальных услуг, но и обусловил значимость внедрения прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и элементов бюджетирования на предприятиях данной отрасли. Несмотря на достаточно высокий уровень развития информационных технологий в экономике, проблема формирования единого учетно-аналитического пространства на предприятиях ЖКХ является актуальной. Усложняется данный вопрос и тем, что на выбор варианта ведения учета оказывают существенное влияние два основных фактора: с одной стороны - регламентация государством порядка ценообразования и предоставления жилищных и коммунальных услуг и с другой стороны - соблюдение требований налоговых органов по вопросам ведения раздельного учета имущества и видов хозяйственных операций [2].

Решение указанных проблем невозможно без реформирования как самой информационной системы ЖКХ, так и перенастройки учетных составляющих организаций в соответствии с современными требованиями формирования информационного пространства.

Цель исследования - разработка и предложение направлений совершенствования учетно-аналитического обеспечения управления предприятиями ЖКХ.

В качестве предмета исследования послужила совокупность теоретических и практических вопросов организации учета на предприятиях ЖКХ. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие экономической теории, теории и практики бухгалтерского учета.

Актуальность исследования

Материал и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

Правовые основы деятельности предприятий указанной сферы закреплены в Жилищном Кодексе РФ. Так, согласно ЖК РФ 1, управление многоквартирным домом (далее МКД) возможно посредством одного из способа:

• непосредственное управление собственниками помещений (при этом существует ограничение - МКД должен состоять не более чем из 16 квартир);

• управление товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом;

• управление управляющей компанией.

Выбор одного из указанных способов управления МКД осуществляется на общем собрании собственников жилья [3]. Наиболее распространенным в настоящее время является управление МКД посредством управляющей компании.

Бухгалтерский учет на предприятиях данного сектора не имеет отдельной законодательной базы, поэтому для его организации, постановки и ведения применяются Положения по бухгалтерскому учету, рекомендации, разъяснения и другие нормативно-правовые акты [4]. В соответствии с нормами законодательства, управляющие компании также должны обеспечить формирование локальных нормативных актов - Учетной политики, рабочего плана счетов, графика документооборота, должностных инструкций и т. д.

В целом, финансовый учет в управляющих организациях можно поделить на три основных блока: учет материально-производственных запасов, учет затрат компании и учет расчетов. Как правило, учет материально-производственных запасов не вызывает особого затруднения, тогда как оставшиеся два блока требуют особого подхода и щепетильности.

Нормативно-правовой основой для учета затрат управляющих компаний является ПБУ 10/99 «Расходы организации»2. Согласно Плану счетов, затраты должны быть учтены на счетах 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» [5]. По дебету 20 счета учитываются затраты по текущему ремонту и содержанию общего имущества МКД. Аналитические счета открываются в зависимости от сложности и особенностей деятельности управляющей компании. Например, 20 «Основное производство» субсчет 1 «ул. Герцена, дом 10» и далее открытие субсчетов 2 и 3 порядка происходит в зависимости от осуществляемых видов работ, ремонта и оказываемых услуг. Счет 20 корреспондирует со счетами учета материалов, расчетов и др. [6].

В оперативном учете данные систематизируются в так называемых «Отчетах по домам» (таблица 1). Указанные отчеты представляются собственникам жилья, как правило, в течение 1 квартала года, следующего за отчетным. Данное обстоятельство не нарушает требований законодательства - ст. 162 Жилищного кодекса РФ, но при условии, что при заключении договора управления, управляющая компания указала такую периодичность отчета. Основной недостаток применения отчетов заключается в том, что собственники жилья не оперируют текущими данными, корректировка объемов работ и услуг, а также проверка качества их выполнения в большинстве случаев не проводится, следовательно, денежные средства, поступающие от собственников на содержание и текущий ремонт МКД используются неэффективно и нерационально.

1 Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019).

2 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 066.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015).

Таблица 1

Отчет по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома № 1 по у. Сенежская на 31 января 2019 г.3

Наименование работ Ед. изм. Объем выполненных работ Данные по заявителю (при выполнении услуг/работ сторонними организациями - данные исполнителя) Дата выполнения Стоимость, РУб.

Управление жилым фондом м2 1000 3,00 Январь 3000

Содержание систем водоснабжения общих мест пользования м2 1000 3,25 Январь 3250

Обслуживание дымоходов и вент. каналов м2 1000 1,00 Январь 1000

Замена лампочек в подъезде Шт. 2 № 12, кв. 26, Симакова Л.П. 20.01.2019 0

Замена шарового кранового на стояке холодного водоснабжения Шт. 2 № 64, кв. 8, Федорова Л.П. 21.01.2019 1530,28

И т. д. по видам работ (услуг)

Всего х х х х 8780,28

С позиции контроля качества оказываемых услуг и, соответственно, рационального использования денежных средств, направленных на осуществление работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, необходимо составление «Актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ»4 с указанием периодичности их приемки в договоре МКД. При этом согласно п. 9 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД» 5, управляющая организация обязана обеспечить участие представителей собственников в приемке результатов работ и (или) услуг. Использование указанных актов ограничит права управляющей компании по снятию денежных средств с лицевых счетов домов без приемки выполненных работ, оказанных услуг.

Особое внимание в учетно-аналитической работе управляющих компаний следует обратить на организацию учета расходов на оказание услуг и выполнение работ по управлению МКД [7]. Согласно ст. 162 ЖК РФ услуга управления выделена в отдельную категорию. Пункт 3 Правил управления МКД также подтверждает, что УК осуществляет управление по каждому отдельному многоквартирному дому, следовательно, отдельный МКД представляет собой самостоятельный объект управления. Иными словами, услуги по управлению МКД быть отражены на счете 20 «Основное производство», а не на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Казалось бы, простота учета затрат не должна вызывать особых проблем, но существуют как объективные, так и субъективные факторы, влияние которых на результат деятельности фирмы значительно.

3 Здесь и далее цифровой материал носит условный характер.

4 Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 26.10.2015 г. № 761 «Об утверждении форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

5 Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290.

Одним из распространенных недостатков учетного отражения расходов является отсутствие их четкого разделения - нередко управленческие расходы на текущий ремонт и содержание общего имущества МКД отождествляются с расходами на содержание самой управляющей компании. Кроме того, за последние годы в ЖКХ произошли серьезные количественные и качественные изменения, обусловившие увеличение масштабов и объемов ремонтных работ, повышение требований к качественным характеристикам объектов, появлением различных форм собственности и рыночных отношений. В этой связи сотрудникам учетного аппарата предприятий ЖКХ необходимо обратить особое внимание на указанные проблемы и обеспечить особый порядок организации аналитического учета затрат, в том числе и на управление.

Согласно ст. 154 ЖК РФ расходы по управлению МКД входят в состав расходов на содержание и ремонт жилого помещения. Работы по управлению МКД не выделены отдельной строкой в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, поэтому должны быть включены в стоимость услуг и работ, оказываемых (выполняемых) в рамках управления МКД по содержанию, текущему ремонту общего имущества МКД.

Одним из направлений совершенствования управления затратами на предприятиях ЖКХ является внедрение управленческого учета и составление на его основе отчетности -смет, бюджетов [8]. Такой подход позволит не только осуществлять контроль, но и будет способствовать удовлетворению информационных потребностей менеджеров и собственников компаний, повышению финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений и достижению целей УК. Фрагмент предлагаемой сметы расходов приведен в таблице 2.

Таблица 2

Фрагмент предлагаемой формы Смета расходов на управление МКД по адресу ул. Сенежская, д. 1 на 2019 год

№ п/п Вид расхода План Факт Отклонение (+,-)

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %

1. Управление - всего, в том числе: 611 100,0 674 100,0 +66 110,3

1.1 Оплата труда 320 52,4 340 50,4 +20 106,3

1.2 Страховые платежи и взносы 96 15,7 102 15,1 +6 106,3

1.3 Покупка и содержание системы видеонаблюдения 100 16,4 140 20,8 +40 140,0

1.4 Стоимость пожарной сигнализации и охраны 30 5,0 30 4,6 - -

1.5 Услуги связи 12 1,9 12 1,7 - -

1.6 Консультационные услуги 15 2,4 15 2,2 - -

1.7 Прочие работы и услуги 8 1,3 8 1,2 - -

1.8 Амортизация 5 0,8 7 1,0 +2 140,0

1.9 Прочие расходы 25 4,1 20 3,0 -5 80,0

Общепринято, что смета расходов должна составляться в периоде, предшествующему плановому. Плановые показатели бюджетов и смет должны подтверждаться расчетами, нормативами или объяснительными документами. При этом расходы по смете на предстоящий год не должны превышать 5 % годовой выручки компании. Проверку исполнения сметных показателей целесообразно осуществлять ежемесячно.

Учет расчетов управляющих предприятий достаточно обширен: они включают в себя расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, персоналом по оплате труда, бюджетом и различными фондами, прочими дебиторами и кредиторами. Основная группа расчетов, требующая особого учетно-аналитического подхода - это расчеты с населением за потребленную им жилищную и (или) коммунальную услуги и расчеты по предоставлению жилищной и (или) коммунальной услуги. То есть УК с одной стороны

обеспечивает потребителей жилищной и коммунальной услугой, с другой стороны организует сбор платежей от населения. Учитывая особенность деятельности УК, мнения профессионалов разделились: одни считают УК поставщиком жилищной и коммунальной услуги, другие -посредником (агентом). Отсутствие единства по данному вопросу приводит к проблемам формирования доходов, расходов, налогооблагаемой базы по различным видам налогов [9; 10].

В большинстве случаев, услугами, оказываемыми самой управляющей компанией, являются услуги по управлению МКД, осуществлению текущего ремонта и содержанию МКД, а остальные - холодное и горячее водоснабжение, отопление, электро- и газоснабжение и др. осуществляются с привлечением третьих лиц - ресурсоснабжающих организаций на основании заключенных договоров.

Как показывает практика деятельности управляющих организаций, бухгалтерский учет расчетов с собственниками жилья ведется в укрупненном виде. Детализация указанной информации осуществляется в специализированных программных продуктах (например, СТЕК-ЖКХ, ПО Ермак, Инфопро и др.), настроенных на: отражение стоимости предоставленной услуги или выполненной работы; фиксацию оплаты; перерасчет стоимости работ (услуг); выписку платежных документов. Таким образом, в большинстве управляющих организаций отсутствует разработанная методика систематизации данных оперативного и бухгалтерского учета о расчетах с собственниками жилья - потребителями услуг. Решение указанной проблемы способствует получению достоверной информации о таких расчетах, анализу платежной дисциплины.

Еще одной проблемой в организации аналитической работы управляющих компаний является отсутствие систематизированного контроля за объемами потребленных ресурсов. Рассмотрим ситуацию, когда управляющая компания является посредником по предоставлению услуг в части обеспечения холодным водоснабжением. По нашему мнению, целесообразно ежемесячное составление аналитических таблиц, характеризующих объемы потребления услуги в подомовом и поквартирном разрезах, на основании данных, передаваемых собственниками жилья (таблица 3).

Таблица 3

Предлагаемая форма 2 Расход воды по ул. Сенежская, д. 1 за май 2019 г.

№ квартиры Кол-во проживающих, чел. Начисления за месяц, м3 В среднем на 1 человека, м3

по нормативу с повышающим коэффициентом по показаниям ИПУ итого

1 2 - - 10 10 5

2 4 32,48 - - 32,48 8,12

3 1 - - 10 10 10

Итого: 200 178,64 - 185 363,64 1,82

Систематизация указанной информации позволит сотрудникам экономического и абонентских отделов изучить не только динамику объемов потребления для формирования прогнозных показателей, но и осуществлять мониторинг начислений, своевременно выявлять «проблемные» квартиры и «недобросовестных» потребителей услуг.

На следующем этапе целесообразно сопоставление объемов потребленной услуги на основании общедомовых приборов учета и индивидуальных, что позволит определять необоснованные потери и неэффективное использование ресурсов (таблица 4).

Таблица 4

Предлагаемая форма 3 Данные о потерях воды за май 2019 г.

Адрес Данные общедомового прибора учета Расход воды, м3 Расход воды по нежилым помещениям, м3 Расход воды по ИПУ, с учетом норматива потребления, м3 Потери воды

На 30.04.2019 г. На 29.05.2019 г. м3 руб.

ул. Сенежкая, д. 1 10684 11080 396 10 363,64 22,36 2132,25

ул. Сенежская, д. 2 7561 7701 140 - 129 11 1048,96

пер. Восточный, д. 12 6867 7012 145 3 145 +3 286,08

пер. Восточный, д. 13 286 415 129 - 129 0 0

Итого: х х 5025 86 4976 37 3528,32

Потери коммунальной услуги могут быть вызваны рядом причин: технологическими; несанкционированной установкой «магнитов», позволяющих фальсифицировать данные ИПУ; выходом из строя индивидуальных и общедомовых приборов учета и др. В этой связи, своевременный анализ объемов потребления услуги собственниками жилья позволит не только снизить непроизводительные потери, но и своевременно корректировать принимаемые управленческие решения.

Выводы или заключение

Предлагаемые мероприятия по совершенствованию учетно-аналитической работы управляющей компании, по нашему мнению, способствуют с одной стороны эффективному управлению МКД с соблюдением требований действующего законодательства, а с другой -осуществлять систематическое наблюдение, учет и контроль за порядком формирования затрат, предупреждению и сокращению потерь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юдина, Г.А. Особенности учета в управляющих компаниях сферы жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / Г.А. Юдина // Аудит и финансовый анализ. -2012. - № 4. - С. 41-51.

2. Паничкина, М.В. Повышение эффективности менеджмента управляющих компаний, действующих в сфере ЖКХ / М.В. Паничкина, И.В. Бурова // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 11-1. - С. 70-75. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42302, Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

3. Симакин, В.А. Эффективное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства / В.А. Симакин, А.В. Красавская, М.В. Россинская // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2015. - № 1(16). - С. 89-91.

4. Викулина, Е.В. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы региональной экономики. -Королев: Технологический университет, 2017. - С. 132-140.

5. Шулепина, С.А. Развитие методологии и организации управленческого учета в управляющих организациях ЖКХ // Научный журнал КубГАУ, 2014. - № 102 (08). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metodologii-i-organizatsii-upravlencheskogo-ucheta-v-upravlyayuschih-organizatsiyah-zhkh, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чигрина, И.Н. Расходы управляющих организаций ЖКХ в рамках осуществления основной деятельности [Текст] / И.Н. Чигрина // Аудит и финансовый анализ. -2007. - № 5. - С. 1-4.

7. Шулепина, С.А. Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ / С.А. Шулепина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2011. - №2 (119) / 2011. - С. 163166.

8. Фиголь, В.Ю. Особенности бюджетирования предприятий ЖКХ в условиях неопределенности платежных обязательств // журнал «Baikal Research Journal», 2016. - Т.7. - № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-byudzhetirovaniya-predpriyatiy-zhkh-v-usloviyah-neopredelennosti-platezhnyh-obyazatelstv, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.

9. Ковалёва, Ю.С. Модернизация отечественного бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО / Ю.С. Ковалева, А.М. Терехов // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: российский и европейский опыт: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 92-94.

10. Нагорная, Т.С. Совершенствование методологии менеджмента управляющих компаний в сфере ЖКХ // Молодой ученый. - 2017. - № 20. - С. 260-262. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/154/43556/, -Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Lazareva Tatyana Georgievna

Samara state agrarian university, Kinel, Russia E-mail: kdatgf@rambler.ru

Gazizyanova Yuliya Yunusovna

Samara state agrarian university, Kinel, Russia E-mail: Gyuliya2014.g@yandex.ru

Features of the organization of accounting and analytical support of management companies

Abstract. Market realities are such that all areas of activity, including housing and communal services, are modified, therefore, they require a review of the tactics of their behavior, the introduction of progressive forms and technologies, including in the accounting and analytical support of their activities. In this regard, the authors emphasized the special importance of reforming both the housing and utilities information system itself and reconfiguring the accounting components of industry organizations in accordance with the modern requirements of the information space formation.

A study of legal acts indicates that the choice of the method of managing an apartment building should be made at a general meeting of homeowners. As practice shows, the most common form is management through management companies.

Accounting management companies do not have a separate legislative framework, so for its organization, formulation and maintenance of the applicable provisions on accounting, recommendations, clarifications and other legal acts. The authors identified three main accounting blocks: inventory accounting, company cost accounting and accounting of payments. Analysis of the current accounting practice has shown that the most time-consuming and underdeveloped are the issues of management costs and settlements with the population.

According to the authors of the article, the current practice of forming accounting and reporting documentation in terms of the costs of current repair and maintenance of the common property of apartment buildings does not allow full control over the formation of the level of costs and the quality of work and services. Attention is focused on the lack of a developed methodology for systematization of operational and accounting data on settlements with homeowners. In this regard, control over the amount of resources consumed is not systemic.

The measures proposed by the authors to improve the accounting and analytical work of the management company contribute, on the one hand, to effective management of the apartment building in compliance with the current legislation, and on the other hand, to systematically monitor, record and control the formation of costs, prevent and reduce losses.

Keywords: management contract; costs; contractors; apartment building; common property; expenses; calculations; estimates; maintenance; management company

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.