Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АКАДЕМИИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АКАДЕМИИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали

Статья посвящена особенностям организации учебного процесса в Академии МВД Республики Таджикистан. Рассматривается структура академии, определившая основные направления подготовки специалистов для органов внутренних дел Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESSIN ACADEMIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRSOF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article is devoted to the peculiarities of the organization of the educational process at the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. The structure of the Academy, which determined the main directions of training specialists for the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan, is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АКАДЕМИИ МВД РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

Особенности организации учебного процесса в Академии МВД Республики Таджикистан

ФАЙЗАЛИ РАХМОНАЛИ ШАРИФЗОДА,

начальник Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук, доцент Республика Таджикистан, 734024, г. Душанбе,

ул. Мастонгулов, д. 3

Features of the Organization of the Educational Process in Academies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan

FAIZALI RAHMONALI SHARIFZODA,

Head of the Academy of the Ministry of Internal Affairs

Republic of Tajikistan, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Republic of Tajikistan, 734024, Dushanbe Mastongulov St., 3

УДК 378

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации учебного процесса в Академии МВД Республики Таджикистан. Рассматривается структура академии, определившая основные направления подготовки специалистов для органов внутренних дел Республики Таджикистан.

Ключевые слова и словосочетания: Академия МВД Республики Таджикистан; органы внутренних дел; обучение сотрудников.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the organization of the educational process at the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. The structure of the Academy, which determined the main directions of training specialists for the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan, is considered.

Keywords and phrases: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan; internal affairs bodies; training of employees.

Сложный характер задач, решаемых органами внутренних дел в условиях изменений в политической и экономической жизни таджикского общества, роста преступности, требует обновления методов и средств правоохранительной деятельности, а также предъявляет исключительно высокие требования к профессиональным качествам всех сотрудников милиции, и в первую очередь к руководящим кадрам.

Именно они, являясь наиболее подготовленной частью сотрудников органов внутренних дел, выступают организаторами правоохранительной деятельности, руководителями, воспитателями и преподавателями в повседневной

службе подчиненных сотрудников, показывают пример выполнения служебного долга.

Сотруднику органов внутренних дел, как показывает современная практика, необходимы не только высокая подготовленность, но и устойчивые профессиональные качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации. Профессиональные качества формируются и развиваются в ходе решения оперативно-служебных задач, но их становление, как свидетельствует опыт и специальные исследования, начинается еще в период обучения в образовательном учреждении, в том числе и во время обучения на курсах подготовки и повышения квалификации раз-

личных факультетов Академии МВД Республики Таджикистан.

Академия МВД Республики Таджикистан сравнительно молодое специализированное учебное заведение, образованное на базе Душанбинской Высшей школы МВД Таджикистана, которое находится на стадии становления и развития, требующее проведения большого объема организационных, учебно-методических, научно-исследовательских и финансово-хозяйственных мероприятий.

Сегодня Академия МВД Республики Таджикистан вносит существенный вклад в подготовку квалифицированных специалистов в сфере правоохранительной деятельности. Профессиональная подготовка специалистов различных служб органов внутренних дел и других правоохранительной органов осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке.

Основным видом деятельности Академии является учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная, научно-издательская, хозяйственная и международная. Академия осуществляет подготовку специалистов по следующим направлениям: управленческое в сфере государственного управления, оперативно-розыскное, административно-правовое, следственное, командное и инженерно-техническое.

В Академии функционируют 6 факультетов, объединяющих 24 кафедры.

В структуру первого факультета входят две кафедры, в которых и осуществляется подготовка руководящих кадров для нужд правоохранительных органов Таджикистана по специальности «Государственное и местное управление», квалификация «Специалист в области государственного управления» на базе высшего образования, на очном отделении со сроком обучения 2 года и заочном отделении со сроком обучения 3 года, на контрактной основе для других правоохранительных органов и силовых структур республики. Также на базе этого факультета функционируют Высшие академические курсы, на которых повышают свою квалификацию руководители разных уровней, начиная от заместителей начальников горрайорганов внутренних дел до заместителей начальников соответствующих управлений МВД Республики Таджикистан.

На втором факультете осуществляется подготовка кадров с высшим образованием для нужд органов внутренних дел по специальности «Правоведение» с квалификацией «Юрист» и по специальности «Правоохранительная деятельность» по линии исполнения уголовных наказаний, государственного контроля и борьбы с коррупцией, контроля над наркотиками по форме дневного обучения (срок обучения 5 лет).

Третий факультет готовит специалистов по специальностям «Правоведение» и «Пожар-

ная безопасность» для органов внутренних дел, для других правоохранительных органов и силовых структур только в форме заочного обучения (срок обучения 5 лет).

Четвертый факультет осуществляет подготовку специалистов для органов внутренних дел и других правоохранительных органов по специальностям «Правоведение» по квалификации «Юрист» (срок обучения 5 лет) и «Командный состав» по квалификации «Командир взвода» (срок обучения 2 года).

Пятый факультет готовит специалистов по специальностям «Пожарная безопасность» и «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций» (срок обучения 5 лет) для нужд противопожарных служб МВД и спасательных служб Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан.

На шестом факультете обучают по специальности «Правоведение» по квалификации «Юрист» (срок обучения 5 лет) по линии подготовки оперативных кадров для правоохранительных органов Республики Таджикистан.

В связи с возникшими современными реальными угрозами и незаконными действиями экстремистских и террористических организаций, а также вовлечением в их ряды несовершеннолетних, молодежи и других слоев населения цен-тральноазиатских республик, других стран СНГ основными направлениями совершенствования деятельности органов внутренних дел Президент Республики Таджикистана Э. Рахмон определил качественный подбор и расстановку кадров с учетом степени их компетентности, профессионализма, морально-деловых качеств, повышение уровня и качества подготовки кадров.

Решение поставленных главой государства задач по борьбе с преступностью и установлению верховенства закона требует уделения особого внимания вопросам комплектования органов внутренних дел лицами, способными по своим профессиональным и морально-психологическим качествам добросовестно исполнять служебные обязанности. Это важная политическая задача, от решения которой зависит степень доверия граждан к деятельности органов внутренних дел.

Министерством внутренних дел Республики Таджикистан предъявляются жесткие требования к подготовке квалифицированных кадров. Как известно, в целях нормального функционирования органов внутренних дел требуется своевременное и сбалансированное обеспечение их руководящими кадрами. В этой связи первостепенное значение приобретают проблемы подготовки кадров, развития их потенциала, рационального использования на различных должностях и продвижения по службе.

В то же время полагаем, что подготовка кадров в системе МВД Республики Таджикистан сегодня не в полной мере отвечает требованиям дня, отстает от интеграционных процессов и освоения современных технологий в борьбе с преступностью. Отсутствие научно-исследовательских институтов, слабое учебно-методическое обеспечение негативно сказываются и на результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД Таджикистана. Более того, к сожалению, определенная часть научных исследований оторвана от нужд практики.

Следует подчеркнуть, что решению данных вопросов уделяется достаточное внимание со стороны руководства МВД Республики Таджикистан. Так, в новой Программе реформы милиции на 2021—2025 годы указывается, что существует необходимость совершенствования процесса обучения, научно-исследовательской деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров в учебных заведениях МВД Республики Таджикистан. Эти задачи реализуются в ряде учебных и научно-исследовательских учреждениях органов внутренних дел, где используются разные и часто несовместимые образовательные системы.

В связи с изучением и всесторонним анализом вышеприведенных процессов в органах внутренних дел считается целесообразным развитие и воссоединение систем подготовки высококвалифицированных кадров. Подготовка кадров для Министерства внутренних дел Республики Таджикистан осуществляется по трехуровневой системе образования, посредством сочетания трех современных процессов обучения: подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В этой сфере все учебные заведения министерства будут включены в единую систему подготовки, в которой в общей сложности будет реализовываться единая система обучения в зависимости от уровня подготовки.

При разработке учебных программ особое внимание уделяется увеличению количества практических занятий. В то же время большинство часов в учебных программах разных уровней будут составлять групповые занятия (в особенности проведение занятий современным интерактивным методом). Для реализации вышеуказанных инициатив необходимо разработать и принять

Концепцию развития образовательных и научных учреждений Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, в которой будут рассмотрены вопросы структуры, преобразования, разработки учебных планов, программ и другие организационно-правовые вопросы.

Приведенная выдержка из Программы реформы милиции указывает также на совершенствование педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. Современный этап развития профессионального образования в системе МВД Республики Таджикистан объективно повышает роль преподавателя, его педагогического мастерства и авторитета как условия совершенствования всей системы профессионального образования; развития у курсантов и слушателей интереса к учебе, к будущей профессиональной деятельности; стимулирования их инициативы и творчества в решении учебно-воспитательных задач; воспитания высоких гражданских и нравственных качеств, необходимых сотруднику милиции; побуждения обучаемых к активному самосовершенствованию.

Необходимо указать на ряд специфических особенностей преподавания юридических и технических дисциплин в Академии МВД Республики Таджикистан: поэтапный переход к подготовке кадров для нужд двух специализированных Агентств и для системы исполнения наказаний Министерства юстиции Республики Таджикистан; организация и развитие инновационного обучения, целью которого является создание современных универсальных гибких образовательных технологий обучения и самообучения сотрудников органов внутренних дел для очного, заочного и дистанционного видов обучения; изучение закономерностей воспитания и подготовки в процессе обучения; совершенствование перспективного планирования воспитательной работы с учетом особенностей обучения различных категорий курсантов и слушателей; исследование проблем методики воспитания курсантов и слушателей в процессе преподавания учебных дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами для различных специальностей.

В завершение отметим, что в данном материале приведен далеко не полный перечень специфических особенностей преподавания и проблем по подготовке кадров в системе МВД Республики Таджикистан, над решением которых предстоит еще поработать.

Список литературы:

1. О Программе реформы милиции на 2021 — 2025 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Таджики-

стан от 1 июня 2021 г. № 211. URL: http: // portali-hugugi.tj (дата обращения 10.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.