Научная статья на тему 'Особенности организации учебно-воспитательного процесса студентов-первокурсников с нарушением слуха'

Особенности организации учебно-воспитательного процесса студентов-первокурсников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / ГЛУХИЕ / HEARING-IMPAIRED FIRST-YEAR STUDENTS / SOCIAL ADJUSTMENT / DEAF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озерчук Анна Петровна

В статье раскрываются аспекты готовности студентов-первокурсников с нарушенным слухом к новой социальной среде, рассматриваются особенности социальной адаптации и организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Представлены методические рекомендации проведения учебных занятий, а также выделены направления психолого-педагогического сопровождения со слабослышащими и глухими студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Озерчук Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of the educational process first-year students with hearing impairment

The article describes aspects of preparedness of hearing-impaired first-year students for the social environment, features of social adjustment and management of educational process at the institutions of higher education. The article specifies the guidelines of the training sessions, as well as, as components, the features of psychological and pedagogical support of the hearing-impaired and deaf students.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебно-воспитательного процесса студентов-первокурсников с нарушением слуха»

А. П. Озерчук

УДК 376.353

ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

СТУДЕНТОВ-

ПЕРВОКУРСНИКОВ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Оовременной эпохе принадлежит заслуга всестороннего развития системы после-школьного обучения слабослышащих на всех уровнях - от начального профессионального до высшего образования. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Одной из социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение и интеграция людей с нарушением слуха в общество, выражение и защита их законных прав и интересов, обеспечение равных с другими гражданами возможностей.

В проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения.

Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно принимать проблемы глухих и слабослышащих, создавая им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению Швеции рекомендуется изучать жестовую речь, а в США -каждый ученик с нарушением слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жесто-вой речи. Кроме того, предъявляются определённые требования к артикуляции ближайшего окружения (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и

т. д.), контактирующего с глухими и слабослышащими: речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.).

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде [2, с. 307].

Создание оптимальных условий для успешной адаптации лиц с инвалидностью в высшей школе является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур. Только при таком подходе можно рассчитывать, что после окончания вуза студенты с инвалидностью смогут быть на равных конкурентных началах с другими специалистами.

В нашей стране лиц с проблемами слуха, способных к профессиональному обучению, начали принимать в обычные учебные заведения ближе к 90-м годам ХХ века. В это же время стали активно развиваться интегрированные формы обучения, благодаря принятию и действию законов «Об образовании» (1992), «О социальной защите инвалидов РФ» (1995), постановлению Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалидов» (1996). В первые годы возникали определённые проблемы в организации обучения в высшей школе, связанные с отсутствием сурдопедагогов, специальных методик преподавания, специального учебного оборудования, высококвалифицированных сурдопереводчиков.

Старейшая в стране кафедра сурдопедагогики дефектологического факультета была создана в Московском педагогическом государственном университете по инициативе выдающегося отечественного сурдопедагога Ф. А. Рау. В разные годы её возглавляли

20/.Т//-

уш

такие видные учёные, как А. И. Дьячков, А. Г. Басова, К. А. Волкова, участвовавшие в создании отечественной школы сурдопедагогики, подготовке кадров высшей квалификации. С 1991 г. кафедрой руководит академик МАНПО, профессор Е. Г. Речицкая [5, с. 8].

В настоящее время количество высших и средних профессиональных учебных заведений в России, принимающих студентов с нарушениями слуха, увеличилось, но опыт обучения в них ещё различен. Поэтому задачами сурдопедагогики на сегодня являются не только обеспечение максимальной коррекции развития лиц данной категории, но и организация принятия обществом слабослышащих на равных условиях со здоровыми (Т. Г. Богданова, А. П. Гозова, Т. С. Зыкова, Е. И. Исенина, Э. И. Леонгард, Н. Н. Мало-феев, Н. М. Назарова, С. А. Собкин, Л. М. Ши-пицына, Н. Д. Шматко и др.).

Как отмечает Т. Г. Богданова, одним из приоритетов в современном образовании лиц с нарушением слуха является поиск и реализация образовательных технологий, направленных на дальнейшее развитие их интеллектуальной деятельности, полноценное овладение материалом программы обучения, повышение качества их подготовленности к жизни и успешной интеграции в общество [5, с. 38].

Период поступления студентов с нарушениями слуха в вуз является новым этапом вхождения личности в социум - происходит трансформация прежних и возникновение новых форм взаимодействия личности с окружающим миром.

Высшее и среднее профессиональное образование лиц с нарушениями слуха организуется по-разному. Существуют следующие модели профессионального образования: интегрированная, смешанная и дистанционная формы обучения; специальные учебные заведения.

Важно отметить, что индивидуальное обучение неслышащих в составе обычных групп предоставляет молодёжи с нарушения-

ми слуха более широкие возможности выбора профессии. По такой форме обучаются в настоящее время глухие и слабослышащие в ведущих средних специальных и высших профессиональных учебных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых Художественное училище им. Рериха, Московский педагогический государственный университет, Владимирский государственный технический университет, Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии РГПУ им. А. И. Герцена, Институт физической культуры им. Лесгафта и др. [4, с. 302].

На начальном этапе обучения в вузе неизбежно возникают проблемы, обусловленные содержанием и особенностями процесса профессионально-личностного самоопределения студента.

Система психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов должна начинаться в довузовский период. В рамках довузовской подготовки психолого-педагогическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. Результаты тестирования, собеседований, вступительных экзаменов помогают определить уровень подготовки выпускников различных школ и адекватность их желаний и возможностей при выборе профессии и степени её освоения. Позитивную роль в преодолении этих проблем, достижении успешной личностной (социальной, психологической и физической) адаптации может сыграть комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса, которое должно осуществляться с опорой на личностный потенциал слабослышащего студента [1, с. 210-211; 7, с. 79].

На этом этапе необходимо начинать формирование навыков социально-психологической адаптации наряду с учебной подготовкой. Психолого-педагогическое сопровождение может в себя включать развитие коммуникативных умений, формирование готов-

ности абитуриентов к обучению в интегрированных группах и внутривузовской жизни средствами социально-психологического тренинга, обучение приёмам саморегуляции, психологическим просвещением, психопрофилактикой, психокоррекционным воздействием, информационным просвещением преподавателей и др.

Заключение и анализ полученной информации специалистами высшей школы (врачом, социальным педагогом, практическим психолог, сурдопедагогом) при поступлении студентов-первокурсников с инвалидностью, позволяет в дальнейшем спланировать эффективную групповую работу и организовать их совместную деятельность со слышащими однокурсниками.

Как отмечают учёные (А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов), адаптация -это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [3, с. 17].

В социально-психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать следующие виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует особых знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные личностные изменения, а именно: особенности самоотношения, «Я-

концепции», самоактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации человека.

Вследствие этого, в процессе обучения педагогам необходимо учитывать такие психофизиологические особенности слабослышащих студентов, как снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного соотнесения; недостаточный уровень познавательного развития и ограниченные возможности жестового языка (отсутствуют имена прилагательные, наречия, причастия, деепричастия и др.), территориальные диалекты жестового языка; разные уровни развития коммуникативных навыков (кто-то из студентов понимает артикуляцию преподавателя, произносит звуки, а кто-то владеет только жестами); замедленный процесс формирования понятий; замедленное развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция), приводящее к трудности в выделении и осознании цели; быстрая утомляемость и неустойчивость внимания; трудности переключения внимания; снижение скорости выполняемой деятельности и как следствие -увеличение ошибок; зависимость продуктивности внимания от изобразительной выразительности воспринимаемого материала; слабая способность передачи содержания текста своими словами, стремление к его дословному воспроизведению [4; 6, с. 120; 7].

У людей, страдающих глухотой с детства, речь не развивается, следствием чего является более глубокое расстройство -глухонемота. Со временем инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определённые сложности в обучении и требуют дополнительных специальных методов в процессе обучения для получения информации. На сегодняшний день существуют тренажёры для развития слухового и глухо-вибро-тактильного восприятия, в процессе обучения (на разных уровнях) и социальной реабилитации применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий (проводная звукоусиливающая аппаратура и

беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучении и на радиопринципе) [7, а 78-80].

У лиц, имеющих менее тяжёлые степени глухоты, при специальном обучении появляется возможность получения информации посредством чтения и письма. Данная способность к общению включает способность к восприятию другого человека (способность отразить его эмоциональные, личностные, интеллектуальные особенности), способность к пониманию другого человека (постижение смысла и значения его поступков, действий намерений и мотивов), способность к обмену информацией (восприятию, переработке, хранению, воспроизведению и передаче информации), способность к выработке совместной стратегии взаимодействия, включающей разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого с возможной, при необходимости, корректировкой [4; 5; 7].

Параметрами оценки ограничений способности к общению у лиц с нарушениями слуха могут быть следующие: способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и производить вербальные (словесные) сообщения, передавать смысл посредством речи); способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения); способность к символической коммуникации: понимать знаки и символы, коды, читать карты, диаграммы, принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, графических, зрительных, звуковых символов, тактильных ощущений [7, с. 79].

Адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в их поведении и деятельности: удовлетворительное психологическое и физическое состояние в учебных и внеучебных ситуациях вуза; принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований; способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями

для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.

Немаловажным аспектом является методика проведения учебных занятий со слабослышащими и глухими студентами, имеющая свои особенности. Информация должна представляться с использованием наглядности - применением различных пособий, макетов, моделей, схем, плакатов, компьютерных технологий, мультимедийного оборудования, адаптированных наглядно-опорных презентаций по всем темам изучаемых предметов. Студенты должны быть обеспечены необходимым методическим раздаточным материалом: конспектами лекций, методическими указаниями, практическими заданиями и пр. Сам материал необходимо представить малыми дозами, с использованием методики чередования видов деятельности с целью перераспределения вербально-визуально-двигательной нагрузки, т. к. значительную долю слуховой информационной нагрузки берёт на себя зрительная память. Уместно комплексное использование устной, письменной, тактильной и жестовой речи (при подаче теоретического материала необходимо использовать все четыре вида речи). Преподавателю следует не отворачиваться спиной от аудитории, всегда находиться в хорошо освещаемой зоне, следить за чёткостью проговариваемых слов (артикуляцией), числительные показывать на пальцах, не забывать о немногословности, чёткости изложения, неоднократном повторении, при котором фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования. Следует отметить немаловажность применения методов личностно-ориентированного обучения особенно в курсовом и дипломном проектировании [6, с 121].

Кроме того, необходимо делать акцент на умении слабослышащих студентов владеть информацией, методами исследования и коммуникативными технологиями, к которым можно отнести:

- обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, рисунками, схемами и пр.;

- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем;

- обучение работе с учебно-справочной литературой, электронными пособиями с целью формирования умений и навыков самостоятельного умственного труда, развития речи и накопления профессионального словарного запаса.

Неотъемлемой частью любого занятия с обучающимися является словарная работа, задачи которой заключаются в раскрытии значения слов, терминов, выражений и фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала; во введении новых понятий в активный фонд речи с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса; в развитии письменной речи.

При организации семинарских занятий следует отдавать предпочтение индивидуальной работе, при организации лабораторных и практических - групповой, развивающей коммуникативные способности глухих и слабослышащих студентов.

Необходимо отметить, что для лучшего закрепления знаний контроль в группах со слабослышащими студентами должен проводиться на каждом занятии. Для усвоения качества учебного материала на семинарских занятиях (дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла) целесообразно использование разноуровневых заданий (с учётом возможностей и способностей студента), с акцентом на устный опрос; для контрольных срезов по изученным разделам дисциплин рекомендуется использовать письменные формы: контрольные работы, тестовые задания в печатном и компьютерном варианте [6, с. 119]. При составлении расписания учебных занятий по возможности рекомендуется осуществлять их рациональное чередование в зависимости от степени сложности.

Таким образом, комплексное использование специальных приёмов, средств, форм и методов позволит осуществлять качест-

венное профессиональное обучение, а грамотная система контроля знаний обучающихся поможет активизировать учебно-познавательную деятельность глухих и слабослышащих студентов, расширить навыки самостоятельной работы и коммуникативной компетентности в смешанных академических группах высших учреждениях некоррекцион-ного типа.

Главной задачей преподавателей является реализация механизма взаимодействия студента с нарушенным слухом с социумом путём определённого приспособления - организованное общение и деятельность, усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения и их адекватное осознание, а также достижение состояния адаптированности субъекта и установление динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются аспекты готов -ности студентов-первокурсников с нарушенным слухом к новой социальной среде, рассматриваются особенности социальной адаптации и организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Представлены методические рекомендации проведения учебных занятий, а также выделены направления психолого-педагогического сопровождения со слабослышащими и глухими студентами.

Ключевые слова: студенты-первокурсники с нарушением слуха, социальная адаптация, слабослышащие, глухие.

SUMMARY

The article describes aspects of preparedness of hearing-impaired first-year students for the social environment, features of social adjustment and management of educational process at the institutions of higher education. The article specifies the guidelines of the training sessions, as well as, as components, the features of psychological and pedagogical support of the hearing-impaired and deaf students.

Keywords: hearing-impaired first-year students, social adjustment, the deaf.

20/.Т//-

уш

ЛИТЕРАТУРА

Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Москва, 20-22 июня 2011 г. / ред. О. Н. Ертанова, М. М. Гордон. - М.: Московский городской психолого-педагогический ун-т, 2011. -С. 210-211.

2. Паксеваткина В. Ю. Специфика оказания экстренной психологической помощи слабослышащим клиентам службами «Детский телефон доверия»: материалы международной научно-практической конференции Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 5-6 декабря 2001 г. - М., 2011. - С. 307-308.

3. Реан А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

4. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

5. Речицкая Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Г. Речицкая. -М.: МПГУ, 2012. - 256 с.

6. Особенности организации учебно-воспитательного процесса студентов с нарушением слуха: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург, 15 марта 2013 г. / отв. ред. Н. А. Сергеева. - Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2013 -С. 116-121.

7. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е. И. Холо-стова. - М.: Дашков и К, 2006. - 240 с.

И. В. Моисейкина

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

зменения, произошедшие в социально-экономической ситуации в России, наряду с расширением межкультурных связей обусловили тот факт, что обучение иностранному языку становится одним из основных факторов социально-экономического, научно-технического и общекультурного развития общества. К тому же знание иностранного языка в настоящее время является условием эффективности деятельности современного специалиста.

Социальный заказ общества позволяет сделать вывод об актуальности формирования культуры иноязычного общения, что связано с ведущей функцией языка - быть средством общения. Культура иноязычного общения включает в себя отношение к иностранному языку, культуре народа, говорящего на нём, понимание важности изучения иностранного языка и потребность пользоваться им как средством общения.

Одной из наиболее социально значимых проблем современной педагогики является формирование культуры иноязычного общения будущего специалиста.

Сформированная культура иноязычного общения очень важна для современного человека, живущего в поликультурном межнациональном мире. В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо чувствовать и осознавать культуру, которую представляет этот язык, знать об особенностях мировоззрения носителей языка, уметь перестраиваться на их способ мышления и восприятия жизненных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.