Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В МОНГОЛИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
987
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА МОНГОЛИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ПРОФИЛИ РИСКОВ / CUSTOMS SERVICE OF MONGOLIA / CUSTOMS CONTROL / RISK MANAGEMENT SYSTEM / RISK PROFILES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анхбаатар Галбаатар, Гунгаа Бат-Эрдэнэ

Проанализированы особенности внешней торговли и организации таможенного контроля в Монголии, а также применения системы управления рисками. Выявлены проблемные вопросы совершенствования системы таможенного контроля. Рассмотрена возможность использования опыта Российской Федерации в сфере таможенного контроля Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анхбаатар Галбаатар, Гунгаа Бат-Эрдэнэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL IN MONGOLIA

The features of foreign trade and customs control in Mongolia, as well as the application of the risk management system are analyzed in the article. Problematic issues of improving the customs control system are identified. The possibility of using the experience of the Russian Federation in the field of customs control of Mongolia is considered. Keywords: custo

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В МОНГОЛИИ»

зарубежные авторы

FOREIGN AuTHORS

Анхбаатар Галбаатар, Гунгаа Бат-Эрдэнэ

особенности организации таможенного контроля в монголии

Проанализированы особенности внешней торговли и организации таможенного контроля в Монголии, а также применения системы управления рисками. Выявлены проблемные вопросы совершенствования системы таможенного контроля. Рассмотрена возможность использования опыта Российской Федерации в сфере таможенного контроля Монголии.

Ключевые слова: таможенная служба Монголии; таможенный контроль; система управления рисками; профили рисков.

The features of foreign trade and customs control in Mongolia, as well as the application of the risk management system are analyzed in the article. Problematic issues of improving the customs control system are identified. The possibility of using the experience of the Russian Federation in the field of customs control of Mongolia is considered.

Keywords: customs service of Mongolia; customs control; risk management system; risk profiles.

Принципы, заложенные в основу таможенного контроля Монголии, можно назвать общепринятыми в международной практике. В значительной мере они базируются на рекомендациях Всемирной таможенной организации (ВТамО), в частности Киотской конвенции и «Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли».

Таможенная служба Монголии отметила свое столетие в 2012 г. Монголия присоединилась ко Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 г. До недавнего времени Монголия не имела соглашений о свободной торговле с другими странами. Лишь в 2016 г. был подписан договор о такой торговле с Японией. Длительное время обсуждаются соглашения о свободной торговле с Россией, Китаем и Южной Кореей - основными торговыми партнерами Монголии.

Генеральное таможенное управление (ГТУ) Монголии является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом. Под управлением ГТУ Монголии находятся 15 таможен, 3 таможенных комитета, 12 таможенных отделений и 30 филиалов. Организационная структура таможенной службы Монголии показана на рис. 1 [1].

Таможни и таможенные комитеты составляют организационный фундамент системы таможенных органов Монголии. Именно они непосредственно решают основные задачи по таможенному оформлению и контролю. Таможни

Ankhbaatar Galbaatar, Gungaa Bat-Erdene

features of customs control in Mongolia

вестник российской таможенной академии • № 4 • 2020

подразделяются на пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций; а вторые - в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные отделения и филиалы являются первичным звеном системы таможенных органов и осуществляют деятельность под непосредственным руководством таможен, хотя некоторые могут быть подчинены напрямую ГТУ Монголии. Таможенные комитеты отличаются от таможен по численности и могут размещаться только на границе.

Рис. 1. Организационная структура таможенной службы Монголии

Вопросы таможенного контроля курирует заместитель генерального директора по таможенному контролю и управлению рисками.

На законодательном уровне система управления рисками (СУР) в Монголии была введена в систему таможенного администрирования в 2008 г. В 2010 г. в таможенной автоматизированной информационной системе (САК) был разработан модуль управления рисками, который постоянно развивается. В структуре ГТУ Монголии сформирован отдел управления рисками, оценки и посттаможенного аудита, штатная численность которого составляет несколько десятков человек.

Организационная структура таможенных органов построена с учетом товарных потоков трансграничной торговли. Причем почти 80% торговли Монголии приходится на четыре соседних страны: Китай, Республику Корея, Российскую Федерацию (РФ) и Японию.

Экономика страны крайне зависит от экспорта сырьевых товаров, объемы которого растут высокими темпами: в 2017 г. через таможни Монголии было вывезено товаров на сумму 4,92 млрд долл., а в 2019 г. - 7,01 млрд долл., или на 42% больше [2].

Основную часть экспорта Монголии составляют две категории: полезные ископаемые (в частности, угольные брикеты и медная руда - 33 и 24% экспорта Монголии соответственно) и металлы (особенно золото, на которое приходится 18%) (рис. 2) [3].

Растительная продукция -1%

Металлы - 2% Текстиль - 5%

Драгоценные —

Прочее - 3%

18%

Полезные ископаемые -71%

Прочее -

26%

Металлы -

7%

Продовольствие -

9%

Транспорт -15%

Полезные ископаемые 22%

Оборудование -21%

Рис. 2. Структура по категориям товаров: а - экспорта; б - импорта

металлы -

б

а

На долю Монголии приходится треть мирового объема кашемира благодаря крупному поголовью кашемировых коз.

Импорт играет важную роль в экономике Монголии. Объемы импорта в Монголию ежегодно увеличиваются: если в 2017 г. было ввезено товаров на 3,34 млрд долл., то в 2019 г. произошло увеличение на 76% [2].

В отличие от многих стран Центральной Азии, богатых углеводородами, для удовлетворения своих потребностей в энергии Монголия опирается на импорт продуктов нефтепереработки (18% всего импорта) и электроэнергии (3% импорта). Легковые и грузовые автомобили также составляют важные статьи импорта 5,9 и 3,9% соответственно (см. рис. 2) [3].

Важнейшим торговым партнером Монголии является Китай. На его рынок поступает более трех четвертей монгольского экспорта и треть импорта в Монголию (рис. 3) [3].

Италия -

Рис. 3. Структура в разрезе стран: а - экспорта; б - импорта

Еще одна соседняя страна Монголии - Российская Федерация - поставляет 28% импорта, но является лишь незначительным экспортным рынком (1%). По данным Федеральной таможенной службы (ФТС России), сальдо торгового баланса России с Монголией в 2019 г. было положительным - в размере 1 701 007 405 долл. США - и по сравнению с 2018 г. увеличилось на 8,80%. К другим важным торговым партнерам относятся Швейцария (крупная страна-импортер золота) и страны Европейского союза.

В силу своего географического положения Монголия имеет наземные пограничные переходы (пункты пропуска) только с Россией и Китаем. Основные маршруты перевозок проходят через пограничные пункты Монголии на северной границе с РФ и южной границе с Китаем.

На российско-монгольской границе действуют восемь постоянных автомобильных и два железнодорожных пункта пропуска, на границе Монголии с Китаем - 12 пунктов пропуска [4].

В настоящее время также создается транспортный коридор «Китай - Монголия - Россия», что позволяет Монголии стать важной страной транзита между ее соседями.

Контроль импортных товаров условно можно разделить на две части:

1) инспекция товаров, проводимая отделом экспорта, импорта и пограничного карантинного контроля Генерального агентства специализированных инспекций (ГАСИ);

2) таможенное оформление, проводимое таможенными органами.

Проблемы продовольственной безопасности являются важными для Монголии. Регулирующий орган по пищевой безопасности - ГАСИ - имеет в своем составе несколько десятков отделов по разным направлениям. По сути, это агентство выполняет функции, подобные российским государственным контролирующим

органам, которые проводят контроль за безопасностью товаров в пунктах пропуска.

Монгольский закон «О продовольствии» содержит термин «оператор продуктов питания», которым называют гражданина Монголии, иностранного гражданина, лицо без гражданства и юридическое лицо, осуществляющее одно или несколько видов деятельности, связанных цепочкой производства и поставок продуктов питания. Этим законом установлено, что экспортом и импортом продуктов питания в Монголии имеет право заниматься только должным образом зарегистрированное юридическое лицо. Данные организации должны иметь торговое соглашение с экспортером или его подрядчиком, использовать в своей деятельности эффективные практики, обеспечивающие безопасность и управление качеством продуктов питания.

В пунктах пропуска на товар должны предъявляться сертификаты соответствия, осуществляться их ветеринарный и фитосанитарный контроль. Контроль перемещаемых через государственную границу товаров проводится ГАСИ и таможенной службой с использованием СУР.

Таможенная служба имеет свою СУР. Национальное законодательство, регламентирующее проведение таможенного контроля и использование СУР [5], базируется на рекомендациях ВТамО и имеет много общего с российским таможенным законодательством.

Использование СУР таможенной службой определено, в частности, гл. 13 «Таможенного закона Монголии», которая посвящена таможенному контролю. Так, в ст. 240.2 указано, что «для целей таможенного контроля таможня использует оценку рисков и анализ рисков», а ст. 233.2 - что «головной офис таможенной службы определяет стратегию контроля на основе системы оценки рисков».

Для инспекторской проверки отделом экспорта, импорта и пограничного карантинного контроля (подразделение ГАСИ) критерии оценки рисков и перечни импортируемых товаров определены постановлениями правительства Монголии № 233/2014 и № 60/2014.

При анализе выделяются три группы товаров:

- «красная» - товары с высокой степенью рисков;

- «зеленая» - товары без риска;

- «оранжевая» - товары со средней степенью рисков.

Как и в СУР России, информация об уровне, области риска и необходимых мерах по реагированию содержится в профиле риска. Профиль риска (ПР) является электронным документом, определяющим параметры, согласно которым к каждому отдельно взятому товару следует применить ту или иную форму таможенного контроля, например таможенный осмотр или досмотр.

Число ПР, используемых таможенной службой Монголии, ежегодно увеличивается. В 2018 г. действовало 1 475 ПР, в 2019 г. - 1 802 ПР (рис. 4) [6]. Количество ПР в отношении импортного товара превышает количество ПР в отношении товара, отправляемого на экспорт: в 2,8 раза в 2018 г. и 3,5 раза в 2019 г.

По данным отдела управления рисками, в 2019 г. 18% экспортного товара подверглось фактическому контролю (красный уровень); 38% определено как товары со средней степенью риска (оранжевый уровень); 44% товаров вывезено без дополнительных проверок (зеленый уровень) (рис. 5) [6].

2018 г. 2019 г.

Рис. 4. Число профилей риска в 2018 г. и 2019 г.

Иная ситуация сложилась при импорте (рис. 6). Значительно увеличилось число ПР, удельная доля товаров, при ввозе которых осуществляется фактический контроль, остается очень высокой (в 2017 г. - 89%, в 2019 г. - 85%).

Хотя СУР имеет цель снизить число досмотров, сокращение идет очень медленно. Есть таможни, где по решению ГТУ Монголии все импортные товары проходят 100% таможенный досмотр, например таможня Сайншанд. В ней СУР используется только при экспорте, хотя в 2019 г. на 5,9% увеличилось количество товаров, выпущенных без досмотровых операций.

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 5. Структура экспортных товаров по уровням риска за 2017-2019 гг.

В Монголии разработана и внедряется централизованная система декларирования в электронной форме. Первые эксперименты начались в 1996 г. В дальнейшем система была существенно модернизирована с участием монгольских

специалистов и получила название GAMAS. Для таможенного декларирования в ГТУ действует единая база данных, что существенно упрощает вопросы анализа поданных документов и сведений, корректировку и обслуживание программного обеспечения.

J&

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

89%

87%

85%

3%

13%

2%

Зеленый уровень Оранжевый уровень

| | Красный уровень

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 6. Структура импортных товаров по уровням риска за 2017-2019 гг.

Декларирование осуществляется через сеть «Интернет». Чтобы получить доступ к системе, необходимо ввести соответствующий веб-адрес и подключиться. Никакой специальной установки или настройки не требуется. Электронная подпись не используется, хотя планируется ее введение.

Большая часть деклараций подается в электронной форме. В 2019 г. в рамках электронного декларирования было подано деклараций: экспорт - 37 075 шт., импорт - 99 503 шт. При этом по СУР более 90% были определены как имеющие красный уровень риска.

Товары классифицируются восьмизначными кодами. Ввозная пошлина уплачивается по ставкам от 0 до 25% от таможенной стоимости товаров. Большинство импортируемых товаров облагаются 5% адвалорной таможенной пошлиной. Обычно таможенная стоимость рассчитывается на основе стоимости СЖ Таможенная пошлина уплачивается только в местной валюте (монгольские тугрики) непосредственно в таможне. Согласно Закону об НДС налогом облагаются все товары, ввозимые в Монголию. Ставка НДС на импортируемые товары уже длительное время составляет 10% [7].

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу, может осуществляться таможенным брокером. Им в Монголии является юридическое лицо (резидент Монголии), имеющее соответствующую лицензию. По данным ГТУ Монголии, лицензию таможенного брокера имеют около 100 компаний.

В целях упрощения и ускорения таможенного контроля Монголия заключила соответствующие соглашения с сопредельными государствами - Россией и Китаем.

Россия не только важный для Монголии торговый партнер. Страны имеют тесные связи в области торговли, культуры, науки и др. Это касается и сотрудничества

таможенных служб. Еще 20.01.1993 между Правительством РФ и Правительством Монголии было подписано «Соглашение о сотрудничестве таможенных служб на российско-монгольской границе». В дальнейшем с Россией был заключен еще ряд соглашений. В 2019 г. принят «План стратегического сотрудничества между ФТС России и ГТУ Монголии на 2020-2024 годы».

Методы таможенного администрирования, направления, цели и ключевые мероприятия, как реализуемые, так и планируемые таможенными службами России и Монголии, во многом схожи. Как и в России, значительная часть доходов в бюджет идет через таможенную службу, очень похожи по содержанию и внешне декларации на товары. Таможенная служба России развивается более быстрыми темпами, поэтому целесообразно рассмотреть возможность использования опыта России.

На наш взгляд, основные проблемы контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Монголии, в значительной мере связаны с недостаточной систематизацией данных, используемых для контроля, ограниченностью СУР и недостаточностью автоматизации процессов контроля, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия.

Как уже отмечалось выше, в Монголии очень большой процент товарных партий идентифицируется как «рисковый». В значительной мере это связано с недостаточным уровнем развития СУР и автоматизации процессов контроля.

Профили системы СУР Монголии в основном «привязаны» к товарам и не в полной мере учитывают риски со стороны самих участников ВЭД, недостаточно проработаны методы суммирования отдельных факторов риска. Здесь могут быть полезны способы категорирования участников ВЭД по степени рисков, используемые ФТС России.

Важный информационный ресурс для повышения качества и ускорения контроля - предварительная информация. В Монголии система и нормативная правовая база обязательного предварительного информирования в электронной форме о перемещаемых товарах со стороны участников ВЭД только формируются, хотя существуют соглашения с сопредельными странами о взаимном предварительном информировании между таможенными органами, обмене предварительной информацией между железнодорожными перевозчиками. Здесь также можно использовать опыт России и Евразийского экономического союза, где достаточно давно создана и функционирует система электронного предварительного информирования государственных органов.

Магистральное направление развития таможенных служб всего мира - переход к электронному документообороту, в частности к электронному декларированию. Выше указывалось, что в Монголии применяется электронное декларирование, однако действующая система похожа на первую версию российской системы (под названием ЭД-1), в которой декларация подавалась в электронной форме, но в таможню надо было представлять в бумажной форме ряд документов, подтверждающих заявленные сведения. В значительной мере это следствие недостатков в организации электронного межведомственного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России эта проблема решается путем создания ведомственных баз (реестров) данных и документов, применения электронной подписи и системы межведомственного электронного взаимодействия для межведомственного обмена запросами и документами в электронной форме. Этот подход целесообразно развивать и в Монголии.

На современном этапе информационные системы ГАСИ и таможенной службы Монголии фактически действуют автономно. В России налажено оперативное взаимодействие информационной системы таможенной службы и иных государственных контролирующих органов, приняты нормативные правовые акты, согласно которым на таможенную службу возложены некоторые функции иных государственных контролирующих органов. Использование подобных мер позволяет сократить время контроля в пунктах пропуска. В качестве перспективы развития для таможенной службы Монголии представляют интерес также планы ФТС России по созданию интеллектуальных пунктов пропуска.

Использованные источники

1. Официальный сайт ГТУ Монголии. URL: http://www.customs.gov.mn.

2. Mongolia (MNG) Exports, Imports, And Trade Parthners [Electronic Resource] // ОЕС. URL: https://oec.world/en/proffle/country/mng/.

3. Монголия. Импорт и экспорт [Электронный ресурс] // TrendEconomy. URL: https:// trendeconomy.ru/data/h2/Mongolia/TOTAL.

4. Пограничные переходы Монголии [Электронный ресурс]. URL: http://mongol.su/wiki/ index.php/.

5. Батбаатар Б. Е. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу железнодорожным транспортом (на примере Улан-Баторской таможни) // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы конференции. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2015. С. 72-75.

6. Отчет отдела управления таможенными рисками, 2019.

7. Налог на добавленную стоимость (НДС) в Монголии [Электронный ресурс]. URL: https:// take-profit.org/statistics/sales-tax-rate/mongolia/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.