Научная статья на тему 'Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы'

Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2464
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ТИПЫ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апиш М.Н., Начарова Л.А.

В статье с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначается актуальность проблемы воспитания в начальной школе. На основе теоретического анализа педагогической литературы раскрываются вопросы организации разнообразных форм воспитательной работы, классификации форм воспитательной работы. Также акцентируется внимание на зависимость выбора форм от направляющей задачи воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

заказчик имеет право в одностороннем порядке заменить одного слушателя на другого.

Сходства и различия основного и дополнительного образования. Сходство основного и дополнительного образования проявляется в итоговой части реализации образовательного курса:

- выдача документов о прохождении учебного курса без предоставления документов с персональными данными учащегося недопустима;

- выдача документов о прохождении учебного курса без предоставления документов, подтверждающих успешное прохождение предыдущего образовательного уровня, недопустима.

В отличие от заведений основного образования, организации ДПО имеют право принимать на обучение физические лица, вне зависимости от наличия у слушателей формальных прав на получение дополнительного специального образования.

Главное отличие дополнительного образования - отсутствие в регламенте зачисления и обучения явочных признаков. Благодаря этому дистанционная форма обучения на курсах повышения квалификации реализуется в полной мере.

Получение среднего, среднего специального и высшего образования сопрягается со множеством формальностей. Учащийся обязан лично являться в приёмную комиссию, предъявлять документы с персональными данными и предоставлять документы, подтверждающие успешное окончание предыдущего образовательного уровня. Для прохождения программы дополнительного профессионального образования слушателю требуется всего лишь заключить договор с администрацией заведения ДПО и оплатить курс обучения.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.С. Анахронизмы высшего и дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 175-177.

2. Алексеева М.С. Минимум документов для зачисления учащегося в образовательную организацию по программам ДПО // Журнал Академии подготовки главных специалистов. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://specialitet.ru/articles/2016-01-02 .

3. Алексеева М.С. О конституционности ограничении свобод обучающегося // Инновационная наука. 2016. № 8-3. С. 78-80.

4. Алексеева М.С. Пути совершенствования НПА о защите прав учащихся // Журнал Академии подготовки главных специалистов. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://specialitet.ru/articles/2016-01-03 .

5. Фирсова Е.Ю. Специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 213-217.

© Алексеев В.М., 2016

УДК 37

Апиш М.Н., к.п.н., преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования ФППК, Кубанского государственного университета, E-mail: apish2012@mail.ru; Начарова Л.А, магистрантка кафедры педагогики и методики начального образования ФППК, Кубанского государственного университета, E-mail: lida.nacharova@gmail.com.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация

В статье с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

начального общего образования обозначается актуальность проблемы воспитания в начальной школе. На основе теоретического анализа педагогической литературы раскрываются вопросы организации разнообразных форм воспитательной работы, классификации форм воспитательной работы. Также акцентируется внимание на зависимость выбора форм от направляющей задачи воспитания.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, воспитательная работа, формы воспитательной работы, типы форм воспитательной работы, задачи воспитательной работы.

Организация воспитательной деятельности во все времена оставалась актуальной и осуществлялась в неразрывной связи с образованием и развитием личности. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [1]. Именно поэтому в современном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусмотрена Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, в основу которой положены ключевые воспитательные задачи. Она позволяет реализовать различные формы воспитательной деятельности в начальной школе.

В деятельности педагога представление о разнообразных формах воспитательной работы, умение соотнести их с содержанием, целями, задачами воспитания с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся позволяет педагогу успешно конструировать воспитательный процесс и грамотно организовывать совместное взаимодействие.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [5]. Воспитательная работа в школе является важным направлением педагогической деятельности, поскольку положительно влияет на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Сложный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм, выбор которых зависит, прежде всего, от содержания, поскольку содержание и форма тесно взаимосвязаны: форма воспитания - внешнее выражение этого процесса, а содержание - внутреннее. Изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот [3].

Форма воспитательной работы - устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [4].

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Л.В. Байбородова и М.И. Рожков классифицируют формы:

- по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые);

- по субъекту организации (взрослые, дети, в сотрудничестве);

- по результату (информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт);

- по длительности проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные).

Разнообразие форм воспитательной работы позволяет выделить их типы, различающиеся между

собой по определенным признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса и по объективным воспитательным возможностям. Е.В. Титова выделяет три основных типа форм воспитательной работы: воспитательные мероприятия, дела и игры.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

выделяет характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие [4]. К мероприятиям относят такие формы работы как: беседы, лекции, научные конференции учащихся, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, дискуссии, конкурсы, деловые игры и другие.

Ко второму типу форм воспитательной работы Е.В. Титова относит дела. Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе [4]. Это занятия кружков, выставки, концерты, спектакли, вечера, акции милосердия, а также другие формы коллективных творческих дел.

Особой формой воспитательной работы является игра. Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая педагогом в коллективе воспитанников с четко поставленной целью воспитания и соответствующим ей результатом. Множество форм воспитательной работы имеет признаки игры: роль, воображаемая ситуация, драматизация, имитация.

Выбор форм зависит от направляющей задачи. При реализации задач нравственного воспитания целесообразно использовать такие формы как беседы на этические темы, о самовоспитании. При организации эстетического воспитания широко используются литературные и музыкальные вечера, экскурсии в музеи, посещение театров и выставок художественного творчества, книжных выставок, беседы о музыке и живописи. Организации познавательной деятельности соответствуют следующие формы воспитательной работы: деловые игры, познавательные игры, викторина, конкурс проектов, лекции, доклады, читательские конференции, встречи, выставки и другие. Организовывая физическое воспитание можно использовать различные спортивные игры, туристические походы, беседы о пользе физических упражнений, о здоровье, о гигиене, о вредных привычках.

Любая из форм сама по себе не может быть хорошей или плохой. Планируя воспитательную работу воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы, исходный уровень воспитанности учащихся, чередовать использование разнообразных форм и предусматривать активность воспитанников, чтоб не превратить эту деятельность в вынужденное обязательство. Важно научиться каждый раз удивлять школьников, чтобы поддерживать их готовность к включению на основе познавательного интереса [2].

Таким образом, организация разнообразных форм воспитательной работы зависит от:

- содержания и направляющей задачи;

- возрастных особенностей детей;

- уровня воспитанности;

- интересов воспитанников;

- сочетания эмоциональных и рациональных факторов;

- уровня профессионализма и мастерства учителя.

Список использованной литературы:

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М.: Просвещение, 2009. - 24с. (Стандарты второго поколения)].

2. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя//Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 6. - С.72-88.

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

4. Титова Е. В. Если знать, как действовать. - М.: Просвещение, 1993. - С. 103.

5. https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

© Апиш М.Н., Начарова Л.А., 2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.