Научная статья на тему 'Формы воспитания в контексте организации воспитательного пространства вуза'

Формы воспитания в контексте организации воспитательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1351
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиханова Е.Г.

Оспитательное пространство вуза является, в первую очередь, социальным пространством, где происходит становление личности посредством взаимодействия субъектов воспитания. Проблема организации воспитательной работы на всех этапах становления российского общества была актуальной. В зависимости от социальной значимости образования менялось понимание дефиниции «воспитание» и отношение к воспитательному процессу. В условиях компетентностного подхода значимыми наряду с профессиональной готовностью специалиста к реализации специфичных функций становятся общекультурные или универсальные компетенции, формирование которых происходит в том числе путем организации деятельности, оказывающей воспитательное воздействие на студентов. Многогранность предлагаемых исследователями (Ю.К. Бабанский, Л.В. Байбородова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, М.И. Рожков и др.) трактовок воспитательной работы в разных образовательных организациях и используемых, в связи с этим педагогических категорий «методы», «формы», «средства» и т.д., не позволяют единообразно решить проблему унификации педагогического категориального аппарата. В связи с недостаточностью исследования феномена «воспитательное пространство вуза» вопрос классификации форм его организации является неизученным. Целью настоящей статьи является представление и обоснование классификации форм организации воспитательного пространства вуза. Автором путем анализа существующих теорий и концепций организации воспитательной работы предпринята попытка обобщения форм воспитания в контексте организации воспитательного пространства вуза. В результате исследования предложено выделить четыре относительно самостоятельные формы в зависимости от интеграции способа взаимодействия субъектов и цели педагогического события: индивидуальная работа, студенческие общественные объединения, конкурсы и мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы воспитания в контексте организации воспитательного пространства вуза»

УДК: 378.1

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Шиханова Е.Г., 2018 1ассистент кафедры социальных систем и права федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.

Королева" (Самарскийуниверситет), г. Самара

Аннотация: воспитательное пространство вуза - является, в первую очередь, социальным пространством, где происходит становление личности посредством взаимодействия субъектов воспитания. Проблема организации воспитательной работы на всех этапах становления российского общества была актуальной. В зависимости от социальной значимости образования менялось понимание дефиниции «воспитание» и отношение к воспитательному процессу. В условиях компетентностного подхода значимыми наряду с профессиональной готовностью специалиста к реализации специфичных функций становятся общекультурные или универсальные компетенции, формирование которых происходит в том числе путем организации деятельности, оказывающей воспитательное воздействие на студентов. Многогранность предлагаемых исследователями (Ю.К. Бабанский, Л.В. Байбородова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, М.И. Рожков и др.) трактовок воспитательной работы в разных образовательных организациях и используемых, в связи с этим педагогических категорий «методы», «формы», «средства» и т.д., не позволяют единообразно решить проблему унификации педагогического категориального аппарата. В связи с недостаточностью исследования феномена «воспитательное пространство вуза» вопрос классификации форм его организации является неизученным. Целью настоящей статьи является представление и обоснование классификации форм организации воспитательного пространства вуза. Автором путем анализа существующих теорий и концепций организации воспитательной работы предпринята попытка обобщения форм воспитания в контексте организации воспитательного пространства вуза. В результате исследования предложено выделить четыре относительно самостоятельные формы в зависимости от интеграции способа взаимодействия субъектов и цели педагогического события: индивидуальная работа, студенческие общественные объединения, конкурсы и мероприятия.

Ключевые слова: воспитание в вузе, воспитательное пространство вуза, формы воспитания, классификация форм воспитания, формы организации воспитательного пространства вуза.

Воспитание является неотъемлемой частью образования. На любом этапе получения образования человек сталкивается с процессом воспитания. Если затрагивать социализирующую функцию воспитательного процесса, то объективно мы понимаем, что данная функция активизируется в период получения молодым человеком высшего образования, которое обеспечивает его становление в обществе как личности и как профессионала.

Воспитательная составляющая образовательного процесса неразрывно связана с учебным процессом, включает в себя учебный и внеучебный временные интервалы, вне зависимости от формы и уровня обучения. В контексте компетентностного подхода воспитательная функция занимает одну из базовых позиций, реализуемой в процессе формирования общекультурных или универсальных компетенций. Образовательная реформа внесла коррективы в систему профессиональной подготовки студентов в вузе, обозначив потребность в специалистах, которые не только профессионально обучены по специальности, но и обладают такими навыками как коммуникативность, творческое мышление, активная гражданская позиция и другими. По нашему мнению, формирование общекультурных компетенций и реализуется за счет воспитательного процесса.

Исследуя процесс воспитания в вузе и оценивая его как важный аспект становления личности, М.Х. Фишбейн отмечал, что еще в начале XXI века имелось противоречие между формированием узкопрофессиональных качеств специалистов и требованиями работодателей к готовности инженера реализовывать социокультурную функцию [1]. Таким образом, анализируя мнения авторов, он

обращает внимание общественности на противоречивость личности студента, которая под влиянием либерализации устоев общества чувствует себя намного независимее, с одной стороны, но имеет довольно низкий уровень общекультурных знаний, умений и навыков, с другой.

Тенденции в сфере образования позволяют нам предположить, что подготовка специалистов в рамках высшей школы требуют совмещения обучающей составляющей с воспитательным эффектом. Именно воспитательный эффект позволит получить в результате развитую, грамотную личность, соответствующую социальному заказу.

Понятие «воспитательное пространство» все чаще используется в научной среде для исследования процесса воспитания в вузе. Однако в педагогике отсутствует единый подход к его определению. В настоящем исследовании, мы опираемся на точку зрения Д.В. Григорьева [2], который предложил понимать воспитательное пространство через педагогическое «со-бытие».

На наш взгляд, сущность воспитательного пространства может быть определена следующим образом: это обладающая признаками системы (целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость пространства и среды, вариативность, динамичность) сеть взаимосвязанных педагогических событий, реализация которых способствует становлению самостоятельности и саморазвитию студентов, формированию и развитию их компетенций и социально-значимых личностных качеств. В механизм формирования воспитательного пространства вуза входят субъекты (администрация, педагогический коллектив, студенческие объединения, студент), средства взаимодействия - педагогические формы, методы и материально-технические средства, и объект-само педагогическое событие, целью которого является формирование личностно значимых качеств будущего специалиста. Воспитательное пространство выступает объектом изучения, моделирования, а также и инструментом воспитания. Это позволяет использовать термин «воспитательное пространство» для обозначения составляющей образовательного учреждения, связанной с проявлением обучающимися своей свободы и самостоятельности.

Формирование общекультурных компетенций в воспитательном пространстве вуза осуществляется с помощью традиционных способов организации учебной и внеучебной работы, таких, как: индивидуальные, групповые, коллективные занятия; тестирование и анкетирование; обучающие, проблемно-поисковые практикумы и семинары; дидактические, ситуационно-ролевые и моделирующие игры; коллективно-творческие дела; научно-практические конференции; предметные олимпиады и др. В рамках настоящей работы нас в первую очередь интересует те формы, с помощью которых осуществляется воспитательная деятельность.

Следует отметить, что исследователями не разграничиваются понятия «форма воспитания», «форма воспитательной работы» «форма воспитательного воздействия», «форма организации воспитательного процесса». Предлагаем к указанному ряду понятий добавить дефиницию «форма организации воспитательного пространства» и использовать в настоящем исследовании все феномены как синонимичные. Е.В. Титова [3] определяет форму воспитательной работы как порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач. В контексте меняющейся концепции воспитания в вузе, можно отметить, что формы воспитания - это, в первую очередь, способы взаимодействия воспитывающего и воспитуемого, в процессе которого формируются личностно значимые качества. Следует отметить, что по сравнению с формами обучения формы воспитания являются менее исследованными. По нашему мнению, это связано, в первую очередь, с вариативностью способов оказания воспитательного воздействия на личность обучающегося и сложностью унификации данного процесса.

Исследователи предлагают различные основания для классификации форм воспитательной работы. Основанием может выступать субъектный состав - мероприятия, дела и игры (Е. В. Титова [3]); характер взаимосвязи субъектов - «защита», «эстафета», «хеппинг», «бой» (С.Д. Поляков [4]). В зависимости от типологии процедуры выделяют статичные, статично-динамичные и динамико-статичные формы. Наполнение предлагаемых исследователями классификаций осуществляется множеством определенных форм, количество которых со временем только увеличивается. С точки зрения содержания выделяют такие воспитательные формы, как спектакли, концерты, конкурсы, лекции, фронтальные беседы, диспуты, дискуссии, митинги, ярмарки, танцевальные программы,

выставки, ситуационно-ролевые игры, квесты, экскурсии, экспедиции, парад и др. Отметим не менее важное значение этапа подготовки к тому или иному педагогическому событию, т. е. организацию такой подготовки. Совмещение различных, активно используемых в практике воспитательной работы форм приводит к созданию новых методик проведения педагогических событий. На наш взгляд, заслуживает особого внимания, мнение ведущих исследователей Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова о разграничении форм воспитательной работы в зависимости от таких показателей, как: количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат) [5]. В результате анализа мнений авторов, предлагается перечисленные формы в целях организации воспитательного пространства, предлагается разделить на четыре основных группы.

В первую входят все формы, которые реализуются в индивидуальной работе, т. е. в совместной деятельности обучающегося и педагога, в процессе которой формируются личностно-значимые качества личности студента. Это может быть подготовка к конференции или олимпиаде с участием педагога, подготовка к ролевой игре, которая предполагает самостоятельное изучение роли для выбора траектории поведения своего персонажа, сольное выступление на концерте. Данная деятельность требует от студента самоорганизованности и позволяет развить усидчивость, ответственность, умение управлять личным временем и другие качества и навыки.

Вторая группа форм воспитательного пространства включает студенческие объединения, выступающие также в качестве субъекта воспитательного пространства. Говоря о студенческом объединении как о форме, мы имеем в виду взаимодействие внутри группы. В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «студенческое общественное объединение», но, исходя из определения общественного объединения, мы можем сформулировать дефиницию следующим образом: студенческое общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе или положении такого общественного объединения. Это наиболее устойчивая форма воспитательного пространства. Основными принципами деятельности таких объединений являются добровольность, системность, равенство всех членов, выборность, гласность и др.

Классифицировать студенческие общественные объединения можно по разным основаниям. По организационным формам можно выделить: организации, клубы, союзы, фонды, кружки и другие. Общественные объединения могут создаваться стихийно (объединение студентов для совместной деятельности) и целенаправленно (объединение студентов для решения конкретных задач). Также следует отметить, что с инициативой создания может выступить как группа студентов, так и педагог, т. е. студенческое объединение может быть создано для решения конкретных задач как администрацией вуза, так и инициативной группой студентов. В таком случае, как правило, совместная деятельность такой группы предопределяет создание конкретного студенческого общественного объединения. По уровню деятельности выделяют: межвузовские (международные, всероссийские, региональные), совместная деятельность которых направлена на решение главных задач двух и более вузов; вузовские, создаваемые на уровне отдельного вуза, назначение которых -решать поставленные задачи исходя из потребности студентов или администрации этого учреждения (макроуровень); институтские или факультетские, деятельность которых осуществляется в пределах одного факультета или института (мезоуровень); академические, когда объединение студентов происходит на уровне одной академической группы (микроуровень).

Объединения студентов, как правило, направлены или на формальную общественно-полезную деятельность, или на неформальную ассоциацию по интересам, в некоторых случаях одна цель может породить другую и наоборот. Положительным в данном случае является также тот факт, что ни одна организация невозможна без межличностного взаимодействия, без определения лидера. Это, в свою очередь, способствует выявлению общепризнанных положительных качеств личности у претендентов на лидерство, потенциальных возможностей каждого члена объединения, определенному распределению социальных ролей в созданном микросоциуме. Таким образом, любые студенческие общественные объединения (как формальные, так и неформальные) способствуют ускорению процесса социализации личности. Опыт показывает, что молодой человек, в период обучения в вузе

активно вовлеченный в коллективно-творческую общественную деятельность, гораздо легче вливается в общество, трудоустраивается и адаптируется в новом коллективе. Общественные организации в таком случае можно рассматривать как «кузницы кадров» будущих руководителей разных уровней.

Любое студенческое общественное объединение должно иметь механизмы регулирования (в том числе саморегулирования). Только в таком случае можно говорить о воспитательном пространстве, а не о воспитательной среде. Далее, в процессе регулирования содержания и характера деятельности обучающихся, представляется возможным решение широкого круга воспитательных задач.

Третьей группой форм воспитательного пространства выступают соревновательные формы -конкурсы, которые, как правило, используются на мезо- или макроуровнях. Их задача заключается в подведении итогов и трансляции лучших результатов, популяризации положительных тенденций и настроений, усилении деятельности по профориентации, организации кружков, клубов, воспитании стремления к саморазвитию. В качестве отдельного вида соревнования можно выделить олимпиады. Особенность их состоит в устойчивой связи с учебным процессом, но реализации в процессе внеучебной деятельности. Как правило, такого рода события проводятся с целью выявления студентов, обладающих более глубокими знаниями в рамках отдельных дисциплин. Участие в таких мероприятиях является добровольным.

Четвертой группой форм воспитательной деятельности, самой распространенной и массовой, являются мероприятия, проводимые на различных уровнях образовательного учреждения. Важными элементами данной формы будут пропаганда определенных ценностей и вовлечение студентов в активную деятельность. Мероприятия имеют двусторонний эффект, так как они имеют значение как с точки зрения организации, так и с позиции пассивного участия. В первом случае для организации мероприятия инициаторам потребуется подготовка и согласование с администрацией необходимых документов, контроль соответствия мероприятия заявленному уровню и соблюдение установленных норм. В процессе реализации указанных функций у человека формируются социально значимые качества, такие, как: активность, организованность и самоорганизованность, ответственность, объективность, умение отстаивать свою точку зрения, критически мыслить и т. д. Пассивным участием в мероприятии будет являться просмотр, прослушивание, наблюдение. В таком случае лицо является воспринимающей (принимающей или отторгающей) стороной возникающих отношений, т. е. студент воспринимает транслирующиеся ценности и пропускает их через призму своего опыта, знаний, умений и навыков.

Резюмируя вышесказанное, учитывая анализ мнений авторов, можно сделать вывод, что воспитательное пространство вуза - это результат деятельности всех заинтересованных в его создании лиц: руководства вуза, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, работников управления по воспитательной работе, сотрудников вспомогательных служб и ведомств, студенческих групп и студентов. О воспитательном пространстве имеет смысл говорить, как о взаимодействии с целью педагогически целесообразного развития личности обучающегося, что, в свою очередь, и является объектом воспитательного пространства. Обеспечить взаимодействие позволяют педагогические формы, методы и средства.

В настоящей статье автором на основе осмысления феномена воспитательное пространство и анализа существующих в педагогической науке подходов к организации воспитательного процесса представлена классификация форм организации воспитательного пространства, включающая: индивидуальную работу, студенческие объединения, конкурсы и мероприятия. Предполагается, что указанная классификация может быть модифицирована в зависимости от целенаправленности создания воспитательного пространства вуза и роли инициаторов данного процесса.

Список литературы:

1. Фишбейн, М.Х. Воспитание в вузе: вернуться к истокам интеллигентности // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 117-121.

2. Григорьев, Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. ст. - Пермь, 2001. -С. 66-76.

3. Титова, Е.В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания // Российский гуманитарный журнал. - 2014. - Т. 3. - № 3. - С. 203-213.

4. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. - М.: Издатель: Издательская фирма «Сентябрь», 2015. - 199 с.

5. Рожков, М.И, Байбородова, JI.B., Гущина, Т.Н., Волохов, A.B., Машарова, Т.В., Мирошкина, М.Р., Фришман, И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка: коллективная монография. - М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2016. -158 с.

УДК 003.01

ПОЛОЖЕНИЕ СЕМАНТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Черкесова К.И., Черкесов В.И., 2018 ГБОУ ВО Белгородский государственный институт искусств и культуры, старший преподаватель, ОГАПОУ Чернянскай агромеханнческий техникум, преподаватель, Белгород

Аннотация: в статье описывается положение структурной семантики в контексте гуманитарного знания, затрагивается и раскрывается проблема значения с точки зрения лингвистики. Дается анализ символической культуры с точки зрения ее влияния на формирование человеческой личности и современного общества. Проводится параллель между пониманием символизма культуры и культурного кода, описывается их взаимосвязь.

Ключевые слова: семантика, лингвистика, значение, формализация, язык, модель.

POSITION OF SEMANTICS IN THE CONTEXT OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Cherkesova K.I, Cherkesov V.I., 2018 Belgorod state university of arts and culture, teacher Chernyansky Agromechanical College, teacher Belgorod

Annotation: the article describes the position of structural semantics in the context of humanitarian knowledge, touches upon and reveals the problem of meaning in terms of linguistics. The analysis of symbolic culture is given from the point of view of its influence on the formation of the human personality and modern society. A parallel is drawn between the understanding of the symbolism of culture and cultural code, and their relationship is described.

Keywords: semantics, linguistics, meaning, formalization, language, model.

Семантика, являющаяся производной лингвистики, даже будучи учрежденной то и дело заимствовала методы у классической риторики и интроспективной психологии. Забвение семантики было очевидным и сознательным. В настоящее время нередко поднимается вопрос о наличии у семантики своего собственного предмета познания, а также правомерности рассмотрения семантики как самостоятельную лингвистическую единицу. Традиционное определение ее предмета, рассматривавшегося в контексте «психической субстанции», мешало четкому разграничению ее с психологией, а позже — с социологией [2]. Помимо этого, присущая ей множественность терминов вызывала дополнительную путаницу и затруднения, в связи с чем многие лингвисты рассматривали семантику как дисциплину, находящуюся в поиске самой себя.

В современном мире центром всеобщего внимания является проблема значения. Для того, чтобы внести изменения в существующее знание необходимо прежде всего ответить на вопросы о смысле человеческой деятельности и смысле истории. Очевидно, что в первую очередь мир человека должен определяться в контексте мира значений, и человеческим он может считаться лишь в той мере, в которой он означает что-либо. Отсюда следует, что общий знаменатель гуманитарные науки могут обрести лишь в процессе поиска значения. Так, например, науки о природе в первую очередь ищут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.