Научная статья на тему 'Особенности организации психолого-педагогического сопровождения молодой семьи'

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения молодой семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / YOUNG FAMILY / COMMUNICATION / COMPETENCY / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGIC MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна

В статье проанализированы компетенции, которые необходимы для организации психолого-педагогического сопровождения молодой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young family psychological-pedagogic maintenance organization peculiarities

Competences needed for young family psychological-pedagogic maintenance organization are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности организации психолого-педагогического сопровождения молодой семьи»

9. BotsisA. Suicidal behavior risk and protective 10. MarisR.W. Social and familiar risk factors in

factors. In: Suicide: Biopsychosocial approaches. - suicidal behavior // The public clinics of America. -

Ed. Botsis J., Soldatos C. Elsevir, 1997. - 278 p. 1997. - V 20. - №>3.

УДК 159.9:316.6

Коряковцева Ольга Алексеевна

доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

vouth1@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

В статье проанализированы компетенции, которые необходимы для организации психолого-педагогичес-кого сопровождения молодой семьи.

Ключевые слова: молодая семья, коммуникация, компетентность, психолого-педагогическое сопровождение.

Актуальность вопроса организации психолого-педагогического сопровожде-. ния семей и подготовки специалистов, работающих с молодежью, транслирует пересмотр отношения общества и государства к молодежи и молодой семье.

Множество тенденций, отмеченных социальными педагогами и психологами в области организации процесса помощи в межличностном взаимодействии, множество теоретических предположений, широкий спектр концептуальных моделей организации работы с молодежью и молодой семьей - все это свидетельствует о необходимости осмысления значимого вопроса для организации деятельности специалистов, работающих в этой сфере.

Говоря об особенностях организации процесса психолого-педагогической помощи, важно обратить внимание на тех специалистов, которые осуществляют этот процесс. Каковы же компетенции работника, призванного оказывать реальную помощь молодежи, молодой семье и членам молодой семьи в России? Необходимо остановиться на психолого-педагогических компетенциях специалиста, работающего с молодой семьей. Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного несовершеннолетнего ребенка.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления, интен-

сивного развития и характеризуется нестабильностью отношений. Основные две задачи молодой семьи - это организация комфортного межличностного взаимодействия членов и интеграция семьи в общество в качестве самостоятельного социального объекта. Оказание действенной психолого-пе-дагогической помощи в решении этих задач позволит удовлетворить объективную потребность общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией.

Ретроспективный анализ нашей многолетней практической работы, опыт организации психо-лого-педагогической поддержки молодых семей показывает, что для каждой молодой семьи характерны особые структура отношений, уклад и образ жизни. Молодая семья развивается, на каждом из этапов развития стоят свои задачи, с которыми члены семьи должны справиться. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда молодые супруги в силу различных причин не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

Для того чтобы определить компетенции специалистов, призванных оказать социально-педагогическую или психологическую помощь молодой семье, необходимо сформулировать проблемы молодой семьи, которые можно решить психолого-педагогическими средствами.

Подавляющее большинство молодых семей в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить следующие задачи:

- преодоление стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

© Коряковцева О.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

185

- овладением основными навыками семейного воспитания;

- приобретение информированности по различным аспектам функционирования семьи;

- достижение экономического благосостояния стабильности и, наконец,

- формирования активности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и с обществом в целом.

Хочу обратить ваше внимание еще на одну проблему, которая стоит перед многими, а может быть перед всеми семьями и включает в себя накопленные не решенные задачи и застаревшие проблемы. Это проблема девальвации семейных отношений. Как помочь решить эти проблемы? Для преодоления девальвации семейных отношений, безусловно, каждой семье необходимо формировать жизненную концепцию и уметь корректировать ее в зависимость от изменения внутренней и внешней ситуации. В процессе девальвации происходит разрушение ценностей человека. Поэтому задача специалиста помочь заново сформировать, восстановить ценность человека. Соответственно должны быть выстроены направления и содержание социально-педагогической и психологической поддержки молодой семьи.

Для оказания реальной, эффективной помощи молодой семье психолого-педагогическими средствами проанализируем профессиональные компетенции, необходимые специалистам.

В системе высшего профессионального образования выделяют три линии реализации ком-петентностного подхода, которые направлены на формирование:

- ключевых компетентностей;

- обобщенных профессиональных компетентностей;

- специальных профессиональных компетентностей.

Обобщая представления о компетентности и компетенции как научных категориях полагаем, что это взаимодополняемые понятия.

Мы рассматриваем компетентность как совокупность знаний, навыков, умений и способов, позволяющих выполнять или реализовать конкретный вид деятельности. Многие авторы по-разному рассматривают термин «компетенции», например компетенции по Е.В. Марковой: коммуникационная; мыслительная; рефлексия (способность осознать свои мысли). По-нашему мне-

нию в это понятие кроме знаний, умений, навыков и способов входят и способности, и возможности специалиста.

Нам понятен подход «Знаю как, могу, хочу». Безусловно, это распространяется на специалис-та-практика. На того работника, который, обладая знаниями, уже эффективно работает с молодой семьей или членами семьи.

На первом этапе организации работы с молодой семьей особое значение приобретают коммуникативные качества и способности специалиста.

Мы не будем останавливаться на очень важном блоке - как привлечь молодую семью, как пригласить ее участвовать в программах. Мы прекрасно понимаем, что если сделать очень мощную рекламу, затратить массу средств - результат будет незначительным. В нашем случае необходим другой подход. Предположим, молодая семья обратилась за помощью, какие компетентности важны для специалиста. В первую очередь умение войти в контакт с клиентом, сформировать доверие, создать пространство с использованием целой группы умений, способствующее достижению высоких уровней общения. К этим уровням коммуникации относятся:

- умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности;

- умение интерпретировать и «читать» внутреннее состояние по каким-то проявлениям поведения;

- владение средствами невербального общения;

- умение создать обстановку доверительности;

- толерантность;

- владение средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики);

- умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении, умение не бояться обратной связи.

Перечисленные умения, с одной стороны, характеризуют отношение специалиста к клиенту, с другой стороны, многие из перечисленных умений необходимо сформировать у клиента, либо скорректировать их.

Важное значение для специалиста, работающего с семьей, приобретает умение формировать у клиента способность к разрешению конфликтных ситуаций, гибкости в решении семейных проблем, рефлексию (способность осознавать свои мысли).

В настоящее время возникла ощутимая необходимость более тесного взаимодействия науки

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

и практики для оказания действенной и результативной помощи молодым семьям. Используя различные формы работы, безусловно, преимущественно востребованы активные формы - тренинги, деловые игры социальные педагоги и психологи получают результат. Программа подготовки специалиста по работе с молодежью предполагает комплексный подход, где наряду с усвоениями необходимых знаний, идет выработка навыков через организацию интерактивного обучения. Программа будет более эффективной, если у будущих специалистов будет возможность участвовать в различных развивающих занятиях и тренингах с привлечением специалистов на территории социальных учреждений, работающих с молодыми людьми.

Приведу реальный пример работы с разводящимися молодыми семьями в Голландии. Цель занятий, предлагаемых конфликтным семьям и парам, находящимся в ситуации брако-развод-ного процесса, восстановить или заново сформировать ценность человека, который рядом с тобой, но так далек и непонятен. В процессе занятия формируется вера в позитивные изменения. Я присутствовала на этом занятии. Мое удивле-

ние - ведущий был социальным педагогом. Он выполнял конкретные инструкции, которые были прописаны в пошаговой методике.

Очень часто проблемы, возникающие у молодых людей в европейских странах, социальные педагоги, разрешают, используя методики (пошаговые), где предусмотрено практически все. Тогда специалист среднего уровня работает очень эффективно, выполняя инструкцию, прописанную очень конкретно. Результат ощутимый.

Очень редко, когда специалист, работающий с молодой семьей, обладает всеми необходимыми компетенциями. В этом случае координатору по психолого-психологическому сопровождению семьи, важно грамотно организовать процесс сопровождения, тогда целая группа специалистов участвует в организации помощи семье. При профессионально организованной работе и привлечении компетентных специалистов осуществляется эффективная помощь семьям. Иными словами поддержка молодой семьи психолого-педа-гогическими средствами помогает семье решить проблемы в настоящем и обеспечивает успешность ее самостоятельной деятельности в будущем.

УДК 37.018.1

Дудина Светлана Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sozpsi@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАСШИРЕННЫХ СЕМЬЯХ

В статье рассматривается характер межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях полного и неполного типа, а также воспитательный потенциал данных семей.

Ключевые слова: расширенные семьи с разной структурной организацией, межпоколенное взаимодейсвие, воспитательный потенциал.

Семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию безопасности и защищённости её членов. Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живёт первую четверть своей жизни, усваивая нормы и ценности, специфику взаимодействия близких людей, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь, опираясь на полученный опыт (Э.Г. Эйдемиллер, И.В.Добря-ков, И.М. Никольская, 2006).

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это

стабильность семейной среды, обусловленная характером межличностного и межпоколенного взаимодействий в семье. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, усваивает нормы их поведения.

© Дудина С.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.