Научная статья на тему 'Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования суицидального риска'

Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования суицидального риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ / SUICIDAL RISK / SUICIDAL BEHAVIOR FACTORS / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / SIGNIFICANT RELATIONS STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Ольга Ильинична

В статье рассматриваются патогенные факторы суицидального риска, в частности значимые переживания, связанные с близкими отношениями на протяжении жизненного пути личности. Результаты свидетельствуют о том, что противоречивый стиль воспитания тесно связан с аутодеструктивным поведением личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children-parents relations peculiarities as suicidal risk formation factor

Suicidal risk pathogenic factors, in particular significant worries referring to close relations following the personality life path are examined in the article. The results say that contradictory upbringing style is often closely related to personality auto-destructive behavior.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования суицидального риска»

УДК 159.9:316.35:316.624

Ефимова Ольга Ильинична

кандидат психологических наук, доцент Ульяновский государственный университет

efimo vao@mail. т

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

В статье рассматриваются патогенные факторы суицидального риска, в частности значимые переживания, связанные с близкими отношениями на протяжении жизненного пути личности. Результаты свидетельствуют о том, что противоречивый стиль воспитания тесно связан с аутодеструктивным поведением личности.

Ключевые слова: суицидальный риск, факторы суицидального поведения, феноменологичекий подход, структура значимых отношений.

Исследование проблемы суицидального поведения, междисциплинарной по своей сути, возможно лишь при условии признания того, что самоубийство является результатом воздействия множества социокультурных и психологических факторов, характеризующих пространство «общество - микросоциум - личность». Несмотря на «индивидуальность» суицидального акта нельзя не принимать во внимание влияние на суицидальное поведение социальных факторов.

Комплекс эмпирических исследований социально-психологических факторов суицидального поведения, выполненных группой дипломников и аспирантов под руководством О.И. Ефимовой, были ориентирован на изучение особенностей системы близких отношений суицидента (М. Падун) и его ценностно-смысловой сферы (Е.В. Козицына, А. Бинеман), выявлению эмпирических индикаторов успешности постсуицидального периода (Балдуева И.), атрибутивных процессов в сложной жизненной ситуации (И.В. Михайлова, А. Плохов) и социально-психологической компетентности (Н.В. Горбоконенко).

В данной статье мы хотим представить результаты исследования ряда факторов в структуре значимых отношений личности в детстве, взаимосвязанных с суицидальным поведением личности.

Социально-психологический пласт исследований (при традиционном понимании предмета социальной психологии) суицидального поведения касается в большей степени микросоциума, т.е. непосредственного окружения суицидента, чаще всего семьи. Еще З. Фрейд указывал, что «в психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противни-

ком, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной (выделено нами) в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» [7]. Вместе с тем психологический анализ личности невозможен без анализа ее системы значимых отношений. Впервые данное понятие было введено в научный обиход американским психологом и психотерапевтом Г. С. Салливеном [6].

В Западной Европе и в США осуществлен ряд исследований семейных факторов суицида, среди которых отмечаются оскорбления ребенка в детстве, насилие, алкогольная и наркотическая зависимости, суицидальные попытки близких родственников [10]. Нарушенная семейная сплоченность, суровая и враждебная атмосфера в семье, уход из семьи отца, недостаток любящих, нежных отношений, слишком заботливая опека родителей, ранняя потеря родителей, особенно матери, развод или разъединение описываются как важнейшие факторы риска, предрасполагающие индивидуума к самоубийству [9].

Р. Голдней, сравнивая женщин, пытавшихся совершить самоубийство, с женщинами, никогда не делавшими этого, пришел к выводу, что первые чаще переживали смерть одного или обоих родителей, раздельное проживание или развод. Также для семей женщин-суицидентов в большей степени было присуще постоянные ссоры и разногласия родителей. Эти женщины воспринимали личность и поведение своих родителей более негативно, чем женщины из контрольной группы. Данные результаты могут означать, что нестабильность в семье в ранней стадии жизни даже больше, чем ранняя потеря, может быть связана с проявлением поведения самоубийства в зрелом возрасте. Факт потери в сознании склонного

к самоубийству индивида только тогда начинает играть решающую негативную роль, когда накладывается на систему нестабильных, хаотичных и дезорганизованных семейных отношений, которая неспособна продуктивно и конструктивно противостоять кризису, усугубляемому какой-либо утратой [9].

Наше исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах (25 человек в каждой) в токсикологическом отделении Больницы скорой медицинской помощи. Контрольную группу составили испытуемые, имеющие низкие показатели по карте суицидального риска (адаптация «Методики диагностики суицидального риска», разработанной Американской Психологической Ассоциацией).

Одной из важных проблем избранной нами феноменологической парадигмы исследования является доказательство валидности, надежности и достоверности феноменологических методов. «Если в обычном психологическом исследовании валидность понимается как мера доверия к измеряющим инструментам, то в контексте феноменологического подхода выводы заслуживают доверия только потому, что аргумент в их поддержку достаточно убедителен. Исследователь должен доказать справедливость двух своих заключений: (а) перевод «сырых» данных в феноменологические психологические термины проведен корректно и (б) правильно проведен синтез значимых блоков в общее структурное описание изучаемого опыта» [4, с. 64-65].

Конечно же, учитывая общие требования, предъявляемые на сегодняшний день к психологическим исследованиям, мы, не могли полностью отказаться от использования экспериментальной парадигмы. Вместе с тем психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) считали, что «изучение природы человека необходимо начинать с познания феноменологического и только затем надеть на себя ярмо объективных, экспериментальных и лабораторных методов» [2, с. 23]. Таким образом, методологический аспект нашей работы представляет собой своего рода «парадигмальный синтез»: на начальном этапе проводится исследование качественного плана с использованием глубинного интервью, а на следующем этапе, когда область изучаемых феноменов достаточно прояснена, применяется эмпирическое исследование с помощью стандартизированного интервью и диагностических методик.

В качестве метода анализа значимых переживаний, связанных с близкими отношениями на протяжении жизненного пути личности, мы использовали клиническое интервью. На наш взгляд, события, прожитые в жизни, а также связанные с ними переживания (особенно детские) во многом определяют стиль решения жизненных проблем в будущем. Более углубленное исследование этого предмета дал Адлер, который считает, что память человека удерживает те переживания, которые особенно значимы для его образа жизни. Основываясь на этом положении Адлер сделал свой наиболее ценный вклад в психотерапевтический анализ - использование воспоминаний раннего детства как ключ к пониманию образа жизни человека [10, с. 72].

Во время клинической беседы испытуемым предлагалось самостоятельно разделить свой жизненный путь на этапы, вспомнить наиболее значимые переживания и события на каждом этапе и как можно подробнее описать их. На основании данных клинического интервью экспертами были выделены показатели, использованные в дальнейшем для составления вопросов стандартизированного интервью.

Для изучения личностных качеств родителей была предложена методика «Личностный дифференциал» (ЛД), которая была разработана сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева [5]. Для изучения особенностей структуры близких отношений в актуальной жизненной ситуации в частности неосознаваемой сферы отношений. суицидента был использован «Цветовой тест отношений», разработанный А. Эткиндом [8].

Конечно, мы понимаем, что даже самые тяжелые условия семейного воспитания не детерминируют суицидальное поведение личности. Именно поэтому в клиническом интервью мы анализировали не только ситуацию раннего детства пациента, но и события и переживания на всем жизненном пути. Такая позиция кажется нам верной, ибо, по предположению Л.И. Анцыферовой «возникающие в детстве нерациональные позиции, деформации характера, невротические симптомы станут тормозить самоактуализацию личности лишь в том случае, если растущий человек будет вновь попадать в ситуации, аналогичные пережитым в детстве и навязывающие ему неадекватные (но смягчающие тяжелые переживания) нерациональные формы поведения» [1, с. 15].

Данные, полученные нами в результате клинических бесед, позволили нам разделить испытуемых на две группы: 1. Пациенты с ситуационными реакциями (молодые пациентки, совершившие суицидальные попытки после конфликтов в близком окружении) 2. Пациенты с психогенными депрессиями (небольшая по численности группа состояла из пациентов, страдающих психогенными депрессиями, возникшими в результате психической травмы или длительно действующей психической травматизации - потеря значимого близкого, потеря места работы, низкий уровень доходов). В данной группе испытуемых при анализе значимых переживаний на протяжении жизненного пути были выделены две подгруппы:

1. В первой подгруппе испытуемые оценивают свою родительскую семью как гарантию защищенности и понимания. До наступления психической травмы пациенты были до такой степени отгорожены от жизненных проблем своими близкими, что у них не сформировалась способность противостоять жизненным препятствиям. Как правило, в таких случаях не выявляется какой-то один психотравмирующий фактор, просто пациент «не выживает» при встрече с жестокой реальностью.

2. Во второй подгруппе пациенты отмечают в своей родительской семье атмосферу эмоционального отвержения, особенно со стороны матери. Сильная, авторитарная мать жестко контролировала «внешние» параметры жизни ребенка (школьные успехи, одежду питание), не обращая внимания на его внутренний мир. Слабому, неактивному отцу было важнее завоевать одобрение со стороны матери, и проблемы ребенка его тоже мало интересовали. Как правило, сценарий взрослой жизни пациента строился по сценарию родительской семьи: неприятие жестким, отвергающим мужем и поиск его расположения, при этом наличие или отсутствие этого расположения определяло психологическое благополучие пациента.

Данные, полученные после проведения глубинных интервью с испытуемыми с ситуационными реакциями, позволили предположить, что на аутодеструктивное поведение таких пациентов наиболее влияет противоречивый стиль воспитания, который в наибольшей степени способствует развитию внутриличностных конфликтов у ребенка, ибо маленький ребенок не в силах понять,

чем руководствуются родители в ситуациях, когда один из родителей разрешает что-либо, а другой одновременно запрещает, или когда один хвалит, а другой ругает и раздражается. Внутрилич-ностный конфликт, образуемый в результате такого стиля воспитания, создает у человека своего рода ригидный паттерн реагирования в конфликтной ситуации, состоящий в дезорганизации конструктивных, созидающих сил личности, что зачастую и приводит к саморазрушению. Данные клинического интервью были подтверждены результатами эмпирического исследования, которые свидетельствует о том, что противоречивый стиль воспитания в родительской семье суицидентов встречается чаще, чем в контрольной группе (р<0,01). В то же время у пациентов с психогенными депрессиями прежде всего отмечалось эмоциональное отвержение, со стороны родителей. Анализ значимых переживаний на протяжении жизненного пути суицидентов позволил обнаружить некоторые закономерности в стиле лидерства в родительской семье: как правило, мать являлась лидером и в эмоциональной и в деловой сферах, контролируя все сферы жизни семьи. Результаты клинического интервью свидетельствуют о негативных отношениях с отцом в детстве, во взрослом возрасте эти негативные отношения воспроизводятся в отношениях с мужчинами, которых многие пациентки оценивают как источник своих тяжелых переживаний и суицидального настроения. Был получен и несколько неожиданный результат: привязанность к матери в группе суицидентов была значительно выше, чем в контрольной группе. Данный феномен был истолкован как своего рода «слияние» с матерью, которое может привести во взрослой жизни к инфантильным реакциям на кризисные ситуации, дезорганизующим личность (Различия между данными, полученными по экспериментальной и контрольной группам, статистически значимы).

В то же время анализ клинических интервью показал, что одним из особо значимых негативных видов переживаний детства у пациентов были жестокие наказания в семье. Однако по фактору наличия/отсутствия тяжелых наказаний в детстве значимых различий между выборками не обнаружено. На наш взгляд доказательство данной взаимосвязи требует проверки на большей выборке испытуемых.

В целом, для суицидентов наиболее патогенной явилась тема отношений с родителями. Дан-

ные, полученные из бесед с пациентками, указывают на негативные отношения с отцом в детстве. Анализ значимых событий и переживаний в жизни пациентов показывает, что во взрослом возрасте эти негативные отношения воспроизводятся в отношениях с мужчинами, которых многие пациентки оценивают как источник своих тяжелых переживаний и суицидального настроения. Наряду с этим эмпирические данные, полученные с помощью методики Личностный дифференциал свидетельствуют, что показатели по фактору «Оценка отца» в группе суицидентов ниже, чем в контрольной группе с достоверной вероятностью 0,05. Тяжелые отношения с отцом у испытуемых-жен-щин, совершивших суицидальные попытки, можно интерпретировать в двух основных аспектах:

1. Согласно психодинамической концепции, первичная модель отношений женщины и мужчины закладывается в раннем детстве в отношениях маленькой девочки с отцом. Позже эта модель переносится на отношения с другими мужчинами, в частности с мужем (измены, отсутствие понимания, алкоголизм). Таким образом, отсутствие привязанности к отцу в детстве может привести к аутодеструкции при столкновении с проблемами в супружеских отношениях.

2. Любовь отца предполагает воспитание у личности определенных качеств, способствующих в будущем нормальной адаптации в микро-и макросоциме (ответственность за свои поступки, навыки взаимодействия с другими людьми). Несформированность у человека этих навыков, возникающая вследствие изоляции от отца или отвержения с его стороны, приводят к серьезным проблемам в значимом окружении человека.

В наших гипотезах не было предположений о значимых различиях по этому фактору между экспериментальной и контрольной группами, тем не менее, показатели по фактору «Оценка матери» в группе суицидентов значительно выше, чем в контрольной группе. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что чрезмерная привязанность к матери в детстве снижает способность личности противостоять жизненным трудностям во взрослом возрасте, что может приводить к дезорганизации личности при столкновении с серьезными препятствиями в самостоятельной жизни.

По результатам исследования структуры значимых отношений было выявлено: в выборке суицидентов показатели неосознаваемого компо-

нента отношений со значимыми близкими (величина вербально-цветового расхождения по ЦТО А. Эткинда) выше, чем в контрольной группе (р<0,01), что говорит о существовании неосознанного конфликта отношений в актуальной жизненной ситуации суицидента. Наиболее часто нам встречалась ситуация, при которой пациент вербально (то есть на осознанном уровне) отвергает кого-либо из близких, но при этом в цвете (на неосознанном уровне) демонстрирует привязанность к этому человеку. Во многих случаях при более глубоком анализе была выявлена неспособность пациентов открыто выражать свои чувства близким и, более того, боязнь признаться в своих чувствах самим себе.

Результаты нашего эмпирико-прикладного исследования показывают, что психологическая коррекция неосознаваемых конфликтов отношений пациента, обсуждение с ним особенностей значимых отношений в детстве и их влияния на актуальную конфликтную ситуацию ведут к улучшению психологического состояния личности, гармонизации отношений со значимыми близкими, что, в свою очередь, снижает суицидальный риск.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. - 1999. - № 1. - С. 1527.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, 1997. - 344 с.

3. Ефимова О.И., Горбоконенко Н.В., Козици-на Е.В. Социально-психологические аспекты гетеро- и аутоагресии: новые грани исследования // Вестник РГНФ. - 2002. - № 4. - С. 141-150.

4. Олишевский С.Е. Гуманистическая психология и феноменологический подход // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - 352 с.

5. Психологические тесты: альманах. - М., 1995. - 225 с.

6. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. - СПб: Ювента, 1999. - 231 с.

7. Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // МПТЖ. - 1994. - № 4. - С. 58-69.

8. Эткинд А.Н. Цветовой тест отношений. -М.: Имматон, 1995. - 25 с.

9. BotsisA. Suicidal behavior risk and protective 10. MarisR.W. Social and familiar risk factors in

factors. In: Suicide: Biopsychosocial approaches. - suicidal behavior // The public clinics of America. -

Ed. Botsis J., Soldatos C. Elsevir, 1997. - 278 p. 1997. - V 20. - №>3.

УДК 159.9:316.6

Коряковцева Ольга Алексеевна

доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

vouth1@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

В статье проанализированы компетенции, которые необходимы для организации психолого-педагогичес-кого сопровождения молодой семьи.

Ключевые слова: молодая семья, коммуникация, компетентность, психолого-педагогическое сопровождение.

Актуальность вопроса организации психолого-педагогического сопровожде-. ния семей и подготовки специалистов, работающих с молодежью, транслирует пересмотр отношения общества и государства к молодежи и молодой семье.

Множество тенденций, отмеченных социальными педагогами и психологами в области организации процесса помощи в межличностном взаимодействии, множество теоретических предположений, широкий спектр концептуальных моделей организации работы с молодежью и молодой семьей - все это свидетельствует о необходимости осмысления значимого вопроса для организации деятельности специалистов, работающих в этой сфере.

Говоря об особенностях организации процесса психолого-педагогической помощи, важно обратить внимание на тех специалистов, которые осуществляют этот процесс. Каковы же компетенции работника, призванного оказывать реальную помощь молодежи, молодой семье и членам молодой семьи в России? Необходимо остановиться на психолого-педагогических компетенциях специалиста, работающего с молодой семьей. Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного несовершеннолетнего ребенка.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления, интен-

сивного развития и характеризуется нестабильностью отношений. Основные две задачи молодой семьи - это организация комфортного межличностного взаимодействия членов и интеграция семьи в общество в качестве самостоятельного социального объекта. Оказание действенной психолого-пе-дагогической помощи в решении этих задач позволит удовлетворить объективную потребность общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией.

Ретроспективный анализ нашей многолетней практической работы, опыт организации психо-лого-педагогической поддержки молодых семей показывает, что для каждой молодой семьи характерны особые структура отношений, уклад и образ жизни. Молодая семья развивается, на каждом из этапов развития стоят свои задачи, с которыми члены семьи должны справиться. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда молодые супруги в силу различных причин не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

Для того чтобы определить компетенции специалистов, призванных оказать социально-педагогическую или психологическую помощь молодой семье, необходимо сформулировать проблемы молодой семьи, которые можно решить психолого-педагогическими средствами.

Подавляющее большинство молодых семей в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить следующие задачи:

- преодоление стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.