Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черменев Д.А., Бордачев А.Ю.

В статье рассматриваются особенности проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России. Авторами акцентируется внимание, что применение современных технологий в образовательном процессе способно частично разрешить возникающие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черменев Д.А., Бордачев А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN TACTICAL AND SPECIAL TRAINING WITH CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONSOF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the issues of the speci cs of conducting practical training in tactical and special training with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors emphasize that the use of modern technologies in the educational process can partially solve the problems that arise.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 355.551 DOI 10.51980/2686-939X_2022_1_126

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN TACTICAL AND SPECIAL TRAINING WITH CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Черменев Денис Александрович,

начальник кафедры тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук

denisc@mail.ru

Бордачев Александр Юрьевич,

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

fff30101970@yandex.ru

Ключевые слова:

сотрудник правоохранительных органов, тактико-специальная подготовка, формирование практических навыков, практические занятия.

В статье рассматриваются особенности проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России. Авторами акцентируется внимание, что применение современных технологий в образовательном процессе способно частично разрешить возникающие проблемы.

Keywords:

law enforcement officer, tactical and special training, formation of practical skills, practical exercises.

The article discusses the issues of the specifics of conducting practical training in tactical and special training with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors emphasize that the use of modern technologies in the educational process can partially solve the problems that arise.

Служба в органах внутренних дел зачастую проходит в экстремальных и опасных для жизни условиях. Безусловно, это подразумевает, что сотрудники правоохранительных подразделений должны иметь соответствующий уровень физической подготовки и уметь обращаться с огнестрельным оружием. Однако этого недостаточно для реализации возложенных на них задач. При этом навыков точной стрельбы или знания приемов самообороны будет недостаточно без комплексного обучения тактическим действиям в различных условиях оперативной обстановки, в том числе боевой. Таким образом, неотъемлемой частью общей подготовки любого сотрудника органов внутренних дел является тактико-специальная подготовка, поскольку именно она предполагает моделирование тех или иных ситуаций, возникающих в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

Как отмечает О.Д. Войлошников, к числу задач тактико-специальной подготовки относят:

1) обучение сотрудников планированию и проведению специальных операций;

2) выработка и совершенствование управленческих навыков руководителей подразделений;

3) формирование у сотрудников морально-психологических и физических качеств, необходимых для выполнения возложенных на них задач;

4) отработка согласованных действий между подразделениями правоохранительных органов в условиях сложной оперативной обстановки [1].

Очевидно, что одних лишь теоретических занятий будет явно недостаточно для решения перечисленных выше задач. Практические навыки, позволяющие эффективно действовать в особых условиях, могут вырабатываться только на практически активных занятиях [4].

Однако анализ рабочих программ по тактико-специальной подготовки показывает, что практике по данной дисциплине отведено не так много часов. Например, в Дагестанском государственном университете из 302 часов, выделяемых на изучение дисциплины, практические занятия составляют лишь 94

часа (31%)1 [5]. За это время курсантов планируют обучить ведению переговоров с преступниками, пресечению массовых беспорядков и организации помощи населению в условиях ЧС. Для сравнения, в США один только курс по специальной подготовке поведению переговоров в кризисных ситуациях занимает 120 часов. Причем данный курс охватывает лишь общие направления и не включает переговоры в школах, исправительных учреждениях и т.д.

В Челябинском государственном университете, например, тактико-специальной подготовке обучающихся по профилю «Правоохранительная деятельность» отводится всего 108 часов, из них 36 - практические занятия, представляющие собой обсуждение теоретических вопросов, и самостоятельные работы, т.е. речь, идет об обычных семинарских занятиях.

Примечательно, что в списке планируемых результатов обучения по такой программе есть компетенции, направленные на приобретение навыков применения использования табельного оружия специальных средств, умение выполнять работы в условиях чрезвычайного положения. Как этому можно эффективно обучиться за 36 часов семинарских занятий - остается неясным.

Таким образом, одним из острых вопросов, связанных с организацией занятий по тактико-специальной подготовке, является попытка охватить в рамках специальной дисциплины огромный блок практических тем. Это может привести к тому, что по окончании обучения курсанты не в полной мере могут обладать познаниями в изучаемых темах. Таким образом, представляется целесообразным изменение рабочих программ, чтобы, во-первых, увеличить число практических занятий, а во-вторых, сократить количество компетенции в пользу углубленного изучения отдельных тем.

Возвращаясь к организации практических занятий, отметим, что к их числу можно отнести:

- упражнения;

- анализ конкретной ситуации;

- метод моделируемых ситуаций, куда относят, в том числе учения [2].

Последний вид занятий позволяет совершенствовать навыки и умения в

условиях, максимально приближенных к реальным, при этом его организация требует больше всего усилий.

Организация такого практического занятия включает в себя следующие этапы.

1 Рабочая программа учебной дисциплины МДК. 01.01 Тактико-специальная подготовка по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования. URL: https://docplayer.com/120112023-Rabochaya-programma-uchebnoy-discipliny-mdk-taktiko-specialnaya-podgotovka.html (дата обращения: 30.03.2022).

1. Подготовительный. Определяется цель занятия, выясняется время на отработку каждого вопроса. Курсанты повторяют теоретические положения, необходимые для успешного выполнения задания.

2. Рабочий этап. Реализуются задачи согласно плану практического занятия. Здесь преподаватель может усложнять ситуацию, имитировать изменение оперативной обстановки и т.д. [3].

3. Заключительный. Анализируется эффективность действий обучающихся, происходит разбор ошибок [4, с. 45].

Однако, вне всякого сомнения, без предварительной проработки навыков путем выполнения отдельных упражнений эффективность такого метода будет низкой. Таким образом, метод моделируемых ситуаций целесообразно использовать только после того, как курсанты получили хотя бы общие представления о том, как действовать в тех или иных ситуациях.

Как было отмечено выше, организация практических занятий требует дополнительного времени, поскольку тех часов, что предусмотрены рабочими программами, явно недостаточно для освоения заявленных компетенций. Помимо этого необходимо пространство и тактические полигоны для проведения соответствующих тренировок.

Как правило, учения либо командные игры происходят на полигонах либо в учебных классах образовательных учреждений системы МВД. Однако очевидно, не все практические занятия можно провести в рамках одного полигона. Например, отработка организации эвакуации населения или действия подразделения ОВД в условиях ЧС.

Развитие же современных технологий позволяет решить указанные выше проблемы. Во-первых, напомним, что еще в 2003 г. исследования показали, что шутеры от первого лица улучшают навыки визуального восприятия. Применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел способность быстро идентифицировать объект означает умение быстро заметить вооруженного преступника. Кроме того, в настоящее время разрабатываются игровые технологии виртуальной реальности для обучения сотрудников полиции навыкам принятия решения в тех или иных условиях. В модуле УИ предусмотрены включающие густонаселенные районы, шумные места, плохое освещение и т.д. Сами сценарии включают в себя стандартную остановку транспортного средства, домашнее насилие, стрелка-одиночку.

Шутеры подразделяются на сцены и контрольные точки. Каждая сцена представляет собой небольшую часть сюжета и включает несколько контрольных точек, в том числе точки ответвления, где решения пользователя приводят к альтернативным результатам.

Таким образом, использование современных технологий виртуальной реальности позволит проводить практические занятия более эффективно.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что основной проблемой организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами образовательных организаций системы МВД России является недостаточное количество учебных часов и невозможность организовать занятие в условиях ограниченных ресурсов. Современные технологии частично позволяют решить эти проблемы.

Библиографический список

1. Войлошников, О.Д. Особенности организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке со слушателями первоначальной подготовки сотрудников специальных подразделений / О.Д. Войлошников // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 2731-2735.

2. Демидов, Ю.Н. Подготовка и проведение учебных занятий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России : учебно-методическое пособие / Ю.Н. Демидов, Ю.П. Груненков, И.В. Ратова. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2015.

3. Исайченко, Д.В. Ситуационное моделирование при организации тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел / Д.В. Исайченко // Вестник КРУ МВД России. - 2020. - № 2(48). - С. 121-124.

4. Организация профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел : учебное пособие / А.Р. Косиковский [и др.]. -М. : Академия управления МВД России, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.