Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / МВД / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СТРЕСС / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАКТИЧЕСКИЙ ПОЛИГОН / CADET / STUDENT / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / SPECIAL TACTICAL TRAINING / EXTREME SITUATION / STRESS / CONTEXTUAL TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATION / TACTICAL TRAINING GROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавриченко Руслан Константинович, Хенцинский Евгений Александрович, Жамборов Анзор Анатольевич

В статье рассмотрены и обоснованы формы организации учебного процесса, наиболее подходящие для получения знаний, умений и навыков в рамках тактико-специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Предлагается применение концепции контекстного обучения в образовательном процессе в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка». Указываются положительные стороны внедрения рассмотренной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавриченко Руслан Константинович, Хенцинский Евгений Александрович, Жамборов Анзор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE THEORY OF CONTEXT TRAINING IN PRACTICAL LESSONS ON TACTICAL-SPECIAL AND FIRE TRAINING

The article considers and substantiates the forms of organization of the educational process that are most suitable for obtaining knowledge, skills and abilities within the framework of tactical and special training by cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The application of the concept of contextual education in the educational process in the framework of the discipline "Tactical and special training". The positive aspects of the implementation of the considered concept are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

Педагогика

УДК 355.42:351.74

кандидат педагогических наук Лавриченко Руслан Константинович

Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Хенцинский Евгений Александрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены и обоснованы формы организации учебного процесса, наиболее подходящие для получения знаний, умений и навыков в рамках тактико-специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Предлагается применение концепции контекстного обучения в образовательном процессе в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка». Указываются положительные стороны внедрения рассмотренной концепции.

Ключевые слова: курсант, слушатель, МВД, тактико-специальная подготовка, экстремальная ситуация, стресс, контекстное обучение, образовательная организация, тактический полигон.

Annоtation. The article considers and substantiates the forms of organization of the educational process that are most suitable for obtaining knowledge, skills and abilities within the framework of tactical and special training by cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The application of the concept of contextual education in the educational process in the framework of the discipline "Tactical and special training". The positive aspects of the implementation of the considered concept are indicated.

Keywords: cadet, student, Ministry of Internal Affairs, special tactical training, extreme situation, stress, contextual training, educational organization, tactical training ground.

Введение. Важность работы полицейского в современном мире переоценить довольно сложно. Профессия полицейский - это одна из наиболее сложных, ответственных и опасных профессий в мире наряду с профессией военнослужащего. В его функции входит ряд важных для государства, общества и гражданина в целом обязанностей таких, как:

- охрана общественного порядка.

- обеспечение законности во время проведения массовых мероприятий.

- защита прав и свобод граждан, их жизни, здоровья и имущества от противоправных посягательств.

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений и т.д.

В настоящее время реалии правоохранительной деятельности наглядно демонстрируют нам тенденцию к возрастанию криминальной активности в обществе, количественные показатели преступности, в частности увеличение доли тяжких преступлений с использованием огнестрельного и холодного оружия [2], а также активность различных групп в области терроризма и экстремизма, требуют от сотрудника полиции высокой профессиональной и служебной подготовки, теоретических знаний соответствующего уровня, уверенное владение навыками и умениями по обращению со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Обеспечение охраны общественного порядка и соблюдения законности полицейские осуществляют как в обычной повседневной работе, так и в военное время, при возникновении аварий природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения.

Данные условия обстановки требуют от сотрудников правоохранительных органов отличной служебной подготовки.

За время обучения курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях формируются соответствующие знания, осуществляется практическая подготовка сотрудника полиции с моделированием различных ситуаций оперативно-служебной деятельности, проводится практическая работа по выполнению нормативов, отработке учебных вопросов связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и практически отрабатываются вопросы организации и действий сотрудников полиции по пресечению массовых беспорядков, отрабатываются вопросы организации и проведения специальных операций, действий в условиях режима чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, закладываются основы действий в условиях режима чрезвычайного положения, военного времени и т.д. [3].

Изложение основного материала статьи. Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» включена в программу обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Благодаря подготовке в рамках указанной дисциплины формируются базовые умения и навыки, необходимые сотрудникам правоохранительных органов при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Тактико-специальная подготовка осуществляется на протяжении всего периода службы сотрудника органов внутренних дел, начиная с курсантской скамьи и заканчивая службой на должностях руководящего звена органов внутренних дел.

На практических занятиях и тактических учениях обучаемые имеют возможность приобрести необходимые в профессиональной деятельности полицейского навыки и умения, которые станут основой дальнейшего профессионального роста сотрудника правоохранительных органов.

Задача современного высшего образования заключается в формировании специалиста, владеющего высоким уровнем теоретических знаний и уверенными практическими навыками в профессиональной сфере [5].

Для получения и твердого закрепления необходимых навыков и умений задача преподавателя состоит в том, чтобы на практических занятиях погрузить курсантов и слушателей в условия будущей практической деятельности, связанные в том числе с риском и чрезвычайными условиями, организовать моделирование различных экстремальных ситуаций, которые могут возникать в процессе осуществления сотрудником

полиции своих служебных обязанностей на протяжении всего периода прохождения службы в органах внутренних дел.

Для погружения обучающегося в квазипрофессиональную деятельность целесообразно внедрение концепции контекстного обучения.

Концепция контекстного обучения, разработанная А.А. Вербицким в 1991 году, опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта.

В рассматриваемой концепции получают воплощение следующие принципы:

- активности личности.

- проблемности.

- единства обучения и воспитания.

- последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов.

Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода обучаемых к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (научно-исследовательская работа курсантов и слушателей, практики, стажировки) [11.

«Контекстное обучение - это концептуальная основа для интеграции различных видов деятельности студентов (учебной, научной, практической)» [11. Таким образом, с учетом применения системно-деятельностного подхода, концепция обучения в контексте является наиболее рациональной для создания условий полноценной подготовки специалиста [51.

Подготовка будущих полицейских с применением технологий обучения путем создания проблемных ситуаций заключается в организации учебного процесса так, чтобы овладение профессиональными знаниями осуществлялись при условии практического действия студента.

Важным условием осуществления применения технологии ситуативного обучения является организация процесса обучения таким образом, чтобы оно носило больше не академический характер, а максимально приближалось к особенностям их профессиональной деятельности.

Сущность моделируемой ситуации должна непременно отражать проблемный характер. Ведь любая профессиональная деятельность невозможна без вероятности возникновения проблемных ситуаций.

Система контекстного обучения путем моделирования профессиональных ситуаций способствует трансформации содержания образования в конкретные практические навыки формирования способности адаптироваться к изменяемым условиям и находить нестандартные оптимальные решения в условиях конкретной проблемной ситуации [5, 6].

Занятия по тактико-специальной подготовке проводятся в различных условиях:

- городских.

- в лесной местности.

- на пересеченной местности.

- на полигонах для отработки навыков оперативно-служебной деятельности.

- тактических полигонах.

- полосе препятствий с использованием элементов спортивного городка и криминалистического полигона.

- спортивных залах.

- с выездами в практические подразделения органов внутренних дел и т.д.

Необходимо моделировать условия, которые могут сложиться как в повседневной деятельности сотрудника полиции, так и в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств.

В зависимости от дифференциации категорий курсантов и слушателей по направлению учебной подготовки, а также в зависимости от поставленных целей, задач и ряда других факторов, могут использоваться различные методы обучения. Традиционно, для приобретения необходимых знаний, умений и навыков, применяются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельное изучение учебного материала.

Тем не менее одной из приоритетных форм организации приобретения необходимых компетенций остаются практические занятия и тактические учения.

Говоря об актуальных аспектах совершенствования тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России, особое место необходимо отвести проведению комплексных тактических учений, во время проведения которых необходимо моделировать наиболее часто встречающиеся в практической деятельности различные ситуации, изучать и отрабатывать навыки по личной безопасности сотрудника, результатом которых и служат правильное привитие умений и навыков у курсантов и слушателей.

В ходе проведения практических и выездных занятий, а также тактических учений изучаются базовые для дисциплины положения:

- по уяснению поставленной задачи.

- определению мероприятий, которые сотрудник должен выполнить немедленно.

- правильной оценке оперативной обстановки и выводов из ее оценки.

- производстве тактических расчетов и расчетов времени.

- постановке задач подчиненным.

- организации взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения.

- чтению топографических карт.

- ориентирование на местности.

- составление служебных графических документов.

- применение специальных средств.

- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Важность практических занятий и тактических учений переоценить сложно, не смотря на, казалось бы, узкую направленность правоохранительной деятельности каждого сотрудника полиции. Каждому сотруднику необходимы все вышеперечисленные умения и навыки, которые обучаемый несомненно в той или иной степени применит при осуществлении своей будущей профессиональной деятельности, в том числе и в особых условиях, связанных с обусловленностью прохождения службы и направлению специальности

обучающегося.

Реалии настоящего времени таковы, что к дисциплине необходимо предъявлять повышенные требования, соответствующие современному уровню решаемых учебных задач. Профессорско-преподавательскому составу необходимо посредством методических материалов, практических навыков и исходя из приобретенного в процессе службы на различных должностях личного опыта подходить индивидуально к каждому обучающемуся, должным образом мотивируя на выполнение поставленных учебных задач.

Кавецкий Д.Б. утверждает: "только моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности на пересеченной местности в различных погодных условиях с использованием специальных средств дает возможность устранить имеющиеся пробелы в подготовке" [4].

При проведении занятий за пределами образовательной организации, преподаватель должен планировать заранее маршрут движения к месту проведения, проводить с курсантами и слушателями инструктажи по мерам безопасности во время осуществления таких мероприятий. Не рекомендуется проводить практические занятия в лесном массиве, на пересеченной и горной местности одним преподавателем, так как это значительно ослабляет контроль за соблюдением мер безопасности обучающимися, сохранности специальных средств и другого необходимого имущества. Такие практические занятия необходимо проводить с привлечением как минимум двух преподавателей, руководства кафедры, привлекать сотрудников из практических подразделений, имеющих большой стаж работы и личный опыт в различных условиях обстановки [7].

Стоит отметить, что современное профессиональное обучение характеризуется стремлением к инновациям, повышению профессионального уровня, внедрению новых современных образовательных технологий, развитию всестороннего обеспечения учебного процесса усовершенствованию действующих и созданию новых методик и практик.

К сожалению, на сегодняшнем этапе в тактической подготовке сотрудников правоохранительных органов есть ряд пробелов.

Выводы. Внедрение контекстного обучения позволит готовить курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в условиях максимально приближенных к реальному выполнению поставленных задач и осуществлению своей профессиональной деятельности и решит ряд важных задач таких, как:

- получение необходимых компетенций, для осуществления своей деятельности в сложных условиях.

- позволит привить профессиональные качества необходимые для грамотных и умелых действий в обстановке, связанной с риском для жизни сотрудника полиции и граждан, экстремальных ситуациях.

- привьет умения по обеспечению личной безопасности.

- будет способствовать формированию индивидуальной психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости сотрудника полиции [8].

Внедрение рассмотренной концепции обучения, позволит моделировать различные тактические ситуации, которые могут возникнуть в деятельности полицейского, создавать условия для отработки до «автоматизма» навыков по применению средств активной обороны, индивидуальной бронезащиты, средств обеспечения специальных операций, индивидуальной защиты кожи и органов дыхания, умелым действиям по организации и проведению специальных операций различного характера.

Литература:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. В 2019 году число преступлений в России выросло на 2% // URL:https://tass.ru/obschestvo/7056912 (дата обращения: 18.05.2020).

3. Панасик Н.В. Комплексные тактико-специальные учения как составная часть практической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации // Восточно-Сибирский институт МВД России. - XVII Международная научно-практическая конференция "Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств" 10-11 июня 2015 г. - Иркутск. - 2015. С. 283-285.

4. Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие // Курск. - 2014. - С. 10-96.

5. Светличный Е.Г. Концепция контекстного обучения как теоретическая основа подготовки специалиста в области юриспруденции // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2016. - Выпуск 50 (2). - С. 127-132.

6. Светличный Е.Г. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной культуры будущих юристов в системе их вузовской подготовки // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). - Томск. - 2016. - Выпуск 8 (173). С. 44-47.

7. Сысоев А.А. Практические аспекты тактико-специальной подготовки // Материалы семнадцатой всероссийской научно-методической конференции. 1 марта 2012 г. - Иркутск. - 2012. - С. 297-299.

8. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.