Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
подростки / программа / физическое развитие / дополнительное образование / teenagers / program / physical development / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова И.А.

В статье проанализированы особенности физического развития подростков Рассмотрены составляющие программ физического развития подростков. Выделены этапы составления программ физического развития подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT PROGRAMS FOR ADOLESCENTS IN INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

The article analyzes the features of physical development of adolescents and considers the components of physical development programs for adolescents. The stages of drawing up programs for the physical development of adolescents are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.87

Семенова И.А.

тренер-преподаватель МБУДО «ДЮСШ по лыжным гонкам» (г. Котовск, Тамбовская обл., Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье проанализированы особенности физического развития подростков Рассмотрены составляющие программ физического развития подростков. Выделены этапы составления программ физического развития подростков.

Ключевые слова: подростки, программа, физическое развитие, дополнительное образование.

Актуальность проблемы организации программ физического развития подростков, как составной части проблемы введения здорового образа жизни, с каждым годом усиливается. Это связано с тем, что сегодняшнее состояние здоровья и образ жизни детей и подростков России не отвечает установленным требованиям современного общества и потребностям его социально-экономического развития.

Формирование здорового стиля жизни подростка рассматривается как процесс присвоения ему общественного опыта, представленного в виде знаний, навыков и умений, способов действия, в нормах взаимоотношений, эстетических суждений и вкусов, а также в форме предметов материальной и духовной культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов).

Программы физического развития подростков применяются не только в общеобразовательных учреждениях, но также активно используются в учреждениях дополнительного образования детей.

Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает: добровольность в выборе деятельности, содержания и форм организации, свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей, многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содержанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, переходить к другим занятиям, общаться с разными людьми), отсутствие обязательного контроля и оценок, опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками, опыт содружества поколений. В системе дополнительного образования детей меняется подход к развитию способностей воспитанников. Один из авторов концепции дополнительного образования В.А. Горский отмечает, что дополнительное образование является гуманистическим, личностно-ориентированным и практико-деятельным, т.к. именно оно построено на реальной свободе выбора, имеет истинно творческий и деятельный характер, предоставляет широкие возможности для самореализации подростков [2, с.32].

В своих исследования В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева отмечают, что приоритетной задачей массового физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья подростка с использованием следующих организационно-методических положений:

-обязательное соответствие акцентов тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка для полноценного использования феномена сенситивности, обеспечивающего природосообразность педагогических обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов занятий физическими упражнениями, -своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка и подростка, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и

позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающего условия для бытового, производственного и спортивного травматизма,

-своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды,

-овладение детьми и подростками методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также для грамотного выбора режимов двигательной активности в старшем и пожилом возрасте,

-овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и для обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте[1].

Целью физического воспитания является укрепление и сохранение здоровья, и обеспечение оптимального развития детей и подростков.

Для эффективной организации программ физического развития подростков в учреждении дополнительного образования как технологии менеджмента социальной работы необходимо правильно подобрать алгоритм деятельности.

Для успешного решения социальных проблем подростков необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути, и способы их решения.

Основа технологического процесса - алгоритм (точное предписание последовательностей операции, который преобразует объект социальной работы и переводит его в искомое состояние).

И.В. Пантюк считает, что алгоритм представляет собой программу решения задач, точно предписывающую, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными[4, с.32].

По мнению Т.С. Абраниной существуют следующие виды алгоритмов:

1) Линейный алгоритм - форма организации алгоритма, при которой каждое действие идет одно за другим, не зависимо от условий.

2) Ветвление - форма организации алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия выполняется одна или другая последовательность действий [3, с.41].

Исходя из определений, можно сказать, что алгоритм технологии физического воспитания подростков - это процесс, включающий в себя последовательность операций (действий) по физическому развитию подростков.

При разработке алгоритма технологии физического воспитания подростков необходимо учитывать следующие моменты: определение социальной значимости проблемы, предварительный опрос целевой группы, ставящий целью определить ее заинтересованность и отношение к данной проблеме, планирование соответствующих мероприятий, мониторинг реализации программы,внесение коррекции в реализацию программы.

Алгоритм реализации программ физического развития подростков в учреждении дополнительного образования предполагает последовательную реализацию целевого, методического, процедурно - организационного и контрольно-аналитического этапов. Важным аспектом достижения эффективности в применении технологии является учет при разработке методов и методик возрастных особенностей подростков, социального окружения подростков, состояния нормативно-правовой базы, затрагивающей вопросы физической культуры детей и подростков.

Таким образом, особенности организации программ физического развития подростков состоит в приоритетной направленности содержания социально-педагогического процесса на освоение ими нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных,

коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры. В нашем исследовании мы рассматриваем программы физического развития подростков как один из аспектов технологии менеджмента социальной работы. Особенности организации программ физического развития подростков как технологии менеджмента социальной работы заключаются в применении методов социально-педагогической направленности, оздоровительной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающихся видом физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бальсевич В.К. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.Г. Комков, О.М. Шелков. Методич. пособие. - СПб.: НИИФК, 2006. - 72 с;

2. Бирюков С.В. Модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях страны / С.В. Бирюков // Материалы 4-й Всероссийской научно -практической конференции, г. Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г. - М., 2007. -С.24-29;

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. -СПб: Детство — Пресс, 2001. - 130 с;

4. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учеб. пособие / под ред. М.Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2012 - 184 с;

5. Николаев Ю.М. Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования / Ю.М. Николаев //

Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 96-102.

Semenova I.A.

Youth Ski School (Kotovsk, Tambov region, Russia)

FEATURES OF ORGANIZATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT PROGRAMS FOR ADOLESCENTS IN INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract: the article analyzes the features of physical development of adolescents and considers the components ofphysical development programs for adolescents. The stages of drawing up programs for the physical development of adolescents are highlighted.

Keywords: teenagers, program, physical development, additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.