Научная статья на тему 'Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с детьми по месту жительства (на примере Иркутска)'

Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с детьми по месту жительства (на примере Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / СПОРТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / PUPILS / DOMICILIARY SPORTS FACILITIES / MONITORING / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абрамович Д.В., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М.

На сегодняшний день в образовательном пространстве наблюдаются усложнение и интенсификация процесса обучения за счет использования ресурсов здоровья обучаемого и как следствие этого развитие нарушений в адаптационных и защитных механизмах их организма, усиливается проявление негативных тенденций в развитии и поведении учащихся и студентов. В то же время неблагоприятные экологические и климатогеографические характеристики Иркутской области оказывают негативное влияние не только на физическое развитие и физическую подготовленность молодого поколения, но и на их основные медико-демографические характеристики (рождаемость, смертность, заболеваемость и физическое здоровье). Рассматривается вопрос улучшения физкультурно-оздоровительной работы среди детей и подростков в Иркутске с использованием спортивных площадок по месту их жительства с целью повышения уровня физического здоровья подрастающего поколения. В эксперименте установлено, что этот контингент детского населения, дополнительно занимающийся во внеучебное время физической культурой, имеет лучше характеристики физического и моторного развития по сравнению с контрольной группой. Предлагаемая система занятий по физическому воспитанию детей и подростков на спортивных площадках по месту жительства не только в значительной мере влияет на характеристики физического развития и физической подготовленности этого контингента обследованных, но и отражается на состоянии здоровья и на качестве их жизни в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абрамович Д.В., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of domiciliary sports and physical training and recreation activities with children (the case of Irkutsk)

In recent decades there have been observed the negative trends in the health of children, adolescents and young adults in the country. There are both general (not related to school) and partly related to the problems of an educational institution reasons for poor health of modern schoolchildren and students and low efficiency of their physical training. Today complication and intensification of the learning process at the cost of health resources of trainees are observed in the educational space and as a consequence the development of maladaptation and weakening of nocifensors, negative tendencies in the development and behavior of pupils and students become more pronounced. At the same time adverse environmental and climatogeographic characteristics of the Irkutsk region have a negative impact not only on physical development and physical fitness of the young generation, but also on their basic medical and demographic characteristics (fertility, mortality, morbidity and physical health). The authors address the issue of enhancing physical training and recreation activities with children and teenagers in Irkutsk using domiciliary sports grounds in order to improve the physical health of the younger generation. It has been established in the experiment, that this contingent of the child population engaged in additional extra-curricular physical training sessions has better characteristics of physical and motor development compared with the control group. The proposed system of physical education classes for children and adolescents at domiciliary sports grounds not only has a significant impact on the characteristics of physical development and physical fitness of the subjects surveyed, but also affects their health and quality of life in general.

Текст научной работы на тему «Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с детьми по месту жительства (на примере Иркутска)»

организация физкультурно-спортивнои и оздоровительной работы с детьми по месту жительства (на примере иркутска)

УДК/UDC 796.075

Информация для связи с автором: lebedinskiy@istu.edu

Поступила в редакцию 26.06.2014 г.

Аспирант Д.В. Абрамович1

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1

Доктор медицинских наук, профессор М.М. Колокольцев1

1 Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

ORGANIZATION OF DOMICILIARY SPORTS AND PHYSICAL TRAINING AND RECREATION ACTIVITIES WITH CHILDREN (THE CASE OF IRKUTSK)

Postgraduate student D.V. Abramovich1 Dr.Med., professor V.Yu. Lebedinskiy1 Dr.Med., professor M.M. Kolokol'tsev1

1 National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk

Аннотация

На сегодняшний день в образовательном пространстве наблюдаются усложнение и интенсификация процесса обучения за счет использования ресурсов здоровья обучаемого и как следствие этого - развитие нарушений в адаптационных и защитных механизмах их организма, усиливается проявление негативных тенденций в развитии и поведении учащихся и студентов.

В то же время неблагоприятные экологические и климатогеографические характеристики Иркутской области оказывают негативное влияние не только на физическое развитие и физическую подготовленность молодого поколения, но и на их основные медико-демографические характеристики (рождаемость, смертность, заболеваемость и физическое здоровье). Рассматривается вопрос улучшения физкультурно-оздоровительной работы среди детей и подростков в Иркутске с использованием спортивных площадок по месту их жительства с целью повышения уровня физического здоровья подрастающего поколения. В эксперименте установлено, что этот контингент детского населения, дополнительно занимающийся во внеучеб-ное время физической культурой, имеет лучше характеристики физического и моторного развития по сравнению с контрольной группой. Предлагаемая система занятий по физическому воспитанию детей и подростков на спортивных площадках по месту жительства не только в значительной мере влияет на характеристики физического развития и физической подготовленности этого контингента обследованных, но и отражается на состоянии здоровья и на качестве их жизни в целом.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, спортивные площадки по месту жительства, мониторинг, физическое развитие, физическая подготовленность.

Annotation

In recent decades there have been observed the negative trends in the health of children, adolescents and young adults in the country. There are both general (not related to school) and partly related to the problems of an educational institution reasons for poor health of modern schoolchildren and students and low efficiency of their physical training.

Today complication and intensification of the learning process at the cost of health resources of trainees are observed in the educational space and as a consequence - the development of maladaptation and weakening of nocifensors, negative tendencies in the development and behavior of pupils and students become more pronounced.

At the same time adverse environmental and climatogeographic characteristics of the Irkutsk region have a negative impact not only on physical development and physical fitness of the young generation, but also on their basic medical and demographic characteristics (fertility, mortality, morbidity and physical health). The authors address the issue of enhancing physical training and recreation activities with children and teenagers in Irkutsk using domiciliary sports grounds in order to improve the physical health of the younger generation. It has been established in the experiment, that this contingent of the child population engaged in additional extra-curricular physical training sessions has better characteristics of physical and motor development compared with the control group. The proposed system of physical education classes for children and adolescents at domiciliary sports grounds not only has a significant impact on the characteristics of physical development and physical fitness of the subjects surveyed, but also affects their health and quality of life in general.

Keywords: physical education, pupils, domiciliary sports facilities, monitoring, physical development, physical fitness.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Введение. В последние десятилетия в стране продолжают сохраняться негативные тенденции в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи [2, 5, 7, 10]. Среди причин уровня снижения здоровья современных школьников, студентов и эффективности их физического воспитания выделяют как общие (внешкольные), так и частично имеющие непо-

средственное отношение к проблемам образовательного учреждения.

В то же время неблагоприятные экологические и климатогеографические характеристики Иркутской области оказывают негативное влияние не только на физическое развитие и физическую подготовленность молодого поколения, но и на их основные медико-демографические

характеристики (рождаемость, смертность, заболеваемость и физическое здоровье). При этом их значения у населения Восточной Сибири на порядок ниже, чем у жителей Центрально-Европейской части России. Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие [6]. Его двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности и расширяющими функциональные резервы организма. Активная двигательная деятельность сдерживает возрастные инволюционные процессы, способствует удлинению активной творческой жизни и долголетия [3]. При этом приоритетными называются такие понятия, как здоровый, активный, спортивный образ жизни, здоровье нации, демография - которая также во многом связана с физическим здоровьем молодежи. Важнейшей составляющей здорового образа жизни (ЗОЖ), особенно в период его формирования и развития, является достаточная физическая активность человека.

Однако уровень развития физической культуры и спорта в России не соответствует положительным социально-экономическим преобразованиям в РФ. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Происходящие в стране социально-экономические реформы и как их следствие значительное снижение жизненного уровня населения не могли не отразиться на социальном статусе физической культуры и спорта. Особенно негативное влияние данные процессы оказали на такой сегмент физической культуры, как самостоятельные занятия населения и их занятия физическими упражнениями по месту жительства.

Этому процессу в немалой степени способствовало уменьшение числа простейших спортсооружений, количества штатных физкультурных работников, повышение цен на спортинвентарь и оборудование. Такие же негативные изменения претерпело и общее финансирование сферы физической культуры в Российской Федерации. Если в 1990 г. на каждого жителя СССР по статье бюджета «Физическая культура и спорт» приходилось 11 рублей в год, то в 1998 г., по экспертным оценкам, этот показатель равен 7 рублям. С учетом изменения цен (примерно в 20-22 раза) это в 30 раз меньше, чем в 1990 г. [1]. Вместе взятые указанные факторы привели к тому, что если в 1977 г. всеми формами физических упражнений занималось около 45 % трудоспособного населения страны [4], то к 2008 г. этот показатель снизился до 15,9 %% [9]. Так, в настоящее время 85 %% граждан, в том числе 65 %% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом [9]. В связи с этим актуализировались проблемы в организации занятий физической культурой и спортом, в том числе и по месту жительства населения [8].

Для изменения этой ситуации (с целью повышения физического здоровья и физической подготовленности детей, подростков и молодежи) на основании Постановления мэра г. Иркутска от 20.04.2004 года № 031-06-637/4 было создано муниципальное учреждение - «Городской спортивно-методический центр».

В настоящее время на 20 спортивных площадках по месту жительства в 4 муниципальных округах Иркутска физической культурой во внеучебное время занимаются 1683 ребенка: в возрасте 7-10 лет - 425 детей,

11-13 лет - 684 девочки и мальчика, 14-17 лет - 574 подростка. Среднее количество дней в неделю их занятий с инструктором составляет 4,05. Количество девочек и девушек (в среднем по городу), регулярно посещающих площадку по месту жительства, составляет 21,05, а мальчиков и юношей - 38,1. Основная специализация физкультурно-оздоровительной работы на каждой площадке по месту жительства - занятия по ОФП, а летом дополнительно мини-футболом, игровыми видами спорта, зимой - мини-хоккеем. В городе на базе этих спортивных площадок проводится более 300 мероприятий и соревнований как локального, так и общегородского (кубок мэра г. Иркутска по мини-футболу, по мини-хоккею, кубок думы г. Иркутска по стритболу) характера для различных возрастных групп как мальчиков, так и девочек.

В 2013/2014 учебном году в рамках возрождения в России, и в Иркутской области в частности, общенародного движения по сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (распоряжение Правительства Иркутской области от 30 мая 2013 года № 224-рп) на базе спортивных площадок по месту жительства инструкторами-методистами была не только рекламирована необходимость проведения этого мероприятия, но и организована физическая подготовка детей к сдаче норм комплекса ГТО.

Цель исследования - обосновать целесообразность организации системы дополнительных занятий по физическому воспитанию детей и подростков по месту жительства в Иркутске.

Методика и организация исследования. Для оценки степени влияния дополнительных занятий по физическому воспитанию детей и подростков по месту жительства на их физическое здоровье был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 2 группы обследуемых в возрасте 11-17 лет: 1-я группа (352 человека) была представлена детьми, которые посещали только учебные занятия по физическому воспитанию в школе, во 2-й группе (376 человек) они дополнительно занимались и во вне-учебное время на спортивных площадках, расположенных по месту жительства. В динамике эксперимента в соответствии с порядком проведения мониторинга, принятого Правительством РФ в постановлении № 916 от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи», использовались как рекомендованные показатели их физического развития (рост, вес, ЖЕЛ, ОГК, динамометрия, ЧСС, пробы Генча и Штанге), так и физической подготовленности (челночный бег, подтягивание, вис, прыжок в длину, наклон туловища, бег на 20 м с ходу, бег на 1000 м), которые выполнялись с учетом разработанных методических рекомендации [5]. Мониторинг их характеристик проводили 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май). Среднемесячный прирост значений изучаемых показателей рассчитывался путем деления его абсолютного значения (за собственно учебный год и каникулярное время) на 8 и 4 месяцев соответственно. Весь полученный материал обработан непараметрическими методами вариационной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных, полученных при мониторинге физического развития и физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп, позволил прийти к следующим заключениям:

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег http://www.teoriya.ru 63

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

товленности этого контингента обследованных, но и отражается на состоянии здоровья и на качестве их жизни в целом.

2,0% 0,0% -2,0°%

лет лет лет лет лет лет лет Группа 1 Группа 2

1,0%

0,5%

0,0%

11 12 13 14 15 16 17 лет лет лет лет лет лет лет

•Группа 1

Группа 2

Литература

1.

Рис. 1. Среднемесячный прирост результатов динамометрии левой кисти (девочки)

2,0%

1,5%

Рис. 2. Среднемесячный прирост результатов в тесте «прыжок в длину с места» (мальчики)

1. Характеристики физического развития детей и подростков 11-17 лет как в контроле, так и в экспериментальной группе изменяются однонаправленно (рис. 1), значительно улучшаясь в учебное время и ухудшаясь в каникулы:

а) параметры физического развития, которые в основном детерминированы генетическим фактором морфогенеза (рост, вес) не имеют достоверных различий между группами;

б) результаты физического развития школьников (динамометрия, ЖЕЛ, окружность грудной клетки) в ходе эксперимента на некоторых этапах наблюдения достоверно улучшаются по сравнению с контролем (р < 0,05).

2. При тестировании физических качеств, определяющих физическую подготовленность детей и подростков, отмечено, что в большинстве тестов результаты значительно (р < 0,05) лучше в экспериментальной группе (рис. 2) по сравнению с контролем, хотя они в этих группах также синхронно изменяются, улучшаясь в учебное время и ухудшаясь во время каникул. Однако их улучшение в наименьшей степени характерно для теста «Бег на 1000 м», характеризующего такое физическое качество, как выносливость, что, вероятно, является следствием малого тренирующего воздействия на её развитие в предлагаемой программе по физическому воспитанию школьников во внеучебное время на спортивных площадках по месту их жительства. Надо отметить, что лучшие результаты в экспериментальной группе по сравнению с контролем, вероятно, обусловлены и тем, что работа инструкторов-методистов на этих базах проводится практически круглогодично.

Вывод. Предлагаемая система занятий по физическому воспитанию детей и подростков на спортивных площадках по месту жительства в значительной мере не только влияет на характеристики физического развития и физической подго-

Аристова Л. В. Развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и материально-технической базы физической культуры / Л.В. Аристова // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 7. - С. 52-55.

Бальсевич В.К., Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Т.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физ. культуры - 2004. - № 12. - С. 10-13.

Дорохов Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа.

- М.:СпортАкадемПресс.-2002.-236 с.

Кузин В.В. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалистов / В.В. Кузин, М.Е. Кутепов // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 4.

- С. 58-60.

Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровье субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С.Маслова и др. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 268 с.

Лубышева Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 36-41.

Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография / Л.А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2007. - 168 с. Смирнов П.Г. Социально-управленческие аспекты деятельности физкультурно-досуговых комплексов по месту жительства: дис. ... канд. пед. наук / П.Г. Смирнов. - Омск, 2002.- 208 с. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Internet].URL http:// www.zakonprost.ru/content/base/part/631436 (дата обращения: 30.03.2014)

10. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья / Э.Г. Шпорин, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 6. - С. 213-218.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

References

1.

2.

3.

4.

Aristova, L.V. Razvitie seti fizkul'turno-sportivnykh sooruzheniy i material'no-tekhnicheskoy bazy fizicheskoy kul'tury (Development of a network of physical culture and sports facilities, material and technical base of physical culture) / L.V. Aristova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2000. - № 7. - P. 52-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bal'sevich, V.K. Nepreryvnoe fizkul'turnoe obrazovanie (Continuous physical culture education) / V.K. Bal'sevich, T.I. Popov, N.I. Sannikova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury - 2004. - № 12. - P. 10-13. Dorokhov, R.N. Sportivnaya morfologiya (Sport morphology) / R.N. Dorokhov, V.P. Guba. - Moscow: SportAkademPress.- 2002.-236 P. Kuzin, V.V. Sportivny menedzhment i praktika razvitiya sporta: vyvody i predlozheniya zarubezhnykh spetsialistov (Sports management and practice of development of sport: resume and suggestions of foreign experts) / V.V. Kuzin, M.E. Kutepov // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. -1996. - № 4. - P. 58-60.

Lebedinskiy, V.Yu. Monitoring zdorov'e sub'ektov obrazovatel'nykh protsessov v vuzakh. «Pasport zdorov'ya»: monografiya (Monitoring of health of subjects of university educational processes. "Health Passport": monograph) / V.Yu. Lebedinskiy, M.M. Kolokol'tsev, E.S. Maslova et al. - Irkutsk: pub. h-se of IrGTU, 2008. - 268 P. Lubysheva, L.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sportivnoy kul'tury lichnosti v obshcheobrazovatel'noy shkole (Pedagogical conditions of formation of personal sports culture in secondary school) / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2011. - № 5. - P. 36-41.

Semenov, L.A. Monitoring konditsionnoy fizicheskoy podgotovlennosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyakh: monografiya (Monitoring of conditional physical fitness in educational institutions: monograph) / L.A. Semenov. - Moscow: Sovetskiy sport, 2007. - 168 P. Smirnov, P.G. Sotsial'no-upravlencheskie aspekty deyatel'nosti fizkul'turno-dosugovykh kompleksov po mestu zhitel'stva: dis. ... kand. ped. nauk (Social and managerial aspects of operation of domiciliary sport and leisure facilities: Ph.D. thesis) / P.G. Smirnov. - Omsk, 2002.- 208 P.

Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (Development strategy of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2020) [Internet]. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/631436 (date of access: 30.03.2014) 10. Shporin, E.G. Monitoring fizicheskogo zdorov'ya studentov tekhnicheskogo vuza Pribaykal'ya (Monitoring of physical health of technical students of the Baikal region) / E.G. Shporin, M.M. Kolokol'tsev, V.Yu. Lebedinskiy // Vestnik IrGTU. - 2012. - № 6. - P. 213-218.

6.

7.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.