ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
THE USE OF TRAINING TECHNOLOGIES
FOR SPORTS AND MASS WORK WITH CHILDREN
AND TEENAGERS AT THE PLACE OF THEIR RESIDENCE
Д.В. Абрамович, А.И. Завьялов, D.V. Abramovich, A.I. Zavyalov,
Д.Г. Миндиашвили, В.Ю. Лебединский D.G. Mindiashvili, V.Yu. Lebedinsky
Спортивная площадка по месту жительства, спортивная секция, двигательная активность, динамика физического развития, мотивация, потребность, активный образ жизни.
В статье представлены результаты педагогического эксперимента по использованию инструкторами-методистами специализированного учреждения учебно-тренировочных технологий в работе с детьми и подростками на спортивных площадках по месту жительства на регулярной основе. Проведено сравнение результатов экспериментальной работы с результатами выполнения физических упражнений детьми и подростками, занимающимися в спортивных секциях общеобразовательных школ.
Sports ground at the place of residence, sports class, physical activity, dynamics of physical development, motivation, requirement, active lifestyle.
This article presents the results of a pedagogical experiment on the use of training techniques by advisers of a specialized institution while working with children and teenagers at sports grounds at the place of their residence on a regular basis. The authors compared the results of the experimental work with the results of physical exercises performed by children and teenagers attending sports classes in secondary schools.
Физическая культура и спорт как важный социальный элемент пронизывают все уровни современного социума, при этом оказывают широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Они влияют на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формируют моду, духовные ценности и образ жизни людей.
Федеральное законодательство в условиях сегодняшнего дня четко разделяет обязанности и полномочия, которые соответствующие органы в структуре исполнительной власти субъекта РФ и муниципального уровня исполняют и реализуют в части развития отрасли физической культуры и спорта. Федеральные законы № 131-ФВ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и № Э29-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте» закрепили основным полномочием
местного самоуправления обеспечение условий для развития физической культуры.
Поэтому поиск и научный анализ результатов, достигнутых в работе по месту жительства с подрастающим поколением, продолжает оставаться актуальной научной и практической проблемой для России в целом и для отдельных ее субъектов и муниципальных образований.
Актуальность развития физической культуры по месту жительства среди детей и подростков школьного возраста обусловлена тем, что не все могут и хотят заниматься каким-либо конкретным видом спорта в ДЮСШ в силу различных причин. Ряд авторов (В.К. Бальсевич, А.И. Завьялов, Л.И. Лубышева) рекомендуют использовать для совершенствования занятий по физической культуре в школе и по месту жительства технологии и опыт проведения их по типу учебно-тренировочных в спортивных школах.
Известно, что дети, которые занимаются по таким программам, значительно превосходят в развитии сверстников [Кудрявцев и др., 2013; Пономарев и др., 2015; Сидоров, 2005].
В статье приводятся данные педагогического эксперимента, в рамках которого было обследовано две группы детей и подростков 11-17 лет:
1 группа (контрольная, 352 человека) - дети и подростки посещали уроки физической культуры и одну из спортивных секций (настольный теннис, волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон), созданных на базе общеобразовательных учреждений, 3 раза в неделю по 2 часа. Их обследование и тестирование осуществлялись в реальных условиях учебного процесса при согласовании с департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска на уроках физической культуры в МБОУ СОШ № 14, 50 и МАОУ «Центр образования № 47»;
2 группа (экспериментальная, 376 человек) -школьники посещали уроки физической культуры и занимались на основе годовой программы подготовки по хоккею с мячом игровыми видами спорта, элементами легкой атлетики и общефизической подготовкой по месту жительства с той же интенсивностью (3 раза в неделю по 2 часа) с инструкторами-методистами МКУ «Городской спортивно-методический центр». Эта группа была сформирована посредством размещения информации в школах, находящихся в шаговой доступности от спортивных площадок, обозначенных для эксперимента по согласованию с МКУ «ГСМЦ» г. Иркутска.
Необходимо отметить, что обе группы на начальном этапе были однородны: обязательные программные занятия по физической культуре в общеобразовательных учреждениях выполнялись всеми участниками эксперимента в полном объеме, дополнительные занятия у контрольной и экспериментальной групп строились по разным методикам, но общий объем недельных занятий был на одном уровне - 6 часов.
Для проведения педагогического эксперимента были разработаны методические рекомендации, в соответствии с которыми инструк-
торами-методистами осуществлялись занятия на спортивных площадках по месту жительства с учащимися среднего и старшего школьного возраста экспериментальной группы. Для организации системной деятельности был разработан годичный план-схема цикла подготовки детей и подростков на спортивных площадках по месту жительства. В нем структурно выделены этапы в зависимости от базового вида спорта (хоккей с мячом) [Абрамович, 2016; Абрамович, Шпорин, 2016].
Занятия были построены по классической схеме - выделялись три функционально связанные составные части: подготовительная (разминка), основная, заключительная. В недельном плане работы особое внимание уделялось подвижным играм, игровым видам спорта, элементам легкой атлетики и эстафетам. Также были предусмотрены контрольные испытания занимающихся для получения объективной информации о влиянии проводимых занятий по месту жительства на уровень их физического здоровья, запланировано участие в трех открытых городских соревнованиях в течение года по хоккею, футболу и стритболу.
Пробы и тесты использовались в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и порядком его проведения. На каждом этапе в соответствии с методическими рекомендациями (В.Ю. Лебединский) осуществлялось измерение следующих параметров физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки, динамометрия мышц кисти, частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, проба Штанге, проба Генче. Также проводилось определение физической подготовленности по следующим тестам: челночный бег, вис на перекладине (девочки, девушки), подтягивание (мальчики, юноши), подъем туловища, прыжок в длину с места, наклон вперед сидя, бег 20 м с хода, бег 1 000 м [Завьялов и др., 2007; Лебединский, Койпышева, Рыбина, 2016].
С
аз
Щ
УЗ
I
С
03
С
в
к
Щ
и т н
о
Рн
о ^ О о и к с О
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
§
и
и
И V
К
ь
и
<с
И
и
н
и
ш
Работа на спортивных площадках была выстроена на основе классической программы ДЮСШ, ориентированной на подготовку по хоккею с мячом. Универсальность и доступность средств хоккея, широкий спектр физических упражнений и коллективно-групповых действий, многообразие технико-тактических элементов создают объективные предпосылки и благоприятные педагогические условия для успешного решения задач не только спортивно-физического, но и мотивационно-ценностного воспитания школьников.
Анализ динамики физического развития школьников и школьниц обеих групп позволил сделать выводы о том, что антропометрические показатели, являясь генетически более детерминированными, не подвержены серьезным изменениям в результате занятий физической культурой в спортивных секциях и на придомовой территории.
Дополнительные занятия детей и подростков физической культурой по месту жительства оказали большее положительное влияние на физическую подготовленность мальчиков и юношей, чем на сверстников. Это подтверждается данными эксперимента и позволяет сделать вывод, что они были более мотивированы на занятия по разработанной программе. Причиной мог послужить тот факт, что уклон в подготовке делался на хоккей с мячом.
Кроме того, по результатам анализа физической подготовленности мальчиков (юношей) можно сделать вывод, что в возрасте 11-13 лет различия между группами преимущественно не являются достоверными, а в 14-17 лет по значениям всех показателей лидируют юноши экспериментальной группы (рис. 1, 2), причем различия уже достоверны (р<0,05). Это подтверждает эффективность примененной экспериментальной методики.
л п ■к ■ ^ о в О В ■ > О в ■ w о в м ы п IV
11 лет] 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет) 17 лет)
■ контрольная группа (школьники) ч экспериментальная группа (школьники)
Рис. 1. Динамика изменений результатов в тесте «Бег на 1 ООО метров» (мин)
■ контрольная группа (школьники) \ экспериментальная группа (школьники)
Рис. 2. Динамика изменений результатов в тесте «Прыжок в длину с места» (см)
После проведения педагогического эксперимента у детей и подростков 11-17 лет (экспериментальная группа) произошли более значительные изменения в отношении к занятиям физической культурой по месту жительства, чем у их сверстников из контрольной группы: положительное отношение у них увеличилось с 62,6 % до 83,4 %, «бывает по-разному» - сократилось на 6,6 %, отрицательного отношения зафиксировано не было. В контрольной группе положительное отношение к таким занятиям увеличилось на 4,1 %,
доля ответов «бывает по-разному» возросла на 5,4 %, а отрицательное отношение сократилось до 13,6 %. При этом в разной степени было оказано положительное влияние на отношение детей и подростков обеих групп и к урокам физической культуры: доля положительного отношения (экспериментальная группа) к ним увеличились с 48,9 до 59,7 %, «бывает по-разному» сократилась на 4,8 %, отрицательное отношение снизилось до 20,7 %; а в контрольной группе доля положительных ответов выросла с 47,4 до 50,3 %, «бывает по-
разному» увеличилась на 2,4 %, отрицательное отношение к занятиям снизилось с 30,5 до 25,2 %.
Полученные данные позволили сделать вывод, что организованные занятия по месту жительства по разработанной программе способствовали более значительному положительному влиянию на мотивационное отношение детей и подростков среднего и старшего школьного возраста как к занятиям физической культурой на придомовых территориях, так и к урокам физической культуры в общеобразовательных школах, чем у их сверстников, занимающихся в школьных спортивных секциях. Также за время эксперимента средняя посещаемость занятий увеличилась с 73,5 до 85,9 %, при этом отсутствие «по иным причинам» сократилось с 21,9 до 1,2 %. Данные еще раз доказывают эффективность примененной методики и позволяют сделать вывод, что занимающиеся по экспериментальной программе удовлетворены качеством проводимых занятий и стремятся не пропускать их без уважительной причины.
Анкетирование, проведенное при плановом обследовании в мае 2014 года с целью получения информации об объеме самостоятельных недельных занятий физическими упражнениями, позволило получить следующие данные: школьников, самостоятельно занимающихся физической культурой от 2 до 3 часов в экспериментальной группе, больше в 3 раза (21 %), чем в контрольной (7 %), а от 3 до 4 часов в экспериментальной группе занимались 3 %, в то время как в контрольной группе такое количество времени в неделю никто не занимался.
Полученные анкетные данные о результатах посещения самостоятельных занятий показывают, что дети и подростки 11-17 лет, посещающие организованные занятия по месту жительства, более мотивированы на самостоятельные занятия физической культурой в свободное время, чем сверстники из контрольной группы, так как у них, вероятно, более четко сформировалась модель поведения на спортивных объектах общего доступа. Можно предположить, что навыки организованных занятий физической культурой по месту жительства с квалифициро-
ванным персоналом учреждения, приобретенные в ходе эксперимента, формируют у детей и подростков более сильное желание к индивидуальным занятиям физической культурой по месту жительства и закрепляют потребность в активном образе жизни и в последующем.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы,
1. Установлено, что проведение занятий по месту жительства с детьми и подростками с использованием технологий и опыта по типу учебно-тренировочных в спортивных школах (хоккей с мячом) позволяет существенно улучшить большинство их двигательных качеств.
2. Показано, что физкультурно-массовая работа с детьми и подростками на спортивных площадках по месту жительства не только увеличивает их двигательную активность, но и является приемлемой альтернативой спортивным секциям, организованным в общеобразовательных школах.
Библиографический список
1. Абрамович Д.В., Шпорин Э.Г. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность средних и старших школьников //Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 36-37.
2. Абрамович Д.В. Материально-техническая база как важнейший элемент в развитии физической культуры и массового спорта (на примере г. Иркутска) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 9-13.
3. Завьялов А.И., Лебединский В.Ю., Миндиаш-вили Д.Г., Шикота И.И. Совершенствование физического воспитания школьников: монография. Иркутск: Мегапринт, 2007. 180 с.
4. Кудрявцев М.Д. и др. Новые подходы к построению развивающего обучения школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов, К.К. Марков, О.В. Кадач // Вестник КГГ1У им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 152-154.
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш
03
н
о
Рн
<
CJ ^
о о с Q
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
в
S X
н
U
W PQ
5. Лебединский В.Ю., Койпышева Е.А., Рыбина Л.Д. Физическое развитие дошкольниц, школьниц и студенток: монография. Иркутск. Изд-во: Иркутского национального исследовательского технич. ун-та, 2016. 207 с.
6. Пономарев В.В. и др. Педагогическая технология оценки формирования общих физкультурных компетенций у учащихся старших классов / В.В. Пономарев, Д.С. Прихо-
дов, A.B. Яцковский, О.Н. Пашков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 3. С. 14-16.
7. Сидоров Л.К. Методологические и концептуальные аспекты формирования двигательной потребности в системе непрерывного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 4. С. 2-4.