ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING PHYSICAL CULTURE
УДК 796.01:159.9: 796.355.093.584
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ (на примере спортивной командной игры хоккей с мячом)
Фоминых А.В.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан
INFLUENCE OF THE SPORT GAME ON DEVELOPMENTSELF-ACTUALIZATION OF THE PERSONALITY OF SPORTSMEN (on the example of sports team hockey with a
ball)
Fominykh A.V.
Khakass State University N.F. Katanov, Abakan
В работе представлены материалы по психологической подготовке юных хоккеистов и сравнительный анализ формирования личностных качеств с детьми не занимающимися в спортивных секциях. В результате проведенного исследования нам удалось доказать положительное влияние на формирование личностных качеств через занятия хоккеем с мячом как командным видом спорта.
Ключевые слова: самоактуализация личности, экстраверты, эмоционально устойчивые, эмпатийные и личностные предпосылки, выраженная потребность, исследовательская направленность, активность в освоении окружающего мира
In the article are presented materials of psychological preparation of young hockey players and comparative analysis formation of personality qualities with children who do not go in sport sections. As a result of expiriement we managed to prove a positive influence on the formation of positive components of personal qualities through hockey with the ball as a team sport.
Key words: self-actuilization of personality, extroverts, emotionally resistant, empathic and personal prerequisites, expressed need, research orientation, activity in the development of the surrounding world.
Актуальность. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация [2, с.56].
Целью работы являлось изучение влияния спортивной игры на самоактуализацию личности спортсменов (на примере игры «Хоккей с мячом»).
Объект исследования: самоактуализация личности спортсмена.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предположили, что
- если учащиеся подросткового возраста будут заниматься в секции «Хоккей с мячом», то уровень развития их самоактуализации будет выше, чем у детей, не посещающих секции по спортивным играм;
- уровень конкурентности у таких детей будет выше по сравнению с детьми, не посещающими данные спортивные секции.
В ходе проделанных нами экспертных исследований сделаны следующие заключения:
а) в процессе самоактуализации учащиеся экспериментальной группы во время занятий спортивной командной игрой «Хоккей с мячом» совершенствуют структуру личности, реализуют творческую позитивную жизненную стратегию, проявляют конструктивную активность, обретают новое мировосприятие;
б) особенности игры «Хоккей с мячом» (высокая скорость, острота ощущений, преодоление страха) создают предпосылки для самоактуализации и совершенствования личности школьников-хоккеистов;
в) учащиеся, постоянно занимающиеся хоккеем с мячом, имеют индивидуально-типологическую предрасположенность к экстремальным видам спорта (экстраверты, эмоционально устойчивые, эмпатийные) и личностные предпосылки (выраженная потребность в "острых ощущениях", исследовательская направленность, активность в освоении окружающего мира);
г) в процессе занятий спортивной командной игрой «Хоккей с мячом», у школьников-хоккеистов изменяется личностно-смысловая сфера, преобразуются поведение и деятельность: от неосознанных - к осознанным, от фрагментарности моментов самоактуализации и совершенствования личности до комплексного осуществления процесса самоактуализации в хоккее с мячом, от неуверенности в себе до самодостаточности.
Необходимо отметить, что в основании системы ценностей самоактуализированного спортсмена лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, принятие социальной жизни и физической реальности.
Спортсмену, который постоянно занимается самопознанием, есть на что опереться в самом себе, чтобы доказать свое превосходство, он находит в себе эмоциональный запал, чтобы действовать с максимальным напряжением сил [1].
Ему присуща безмерная, фанатическая преданность спорту, страстность, азартность, стремление взять вверх над сильным игроком, и с детских лет воспитывается понятия чести, справедливости, принципиальности. Мышление самоактуализирующегося спортсмена не знает отдыха, всегда в действии благодаря тренированному вниманию, способности к его концентрации на актуальных предметах целевой деятельности [3, с.234]. .
Если бы большое число людей достигло самоактуализации,то могли бы измениться потребности человека в целом, и появилось бы больше возможностей для
удовлетворения потребностей низких уровней (потребности жизнеобеспечения, потребности в безопасности, в признании). Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.
Анализируя полученные данные экспериментальной группы мы видим, что:
- в экспериментальной группе в конце исследования на 79,9 % учащихся имели больший уровень активной реализации потребностей в саморазвитии, чем в начале исследования;
- в экспериментальной группе, в начале исследования у 46,6 % учащихся отсутствовала сложившаяся система саморазвития, чем в конце исследования;
- показатели в контрольной группе за весь период исследования существенно не изменились.
При изучении результатов диагностики самоактуализации личности обеих групп, темпы развития самоактуализации личности школьников-хоккеистов экспериментальной группы значительно превысили все показатели школьников контрольной группы.
Таким образом, результаты психодиагностического исследования развития самоактуализации личности школьников-хоккеистов и правильно подобранные методики психологической помощи по ее развитию оказали положительное воздействие в практической деятельности спортсменов.
Введение предлагаемых изменений, а именно, внедрение спортивной игры «Хоккей с мячом», позволило активизировать динамику показателей развития самоактуализации личности школьников-хоккеистов экспериментальной группы, о чём свидетельствуют их более высокие результаты, чем в контрольной группе.
В процессе обучения у школьников-хоккеистов повысился уровень профессиональной самоактуализации за счет повышения показателей по базовым конструктам: «ориентация во времени», «ценностные ориентации», и дополнительных конструктов «спонтанность», «синергичность», «познавательные способности» и «креативность». Было доказано, что феномен профессиональной самоактуализации связан с такими психологическими характеристиками, как уровень субъективного контроля, смысложизненные ориентации и самооценка, у обучающихся школьников-хокеистов обнаружена связь между самооценкой и уровнем базовых конструктов «самоуважение» и «самопринятие».
Своевременное выявление методами диагностики реализации потребностей в саморазвитии личности, предрасполагающих школьника-хоккеиста к отставанию в самоактуализации, и их учет при разработке и реализации комплексных планов психолого-педагогической и реабилитационной работы учителями-психологами, работающими в системе образования, позволяет выводить большинство школьников с отклоняющимся поведением на оптимальные для них траектории развития, формировать психологические предпосылки самоактуализации.
Основываясь на результатах проделанного нами исследования отметим, что самоактуализация - это находящий свое отражение в целенаправленном и осознанном поведении процесс развития человека как личности, субъекта своей
жизни и деятельности, основанный на саморегуляции и самоподкреплении, и проявляющийся в принятии им во все возрастающей степени ответственности за свою жизнь и последствия своих действий. Наличие тенденции к самоактуализации выявляется у человека направленными на это тестами, как правило, начиная с подросткового возраста.
Самоактуализация подростков происходит в учебной деятельности, осуществляемой в образовательном пространстве, и имеет положительную динамику. Осуществляя акты самоактуализации, подросток проявляет в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми возрастающий уровень социальной и индивидуальной компетентности, соответствующий все более высоким стандартам и требованиям, предъявляемым к нему жизнью и обществом.
Динамика и психологические особенности самоактуализации школьников определяются наличием специфических личностно-характерологических комплексов, некоторые из которых могут в условиях повышенного напряжения, связанного с интенсификацией учебного процесса и конфликтами взаимоотношений со значимыми лицами, предопределять их склонность к проявлению отклонений в поведении, провоцировать кризисы в психологическом развитии, вызывать затруднения в процессе самоактуализации.
На динамику процесса самоактуализации школьников можно воздействовать в позитивном направлении, формируя ее психологические предпосылки с помощью учебно-тренировочных занятий, направленных на личностное развитие. Коррекционные и развивающие программы, которые в своей работе используют преподаватели и тренера, должны предполагать осуществление системы методов воздействия на личность школьника и его социальное окружение, с целью формирования и закрепления у него осознанного стремления к самоактуализации, достижению высокого уровня мотивации, развитию познавательных интересов, саморегуляции и собственной творческой активности.
Библиографический список
1. Основные направления по развитию хоккея с мячом на 2008-2012 гг. утверждено 5-й Конференцией ФХМР, 2008.
2. Лебедь Ф. Формула игры: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка: монография / Ф. Лебедь. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
3. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. Современная система спортивной тренировки. - М., 1995. 446 с.
4. Фатеева О.А., Фатеев Г.В. Программа по хоккею с мячом./ О.А. Фатеева, Г.В. Фатеев. - Иркутск: Папирус, 2008.
Bibliograficheskij spisok
1. Osnovnye napravleniya p orazvitiyu khokkeya s myachom na 2008-2012 gg. utverzhdeno 5-j konferentsiej FKHMR, 2008.
2. Lebed F. Formula igry: obschay teoriya sportivnykh igr, obuchenie i trenirovka: monografiya / F. Lebed. - Volgograd: Izd-voVolGU, 2005.
3. Suslova F.P., Sycha V.L., Shustina B.N. Sovremennaya sistema sportivnoj trenirovki. -M., 1995. 446 s.
4. Fateeva O.A., Fateev G.V. Programma po khokkeyu s myachom./O.A. Fateeva,
G.V. Fateev. -Irkutsk: Papirus, 2008.
Фоминых Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Хакасского государственного университета имени
H.Ф.Катанова
Fominykh Aleksandr - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the Khakas State University named after N.F. Katanov
УДК 796.012.114:796.814-055.25-053.5"465.12/.14
ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
САМБИСТОВ 12 - 14 ЛЕТ
Фоминых А.В.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
INCREASING INDICATORS OF SPEED-POWER TRAINING OF YOUNG SAMBISTS 12 -
14 YEARS
Fominykh A.V.
Khakass State University N.F. Katanov, Abakan
В статье представлены материалы исследования развития скоростно-силовых способностей у самбистов во время учебно-тренировочного процесса на основе использования целевых заданий блочным способом и описаны результаты проведенных исследований.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, совершенствование технико-тактического мастерства, круговая тренировка, эффективность подготовки.
Materials of studying development are presented of speed-strength abilities of sambo wrestkers during the training process based on the use of target tasks in a block way and the results are described of the conducted studies.
Key words: speed-strength abilities, improvement of technical and tactical skills, circular technology, training effectiveness.
Актуальность. Важность скоростно-силовой подготовки для юных самбистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности. В исследованиях В.С. Дахновского, А.Д. Егизаряна, Ю.М. Закарьяева, В.Г. Ивлева, С.Д. Ионова и др. [1, с.62] указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой