Научная статья на тему 'Особенности реализации программы дополнительного образования по виду спорта хоккей с мячом на начальном этапе спортивной подготовки'

Особенности реализации программы дополнительного образования по виду спорта хоккей с мячом на начальном этапе спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХОККЕЙ С МЯЧОМ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милевская Наталья Алексеевна, Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич

В статье рассматриваются программа дополнительного образования, показатели нормативов общей и специальной подготовки в хоккее с мячом на этапе начальной подготовки, в результате внедрения в образовательный процесс комплексов специальных упражнений направленных на повышение показателей физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милевская Наталья Алексеевна, Пружинина Марина Викторовна, Пружинин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of implementation of additional education program for sport of hockey with a ball at the initial stage of sports training

The article deals with the program of additional education, indicators of standards for general and special training in ball hockey at the stage of initial training, as a result of introducing into the educational process of the complexes of special exercises aimed at increasing the indices of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации программы дополнительного образования по виду спорта хоккей с мячом на начальном этапе спортивной подготовки»

Статья поступила в редакцию 27.10.2017

УДК 796.355.093.584

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВИДУ СПОРТА ХОККЕЙ С МЯЧОМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Наталья Алексеевна Милевская, аспирант, Бурятский государственный университет (БГУ), Улан-Удэ,

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент,

Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск

Аннотация

В статье рассматриваются программа дополнительного образования, показатели нормативов общей и специальной подготовки в хоккее с мячом на этапе начальной подготовки, в результате внедрения в образовательный процесс комплексов специальных упражнений направленных на повышение показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: программа дополнительного образования хоккей с мячом, этап начальной подготовки, физическая подготовленность, федеральный стандарт спортивной подготовки.

PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAM FOR SPORT OF HOCKEY WITH A BALL AT THE INITIAL STAGE OF

SPORTS TRAINING

Natalia Alekseevna Milevskaya, the post-graduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article deals with the program of additional education, indicators of standards for general and special training in ball hockey at the stage of initial training, as a result of introducing into the educational process of the complexes of special exercises aimed at increasing the indices of physical fitness.

Keywords: program of additional education of hockey with the ball, stage of initial training, physical readiness, federal standard of sports training.

ВВЕДЕНИЕ

В федеральном стандарте спортивной подготовки по хоккею с мячом определены условия и требования к спортивной подготовке в организациях осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом. Одним из требований к результатам реализации программ дополнительного образования на этапе начальной подготовки является всестороннее гармоничное развитие физических качеств. С учетом специфики данного вида спорта планирование тренировочных занятий осуществляются в соответствии с тендерными и возрастными особенностями развития. Продолжительность этапа начальной подготовки в хоккее с мячом, определена Федеральным стандартом в два года. Минимальный возраст для зачисления в группы 9 лет. В развитии физических качеств в данном виде спорта на этапе начальной подготовки в стандарте приоритет отдается скоростным способностям, вестибулярной устойчивости, выносливости и координационным способностям. Обучающиеся, проходящие спортивную подготовку, должны выполнить нормативы по общей физической и специальной физической подготовке предусмотренные программой, на этом основании предоставляется возможность про-

должить спортивную подготовку [1; 2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях выявления эффективности и научного обоснования разработанной методики подготовки хоккеистов на этапе начальной подготовки был проведен педагогический эксперимент. Полученные результаты позволяют заключить, что возрастное развитие и повышение спортивного мастерства хоккеистов сопровождается не только количественными и качественными изменениями соревновательной деятельности, но и ее структурными преобразованиями. Это, в частности, отражается в динамике соотношения объемов основных технико-тактических компонентов игры в общем объеме соревновательной деятельности [3].

Показатели физической подготовленности за время эксперимента претерпели следующие изменения: в «Бег на 30 метров» показатели улучшились на 6,49% (Р<0,05), тогда как в нормативе «Бег на 20 метров на коньках». на 3,87% (Р<0,05). В тесте «Челночный бег 5^6 метров» результаты возросли на 3,46%, в «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» результаты существенно увеличились - 9,8% (Р<0,05). В контрольном упражнении «Челночный бег 4*9 м на коньках» показатели составили - 4,12% (Р>0,05), «Бег на коньках на 40 м, включая 20 м спиной вперед» хоккеисты увеличили показатели на 2,4 % (Р<0,05).

Использование комплексов специальных упражнений направленных на формирование антиципации и внимания позволили выявить следующие результаты: в показателях «Простая реакция» на 3,04%, а «Реакция с выбором» улучшилась 2,24% (Р<0,05). При оценке «Реакция на движущийся объект» было выявлено улучшение данного показателя на 2,8% (Р<0,05), «Помехоустойчивость» изменилась на 5,41% (Р>0,05). Результаты «Реакция на движущийся объект» улучшились на 2,13% (Р>0,05), «Концентрация внимания» на 1,3% (Р>0,05), «Коэффициент координации» увеличился на 2,4% соответственно.

ВЫВОДЫ

Анализ динамики показателей физической подготовленности, а также показателей психомоторики за время эксперимента, позволил определить улучшение данных параметров. Это объясняется некоторым увеличением объема примененных средств специальной физической подготовки, в частности, упражнений и игр, направленных на развитие реакций антиципации, применением компьютерных игр в тренировочном процессе хоккеистов на этапе начальной подготовки. А также применение экспериментальной методики подготовки вратарей на этапе начальной подготовки.

В результате проведенного эксперимента, очевидно, что использование разработанной методики для реализации в программе дополнительного образования по хоккею с мячом, улучшило показатели физической подготовленности хоккеистов на этапе начальной подготовки. Таким образом, показатели, полученные в результате внедрения методики подготовки хоккеистов на этапе начальной подготовки, позволяют сделать вывод о возможности ее внедрения в тренировочный процесс командно-игровых видов спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей с мячом [Электронный ресурс] : приказ Минспорта России от 26.12.2014 N 1079 // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158496/. - Дата обращения 01.09.2017.

2. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. -Выпуск 13. - С. 117-121.

3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования: монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский,

К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «РГУФКСМИТ». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.

REFERENCES

1. On the approval of the Federal Standard of sports training in the form of sports hockey, Order of the Ministry of Sport of Russia from 12/26/2014 N 1079, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158496/.

2. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 117-121.

3. Pruzhinina, M.V. Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk, Russian Federation.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.2017

УДК 796.01

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ЗНАЧИМЫЕ ЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Алина Станиславовна Никольская, кандидат педагогических наук, Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные характеристики физической культуры и спорта, значимые для современного общества, для развития личности человека и спортсмена, особенности и эффективность деятельности, а также общественных отношений и взаимодействия людей в историческом и современном контексте в условиях физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивная деятельность, физические качества, психологическая подготовка, педагогическое сопровождение.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN THE MODERN SOCIETY

Alina Stanislavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg

Annotation

The article considers the key characteristics of physical culture and sports activities, meaningful for the modern society, for the development of the personality of the individual and the athlete, as well as the features and effectiveness of public relations and human interactions in the historical and contemporary context in terms of physical culture and sports.

Keywords: physical culture, sport, sports activities, physical qualities, psychological training, pedagogical support.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из актуальных проблем является поиск социально значимых явлений, способных сплотить общество, позитивно повлиять на общественную деятельность, развить общие и профессионально-направленные психические и физические качества как обучающихся, так и взрослых сформировавшихся людей. Под социальными явлениями в основном принято понимать результаты деятельности отдельного человека, а также все стороны общественных отношений и взаимодействия людей в историческом и современном контексте. Исторический подход позволяет рассматривать причинно-следственные связи и отношения между характерными общественными процессами, при этом современный подход делает акцент, прежде всего, на констатацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.