Научная статья на тему 'Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза'

Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИТНЕС / FEMALE STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL FITNESS / HEALTH / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Койпышева Е. А., Рыбина Л. Д., Лебединский В. Ю.

Дан анализ динамики физической подготовленности студенток 1-4-го курсов обучения НИ ИрГТУ (Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета) первой функциональной группы здоровья с целью определения стандартов, уровня развития их двигательных кондиций и оценки успешности овладения ими навыками на кафедре физической культуры. Использование технологии фитнес-аэробики в учебном процессе по физическому воспитанию и участие студенток в конкурсе-соревновании университета с индивидуальной фитнес-программой становится эффективным средством повышения их мотивации к посещению занятий по физической культуре, улучшения их физического развития и физической подготовленности, эстетического воспитания и формирования культуры движений. В НИ ИрГТУ в результате мониторинга физического здоровья студенток первой, второй функциональных групп здоровья и разных возрастов (17-21 и более лет) впервые были разработаны региональные стандарты их физического развития и физической подготовленности, которые могут использоваться в работе кафедр физической культуры других вузов региона Прибайкалья и Восточной Сибири. Они позволяют преподавателям физической культуры отслеживать динамику здоровья студентов, оценить успешность овладения ими двигательными навыками и своевременно корректировать учебный процесс по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Койпышева Е. А., Рыбина Л. Д., Лебединский В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring technologies for assessing physical fitness of female technical university students

The physical fitness dynamics of 1-4-year students of NI IrGTU (National Research Irkutsk State Technical University) of the first functional health group was analyzed to determine standards and level of development of their motor conditions and assess their progress in mastering of their skills at the Department of Physical Education. The use of the fitness aerobics technology in the learning process on physical education and participation of female students in the University competition with an individual fitness program become an effective way to increase their motivation to attend physical education classes, improve their physical development and physical fitness, aesthetic education and form the culture of movements. The monitoring of health of female students of the functional health groups 1 and 2 and the ones of different ages resulted in the development of regional standards of their physical development and fitness.

Текст научной работы на тему «Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза»

МОНИТОРИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 26.06.2014 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Е.А. Койпышева1 Л.Д. Рыбина1

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1

1 Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

MONITORING TECHNOLOGIES FOR ASSESSING PHYSICAL FITNESS OF FEMALE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

E.A. Koypysheva1 L.D. Rybina1

Dr.Med., Professor V.Yu. Lebedinskiy1

National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk

Аннотация Annotation

Дан анализ динамики физической подготовленности студенток 1-4-го курсов обучения НИ ИрГТУ (Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета) первой функциональной группы здоровья с целью определения стандартов, уровня развития их двигательных кондиций и оценки успешности овладения ими навыками на кафедре физической культуры.

Использование технологии фитнес-аэробики в учебном процессе по физическому воспитанию и участие студенток в конкурсе-соревновании университета с индивидуальной фитнес-программой становится эффективным средством повышения их мотивации к посещению занятий по физической культуре, улучшения их физического развития и физической подготовленности, эстетического воспитания и формирования культуры движений. В НИ ИрГТУ в результате мониторинга физического здоровья студенток первой, второй функциональных групп здоровья и разных возрастов (17-21 и более лет) впервые были разработаны региональные стандарты их физического развития и физической подготовленности, которые могут использоваться в работе кафедр физической культуры других вузов региона Прибайкалья и Восточной Сибири. Они позволяют преподавателям физической культуры отслеживать динамику здоровья студентов, оценить успешность овладения ими двигательными навыками и своевременно корректировать учебный процесс по физическому воспитанию.

Ключевые слова: студентки, физическая культура, физическая подготовленность, здоровье, фитнес.

The physical fitness dynamics of 1-4-year students of NI IrGTU (National Research Irkutsk State Technical University) of the first functional health group was analyzed to determine standards and level of development of their motor conditions and assess their progress in mastering of their skills at the Department of Physical Education.

The use of the fitness aerobics technology in the learning process on physical education and participation of female students in the University competition with an individual fitness program become an effective way to increase their motivation to attend physical education classes, improve their physical development and physical fitness, aesthetic education and form the culture of movements. The monitoring of health of female students of the functional health groups 1 and 2 and the ones of different ages resulted in the development of regional standards of their physical development and fitness.

Keywords: female students, physical education, physical fitness, health, fitness.

Введение. Физическое воспитание студентов - неразрывная составная часть высшего образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [5, 7]. В последнее время повысилось внимание к здоровью студентов, что отражает озабоченность общества физическим состоянием выпускников высшей школы - будущих специалистов, ростом их заболеваемости в процессе обучения. Так, ко 2-му курсу обучения в вузе количество случаев заболеваний у молодых людей увеличивается на 23 %, а к 4-му - на 43 %. Четверть

студентов переходит в другую функциональную группу здоровья, ниже по уровню требований [6, 10]. Анализ заболеваемости студенток показал, что на 1-м месте находятся болезни костно-мышечной системы - 26,4 %, системы кровообращения - 19,9 0%, болезни глаза - 13,6 0%, эндокринной системы - 12,4 % [4].

Правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Для претворения его в жизнь необходимо ориентироваться на возможности соз-

дания подсистемы мониторинга на низовом уровне - в образовательных учреждениях [1].

В НИ ИрГТУ в результате мониторинга физического здоровья студенток первой, второй функциональных групп здоровья и разных возрастов (17-21 и более лет) впервые были разработаны региональные стандарты их физического развития и физической подготовленности, которые могут использоваться в работе кафедр физической культуры других вузов региона Прибайкалья и Восточной Сибири. Они позволяют преподавателям физической культуры отслеживать динамику здоровья студентов, оценить успешность овладения ими двигательными навыками и своевременно корректировать учебный процесс по физическому воспитанию [2, 3, 8, 9].

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения технологии фитнес-аэробики в учебном процессе по физическому воспитанию студенток технического вуза.

Методика и организация исследования. Физическая подготовленность студенток тестируется согласно единым требованиям к проведению мониторинга - 2 раза в год (в начале и в конце каждого учебного года) и включает следующие тесты для оценки её уровня: «Челночный бег 5х10 м», «20 м с ходу», «Вис на согнутых руках», «Наклон вперед сидя», «Прыжок в длину с места», «Подъем туловища за 30 с». Кроме обязательных нормативов для сравнительного анализа двигательных кондиций у студенток дополнительно используются тесты: «Пресс» и «Отжимание», так как они являются специфическими силовыми упражнениями в фитнес-аэробике и применялись в учебном процессе многие годы.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов изучения физической подготовленности студенток в течение годичного цикла обучения в вузе позволяет подразделить его на 2 этапа, в которые выявляются существенные различия в её динамике: первый этап - в течение собственно учебного года, второй этап - за каникулярное время, когда нет организованных занятии по физическому воспитанию.

У студенток первой функциональной группы здоровья по итогам года занятий выявлен прирост результатов тестирования по всем параметрам физической подготовленности. Из таблицы видно, что девушки 1-го курса улучшили результаты в следующих границах: в «Челночном беге» - на 3,7 % (р<0,01), в «Беге на 20 м с ходу» - на 4,0 % (р>0,05), в «Висе» -на 39,9 %о (р<0,001), в «Подъеме туловища» - на 17,9 0% (р<0,001), в «Наклоне» - на 49,5 0% (р<0,001), в «Прыжке в длину с места» - на 4,1 0% (р<0,001), в «5-минутном беге» -на 11,5 0% (р<0,001), в «Прессе» - на 17,5 0%, в «Отжимании» -на 18,6 0/0 (р<0,001).

У студенток 2-го курса также выявлен прирост результатов физической подготовленности: в «Челночном беге» - на 4,2 00 (р<0,001), в «Беге на 20 м с ходу» - на 1,4 00 (р<0,001), в «Висе» - на 66,2 00 (р<0,05), в «Подъеме туловища» - на 14,3 00 (р<0,001), в «Наклоне» - на 65,9 00 (р<0,001), в «Прыжке в длину с места» - на 2,8 0 (р<0,05), в «5-минутном беге» - на 14,8 00 (р<0,05), в «Прессе» - на 15,0 00 (р<0,05), в «Отжимании» - на 17,4 0 (р<0,02).

За 3-й год обучения также выявлен прирост физической подготовленности студентов: в «Челночном беге» - на 3,6 00 (р<0,001), в «Беге на 20 м с ходу» - на 2,6 00 (р<0,001),

Физическая подготовленность студенток первой функциональной группы здоровья

¡и

V-□

. а

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О (и .с Н

№ Время проведения экспе-рим. Челночный бег, с Бег на 20 м с ходу, с Вис, с Подъем туловища, колич. Наклон вперед, м Прыжок в длину, см 5-минутный бег, м «Пресс», колич. Отжимания, колич.

1 1-й курс, сент. 21,91±0,07 3,64±0,26 4,31±0,29 18,26±0,18 10,17±0,24 148,47±0,61 833,86±5,81 29,12±0,39 26,34±0,29

2 1-й курс, май 21,12±0,04 3,50±0,02 6,03±0,32 21,53±0,20 15,21±0,23 154,62±0,62 929,71±5,40 34,22±0,55 31,26±0,35

р1-2 <0,001 >0,05 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001

3 2-й курс, сент. 21,08±0,05 3,52±0,01 5,60±0,29 20,44±0,15 14,20±0,26 153,46±0,65 836,64±5,08 36,61±0,51 28,24±0,46

р2-3 >0,05 >0,05 >0,05 <0,001 <0,001 >0,05 <0,05 <0,001 <0,05

4 2-й курс, май 20,23±0,05 3,47±0,01 9,31±0,22 23,38±0,12 23,57±0,21 157,82±0,54 960,35±3,97 42,12±0,48 33,17±0,26

р3-4 <0,001 <0,001 <0,05 <0,001 <0,001 <0,05 <0,05 <0,05 <0,02

5 3-й курс, сент. 21,46±0,05 3,51±0,01 8,01±0,26 21,12±0,13 15,60±0,23 155,64±0,62 908,62±4,81 32,71±0,90 26,22±0,45

р4-5 <0,001 <0,001 <0,001 <0,05 <0,02 <0,001 <0,05 <0,05 <0,05

6 3-й курс, май 20,71±0,08 3,42±0,02 8,24±0,32 22,56±0,21 16,44±0,32 159,81±1,15 961,41±5,89 34,52±1,37 28,31±0,38

р5-6 <0,001 <0,001 >0,05 <0,001 <0,01 <0,05 <0,05 >0,05 <0,01

7 4-й курс, сент. 22,03±0,20 4,02±0,30 6,92±0,56 20,64±0,35 14,56±0,66 154,34±1,56 853,32±10,4 33,46±1,33 26,37±0,76

р6-7 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001 <0,01 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05

8 4-й курс, май 20,92±0,15 3,51±0,03 8,70±0,51 23,56±0,38 16,20±0,58 161,46±1,34 961,54±11,79 40,18±1,37 27,41±0,76

р7-8 <0,001 <0,001 <0,05 <0,001 >0,05 <0,001 <0,001 <0,05 >0,05

12

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

в «Висе» - на 2,8 % (р<0,05), в «Подъеме туловища» - на 6,8 % (р<0,001), в «Наклоне» - на 5,3 % (р<0,01), в «Прыжке в длину с места» - на 2,6 % (р<0,05), в «5-минутном беге» - на 5,8 % (р<0,05), в «Прессе» - на 5,5 % (р<0,05), в «Отжимании» -на 7,9 %% (р<0,01).

Прирост всех её характеристик выявлен также и у студенток 4-го курса: в «Челночном беге» - на 5,3 % (р<0,001), в «Беге на 20 м с ходу» - на 14,5 % (р<0,001), в «Висе» -на 9,5 % (р<0,05), в «Подъеме туловища» - на 14,1% (р<0,001), в «Наклоне» - на 9,8 % (р>0,05), в «Прыжке в длину с места» - на 4,6 % (р<0,001), в «5-минутном беге» - на 12,7 % (р<0,001), в «Прессе» - на 3,2 % (р<0,05), в «Отжимании» -на 3,9 %% (р>0,05).

За каникулярное время у студенток 1-го курса результаты тестирования улучшились в части тестов: в «Челночном беге» - на 0,2 %% (р>0,05), в «Наклоне» - на 3,3 %% (р<0,001), в «Прессе» - на 6,9 % (р<0,001). Однако наблюдается и снижение результатов в тестах: в «Беге на 20 м с ходу» -на 0,5 %% (р>0,05), в «Висе» - на 7,7 %% (р>0,05), в «Подъеме туловища» - на 5,3 % (р<0,001), в «Прыжке в длину с места» -на 0,7 % (р>0,05), в «5-минутном беге» - на 11,1 % (р<0,05), в «Отжимании» - на 0,6 % (р<0,05).

За период каникул у девушек 2-го курса наблюдается снижение результатов во всех тестах: в «Челночном беге» -на 6,0 %» (р<0,001), в «Беге на 20 м с ходу» - на 1,0 % (р<0,001), в «Висе» - на 6,0 % (р<0,001), в «Подъеме туловища» -на 10,7 %% (р>0,05), в «Наклоне» - на 34 % (р<0,02), в «Прыжке в длину с места» - на 1,4 % - (р<0,001), в «5-минутном беге» -на 5,6 %, в «Прессе» - на 7,6 %, в «Отжимании» - на 9,0 % (р<0,05).

Также у студенток 3-го курса за каникулярное время ухудшились результаты во всех тестах: в «Челночном беге» - на 5,3 %» (р<0,001), в «Беге на 20 м с ходу» -на 17,54 % (р<0,001), в «Висе» - на 16,01 % (р<0,001), в «Подъеме туловища» - на 9,3 % (р>0,001), в «Наклоне» -на 2,9 % (р<0,01), в «Прыжке в длину с места» - на 3,5 % -(р<0,05), в «5-минутном беге» - на 12,6 % (р<0,05), в «Прессе» - на 3,1 % (р>0,05), в «Отжимании» - на 7,3 % (р<0,01).

Вывод. Использование технологии фитнес-аэробики в учебном процессе по физическому воспитанию и участие студенток в конкурсе-соревновании университета с индивидуальной фитнес-программой становятся эффективным средством повышения их мотивации к посещению занятий по физической культуре, улучшения их физического развития и физической подготовленности, эстетического воспитания и формирования у них культуры движений.

Литература

1. Бальсевич В.К. Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения / В.К. Бальсевич, Ю.Н. Шагалиева / 1-я Всерос. науч.-практ. конф. «Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения», 17-19 янв. 2003.

- Нальчик, 2003. - С. 79-81.

2. Завьялов А.И. Совершенствование физического воспитания школьников: монография /А.И. Завьялов, В.Ю. Лебединский, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Шикота. - Иркутск: Изд-во ООО «Мега-принт», 2007. -180 с.

3. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

4. Короткевич Л.Н. Здоровье студентов технического вуза / Л.Н. Короткевич, В.Ю. Лебединский, Э.Г. Шпорин, А.В. Афанасьева // Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: матер. Междунар. науч. конф. «Восток-Россия-Запад» (13-14 сентября 2011 г., Иркутск): Т. 2.

- Иркутск. 2011. - С. 179-181.

5. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровье субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография /

под общ. ред. докт. мед. наук, проф. В. Ю. Лебединского.- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 268 с.

6. Лебединский В.Ю. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. пособие/ под ред. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. - Иркутск: ИрГТУ, 20l3. - 302 с.

7. Лубышева Л.И. Технология и реализация инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 2-6.

8. Рыбина Л.Д. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года / Л.Д Рыбина, Е.А. Койпышева, В.Ю. Лебединский // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 2. - С. 312-316

9. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография / Л.А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2007. - 168 с.

10. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья / Э.Г. Шпорин, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 6. - С. 213218.

References

1. Bal'sevich, V.K. Monitoring fizicheskogo razvitiya, fizicheskoy podgotovlennosti razlichnykh vozrastnykh grupp naseleniya (Monitoring of physical development, physical fitness of different age groups) / V.K. Bal'sevich, J.N. Shagalieva / 1-ya Vseros. nauch.-prakt. konf. «Monitoring fizicheskogo razvitiya, fizicheskoy podgotovlennosti razlichnykh vozrastnykh grupp naseleniya» (1st All-Russian theoret.-practical. conf. "Monitoring of physical development, physical fitness of different age groups"), 17-19 January. 2003. Nalchik, 2003. P. 79-81.

2. Zav'yalov, A.I. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov: monografiya (Improvement of school physical education: monograph) /A.I. Zav'yalov, V.Yu. Lebedinskiy, D.G. Mindashvili, I.I. Shikota. - Irkutsk: Megaprint, 2007. -180 P.

3. Izaak, S.I. Monitoring fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti: teoriya i praktika: monografiya (Monitoring of physical development and physical fitness: theory and practice: monograph) / S.I. Izaak. - Moscow: Sovetskiy sport, 2005. - 196 P.

4. Korotkevich, L.N. Zdorov'e studentov tekhnicheskogo vuza (Health of technical students) / L.N. Korotkevich, V.Yu. Lebedinskiy, E.G. Shporin, A.V. Afanas'eva // Sovremennye problemy i innovatsionnye tekhnologii v razvitii fizicheskoy kul'tury i sporta: mater. Mezhdunar. nauch. konf. «Vostok-Rossiya-Zapad» (Modern problems and innovative technologies in the development of physical culture and sport: Proc. of Intern. scientific conf. "East-Russia-West") September 13-14, 2011, Irkutsk: V. 2. - Irkutsk. 2011. - P. 179-181.

5. Lebedinskiy, V.Yu. Monitoring zdorov'e sub'ektov obrazovatel'nykh protsessov v vuzakh. «Pasport zdorov'ya»: monografiya (Health monitoring of subjects of university learning processes. "Health Passport": monograph) / Ed. by Dr.Med., prof. V.Yu. Lebedinskiy.-Irkutsk: Pub. h-se of IrGTU, 2008. - 268 P.

6. Lebedinskiy, V.Yu. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskoe vospitanie studentov v tekhnicheskom vuze: ucheb. posobie (Physical culture and physical education of technical students: study guide) / Ed. by V.Yu. Lebedinskiy, Dr. E.G. Shporin. - Irkutsk: IrGTU, 2013. - 302 P.

7. Lubysheva, L.I. Tekhnologiya i realizatsiya innovatsionnykh proektov sovershenstvovaniya sistem fizicheskogo vospitaniya na regional'nom urovne (Technology and implementation of innovative projects to improve physical education systems at the regional level) / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2002. - № 3. - P. 2-6.

8. Rybina, L.D. Analiz fizicheskogo razvitiya studentok tekhnicheskogo vuza pervoy funktsional'noy gruppy zdorov'ya v techenie uchebnogo goda (Analysis of physical development of female technical students of first functional health group throughout school year) / L.D. Rybina, E.A. Koypysheva, V.Yu. Lebedinskiy // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2014. - № 2. - P. 312-316

9. Semenov, L.A. Monitoring konditsionnoy fizicheskoy podgotovlennosti v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: monografiya (Monitoring of conditional physical fitness in educational institutions: monograph) / L.A. Semenov. - Moscow: Sovetskiy sport, 2007. - 168 P.

10. Shporin, E.G. Monitoring fizicheskogo zdorov'ya studentov tekhnicheskogo vuza Pribaykal'ya (Monitoring of physical health of technical students of Baikal region) / E.G. Shporin, M.M. Kolokol'tsev, V.Yu. Lebedinskiy // Vestnik IrGTU. - 2012. - № 6. - P. 213-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.