Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / проектная конференция / научная деятельность / юридические проекты / project activity / project conference / scientific activity / legal projects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко Оксана Юрьевна

В современном образовании все большую популярность приобретает метод проектной деятельности. Этот подход активно применяется и в обучении будущих юристов, позволяя им развивать не только теоретические знания, но и практические навыки. Проектная деятельность в обучении юристов представляет собой организацию работы студентов над реальными или условными юридическими проектами. Это может быть разработка правового акта, участие в судебном процессе, подготовка аналитического отчета и многое другое. Проектное обучение является эффективным методом обучения будущих юристов. Оно позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и применить их на практике. В процессе проектного обучения студенты работают над реальными юридическими проектами, которые имитируют реальные ситуации. Они изучают законодательство, анализируют судебные решения, консультируют клиентов и разрабатывают правовые документы. Результаты исследования обосновывают значимость методики проектной деятельности в процессе профессионального образования будущего юриста и открывают перспективы в изучении потенциала высшего образования в логике профессионально-личностного роста будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROJECT CONFERENCES FOR FUTURE LAWYERS

The method of project activity is becoming increasingly popular in modern education. This approach is actively used in the training of future lawyers, allowing them to develop not only theoretical knowledge, but also practical skills. Project activity in the training of lawyers is the organization of students’ work on real or conditional legal projects. This can be the development of a legal act, participation in the judicial process, preparation of an analytical report and much more. Projectbased training is an effective method of training future lawyers. It allows students not only to gain theoretical knowledge, but also to apply it in practice. In the process of project-based learning, students work on real legal projects that simulate real situations. They study legislation, analyze court decisions, consult clients and develop legal documents. The results of the study substantiate the importance of the methodology of project activity in the process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

DOI: 10.25198/1814-6457-241-111 УДК 378.14

Костенко О.Ю.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: omaks999@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ

БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В современном образовании все большую популярность приобретает метод проектной деятельности. Этот подход активно применяется и в обучении будущих юристов, позволяя им развивать не только теоретические знания, но и практические навыки. Проектная деятельность в обучении юристов представляет собой организацию работы студентов над реальными или условными юридическими проектами. Это может быть разработка правового акта, участие в судебном процессе, подготовка аналитического отчета и многое другое. Проектное обучение является эффективным методом обучения будущих юристов. Оно позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и применить их на практике. В процессе проектного обучения студенты работают над реальными юридическими проектами, которые имитируют реальные ситуации. Они изучают законодательство, анализируют судебные решения, консультируют клиентов и разрабатывают правовые документы. Результаты исследования обосновывают значимость методики проектной деятельности в процессе профессионального образования будущего юриста и открывают перспективы в изучении потенциала высшего образования в логике профессионально-личностного роста будущего специалиста.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная конференция, научная деятельность, юридические проекты.

Kostenko O.Yu.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: omaks999@mail.ru;

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROJECT CONFERENCES

FOR FUTURE LAWYERS

The method of project activity is becoming increasingly popular in modern education. This approach is actively used in the training of future lawyers, allowing them to develop not only theoretical knowledge, but also practical skills. Project activity in the training of lawyers is the organization of students' work on real or conditional legal projects. This can be the development of a legal act, participation in the judicial process, preparation of an analytical report and much more. Project-based training is an effective method of training future lawyers. It allows students not only to gain theoretical knowledge, but also to apply it in practice. In the process of project-based learning, students work on real legal projects that simulate real situations. They study legislation, analyze court decisions, consult clients and develop legal documents. The results of the study substantiate the importance of the methodology of project activity in the process

Key words: project activity, project conference, scientific activity, legal projects.

Учебный процесс будущего юриста требует особого внимания и организации. Юридическая сфера является одной из самых ответственных и важных в обществе, поэтому необходимо грамотно подходить к обучению и развитию будущих юристов.

Для эффективной организации учебного процесса студента-юриста необходимо учитывать несколько ключевых аспектов:

Правильное планирование времени. Студентам следует учитывать расписание занятий, учебной практики и самостоятельной работы. Важно учесть, что учебный процесс включает не только посещение лекций и практических занятий, но и самостоятельное изучение материала.

Организация рабочего пространства. Студенту-юристу необходимо иметь удобное и функциональное рабочее место, где он сможет сосредоточиться на учебе. Важно обеспечить наличие необходимой литературы, учебных пособий и современных технических средств для работы.

Постоянное самосовершенствование. Юридическая сфера постоянно развивается и меняется, поэтому студенту-юристу необходимо быть в курсе последних изменений и новостей в области права. Это можно достичь через чтение специализированной литературы, участие в научных конференциях и семинарах, а также через общение с опытными юристами.

Рациональное использование информационных технологий. Современные технологии позволяют значительно упростить и ускорить процесс обучения. Студенты-юристы могут использовать специальные программы и приложения для изучения и систематизации материала, а также для подготовки к экзаменам и защите курсовых работ.

Самоорганизация и дисциплина. Учебный процесс требует от студента-юриста высокой самодисциплины и самоорганизации. Важно уметь правильно распределять время между учебой, отдыхом и личными делами, а также придерживаться установленных сроков выполнения заданий.

В целом, эффективная организация учебного процесса будущего юриста напрямую влияет на его успехи и профессиональное развитие. Студенты-юристы, следуя указанным выше принципам, смогут максимально эффективно использовать свои знания и навыки для достижения поставленных целей.

М.В. Кларин в своем труде «Инновации в обучении: метафоры и модели» сформулировал понятие проектной технологии. Это комплекс учебно-познавательных приёмов, с помощью которых обучаемые в процессе самостоятельной работы решают определенную проблему с представлением результатов. Проект предполагает активную и самостоятельную работу его участников [3, с. 55].

Преимущества применения методов проектной деятельности в обучении будущих юристов очевидны. Во-первых, студенты получают возможность применить свои знания на практике, что способствует лучшему усвоению материала. Во-вторых, работа над проектами позволяет развить у студентов навыки анализа, критического мышления, коммуникации и коллективной работы - все это важные компетенции для успешной юридической практики.

Одним из примеров применения методов проектной деятельности в обучении будущих юристов может быть создание юридической клиники на базе юридического факультета в вузе и проведение на ее основе юридической консультации. Студенты могут разработать кон -цепцию работы консультации, определить ее цели и задачи, изучить нормативные акты, провести анализ судебной практики и т. д. В резуль-

тате такого проекта студенты получат не только теоретические знания, но и практический опыт, который будет полезен им в будущей профессиональной деятельности.

Еще одним способом применения проектной деятельности в процессе обучения будущих специалистов-юристов является проектная конференция.

Проектная конференция для будущих юристов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их организации.

Во-первых, важно определить цель проведения конференции. Цель может быть различной: обмен опытом, обсуждение актуальных проблем, представление исследований и т. д. Четкое определение цели поможет сфокусироваться на основных аспектах организации мероприятия.

М.К. Алиев подчеркивает, что проектная работа предполагает определенную цель, реализация которой происходит в соответствии с последовательностью, описанной в методе [2, с. 131].

Во-вторых, необходимо определить формат конференции. Формат может быть разнообразным: доклады, презентации, панельные дискуссии, круглые столы и т. д. Выбор формата зависит от цели конференции и предпочтений участников.

Третье важное условие - подбор докладчиков и участников конференции. Докладчики должны быть компетентными и иметь опыт в обсуждаемой теме. Участники также должны быть заинтересованы в тематике конференции и иметь возможность внести свой вклад в обсуждение.

Кроме того, необходимо предусмотреть место проведения конференции. Место должно быть комфортным для всех участников, обеспечивать необходимое оборудование для презентаций и докладов.

Особое внимание следует уделить программе конференции. Программа должна быть структурированной, содержать информацию о докладах, времени их проведения, а также предусмотреть время для обсуждения и вопросов.

Не менее важным является продвижение конференции. Необходимо разработать эффективную стратегию продвижения, чтобы при-

влечь целевую аудиторию и заинтересовать ее участием.

И, наконец, организация проектных конференций требует хорошей координации и планирования. Важно учесть все детали и обеспечить их успешную реализацию.

Таким образом, организация проектных конференций для будущих юристов требует четкого определения цели, выбора формата, подбора компетентных докладчиков и участников, предусмотрение комфортного места проведения, разработки структурированной программы, эффективного продвижения и хорошей координации.

В связи с этим важным аспектом исследования, проводимым нами на базе юридического факультета Оренбургского государственного университета, стало проведение в процессе изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» проектной конференции «Премьер проект», в рамках которой обучающиеся старших курсов подготовили пилотные проекты: «Кибермошенничество», «МОиТ1 - приложение будущего», «Студенческая парковка ОГУ», «Униформа для студентов юридического факультета», «Защита подростков от буллинга», «Риск честного знака», «Цифровизация электронных пропусков» и многие другие, затем презентовали присутствующим участникам и членам комиссии. Наиболее успешные проекты студентов получили положительные отзывы и в дальнейшем рекомендованы для реализации с помощью грантовой деятельности.

Проектное обучение также способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков. Студенты учатся работать в команде, обсуждать различные точки зрения и находить компромиссы. Они также развивают навыки исследования и анализа, чтобы предоставить клиентам наиболее полную и точную информацию.

Проектное обучение помогает студентам понять, как применять теоретические знания на практике и решать реальные проблемы. Оно также поможет им развить профессиональные навыки, например умение составлять договоры, вести переговоры и представлять интересы клиентов в суде.

В результате проектного обучения студенты получают ценный опыт работы в юридической сфере, который поможет им успешно начать

свою профессиональную карьеру. Они также развивают критическое мышление и способность анализировать сложные ситуации.

Проектные конференции являются важным инструментом для обмена знаниями и опытом между учеными и юристами. Они позволяют представить новые исследования и проекты, а также получить обратную связь от коллег.

Мнение ученых юристов о проектных кон -ференциях разнится. Некоторые считают их необходимым событием в академической среде, так как они способствуют развитию науки и помогают ученым получить признание. Другие же считают, что конференции являются лишь формальностью, где ученые тратят время на пустые разговоры и презентации, не приносящие реальных результатов.

Тем не менее, проектные конференции имеют свои преимущества. Они позволяют студентам установить контакты с одногруппниками из разных курсов, что может привести к сотрудничеству и совместным исследованиям. Кроме того, конференции предоставляют возможность обсудить актуальные проблемы и тенденции в области юриспруденции.

Однако, некоторые ученые считают, что проектные конференции слишком массовые и не позволяют достаточного времени для обсуждения каждого проекта. Также, некоторые участники конференций могут быть не заинтересованы в представленных проектах, что снижает эффективность обмена знаниями.

В целом, мнение ученых юристов о проектных конференциях разнообразно. Некоторые видят в них возможность для развития и установления контактов, в то время как другие считают их неэффективными и формальными. Однако, проектные конференции все же играют важную роль в академической среде и способствуют развитию науки и юриспруденции, а также развития коммуникативной компетенции будущих юристов.

Коммуникативная компетенция юриста является одним из основных компонентов успешной профессиональной деятельности. Она подразумевает умение эффективно и четко выражать свои мысли и идеи, а также умение слушать и понимать других людей. Юрист должен уметь объяснять сложные правовые вопросы простым и понятным языком, чтобы

его клиенты могли легко усвоить информацию и принять обоснованные решения.

Кроме того, коммуникативная компетенция включает в себя умение устанавливать доверительные отношения с клиентами и коллегами, умение работать в команде и находить компромиссы. Юрист должен быть готов к конструктивному диалогу и быть открытым к разным точкам зрения.

Важным аспектом коммуникативной компетенции юриста является также умение эффективно использовать различные коммуникационные инструменты, такие как письменная и устная речь, а также навыки работы с электронной почтой и другими средствами связи. Юрист должен уметь составлять юридические документы, вести переговоры и представлять интересы своих клиентов в суде.

В целом, коммуникативная компетенция является неотъемлемой частью профессионального успеха юриста. Она позволяет ему эффективно взаимодействовать с клиентами, коллегами и другими участниками юридического процесса, а также успешно решать сложные правовые вопросы.

Проектная деятельность также способствует развитию коммуникативных навыков. Студенты работают в команде, обмениваются идеями, аргументируют свои решения и учатся слушать мнение других. Это помогает им на-

учиться эффективно взаимодействовать с коллегами и решать проблемы в группе.

Проекты в вузе могут быть разнообразными: от научных исследований до разработки новых технологий. Они позволяют студентам применить свои знания на практике и получить ценный опыт работы в своей области. Кроме того, участие в проектах может стать отличным стартом для карьеры и помочь студентам выделиться на рынке труда.

Таким образом, проектное обучение является важным компонентом образования будущих юристов. Оно позволяет им получить практические навыки и опыт, которые необходимы для успешной работы в юридической сфере.

Проектная деятельность в процессе обучения в вузе имеет большое значение. Она помогает студентам применять полученные знания на практике, развивать творческое мышление и коммуникативные навыки. Участие в проектах также дает возможность получить ценный опыт работы в своей области и повысить свои шансы на успешную карьеру. Применение методов проектной деятельности в обучении будущих юристов является эффективным способом развития их профессиональных навыков. Такой подход позволяет студентам не только усвоить теоретический материал, но и применить его на практике, что является важным условием для успешной юридической карьеры.

21.11.2023

Список литературы:

1. Адаева, О.В. Роль правовоспитательной деятельности как общегосударственной задачи во взаимосвязи с патриотическим воспитанием / О.В. Адаева // Modern Science. - 2020. - №7-1. - С. 95-98.

2. Алиева, М.К. Проектная деятельность в профессиональной подготовке будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» / М.К. Алиева // Молодые ученые. - 2014. - №5. - С. 130-134.

3. Ерофеева, Н.Е. Научно-практическая конференция как средство воспитания и образования будущего учителя-словесника (опыт реализации аксиологического подхода в вузе) / Н.Е. Ерофеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №5. - С. 4-6.

4. Каргапольцева, Н.А. Реализация личностно-развивающего потенциала проектирования в образовании как педагогическая проблема / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №12. -С. 21- 28.

5. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 153 с.

6. Наролина, В.И. Подготовка специалиста к межкультурной коммуникации / В.И. Наролина // Высшее образование в России. -2009. - №1. - С. 124-129.

7. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - Спб: Питер, 2003. - 464 с.

8. Худойкина, Т.В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования / Т.В. Худойкина, В.В. Лысенко // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - №1. - С. 124-137.

9. Фомина, М.В. Особенности коммуникации в электронной информационно-образовательной среде в условиях дистанционного обучения / М.В. Фомина, Е.А. Михайлова, О.О. Жеребятьева, О.Я. Соколова, Т.А. Фатеева, С.Д. Борисов, Л.М. Азнабаева, Е.В. Бибарцева, Е.В. Лискова, И.Э. Ляшенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. - №2 (234). -С. 98-102.

10. Чарикова, И.Н. Научно-проектная деятельность студентов в компетентностном образовании / И.Н. Чарикова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 10 (210). - С. 158-162.

References:

1. Adaeva O.V. (2020) The role of legal education as a national task in connection with patriotic education. Modern Science, No. 7-1, pp. 95-98.

2. Alieva M.K. (2014) Project activity in the professional training of future bachelors in the profile «jurisprudence». Young scientists, No. 5, pp. 130-134.

3. Yerofeeva N.E. (2011) Scientific and practical conference as a means of upbringing and education of a future teacher of literature (experience in implementing the axiological approach in higher education). Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 5, p. 4-6.

4. Kargapoltseva N.A., Maslikova E.F. (2016) Realization ofthe personal development potential of design in education as a pedagogical problem.

Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 12, pp. 21-28.

5. Klarin M.V. (1997) Innovations in learning: metaphors and models. M.: Nauka, 153 p.

6. Narolina V.I. (2009) Preparing a specialist for intercultural communication. Higher education in Russia, No. 1, pp. 124-129.

7. Romanova E.S. (2003) 99 popular professions. Psychological analysis and occupational diagrams. St. Petersburg: Peter, 2003, 464 p.

8. Khudoikina T.V., Lysenko V.V. (2007) Development of clinical training as an important component of modernization of legal education. Integration of education, Vol. 21, No. 1, pp. 124-137.

9. Fomina M.V., Mikhailova E.A., Zherebyatyeva O.O., Sokolova O.Ya., Fateeva T.A., Borisov S.D., Aznabaeva L.M., Bibartseva E.V., Liskova E.V., Lyashenko I.E. (2022) Features of communication in electronic information technologyeducational environment in terms of distance learning. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 2 (234), pp. 98-102.

10. Charikova I.N. (2017) Scientific and project activity of students in competence-based education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 10 (210), pp. 158-162.

Сведения об авторах: Костенко Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Оренбургского государственного университета

E-mail: оmaks999@mail.ru ORCID ID 0000-0002-6510-5140

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.