Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1176
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СТУДЕНТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Елена Александровна

Рассмотрен популярный и зарекомендовавший себя на практике метод проектов в контексте его применения в деятельности органов государственной и муниципальной власти по разработке проектов нормативных правовых актов, деятельности общественных организаций, задействованных в правовой сфере, практикующих юристов, деятельности университетов и студентов. Обоснована возможность применения проектного метода в практической юридической деятельности, а также в процессе обучения молодых специалистов как одного из самых эффективных методов осуществления указанной деятельности. Применен сравнительный метод при рассмотрении зарубежного опыта, а также анализ при рассмотрении возможностей применения проектного метода применительно к каждой из названных сфер. Синтез применен при обобщении различных направлений участия студентов в проектной деятельности. В ходе исследования сформулирована авторская классификация видов проектной деятельности в юриспруденции с учетом ключевого лица, осуществляющего проектную деятельность, а также масштаба проекта. Результаты данного исследования применимы как в рамках указанных областей проектной деятельности, сформулированных в исследовании, так и при обучении специалистов в сфере юриспруденции в рамках формирования у них новых компетенций - навыка работы с проектами. Результаты исследования могут найти применение в общем виде и в других областях знания, поскольку рассматриваемый метод не связан лишь с юридической деятельностью. Сделан вывод о том, что реализация проектов происходит по различным направлениям, имея различные цели, и их наиболее эффективное достижение возможно при участии различных субъектов: органов власти, общественных организаций, бизнеса, учебных заведений (школ, колледжей, техникумов, вузов), студентов, обучающихся по юридическим и неюридическим специальностям, и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FEATURES OF PROJECT ACTIVITY IN LEGAL SCIENCE AND EDUCATION

We consider the popular and proven method of projects in the context of its application in the activities of state and municipal authorities in the development of draft regulations, the activities of public organizations involved in the legal field, practicing lawyers, the activities of universities and students. We substantiate the possibility of using the project method in practical legal activities, as well as in the process of training young professionals as one of the most effective methods for implementing this activity. We apply the comparative method when considering foreign experience, as well as analysis when considering the possibilities of applying the project method in relation to each of these areas. Synthesis is used to generalize various areas of student participation in project activities. In the course of the study, the author’s classification of types of project activities in jurisprudence is formulated, taking into account the key person carrying out project activities, as well as the scale of the project. The results of this study are applicable both within the specified areas of project activities formulated in the study, and in the training of specialists in the field of jurisprudence as part of the formation of new competencies in them - the skill of working with projects. The results of the study can be used in general terms in other areas of knowledge, since the method under consideration is not associated only with legal activity. We conclude that the implementation of projects takes place in different directions, having different goals, and their most effective achievement is possible with the participation of various actors: authorities, public organizations, businesses, educational institutions (schools, colleges, technical schools, universities), students who are trained in legal and non-legal specialties, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2022. Т. 6. № 4 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2022, vol. 6, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, EBSCO, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 340

Б01 10.20310/2587-9340-2022-6-4-523-531 Шифр научной специальности 5.1.1

Особенности методологии проектной деятельности в юридической науке и образовании

О ЛАРИНА Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392000 г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, (ЖСГО: 0000-0002-5892-1959, ya.lari2011i@yandex.ru

Аннотация

Рассмотрен популярный и зарекомендовавший себя на практике метод проектов в контексте его применения в деятельности органов государственной и муниципальной власти по разработке проектов нормативных правовых актов, деятельности общественных организаций, задействованных в правовой сфере, практикующих юристов, деятельности университетов и студентов. Обоснована возможность применения проектного метода в практической юридической деятельности, а также в процессе обучения молодых специалистов как одного из самых эффективных методов осуществления указанной деятельности. Применен сравнительный метод при рассмотрении зарубежного опыта, а также анализ при рассмотрении возможностей применения проектного метода применительно к каждой из названных сфер. Синтез применен при обобщении различных направлений участия студентов в проектной деятельности. В ходе исследования сформулирована авторская классификация видов проектной деятельности в юриспруденции с учетом ключевого лица, осуществляющего проектную деятельность, а также масштаба проекта. Результаты данного исследования применимы как в рамках указанных областей проектной деятельности, сформулированных в исследовании, так и при обучении специалистов в сфере юриспруденции в рамках формирования у них новых компетенций - навыка работы с проектами. Результаты исследования могут найти применение в общем виде и в других областях знания, поскольку рассматриваемый метод не связан лишь с юридической деятельностью. Сделан вывод о том, что реализация проектов происходит по различным направлениям, имея различные цели, и их наиболее эффективное достижение возможно при участии различных субъектов: органов власти, общественных организаций, бизнеса, учебных заведений (школ, колледжей, техникумов, вузов), студентов, обучающихся по юридическим и неюридическим специальностям, и т. д.

Ключевые слова

проектная деятельность, проект, юридическая деятельность, органы власти, студенты, общественные организации

Для цитирования

Ларина Е.А. Особенности методологии проектной деятельности в юридической науке и образовании // Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 4. С. 523-531. Б01 10.20310/2587-9340-20226-4-523-531

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-4-523-531

Methodology features of project activity in legal science and education

© Elena A. LARINA,

Candidate of Pedagogy, Candidate of Law, Associate Professor of Theory and History of State and Law Department of Institute of Law and National Security, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-5892-1959, ya.lari201 l@yandex.ru

Abstract

We consider the popular and proven method of projects in the context of its application in the activities of state and municipal authorities in the development of draft regulations, the activities of public organizations involved in the legal field, practicing lawyers, the activities of universities and students. We substantiate the possibility of using the project method in practical legal activities, as well as in the process of training young professionals as one of the most effective methods for implementing this activity. We apply the comparative method when considering foreign experience, as well as analysis when considering the possibilities of applying the project method in relation to each of these areas. Synthesis is used to generalize various areas of student participation in project activities. In the course of the study, the author's classification of types of project activities in jurisprudence is formulated, taking into account the key person carrying out project activities, as well as the scale of the project. The results of this study are applicable both within the specified areas of project activities formulated in the study, and in the training of specialists in the field of jurisprudence as part of the formation of new competencies in them - the skill of working with projects. The results of the study can be used in general terms in other areas of knowledge, since the method under consideration is not associated only with legal activity. We conclude that the implementation of projects takes place in different directions, having different goals, and their most effective achievement is possible with the participation of various actors: authorities, public organizations, businesses, educational institutions (schools, colleges, technical schools, universities), students who are trained in legal and non-legal specialties, etc.

Keywords

project activity, project, legal activity, authorities, students, public organizations

For citation

Larina E.A. Osobennosti metodologii proyektnoy deyatel'nosti v yuridicheskoy nauke i obrazovanii [Methodology features of project activity in legal science and education], Aktual'nye problemy gosudarsh'a i prava - Current Issues of the State and Law, 2022, vol. 6, no. 4, pp. 523-531. DOI 10.20310/2587-9340-2022-64-523-531 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Введение. Постановка проблемы

В настоящее время в России действует Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. Данный документ является одним из основополагающих в сфере образования. Одной из целей данной доктрины является повышение качества образования. Путей достижения данной цели множество. Одним из них является привлечение учащихся к участию в проектной деятельности.

Одной из известных книг в сфере исследования специфики проектной деятельности является «Управление проектами: основы профессиональных знаний, национальные требования к компетенции специалистов»,

выпущенная Российской ассоциацией управления проектами в 2010 г. В этой книге дано следующее определение проекта: «Проект -это комплекс взаимосвязанных работ, обеспечивающих достижение конкретным лицом или организацией заданных целей проекта в рамках составленного расписания и выделенного бюджета, а также соблюдение прочих условий и ограничений» [1, с. 12]. Данное определение носит универсальный характер для проектов всех типов. (А их классификация достаточно обширна: в зависимости от сложности, длительности и пр.)

Результаты исследования

Перспективность проектной деятельности была обоснована в США в XX веке

Дж. Дьюи и его учеником У.Х. Килпатри-ком. У.Х. Килпатрик высказался о таком подходе следующим образом: «Это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке» (цит. по: [2, с. 61]). Практически одновременно к методу проекта обратились и отечественные ученые. Педагог С.Т. Шацкий стал своего рода экспериментатором в данной деятельности. Начиная с 1905 г., он ориентировал учеников на их участие в проектно-иссле-довательской деятельности. Его идеи были затем восприняты властью. Но с 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) подобный подход в обучении был раскритикован, и длительное время к нему не обращались.

В зарубежных странах при этом активно использовался метод проектов, в то время как в России он находился в состоянии застоя. В современной России вновь осуществлен возврат к методу проектов, осознана его оправданность и востребованность.

Особое значение проектная деятельность приобретает для студентов, поскольку они уже непосредственно осваивают ту профессию, которую желают получить в будущем. Освоение навыков любой профессии невозможно при этом без практической составляющей, а такую составляющую содержит, в том числе, и проектная деятельность. Проследим особенности такой деятельности на примере юридической сферы. Как уже было отмечено выше, проекты подразделяются по множеству оснований. Выделим в качестве отдельного вида правовые проекты (проекты правовой направленности).

Что же представляет собой правовой проект и чем он отличается от проектов иных типов? Главное отличие касается его реализации в правовой среде. Используются правовые инструменты, знания в области теории права, законодательства, правоприменительной практики. Заметим также, что правовые проекты - это проекты, реализуемые не только в сфере образования.

Студенты юридических специальностей, юристы, адвокаты и пр. как никто другой участвуют в правовой жизни общества. Правовая жизнь общества представляет собой различные виды и формы деятельности

субъектов в сфере права, которые направлены на реализацию личных, групповых и публичных интересов [3, с. 169]. Правовая жизнь состоит из теории и практики. Вопрос состоит в том, каким образом будет усваиваться теория и каким образом следует действовать на практике. Одного лишь изучения учебного материала, судебной практики, законодательства недостаточно. Студентов, юристов, общество следует уметь вовлечь в правовую жизнь.

Проектная деятельность может проводиться локально (например, на территории одного субъекта РФ, между университетами, в отношении отдельных субъектов), так и иметь большой охват аудитории. Так, в России действует постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», содержащее основы по регулированию внедрения национальных, федеральных, региональных, ведомственных проектов1. Суть данных проектов - это целеполагание, то есть определяются цели, которые необходимо достичь в той или иной сфере. Также определяется круг задач, какие мероприятия следует провести, какие субъекты будут ответственны за реализацию того или иного проекта, с участием каких субъектов будет происходить его реализация и т. п.

При разработке проектов (национального масштаба, регионального и пр.) следует опираться на действующее законодательство, учитывать материальную, техническую составляющую. Таким образом, подобные проекты должны учитывать не только право, но и иные сферы (экономику, политику и т. д.). Иными словами, ставится вопрос: «Возможно ли сделать это»? Если в настоящее время невозможно, то разработать план действий, которые сделают реализацию возможной. То есть любой проект ориентирован на будущее. Все проекты имеют указание, в какой период они будут реализовы-ваться и на каком этапе какие цели нужно достичь, что для этого нужно сделать.

1 Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (10.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. 5нояб. №45. Ст. 6947.

Можно сказать, что подобные проекты носят обобщенный характер (в них указания, какие конкретно действия необходимо совершить), они являются декларативными.

Проекты федерального, регионального масштаба разрабатывают не только органы власти. В этом процессе активно участвуют некоторые общественные организации. Например, отдельную роль в разработке проектов федерального значения в 2008-2010 гг. (время экономического кризиса) сыграла российская ассоциация акционерно-коммер-ческих промышленно-строительных банков «Россия». Ею был разработан не один проект нормативных правовых актов [4, с. 87]. То есть общественные организации выдвигают свой вариант проекта нормативного акта, а соответствующий орган власти анализирует его, дорабатывает и по возможности принимает.

Таким образом, данные проекты имеют более масштабный характер, в реализации данных проектов участвуют органы власти, более «популярные» общественные организации. При этом основой для последующих реализаций масштабных проектов служат проекты меньшего масштаба, которые формируют и развивают профессиональные, коммуникативные навыки, способствуют социальной активности.

Большую нагрузку в организации проектной деятельности несут в себе общественные организации, существующие в лоне права, юриспруденции. В числе таких организаций самой популярной является Ассоциация юристов России, имеющая множество территориальных региональных отделений. Таким образом, проекты, которые разрабатываются при участии данной общественной организации, имеют как федеральное значение, так и региональное (то есть в конкретном субъекте РФ определяются свои задачи, которые требуют разрешения). В качестве примера проекта федерального масштаба можно назвать проект «Защита социальных, трудовых прав граждан и малого бизнеса», который стал победителем Фонда президентских грантов в 2021 г.2 Суть дан-

2 Ассоциация юристов запускает проект бесплатной правовой помощи. URL: https://rg.ru/2021/02/10/ associaciia-iuristov-rossii-zapustila-proekt-besplatiioj-pra-vovoj-pomoshchi.html.

ного проекта заключается, во-первых, в том, чтобы помочь разрешить на безвозмездной основе правовой вопрос. Причем вопрос, с которым столкнулось не только физическое лицо (а именно на физических лиц и делается упор в большинстве случаев, поскольку они наиболее часто обращаются за правовой помощью к общественным организациям, юридическим клиникам), но и юридические лица. Учитывая, что в названии проекта фигурируют субъекты малого бизнеса, то полагается, что потенциальными клиентами могут стать индивидуальные предприниматели, и это объяснимо, поскольку именно у малого бизнеса, у начинающих предпринимателей недостает того уровня правовой поддержки, которая существует у среднего и крупного бизнеса. Во-вторых, планируется правовое просвещение населения.

Тамбовским региональным отделением «Ассоциации юристов России» также реали-зовывается множество проектов. Так, организацией на территории Тамбовской области был реализован проект «Правовое просвещение и защита прав граждан в сфере труда и занятости в Тамбовской области». Его актуальность связана с распространением новой коронавирусной инфекции, возникшими на фоне данной инфекции проблемами в сфере труда и занятости.

Еще одной общественной организацией в сфере юриспруденции можно назвать Межрегиональную общественную организацию «Молодые юристы», целевой группой которой выступает в основном молодежь.

Но реализация общественными организациями социально-значимых проектов в области юриспруденции с трудом может происходить вне поддержки государства. При этом речь идет не только о финансовой стороне вопроса. Так, представители органов власти могут дать необходимую информацию для целевой аудитории.

Таким образом, общественные организации в качестве направления того или иного проекта выбирают наиболее актуальную, сложную, проблемную сферу, ставят соответствующие задачи и достигают поставленные цели.

Что касается проектов, реализуемых юристами, то такие проекты, как правило, связаны с бизнесом. Например, проект по

приобретению какого-либо актива. Особенность проектной деятельности такого юриста заключается в том, что он сотрудничает с иными подразделениями, отделами. При этом считается, что деятельность в проектной сфере для юриста представляет собой сравнительно небольшой процент работы. Но здесь вопрос скорее в том, что следует считать под проектной деятельностью. Например, следует ли рассматривать планирование судебной деятельности как проект? Полагаем, что в настоящее время это возможно, поскольку с развитием справочно-правовых систем стали доступными многие решения судов. Анализ данных решений позволяет действовать таким образом, а не другим.

Т. Одабашян описывает проекты, реализуемые юристами в бизнес-сфере, следующим образом.

Проект проходит несколько стадий. Среди них:

1) подготовительный.

На данном этапе прогнозируются возможные риски, определяется круг ответственных субъектов, оформляется бизнес-кейс;

2) определение с вариантом (вариантами) решения.

Из нескольких вариантов выбирается наиболее оптимальный, а также выбираются способы его реализации;

3) реализация проекта.

К этому этапу привлекаются практически все структурные подразделения компании. Он является самым объемным и сложным, поскольку теория сталкивается с практикой, возможно появление тех рисков, которые изначально не фигурировали. Желательно составлять карту рисков с описанием способов их избежания;

4) приведение всех процессов, существующих в той или иной компании, в соответствие с реализуемым проектом;

5) стадия стабильности3. Полагаем, что на данной стадии проект либо уже реализован (имеется в виду проект, который реализуется в конкретный промежуток времени), либо сотрудники привыкли к новым услови-

3 Искусство управления проектами. URL: http:// legaliiisight.ra/iskiisstvo-upravleniya-proektami/

ям (если проект не ограничен временными рамками).

Вообще, если в компании юрист вместе иными сотрудниками, структурными подразделениями принимает активное участие в проектной деятельности, то и компания будет более успешной. Однако такого рода деятельность более характерна для крупных компаний, нежели для малого и среднего бизнеса. К слову, в европейских странах подобная практика весьма популярна и активно используется.

Но, как правило, юрист участвует именно в бизнес-проектах. В более масштабных проектах они участвуют сравнительно редко.

Довольно часто в проектах юридической направленности принимают участие учащиеся. Проектная деятельность в образовательной сфере требует отдельного внимания, поскольку она является важной составляющей обучения. Данной теме посвящено множество научных статей, книг, диссертаций и прочих научных работ. Во всех таких работах авторы приходят к выводу о необходимости участия учащихся в проектной деятельности, расхождения существуют лишь в вопросах, каким образом следует это делать. Например, в 20-е гг. XX века учащиеся занимались исключительно проектной деятельностью, в рамках которой решались те или иные задачи, ставились те или иные вопросы. Уроков как таковых и не было, а были лишь консультации учеников с учителями. Итогом такого эксперимента стало падение уровня базовых знаний учеников. Поэтому следует говорить об умеренности участия школьников, студентов в проектной деятельности и недопущении полного замещения «классических» уроков на проектную деятельность.

Проект - это практическая составляющая процесса. Юрист - это такая профессия, которая не может существовать исключительно на теоретической составляющей. Важна практика, о нюансах которой в учебниках по праву часто не говорится. В данном случае уместно привести следующее выражение: «Знания приходят с опытом». Подобный опыт можно получить в процессе участия в практической деятельности.

Уже длительное время действуют государственные образовательные стандарты

федерального уровня, предполагающие осуществление проектной деятельности в ходе образовательного процесса.

В 2022 г. в России планируется внедрить в образовательную среду нового метода обучения - метода проекта. Необходимость использования данного метода обосновывается Министерством науки и высшего образования РФ тем, чтобы привести содержание образования к реалиям рынка.

Основываясь на классификации проектов, предложенной Е.С. Полат, полагаем, что студенты-юристы могут участвовать в проектах следующих видов:

- исследовательские (студент пишет научно-исследовательскую работу);

- информационные (студентом осуществляется сбор, анализ и обобщение информации теоретического плана, а также существующей практики, на основе которых делаются соответствующие выводы, предложения);

- творческие (развивают творческие навыки студентов во взаимосвязи с их будущей профессиональной деятельностью);

- телекоммуникационные (проекты реализуются при помощи информационных технологий);

- прикладные, то есть практико-ориен-тированные проекты, которые имеют под собой целью получить конкретный продукт (например, в виде повышения правовой грамотности населения) [5, с. 4].

Соответственно, в более сложных проектах участвуют студенты старших вузов, поскольку для них задача - получить знания и умения практического плана, которые пригодятся им непосредственно в осуществлении в профессиональной деятельности. Для студентов младших курсов, а также для школьников первоочередной целью для начала должна быть цель формирования правового сознания, правовой культуры. Так, довольно популярными являются социально направленные проекты, популяризирующие право. Например, проекты «Знай свои права», «Я имею право», «Закон и мы» и пр. Подобные проекты развивают правовое сознание, формируют правовую культуру, а также закладывают в школьнике, студенте основополагающие знания в области права.

Как правило, все высшие учебные заведения и средние учебные заведения, обучающие по специальности «Юриспруденция» в качестве проектной деятельности используют:

1) проекты, представляющие собой создание студентами ранее не существовавшего продукта, при помощи которого возможно решить ту или иную задачу, достигнуть ту или иную цель. Проекты могут реа-лизовываться как в стенах одного учебного заведения, так и в партнерстве с другими учебными заведениями, общественными организациями, органами государственной и муниципальной власти, юридическими лицами и пр.;

2) проектные семинары, представляющие собой аудиторное занятие и нацеленные на подготовку обучающихся к реализации при их участии отдельных проектов в области права;

3) подготовку и участие в конкурсах, представляющих собой дополнительную форму проектной деятельности, организуются при помощи педагогов, тренеров;

4) юридическую клинику, в рамках которой студенты под контролем преподавателя оказывают бесплатную правовую помощь.

И.А. Маланов и Б.А. Бальжиев, проведя экспериментальную работу среди студентов-юристов по реализации двух видов учебных проектов, пришли к следующим выводам.

Во-первых, посредством интеллектуально-информационного проекта происходит сбор необходимой информации о том или ином объекте, явлении, затем происходит анализ и обобщение такой информации, которая в последующем представляется аудитории. Он является более предпочтительным для студентов, обучающихся на государстве нно-правовом профиле. Объясняется это следующим. Многим государственным и муниципальным служащим в профессиональной деятельности приходится участвовать в разработке законопроектов. Для того чтобы получить результат в виде законопроекта, необходимо провести определенную работу, а именно, определить необходимость принятия соответствующего закона, подзаконного акта, проверить, не существует ли уже такой закон, подзаконный акт, не

будет ли будущий закон противоречить вышестоящим законам и пр.

Во-вторых, посредством практико-ориен-тированного проекта происходит воздействие на профориентацию. Главным критерием оценки в данном случае называется практическая польза получаемого продукта, поскольку он способен решить ту или иную насущную проблему [6, с. 82].

В качестве интеллектуально-информационного проекта, например, можно отнести составление таблицы, схемы по теме «Виды юридических лиц». По каждому виду выделить:

- субъектный состав;

- основания создания;

- вопросы распоряжения имуществом;

- особенности управления;

- специфику распределения расходов и доходов;

- ответственность.

В данном случае как таковой новый продукт не образовывается, но таблица помогает усвоить имеющуюся информацию по представленной тематике. Для этого студенту необходимо собрать, проанализировать, сгруппировать имеющуюся информацию.

Практико-ориентированный проект сложнее, поскольку предполагает создание нового продукта. Например, организация проекта по правовому просвещению. Для этого требуется не только обладание юридическими знаниями на должном уровне, но и умение взаимодействовать с иными субъектами (органами власти, гражданами и пр.).

При этом педагогически ценным является то, что продукт проектной деятельности студента является результатом опредмечивания его субъектного опыта и познавательных интересов. Важная особенность состоит в том, что в процессе проектно-исследова-тельской деятельности студент, как правило, создает уже известный в контексте истории, культуры, права, но новый для себя (субъективно неизвестный) продукт [7, с. 246].

Помимо использования метода проекта в обучении студентов, необходимо также обращать внимание на методы преподавания

права. Они могут выступать или как составная часть технологии, или как самостоятельный инструмент педагогической деятельности [8, с. 189].

B.C. Никольский и другие ученые ключевыми принципами проектной деятельности называют ориентирование на решение практических проблем и междисциплинар-ность [9, с. 59]. Таким образом, во-первых, проблема, которую требуется решить, должна быть связана с реальным миром, что обеспечит взаимосвязь университета, студентов с иными заинтересованными лицами; во-вторых, междисциплинарный характер позволит подойти к разрешению проблемы комплексно, а не только с правовой точки зрения.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация проектов в юридической сфере выглядит следующим образом:

1) в зависимости от ключевого субъекта:

- реализуемые органами власти (государственной и муниципальной);

- реализуемые юристами, адвокатами;

- реализуемые с участием учащихся (школьников, студентов, абитуриентов);

2) в зависимости от масштабов:

- национальные;

- региональные;

- местные;

- локальные.

Таким образом, и реализация проектов происходит по различным направлениям, имея различные цели (направленность на получение прибыли, правовое просвещение, защита прав граждан и пр.).

Реализация того или иного проекта по мере возможности должна происходить с участием различных субъектов: органов власти, общественных организаций, бизнеса, учебных заведений (школ, колледжей, техникумов, вузов), студентов, обучающихся по юридическим и неюридическим специальностям, и т. д. Вовлечение в работу большего количества субъектов будет способствовать более быстрому достижению цели.

Список источников

1. Управление проектами: основы профессиональных знаний, национальные требования к компетенции специалистов / под ред. В.И. Воропаева. М., 2010. 246 с.

2. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. JL: Брокгауз-Ефрон, 1926. 88 с.

3. Ларина Е.А., Абрамова П.В. Правовая жизнь n правовая политики в современном государстве // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Уфа, 2017. Ч. 2. С. 168-172.

4. Ларина Е.А., Кузнецова В.А. Политическая роль общественных объединений на примере Тамбовского региона // Правовое регулирование в условиях модернизации государственности: национальный и международный аспекты: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2017. С. 86-91.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 4-8.

6. А/аланов H.A., Балъжиев БА. Проектная деятельность как средство повышения профессиональной подготовки будущих юристов // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 80-85.

7. Ларина Е.А. Проектные технологии как средство формирования экологической культуры студентов средних специальных учебных заведений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 241-246.

8. Рыжкова II.В. и др. Значение проектной деятельности в профессионально-правовой подготовке студентов, осуществляемой в рамках технологии проектного обучения дисциплины «Правоведение» // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). С. 187-189.

9. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / под ред. J1.A. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М„ 2018. 154 с.

References

1. Voropayev V.I. (ed.). Upravleniye proyektami: osnovy professional 'nvkh znaniy, natsional 'nyye trebova-niva k kompetentsii spetsialistov [Project Management: Basics of Professional Knowledge, National Requirements for the Competence of Specialists]. Moscow, 2010, 246 p. (In Russian).

2. Kagarov E.G. Metod provektov v trudovov shkole [Method of Projects in the Labor School]. Leningrad, Brockhaus-EfronPubl., 1926, 88 p. (In Russian).

3. Larina E.A., Abramova P.V. Pravovaya zliizn' i pravovaya politiki v sovremennom gosudarstve [Legal life and legal policy in the modern state]. Sbornik statev Mezhdunarodnov nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy sovremennvkh integratsionnvkh protsessov i puti ikh resheniva»: v 2 ch. [Collection of Works of the International Scientific and Practical Conference "Problems of Modern Integration Processes and Ways to Solve Them": in 2 pts], Ufa, 2017, pt 2, p. 168-172. (InRussian).

4. Larina E.A., Kuznetsova V.A. Politicheskaya rol' obshchestvennykh ob'yedineniy na primere Tambovsko-go regiona [The political role of public associations on the example of the Tambov region], Sbornik statev Mezhdunarodnov nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pravovove regulirovaniye v uslovivakh modernizat-sii gosudarsh'ennosti: natsional 'nyy i mezhdunarodnyy aspekty» [Collection of Works of the International Scientific and Practical Conference "Legal Regulation in the Conditions of Statehood Modernization: National and International Aspects"]. Chelyabinsk, 2017, pp. 86-91. (InRussian).

5. Polat E.S. Metod proyektov na urokakh inostrannogo yazyka [Project method in foreign language lessons]. Ino-strannvye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2000, no. 3, pp. 4-8. (In Russian).

6. Malanov I.A., Bal'zhiyev B.A. Proyektnaya deyatel'nost' kak sredstvo povysheniya professional'noy pod-gotovki budushchikh yuristov [Project activities as a means of improving vocational training of future lawyers]. Vestnik Burvatskogo gosudarsh'ennogo universiteta - The Buryat State University Bulletin, 2017, no. 4, pp. 80-85. (In Russian).

7. Larina E.A. Proyektnyye tekhnologii kak sredstvo fonnirovaniya ekologicheskoy kul'tury studentov sred-nikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy [Design technology as form of ecological culture of students of secondary specialized schools]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review: Series Humanities, 2013, no. 4 (120), pp. 241-246. (In Russian).

8. Ryzhkova I.V. et al. Znacheniye proyektnoy deyatel'nosti v professional'no-pravovoy podgotovke studentov, osushchestvlyayemoy v ramkakh tekhnologii proyektnogo obucheniya distsipliny «Pravovedeniye» [Importance of the project activities in vocational training students legal implemented under technology project learning courses "Law"]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2016, no. 10 (52), pp. 187-189. (In Russian).

9. Evstratova L.A., Isayeva N.V., Leshchukov O.V. (eds.). Proyektnoye obucheniye. Praktiki vnedreniya v universitetakh [Project-based learning. Implementation Practices at Universities]. Moscow, 2018, 154 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.07.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.08.2022 Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2022

Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.