Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА К ПРОВОДИМЫМ ПРОЦЕДУРАМ'

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА К ПРОВОДИМЫМ ПРОЦЕДУРАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зелепукин Роман Валерьевич, Липунцова Анна Владимировна

Посвящено актуальным вопросам правового регулирования проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов и решений. Данная процедура имеет особую значимость для выбора оптимального способа правового регулирования, способствует недопущению утверждения избыточных и необоснованных обязывающих и запрещающих правовых норм в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Цель исследования заключалась в анализе порядка проведения оценки регулирующего воздействия. В рамках написания работы использовались как общие, так и специально-юридические научные методы: анализ, синтез, формально-юридический метод, юридическая герменевтика и ряд других. Проанализированы понятие и цели оценки регулирующего воздействия. При этом обращено внимание на отсутствие единой закрепленной в законодательстве дефиниции «оценка регулирующего воздействия». Предложено определить на законодательном уровне перечень принципов, на которых основывается данная процедура. В итоге исследования отмечена высокая социальная значимость оценки проектов нормативных правовых актов и решений, отмечая результаты, к которым приводит ее реализация на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зелепукин Роман Валерьевич, Липунцова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY IMPACT ASSESSMENT: LEGAL REGULATION ISSUES AND INVOLVEMENT OF BUSINESS COMMUNITY IN THE PROCEEDINGS

This work is devoted to current issues of legal regulation of the procedure for assessing the regulatory impact in relation to draft regulatory legal acts and decisions. This procedure is of particular importance for choosing the optimal method of legal regulation, contributes to the prevention of the approval of excessive and unreasonable binding and prohibiting legal norms in the field of entrepreneurial and other economic activities. The purpose of study is to analyze the procedure for conducting a regulatory impact assessment. Within the framework of writing the work, both general and special legal scientific methods are used: analysis, synthesis, formal legal method, legal hermeneutics and a number of others. We analyze the concept and objectives of regulatory impact assessment. At the same time, we draw attention to the absence of a unified definition of “regulatory impact assessment” enshrined in the legislation. We propose to define at the legislative level a list of principles on which this procedure is based. As a result of study, we note the high social significance of the assessment of draft regulatory legal acts and decisions, we note the results that its implementation in practice leads to.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА К ПРОВОДИМЫМ ПРОЦЕДУРАМ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 19 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 19 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html

ISSN 2587-9340

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 342

DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-19-388-399 Шифр научной специальности 12.00.01

© Зелепукин Р.В., Липунцова A.B., 2021

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА К ПРОВОДИМЫМ ПРОЦЕДУРАМ

1 2 Р.В. Зелепукин , A.B. Липунцова

| 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392036, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

1 lexcomlex(®y andex. га 2а n па -1 i р Ш1СО \ а а \ а ndc \. га

Аннотация. Посвящено актуальным вопросам правового регулирования проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов и решений. Данная процедура имеет особую значимость для выбора оптимального способа правового регулирования, способствует недопущению утверждения избыточных и необоснованных обязывающих и запрещающих правовых норм в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Цель исследования заключалась в анализе порядка проведения оценки регулирующего воздействия. В рамках написания работы использовались как общие, так и специально-юридические научные методы: анализ, синтез, формально-юридический метод, юридическая герменевтика и ряд других. Проанализированы понятие и цели оценки регулирующего воздействия. При этом обращено внимание на отсутствие единой закрепленной в законодательстве дефиниции «оценка регулирующего воздействия». Предложено определить на законодательном уровне перечень принципов, на которых основывается данная процедура. В итоге исследования отмечена высокая социальная значимость оценки проектов нормативных правовых актов и решений, отмечая результаты, к которым приводит ее реализация на практике.

Ключевые слова: оценка регулирующего воздействия, публичное управление, государственное регулирование, регуляторная политика, проекты нормативных правовых актов

Благодарности: Подготовлено в рамках реализации проекта «Развитие и совершенствование правовых условий привлечения предпринимательского сообщества к проводимой в Тамбовской области оценке регулирующего воздействия», поддержанного по итогам областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2020 года» и выполняемого на основании Соглашения № 7-МУ-20 за счет средств областного бюджета.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства является совершенствование системы государственного управления.

Развитие экономических отношений, новых сфер предпринимательства, требующих правового регулирования, цифровизация бизнес-процессов требуют оптимизации сложившихся подходов к урегулированию происходящих изменений, а главное - поиска новых методов публичного управления и взаимодействия бизнеса, общества и государства.

За последнее десятилетие российским правительством в этом направлении сделано немало. Правовые основы изменений были инициированы Президентом Российской Федерации в известных майских указах1. Именно тогда был дан новый импульс развитию института оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ).

Хотя активные обсуждения по его внедрению в России начались еще в начале 2000-х гг., когда появились первые экспертные исследования и научные публикации по ОРВ, проводились конференции и «круглые столы» по проблемам использования мирового опыта в данной сфере и его применения в российских реалиях. В это же время от представителей общественности и органов государственной власти поступают инициативы о законодательном закреплении экспертной деятельности в отношении проектов нормативных правовых актов, что вылилось в пилотный проект по внедрению института ОРВ в Республике Северная Осетия - Алания. Дальнейшим важным этапом стало формирование в структуре Министерства экономического развития РФ специального структурного подразделения, которому были подведом-

1 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Российская газета. 2012. № 102.

ственны вопросы по ОРВ, - Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия.

Отметим, что на данный момент нет закона, напрямую определяющего основы анализируемого нами института. Вместе с тем разработан достаточно большой объем нормативных правовых актов, в которых зафиксирована сфера, цель данной процедуры, порядок ее осуществления2.

Обратим внимание, что пока отсутствует нормативно закрепленное определение института ОРВ. В связи с этим различными субъектами данная процедура интерпретируется по разному.

Так, в теории ОРВ рассматривается с разных позиций, но, безусловно, в одном едином ключе. С экономической точки зрения сущность данного института исследуется Д.О. Дерманом, В.Ф. Исламут-диновым, В.В. Колеговым, Г.А. Насыровой, A.B. Немец, С.А. Полещу-ком, А.Р. Шафинской и др. В социологии это работы A.B. Минаева, В.В. Просвирова, P.A. Смирновой и др. В рамках анализа политологических проблем аспекту ОРВ также уделяется внимание такими учеными, как Е.В. Барашева, Е.А. Вакулюк, A.B. Волкова, Е.А. Капогузов, Ю.Ю. Рыбко и др. Среди правовых исследований можно выделить работы ДА. Андреевой, A.A. Арнаутовой, ДА. Душаковой, A.B. Петренко, A.C. Фадеевой и др.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов: Федеральный закон от 02.07.2013 № 176-ФЗ // Российская газета. 2013. № 148; О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7491; Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия: Приказ Министерства экономического развития РФ от 27.05.2013 № 290 // Российская газета. 2013. № 184; О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 159: Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.07.2016 № 471. Доступ из СПС «Гарант».

При этом отметим, что в большей степени институт ОРВ изучается с экономических подходов. В юриспруденции же, как правило, данный институт анализируется в контексте иных, смежных проблем и вопросов - государственного управления и контроля в рамках административного права, общей сущности правового регулирования и правотворческой деятельности в теории государства и права, как форма продвижения общественных интересов в конституционном праве, как одно из направлений деятельности Центрального Банка РФ в рамках финансового права.

Итак, приведем несколько примеров дефиниции «оценка регулирующего воздействия» как из теории, так и практики.

Рассматривая правовые аспекты ОРВ, ДА. Андреева считает, что это «процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативно-правовых актов с целью выявить в них положения, приводящие к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, инвестиционных проектов, а также к необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы, установить, решаются ли существующие проблемы с введением нового регулирования» [1, с. 71].

В.В. Колегов, отмечая, что ОРВ является устоявшимся термином, рассматривает его как «анализ нормативных актов на предмет прогнозирования поведения субъектов экономической деятельности и населения в связи с принятием того или иного нормативного акта путем анализа выгод, издержек и рисков с обязательным изучением потенциальных альтернатив государственного вмешательства, и на основании проведенного анализа формирования заключения о соответствии целей разработки такого акта и предложенного актом содержания» [2, с. 96].

Экспертами Высшей школы экономики, где создан центр по ОРВ, дается следующая трактовка «механизм систематического выявления основных проблем и целей предлагаемых норм регулирования, идентификации и оценки основных альтернатив достижения целей для принятия управленческих решений»3.

Если обратиться к практике, то тоже можно увидеть различные определения.

Так, на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти отмечается, что ОРВ -«это процедура, в ходе которой анализируются проекты НПА с целью

3 Центр оценки регулирующего воздействия. URL: https://ria-center.hse.ru/about (дата обращения: 23.06.2021).

выявления в них избыточных обязанностей, запретов, ограничений для предпринимателей, а также выявления необоснованных расходов как для бизнеса, так и для бюджета автономного округа, до принятия до-

4

кумента» .

В контексте проведения ОРВ на уровне муниципалитета данный институт представляет собой «процедуру анализа проблем и целей государственного (муниципального) регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности, потребителей, государства (далее - социальные группы), подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения»5.

И таких примеров разнообразных трактовок ОРВ можно привести немало. Однако, не ставя перед собой целей анализа всех сложившихся мнений, однозначно можно сделать вывод, что данный институт представляет собой сложнейшую процедуру, которая должна быть четко определена на нормативном уровне. С одной стороны, разнообразие трактовок позволяет толковать ОРВ с расширительных позиций и не ограничивать ее конкретными дефинициями, с другой стороны, такой подход может привести к злоупотреблениям при реализации процедуры. Поэтому, полагаем, что проведение теоретических исследований по проблемам ОРВ и в частности конкретизации данного термина играет важную роль для повышения эффективности и результативности данной процедуры.

Вместе с тем в противовес нашей точки зрения можно парировать, что сегодня в России правовыми актами определен порядок проведения ОРВ и обозначены ее цели, которые, по сути, и отражают сущность этого института. Согласимся, однако, опять же, обратим внимание, они сформулированы по-разному.

Так, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ фиксирует: «Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, спо-

4 Интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. URL: https://regulation.admlimao.ru/Regulation/faq/154 (дата обращения: 23.06.2021).

5 Официальный сайт администрации Городского округа Верхняя Тура. URL: https://www.v-tura.ru/elikonoinika/orv-2/ocenka-reguliruyusliliego-vozdejjstviya-obsliliie-polozheniya (дата обращения: 23.06.2021).

собствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации»6.

Как правило, аналогичная формулировка находит свое отражение и в региональном законодательстве. Например, Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 г. № 51-3 определяет, что целями ОРВ является «выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета

у

Тамбовской области» .

А вот в подзаконном акте, а именно в Постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318, закрепляется следующее: «Целью оценки регулирующего воздействия проектов актов и проектов решений являются определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Рос-

£

сийской Федерации» .

На первый взгляд, цели определяются идентично. Но во втором случае на экспертов возлагается более широкий спектр задач - необходимо выявить не только «негативные» положения, но и определить

6 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Российская газета. 1999. № 206.

7 О правовых актах Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 23.06.2006 № 51-3 // Тамбовская жизнь. 2006. № 162-163 (23649-23650).

8 О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7491.

«положительные» и при этом предложить способы решения вызванных проблем. Также и расширен круг субъектов.

А если проанализировать методику, утвержденную приказом Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2013 г. № 290, то ОРВ проводится «в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым

9

регулированием» .

Таким образом, если в вышеобозначенных пунктах шла речь главным образом о выявлении факторов, которые так или иначе могут повлиять на развитие и регулирование тех или иных общественных отношений, то по представленной методике поставлена другая, более масштабная задача, заключающаяся в определении модели регулирования и управления в указанной сфере.

И если в первом сравнительном анализе такой подход обоснован с позиций правотворцев, исходя из уровня, на котором осуществляется ОРВ (и это тоже одна из особенностей правового регулирования данной процедуры, которая реализуется на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном), то во втором - вопрос остается открытым.

При этом указанными правовыми актами, коих в данной сфере немало, разграничивается оценочная деятельность уже действующих актов и только разрабатываемых. В первом случае речь идет об оценке фактического воздействия, а во втором, рассматриваемом нами институте - оценке регулирующего воздействия.

Обратим внимание, что разработаны два порядка проведения ОРВ в отношении проектов: законодательства РФ - законов и подзаконных актов, а также в отношении решений Евразийской экономической комиссии.

Исходя из этого, для каждого уровня и в отношении каждого вида проекта принимается отдельный порядок проведения ОРВ. Так, Министерством экономического развития РФ разработаны методические ре-

9 Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия: Приказ Министерства экономического развития РФ от 27.05.2013 № 290 // Российская газета. 2013. № 184.

комендации по действиям федеральных органов власти как в отношении проектов нормативных правовых актов, так и решений Евразийской экономической комиссии, которые уже упоминались нами10, а также закреплен порядок, который определяет организацию и проведение ОРВ на региональном и муниципальном уровнях11.

В целом процедура ОРВ имеет несколько основных этапов:

1) подготовка и размещение уведомления о подготовке проекта акта;

2) разработка проекта акта или решения;

3) составление сводного отчета о проведении ОРВ;

4) публичное обсуждение проекта;

5) подготовка заключения об ОРВ.

Вместе с тем на уровне субъекта определено несколько моделей, которые могут использоваться при ОРВ: децентрализованная, централизованная и смешанная, которая может включать в себя элементы первых двух. Принципиальное отличие моделей заключается в привлечении общественности и проведении публичных консультаций. Децентрализованная модель предполагает проведение консультаций на всех этапах - от зарождения концепции правового регулирования у органа-разработчика до подготовки отчета ОРВ. По схеме централизованной модели публичные консультации проводятся уполномоченным органом при подготовке заключение об ОРВ. При этом под органом-разработчиком понимается орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, а уполномоченный орган - это орган государственной власти субъекта РФ, ответственный за внедрение и развитие процедур ОРВ. По рекомендациям Министерства экономического развития РФ субъектам предпочтительно использовать первую модель.

10 Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия: Приказ Министерства экономического развития РФ от 27.05.2013 № 290 // Российская газета. 2013. № 184.

11 Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.03.2014 № 159. Доступ из СПС «Гарант»; О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов: Письмо Министерства экономического развития РФ от 12.12.2014 № 31260-ОФ/Д26и. Доступ из СПС «Гарант».

Рассматривая проблемные аспекты правового регулирования ОРВ, хотелось бы обратить внимание на те основополагающие идеи, которые составляют ее фундамент, - принципы осуществления. Среди таковых, полагаем, верным выделить следующие:

- законность - процедура ОРВ основана на закрепленных в нормативных правовых актах правилах;

- гласность - ОРВ носит открытый характер, где используются публичные слушания и общественные консультации;

- системность - ОРВ носит постоянный характер и применяется на всех уровнях публичного управления - от муниципального до федерального;

- целесообразность - ОРВ применяется в отношении конкретных видов проектов нормативных правовых актов и решений;

- вариативность - ОРВ может проводиться по разным моделям (децентрализованная, централизованная, смешанная) на основе общих требований;

- оперативность - ОРВ проводится в установленные и достаточно короткие сроки;

- результативность - процедура ОРВ является одним из элементов «умного» или «качественного» управления и направлена на анализ конкретных актов и решений;

- эффективность - проведение ОРВ в отношении проектов, определяющих правовое регулирование той или иной сферы общественных отношений, должно способствовать развитию и поддержке бизнеса, субъектов экономических отношений.

Полагаем, что данные принципы могут найти свое отражение в законодательстве, определяющем основы проведения ОРВ.

Как уже неоднократно отмечалось в научных кругах и среди практиков, сегодня ОРВ приобретает особое значение, поскольку позволяет выявить негативные эффекты и риски, избежать возможные ошибки в предполагаемых способах правового воздействия в урегулированной сфере деятельности. Вместе с тем считаем, что результаты от внедрения и претворения в жизнь процедуры ОРВ немного шире. Среди них можно выделить:

- совершенствование правовой культуры среди населения и заинтересованных лиц посредством привлечения к процедуре представителей общественности;

- предупреждение правовых ошибок и устранение коллизий в праве;

- прогнозирование социально-экономических процессов в обществе;

- поддержку бизнеса и инновационного предпринимательства;

- развитие форм общественного контроля;

- разработку альтернативных вариантов способов правового регулирования и др.

Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам. Вопросы проведения ОРВ сегодня как никогда востребованы и требуют пристального внимания к себе, поскольку данная процедура внедрена на всех уровнях публичного управления, осуществляется широким кругом субъектов и своей конечной целью преследует оптимальный выбор способов правового регулирования с учетом современных тенденций развития общества, бизнес-процессов и трансформации всей системы публичного управления. Проблемы в данном аспекте должны рассматриваться комплексно, во взаимосвязи теории и практики, права, политологии, экономики и социологии. При этом важно учитывать уже имеющийся российский опыт, а также мировую практику, поскольку сам институт ОРВ был заимствован из-за рубежа, где получил свое развитие с середины XX века - значительно раньше, чем в нашей стране. Особенно это актуально в свете проводящейся в России реформы государственного контроля и надзора, внедрения механизма регуляторной гильотины, предполагающего отмену устаревших нормативных правовых актов.

Список литературы

1. Андреева Л.А. Оценка регулирующего воздействия (правовой аспект) // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 12 (62). С. 70-82.

2. Колегов В.В. Оценка регулирующего воздействия: опыт внедрения на региональном уровне // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 39. С. 95-112.

Статья поступила в редакцию 17.07.2021 г. Одобрена после рецензирования 15.09.2021 г. Принята к публикации 22.09.2021 г.

Информация об авторах

Зелепукин Роман Валерьевич, кандидат юридических наук, заместитель директора по научной работе Института права и национальной безопасности, доцент кафедры конституционного и международного права. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, lexcomlex@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0307-4385

Липунцова Анна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, anna-lipuncova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8242-0305

Для цитирования

Зелепукин Р.В., Липунцова A.B. Оценка регулирующего воздействия: проблемы правового регулирования и привлечения предпринимательского сообщества к проводимым процедурам // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 19. С. 388-399. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-19-388-399

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-19-388-399

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REGULATORY IMPACT ASSESSMENT:

LEGAL REGULATION ISSUES AND INVOLVEMENT

OF BUSINESS COMMUNITY IN THE PROCEEDINGS

R.V. Zelepukin1, A.V. Lipuntsova2

l 2Dcrzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation 1 lexcomlex(®y andex. ru 2a n na -1 i p ii nco \ a a \ a ndc \. ru

Abstract. This work is devoted to current issues of legal regulation of the procedure for assessing the regulatory impact in relation to draft regulatory legal acts and decisions. This procedure is of particular importance for choosing the optimal method of legal regulation contributes to the prevention of the approval of excessive and unreasonable binding and prohibiting legal norms in the field of entrepreneurial and other economic activities. The purpose of study is to analyze the procedure for conducting a regulatory impact assessment. Within the framework of writing the work, both general and special legal scientific methods are used: analysis, synthesis, formal legal method, legal henneneutics and a number of others. We analyze the concept and objectives of regulatory impact assessment. At the same time, we draw attention to the absence of a unified definition of "regulatory impact assessment" enshrined in the legislation. We propose to define at the legislative level a list of principles on which this procedure is based. As a result of study, we note the high social significance of the assessment of draft regulatory legal acts and decisions, we note the results that its implementation in practice leads to.

Keywords: regulatory impact assessment, public administration, state regulation regulatory policy, draft regulatory legal acts

Acknowledgements: Prepared within the framework of the project "Development and improvement of legal conditions for attracting the business community to the regulatory impact assessment in the Tambov region", supported by the results of the regional competition "Grants to support applied research of young scientists in 2020" and carried out on the basis of Agreement no. 7-MU-20 at the expense of the regional budget.

References

1. Andreyeva L.A. Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya (pravovoy aspekt) [Regulatory impact assessment (legal aspect)]. Voprosy sovremennoyyurisprudentsii [Issues of Modern Jurisprudence], 2016, no. 12 (62), pp. 70-82. (In Russian).

2. Kolegov V.V. Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya: opyt vnedreniya na region-al'nom urovne [Regulatory impact assessment: implementation experience at the regional level]. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik — E-Journal Public Administration, 2013, no. 39, pp. 95-112. (In Russian).

The article was submitted 17.07.2021 Approved after reviewing 15.09.2021 Accepted for publication 22.09.2021

Information about the author

Roman V. Zelepukin, Candidate of Law, Deputy Director of Law and National Security Institute for Scientific Work, Associate Professor of Constitutional and International Law Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, lexcom-lex@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0307-4385

Anna V. Lipuntsova, Candidate of Law, Associate Professor of Constitutional and International Law Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, anna-lipuncova@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-8242-0305

For citation

Zelepukin R.V., Lipuntsova A.V. Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya: problemy pra-vovogo regulirovaniya i privlecheniya predprinimatel'skogo soobshchestva k provodimym protseduram [Regulatory impact assessment: legal regulation issues and involvement of the business community in the proceedings]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 19, pp. 388-399. https://doi.org/ 10.20310/2587-9340-2021-5-19-388-399 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Работа доступна по лицензии

Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0

Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.