Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА, Г. КРАСНОЯРСК)'

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА, Г. КРАСНОЯРСК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климович Л.П., Логинова Н.Г.

Основная цель проведенного исследования - через анализ положений федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции, закрепивших необходимость формирования проектных компетенций будущих юристов, раскрыть место проектной деятельности в структуре основных образовательных программ подготовки юристов; определить, для решения каких типов профессиональных задач необходимо проектирование; показать на примере анализа практики подготовки юристов в Сибирском федеральном университете, какие образовательные технологии позволяют наиболее эффективно сформировать проектные компетенции будущего юриста. В качестве основных методов авторы используют системный, сравнительный и исторический анализ. В статье рассматривается процесс формирования проектных компетенций через проектные технологии. Результаты проведенного исследования могут быть применены как в научных целях, так и в прикладном аспекте. Авторы делают вывод, что при разработке ООП по действующим стандартам необходимо учитывать исторический опыт внедрения проектирования в отечественное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF PROJECT COMPETENCESIN THE PROCESS OF EDUCATIONAL TRAINING OF LAWYERS(AS IN THE CASE OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK)

The main purpose of the study is to show, via the analysis of the provisions of the federal state legal educational standards, which entail the need for the formation of project competencies of future lawyers, the relevance of project activities in the structure of the main legal educational programs, to determine the types of professional tasks requiring project work, to demonstrate, in the context of the analysis of the lawyers’ training practice at Siberian Federal University, what educational technologies make it possible to build the project competencies of a future lawyer most effectively.The authors use systemic, comparative and historical analysis as the main methods. The article is concerned with the process of project competencies formation via project technologies. The results of the study can be used both for scientific purposes and in respect of the applied aspect. In conclusion, the authors infer that when developing a main educational program according to the current standards, it is necessary to consider the historical experience in implementation of project work into the domestic education.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА, Г. КРАСНОЯРСК)»

96

Пра во

Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского, 2022, № 4, с. 96-105

УДК 343.1:372.83

DOI 10.52452/19931778 2022 4 96

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА,

г. КРАСНОЯРСК)

© 2022 г.

Л.П. Климович, Н.Г. Логинова Сибирский федеральный университет, Красноярск

klimovichl@mail. т

Поступела в редакцею 21.03.2022

Основная цель проведенного исследования - через анализ положений федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции, закрепивших необходимость формирования проектных компетенций будущих юристов, раскрыть место проектной деятельности в структуре основных образовательных программ подготовки юристов; определить, для решения каких типов профессиональных задач необходимо проектирование; показать на примере анализа практики подготовки юристов в Сибирском федеральном университете, какие образовательные технологии позволяют наиболее эффективно сформировать проектные компетенции будущего юриста. В качестве основных методов авторы используют системный, сравнительный и исторический анализ. В статье рассматривается процесс формирования проектных компетенций через проектные технологии. Результаты проведенного исследования могут быть применены как в научных целях, так и в прикладном аспекте. Авторы делают вывод, что при разработке ООП по действующим стандартам необходимо учитывать исторический опыт внедрения проектирования в отечественное образование.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, проектные компетенции, проектные технологии, профессиональная подготовка юристов.

Введение

Модернизация существующих и введение новых государственных образовательных стандартов на протяжении почти трех десятилетий демонстрируют непрерывную трансформацию системы образования России. Так, если первые, введенные в 1994 году, образовательные стандарты (ГОС ВПО-1) преследовали цель - создание единого образовательного пространства РФ с детальной, порой излишней, регламентацией перечня узких направлений и специальностей и конкретизацией перечня изучаемых дисциплин, то федеральные образовательные стандарты последних поколений (ФГОС ВО) ориентируются в большей степени не на ресурсы, а на результаты освоения образовательных программ (компетенции выпускников). Перечень базовых, обязательных к изучению дисциплин, предусмотренных последними стандартами, дает больший простор образовательной организации в построении уникальных образовательных программ подготовки будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Стандарт последнего поколения (ФГОС 3++) дает возможность образовательной организации более точно и оперативно реагировать на запросы работодателя, при этом предполагается, что потенциальные работодатели в современных условиях уже

рассматривают образовательную организацию не только как поставщика высококвалифицированных кадров, но и как базовую площадку для проведения научных исследований, решения прикладных задач и разработки востребованных практикой проектов будущего. Как справедливо отмечает Г.Л. Тульчинский, «университет должен учить: оперативно решать задачи, находить необходимые информацию и знания, уметь работать в команде, видеть перспективу и готовиться к ней, уметь принимать решения, разрабатывать и реализовывать проекты, отвечать на запросы, строить коммуникации и партнерство» [1, с. 128]. Для решения таких образовательных задач стандарты последнего поколения (ФГОС 3++) предусматривают, наряду с другими, формирование у обучающихся универсальной компетенции, относящейся к категории «Разработка и реализация проектов» (далее по тексту обозначим ее «проектная компетенция»).

Не претендуя на создание уникальной теоретической модели, некоей стандартной образовательной технологии, авторы предприняли попытку научного поиска наиболее рациональных форм и методов формирования проектной компетенции будущих юристов. Особую актуальность этот вопрос приобрел в связи с принятием в 2020 г. Министерством науки и высшего образования РФ федеральных государственных об-

разовательных стандартов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат) [2] и 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура) [3] (далее - Стандарт). Действующие Стандарты внесли существенные коррективы в содержание компетентностной модели будущего юриста. Кроме того, что на усмотрение образовательной организации отдано формирование перечня профессиональных дисциплин, выбор области и сфер профессиональной деятельности, существенное изменение претерпел подход к формированию компетенций и необходимости разработки образовательной организацией индикаторов их достижения, появились новые компетенции, связанные с проектированием. Так, Стандарт по программам бакалавриата содержит универсальную компетенцию УК-2 «Разработка и реализация проектов», в соответствии с которой выпускник «способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений». В соответствии с п. 2.4 данного Стандарта к типу производственной практики относится проектная. В свою очередь, Стандарт по подготовке магистров-юристов предъявляет более высокие требования к компетентности выпускника в части разработки и реализации проектов (УК-2). По окончании обучения в магистратуре предполагается, что выпускник будет способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

В этой связи вполне обоснованно полагать, что предъявление новых требований к качеству образовательной подготовки закономерно требует поиска ответов на следующие вопросы: какое место должна занять проектная деятельность студентов в структуре основных образовательных программ подготовки юристов; для решения каких типов профессиональных задач необходимо проектирование; какие образовательные технологии позволяют наиболее эффективно сформировать проектные компетенции будущего юриста; в результате изучения каких дисциплин могут быть получены соответствующие компетенции; какова трудоемкость затрат на их освоение, какими могут быть индикаторы их достижения и пр.

Методология исследования

Методы аналитического обзора научной литературы и монографического анализа использованы для изучения экспертных мнений о проектной деятельности в образовании в целом и при подготовке юристов в частности. На основании сравнительно-правового анализа дей-

ствующих образовательных стандартов оценено значение проектных компетенций в образовательной подготовке юристов. Историко-правовой метод исследования позволил критически отнестись к проектированию в образовании и к необходимости закрепления проектных компетенций у будущих юристов.

Результаты и их обсуждение

Следует отметить, что в ООП бакалавриата и магистратуры профессиональные компетенции, а также индикаторы достижения компетенций организация устанавливает самостоятельно. При этом разработчик Стандартов определил, что профессиональные компетенции разрабатываются образовательной организацией на основе профессиональных стандартов (при их наличии), соответствующих профессиональной деятельности выпускников. В соответствии с реестром профессиональных стандартов (размещенным на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты по ссылке https:// profstandart.rosmintrud.ru) по состоянию на январь 2022 года действующими являются четыре профессиональных стандарта в области права: специалист по операциям с недвижимостью, специалист по конкурентному праву, следователь-криминалист, специалист в области медиации (медиатор). На этом же сайте размещена информация, что на рассмотрении находятся проекты еще двух профессиональных стандартов в области профессиональной деятельности «Юриспруденция»: специалист в области соответствия деятельности организации обязательным требованиям и добровольным обязательствам (комплаенс), специалист в области судебной экспертизы. Учитывая, что любой профессиональный стандарт предполагает описание трудовых функций (в том числе требуемые знания и умения), полагаем, что содержание и формы проектной деятельности в образовательной подготовке юристов должны напрямую коррелировать с требованиями соответствующего профессионального стандарта.

Учитывая двухуровневую подготовку будущих юристов, формирование универсальной компетенции «Разработка и реализация проектов» мы рассматриваем таким образом, что в ходе бакалаврской подготовки студенты получают начальные знания о целях, задачах, формах проектной деятельности в образовательной среде университета, в том числе приобретают элементарные навыки проектной работы в форме постановки конкретных задач и поиска путей их решения в конкретных форматах обучения, например в ходе производственной или иной

Таблеца

Значение проектной компетенции для формирования иных универсальных компетенции _в процессе образовательной подготовки юристов по ФГОС 3++_

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника - юриста по уровням высшего образования

Бакалавриат Магистратура и специалитет

Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбереже-ние) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реали-зовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

практики или при изучении отдельных дисциплин. А в процессе обучения в магистратуре они, собственно, погружаются в проектную практическую деятельность. Однако здесь может возникнуть проблема, обусловленная тем, что в магистратуру могут поступить студенты, не имеющие базового образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и не имеющие представления о проектной деятельности. В этом случае целесообразно построение для каждого такого студента индивидуальной образовательной траектории обучения в магистратуре. В такой ситуации можно рекомендовать самостоятельное освоение отдельных дисциплин или образовательных программ, размещенных на площадках МООК, с целью восполнения объема знаний, в том числе в части учебного проектирования.

Вполне обоснованно, что формирование проектной компетенции в процессе образовательной подготовки юристов должно быть системно выстроено и предусмотрено при изучении различных дисциплин и в ходе прохождения практик на протяжении всего процесса обучения в вузе, и, безусловно, обеспечено методически, включая фонды оценочных средств. Следует отметить, что получение данной компетенции способствует формированию у студентов не только навыков проектной работы, но и лидерских качеств и навыков командной работы. В свою очередь, посредством обучения проектной деятельности формируются и иные

компетенции будущего юриста, они представлены в таблице.

Далее, рассмотрим более детально метод проектов как инструмент, как педагогическую технологию в образовательном процессе высшей школы. Научно-теоретический и исторический анализ работ отечественных ученых-педагогов, касающихся разработки и внедрения в образовательную среду метода проектов, показал, что в настоящее время он представляет собой определенную педагогическую технологию, которая, с одной стороны, обеспечивает создание методик преподавания, содействующих подготовке высококвалифицированных кадров. С другой стороны, являясь определенной технологией образования, метод проектов в современном его понимании направлен на формирование у обучающихся таких практико-ориентированных компетенций, которые позволят эффективно осуществлять будущую профессиональную деятельность.

Современные исследования [4, 5] показывают, что проектные технологии имеют широкую сферу применения в образовании в самых разнообразных областях знаний. Они повышают мотивацию к обучению, развивают познавательный интерес и творческие способности. Наряду с этим проектные технологии способствуют не только получению теоретических знаний по той или иной дисциплине, но и развивают навыки планирования трудовой деятельности, собственно проектные умения и

навыки, что является требованием времени к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов.

Следует отметить, что реализация проектного обучения предполагает и институциональное развитие как в системе высшего профессионального образования в целом, так и на уровне конкретного высшего учебного заведения, по следующим направлениям.

1. Институциональное изменение - это модернизация образовательной модели, интеграция проектной работы в процесс обучения студентов образовательной организации.

2. Изменения в организации учебного процесса - внедрение проектного обучения на отдельных специальностях. Например, в Сибирском федеральном университете (далее - СФУ) реализуются проекты, направленные на модернизацию инженерного образования и повышение качества образовательной подготовки выпускников университета инженерных специальностей. Стратегический проект СФУ «CDЮ - инженерный бакалавриат» (CDЮ: Conceive-Design-Implement-Operate/Придумывай-Разра-батывай-Внедряй-Управляй) - основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров. В настоящее время в рамках стратегического проекта СФУ «CDЮ - инженерный бакалавриат» обучается более 370 студентов [6].

3. Изменения в организационно-управленческой структуре вуза - создание отдельных подразделений, курирующих проектную деятельность.

4. Появление новых структурных единиц, реализующих проектные форматы. Так, в СФУ реализуется образовательный проект «Академия инжиниринга», который был создан в 2017 году в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (Проект 5-100), «М 7.1.1. Развитие и продвижение зон элитной подготовки для бакалавров, в т.ч. создание высшей школы инжиниринга». Проект успешно реализуется Институтом нефти и газа с 2017 г. по настоящее время при кураторской и финансовой поддержке акционерного общества «ВосточноСибирская нефтегазовая компания» (ВСНК) при участии более чем 40 преподавателей, тренеров, консультантов, специалистов ВСНК, административных работников. Обучение в рамках проекта производится по программе профессиональной переподготовки «Управление инновационными проектами и инженерно-техническими разработками в нефтегазовой отрасли» [7].

5. Изменения педагогических технологий -повышение квалификации, обучение и переобу-

чение профессорско-преподавательского состава технологиям преподавания в ЭИОС, в том числе с применением проектных технологий.

6. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий взаимодействия, создание проектных порталов и площадок.

Вопросы использования технологий проектного подхода в образовательном процессе в целом и в профессиональной подготовке юристов в частности обсуждаются в научной и методической литературе уже не одно десятилетие. Имеется немало работ, посвященных этим вопросам и в последние годы. В их числе труды Е.А. Абросимовой и О.В. Поповой [8], И.А. Ма-ланова и Б.А. Бальжиева [9,10], О.Г. Габдулли-ной [11], Н.Н. Котовой и З.Ш. Руденко [12], М.В. Мажориной и В.О. Никишина [13], С.В. Навального [14], Б.А. Шахназарова [15], диссертационное исследование М.К. Алиевой (2017) [16] и другие работы. Ученые рассматривают различные аспекты использования метода проектов в профессиональной подготовке юристов: от раскрытия опыта преподавания с применением проектных технологий в конкретном вузе до построения научно-теоретических моделей и конструкций, направленных на внедрение метода проектов в образовательную среду и формирование определенных проектных компетенций у будущих юристов. По мнению отдельных авторов научных публикаций, если использование метода проектов в ходе профессиональной подготовки специалистов в сфере технологических и производственных процессов, бизнес-процессов, как правило, затруднений не вызывает, то в образовательной подготовке юристов и гуманитариев иных направлений в этом видится определенная проблема, обусловленная прежде всего спецификой самой сферы предстоящей профессиональной деятельности.

Между тем мы придерживаемся следующей концепции: являясь составной частью учебного процесса, использование проектного подхода в методиках преподавания способствует вовлечению обучающихся непосредственно в проектную деятельность, что дает возможность применения, синтеза уже полученных в университете знаний и формирования необходимых будущим юристам компетенций, потенциально востребованных в различных сферах профессиональной деятельности. Полностью разделяем содержательную сторону понятия проектной деятельности в образовании, сформулированного профессором А.В. Антюховым, как интегра-тивного вида деятельности, обеспечивающего координацию различных сторон процесса обучения (содержательной, процессуальной и др.), синтезирующего в себе элементы познаватель-

ной, преобразовательной, профессиональной, трудовой, исследовательской, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности [17, е. 27].

Авторами настоящей публикации учебное проектирование рассматривается на примере уголовно-правовой специализации бакалавров и таких магистерских программ СФУ, как «Досудебное производство по уголовным делам», «Правосудие по уголовным делам», «Адвокат в судебном процессе».

По мнению М.Ю. Осипова, формирование проектных компетенций у юристов-бакалавров возможно в процессе изучения таких дисциплин, как экономика, правовые основы маркетинга и менеджмента [18, с. 848]. В целом соглашаясь с подобным мнением, полагаем, что в рамках этих дисциплин возможно получение общих знаний о проекте, целях, задачах, участниках, жизненном цикле и прочих базовых категориях. Но вместе с тем мы придерживаемся позиции, что проектные задания также необходимо включать в изучение дисциплин и курсов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью будущих юристов.

В научной литературе представлены различные подходы к классификации учебных проектов. А.А. Кольев дает их классификацию по четырем признакам: доминирующая (преобладающая) деятельность обучающихся, комплексность, продолжительность, характер контактов [19]. Более основательные, на наш взгляд, типологии проектов представлены в работах профессора Е.С. Полат [20], коллектива авторов И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и Н.Г. Ольдерогге [21, с. 34-35], а также в работе М.А. Ковардако-вой [22, с. 27-33]. Полагаем, что каждый преподаватель самостоятельно с учетом преподаваемой дисциплины и целей проектной деятельности может выбрать один (или несколько) подходящий под конкретную учебную ситуацию проект.

Например, групповой проект предполагает проведение исследования всей студенческой группой, где каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы. С.В. Навальный в работе [14] дает детальное описание технологии создания студенческого группового проекта с описанием индикаторов его оценивания. По мнению автора, «юридический проект подразумевает выполнение задания по разработке идеального проекта определенного юридического факта, которым может быть: судебное заседание, расследование правонарушения, процесс разработки и подписания договора» [14, с. 101]. Разделяя позицию ученого по этому вопросу, дополним, что реализация группового

проекта возможна на всех уровнях юридического образования - от бакалавриата до специали-тета. Элементы проектирования актуальны при выполнении заданий, например, в рамках профильной дисциплины «Уголовный процесс», при подготовке отдельного следственного или судебного действия, где элементом проектирования группой студентов будет разработка общего «сценария» процессуального действия с распределением ролей, с заложенными заранее «неизвестными» для сторон уголовного процесса - защиты и обвинения. В последующем, при подготовке в магистратуре групповой проект может быть уже проведен на более высоком уровне, например в виде судебного следствия по конкретному уголовному делу.

Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной исследовательской работы. Технология такого проекта предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами. Отметим, что данный вид проекта формирует у юриста любой сферы деятельности (юрисконсульт, следователь, прокурор, адвокат, эксперт-криминалист, судебный эксперт и др.) особо значимую компетенцию - умение анализировать справочную литературу, информацию из различных справочно-информационных баз данных. Поэтому в рамках образовательной подготовки по направлению «Юриспруденция» задания в форме проектов на основе работы с литературой широко распространены. О.Г. Габдуллина в работе [11] дает описание методики проведения занятия по теме «Подготовка и принятие юридического решения с использованием информационно-правовых систем», цель которого - развитие навыков разработки проекта решения конкретной правовой проблемы.

В качестве средства проектной технологии может быть и мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью. По своему содержанию данная форма проектной работы уже не одно десятилетие используется студентами в процессе выполнения магистерских диссертаций, подготовки выпускных квалификационных работ, дипломных проектов и является обязательным методом проведения диссертационных исследований при подготовке кадров высшей квалификации по научным специальностям. Основная задача научного руководителя здесь состоит прежде всего в том, чтобы сформировать у обучающегося устойчи-

вый интерес к такому мини-исследованию, который может быть обоснован как раз необходимостью подтверждения теоретических положений эмпирическими данными, полученными в ходе таких опросов.

В описанных выше ситуациях проекты, с одной стороны, являются практико-ориентирован-ными, а с другой - творческими, ролевыми, информационными, каждый из которых направлен на решение своих образовательных задач.

В зависимости от продолжительности разработки проекта в образовательных программах подготовки юристов и в рабочих программах дисциплин могут быть предусмотрены как мини-проекты (краткосрочные), например задания, требующие выработки способа разрешения пробела в законе, так и долгосрочные проекты, требующие длительного периода времени на их разработку и обоснование, группового участия студентов с выполнением каждым индивидуальных заданий, которые необходимо свести к единому результату, а также выбора необходимых инструментов, оформления результата проекта.

Разработка долгосрочных проектов может быть реализована в формате прохождения дискретной (непрерывной) производственной практики, когда группе студентов ставится конкретная нерешенная практическая проблема. Студенты СФУ, обучающиеся по направлению магистерской подготовки «Адвокат в судебном процессе», с момента поступления в вуз проходят непрерывную адвокатскую практику в конкретном адвокатском образовании под руководством адвоката, что дает им возможность приобретения практического опыта адвокатской деятельности через разрешение проблемных ситуаций с момента интервьюирования клиента до подготовки проекта защитительной речи в суде. По нашему мнению, при прохождении подобных практик студент, погружаясь в реальные ситуации, наиболее выраженно может проявить свои способности, совершенствуя в ходе практики свои знания, развивая умения и навыки, и таким образом через разрешение реальных практических проблем формирует конкретные навыки проектной работы для правоприменительного типа задач в профессиональной деятельности.

С позиции формирования проектных компетенций определённый интерес представляет проектная деятельность студентов в юридических клиниках, являющихся структурными подразделениями образовательных организаций, осуществляющих подготовку юристов. На базе такой клиники [23] в СФУ организовано прохождение производственной практики магистрантов в форме юридического консультирова-

ния. В юридические клиники обращаются реальные заявители, и для разрешения поставленной проблемы студенты, курируемые преподавателем-наставником, самостоятельно «проектируют» способы разрешения конкретной ситуации. Проблема заявителя может относиться к любой отрасли права, причем одной или нескольким. На первом этапе реализации такого проекта студенту необходимо обосновать и сформулировать проблему правового характера, для чего необходимо обращение к справочно-информа-ционным поисковым системам в целях анализа нормативного правового регулирования и имеющейся практики по схожим вопросам. Такой проект в зависимости от сложности поставленной задачи может быть групповым или «моно». В случае групповой работы над проектом имеет место распределение обязанностей среди его участников. На завершающем этапе заявителю составляется ответ, причем, как правило, в письменном виде. Работа на данном этапе способствует формированию у студента таких общепрофессиональных компетенций, как юридический анализ, юридическая аргументация и юридическое письмо. Ответ студента может быть в форме проекта конкретного процессуального документа - искового заявления, заявления о совершенном преступлении или обращения в соответствующий государственный или иной орган, в компетенции которого находится решение вопроса.

Деятельность юридических клиник имеет важное социальное назначение, поскольку в клинику могут обратиться лица, не имеющие финансовой возможности получить квалифицированную юридическую помощь, и таким образом решается «двуединая» задача. В свою очередь, студенты через погружение в практическую деятельность получают знания и формируют проектные умения и навыки по применению права, и готовятся к решению профессиональных задач - юридическому анализу, толкованию права, юридической аргументации, юридическому письму, а граждане получают квалифицированную помощь, качество оказания которой контролируется преподавателем-наставником. При рассмотрении обращений граждан, тематика которых имеет междисциплинарный характер, кураторство над студенческим проектом одновременно ведут преподаватели различных кафедр, что в конечном итоге обеспечивает надлежащее качество ответа по каждому обращению.

Таким образом, сущность проектирования как педагогической технологии, применяемой в рамках юридической клиники, состоит в разработке и реализации различных типов проектов,

что позволяет студентам приобретать практико-ориентированные знания и формировать умения и навыки в процессе поиска путей разрешения реально существующих правовых проблем.

Использование проектных технологий предполагает наличие круга участников, каждый из которых имеет свое функциональное значение. Одним из таких участников является заказчик проекта. Он формирует задание, в котором обозначает суть проблемы, желаемый результат проекта, а также основные значимые условия его выполнения (сроки, место исполнения, требования к продукту (результату) проекта, при необходимости - условия финансирования, сферу применения полученных проектных результатов). Заказчиком правового проекта может быть любой правоохранительный орган, адвокатское образование, органы государственной власти, наделенные полномочиями правотворчества. Проекты, подготавливаемые в рамках заданий заказчика, могут носить как научно-исследовательский характер, так и практико-ориентированный. И если в первом случае результатом проекта может выступить подготовка научной публикации, выступление на конференции, в том числе регионального или международного уровня, то во втором - это может быть проект правового заключения, методические рекомендации, например, по разработке алгоритма первоначальных следственных действий при расследовании конкретного вида преступлений, по использованию специальных знаний в уголовном судопроизводстве конкретными участниками. Конечным продуктом проекта может стать разработка памяток по правовому информированию населения, в том числе с профилактической целью, например как не стать жертвой мошенничества и т.д. Совместно с социальными службами может быть разработан проект мероприятия по разъяснению посредством телевидения, социальных сетей прав и обязанностей маломобильных граждан. Возможны совместные проекты вуза с организациями общего и среднего профессионального образования, направленные на правовое информирование и правовое обучение отдельных категорий граждан.

Опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что к одному из элементов формирования проектных компетенций можно отнести и решение ситуационных задач и упражнений практически по любой профильной дисциплине. Как традиционный метод обучения, он выдержал не одно испытание временем и на сегодняшний день остается одним из востребованных в методиках преподавания юридических дисциплин. О.А. Макарова в дис-

сертационном исследовании рассматривает ситуационные задачи и упражнения как «приём, имитирующий практически значимую профессиональную ситуацию, которая может возникнуть в реальной действительности» [24], как эффективное методическое средство выработки у студентов оптимальных способов и алгоритмов юридической деятельности.

В СФУ большой опыт проведения занятий с включением приемов ситуационного анализа накоплен ведущими преподавателями профильных дисциплин по направлению магистерской подготовки «Адвокат в судебном процессе». Групповые занятия по таким дисциплинам предполагают анализ конкретной правовой проблемы и выработку алгоритма ее разрешения. При этом активное участие в постановке самой проблемы, ее обсуждении принимают приглашенные на занятия эксперты - действующие адвокаты. Каждое такое занятие - это погружение студентов в конкретную проблемную ситуацию, имитирующую реальные обстоятельства, в которых находится адвокат-защитник, будь то консультирование клиента, участие в следственных действиях или судебном заседании. В большинстве своем анализируемые на занятиях проблемные ситуации не имеют однозначно единственного, верного решения. И в этом случае срабатывает творческий компонент такого формата занятий: студент должен выстроить убедительную аргументацию своего ответа (действия), проявить приобретенные профессиональные умения и навыки (юридического письма, ораторского мастерства, адвокатской этики и др.) и знание норм закона; а преподаватель, будучи творческой личностью, должен создать такую оптимальную систему критериев оценивания, которая позволит объективно оценить уровень сформированности компетенций студента с позиции индикаторов их достижения.

Формирование у студентов через применение ситуационного анализа навыка поиска оптимального способа разрешения конкретных правовых ситуаций, по нашему мнению, позволяет им более успешно реализовать свой потенциал накопленных в процессе обучения знаний, умений и навыков в последующем при выполнении проектов. По этой причине полагаем, что проектированию, включающему и применение различных приемов ситуационного анализа, нужно отдавать предпочтение на старших курсах бакалавриата и специалитета, а также в магистратуре.

Выводы

Формы и методы проектного обучения, направленные на формирование проектных

компетенций выпускника юридического вуза, раскрытые в данной публикации, - это лишь часть того опыта, который накоплен преподавателями Юридического института СФУ. Новые требования федеральных государственных образовательных стандартов подготовки юристов ставят новые задачи прежде всего перед профессорско-преподавательским составом в части совершенствования форм и методов преподавания, в том числе использования проектных технологий в обучении.

Исторический опыт отечественной системы народного образования на заре ее становления (1920-е годы) показал полную несостоятельность метода проектов в педагогических технологиях [25], что привело к недопустимому падению качества обучения по следующим причинам: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных использовать проектные технологии в обучении, слабая разработанность методики проектной деятельности; преобладание метода проектов в ущерб другим традиционным методам обучения.

Для результативного использования проектных технологий в образовательном процессе на современном этапе требуется реализация комплекса мер, которые позволят с достаточной степенью уверенности каждому участнику образовательного процесса принять этот метод как эффективный в методике преподавания. Во-первых, это осознание каждым преподавателем значимости того, что формирование проектных компетенций будущих юристов продиктовано требованием времени. Во-вторых, в числе университетских программ повышения квалификации научно-педагогических кадров должны быть такие, которые направлены на совершенствование педагогических навыков и технологий применения метода проектов в образовательной среде. В-третьих, необходимо возродить, расширить лучшие традиции отечественного образования - целевого обучения под конкретного заказчика с его конкретными запросами к профессиональным компетенциям будущего специалиста. Именно такой формат образовательной подготовки будущих юристов, по нашему мнению, позволит наиболее перспективно использовать проектные технологии в обучении и подготовке высококвалифицированных юристов не только для высокотехнологичных и наукоемких секторов современной экономики, но и для правоохранительных органов и организаций государственного сектора.

Список литературы

1. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2020 г. № 1451.

4. Serikov V. et al. Project approach as the methodology of constructing the content and technology of university education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. 214. Р. 399-406. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.686

5. Сауренко Н.Е. Качество образования как результат деятельности вуза при реализации проектного подхода // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 3 (20). С. 109-117.

6. Модернизация инженерного образования в СФУ // Образовательный портал СФУ. URL: http://edu.sfu-kras.ru/engineering (дата обращения: 10.02.2022).

7. Академия инжиниринга // Образовательный портал СФУ. URL: http://edu.sfu-kras.ru/engineering-aca demy (дата обращения: 10.02.2022).

8. Абросимова Е.А., Попова О.В. Интерактивные методики подготовки проекта нормативно-правового акта для формирования профессиональных компетенций в юридическом образовании (на примере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей) // Юридическое образование и наука. 2019. № 4. С. 18-21.

9. Маланов И.А., Бальжиев Б.А. Проектная деятельность как средство повышения профессиональной подготовки будущих юристов // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 80-85.

10. Бальжиев Б.А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 114-116.

11. Габдуллина О.Г. Использование метода проектов при формировании профессиональных компетенций будущих юристов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 03-05 февраля 2016 года. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. С. 1794-1799.

12. Котова Н.Н., Руденко З.Ш. Проблемы использования проектного метода в преподавании правовых дисциплин // The Scientific Heritage. 2020. № 44-4 (44). С. 6-8.

13. Mazhorina M. and Nikishin V. Training of lawyers in the field of megascience projects: innovations in legal education // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. 1685. 012005.

14. Навальный С.В. Юридическое проектирование как разновидность интерактивного обучения (на примере изучения проблемного курса) // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. № 2 (8). С. 96-103.

15. Шахназаров Б.А. Трансформация юридического образования в условиях цифровизации, развития информационных технологий и LegalTech-проектов // Юридическое образование и наука. 2021. № 2. С. 8-11.

16. Алиева М.К. Профессиональная подготовка бакалавров к проектной деятельности в информационно-коммуникационной предметной среде (профиль «Юриспруденция»): спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: Автореф. дис. ... к. пед. н. Махачкала, 2017. 22 с.

17. Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 10 С. 26-29.

18. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации компетентностного подхода в юридическом образовании по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» в современной России в связи с принятием нового ФГОС по юриспруденции // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. №16-1. С. 846-851.

19. Кольев А.А. Использование проектных технологий в обучении курсантов // Вестник института: преступление, наказание, исправление: научно-практический журнал. 2018. № 42. С. 119-126.

20. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное

пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 272 с.

21. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2004. 664 с.

22. Ковардакова М.А. Проектный подход в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2014. 75 с.

23. Юридический институт СФУ - Юридическая клиника. URL: http://law.sfu-kras.ru/legal-clinic (дата обращения: 10.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Макарова О.А. Реализация ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: Дис. ... к.пед.н. Ульяновск, 2019. 238 с.

25. ВКП(б). Центральный комитет. О начальной и средней школе [Текст]: Постановление ЦК ВКП(б) / Сев.-Кавк. краев. отд. нар. образ. Ростов н/Д: Сев. Кавказ, 1931 (гостип. им. Коминтерна). 11 с.

ON THE FORMATION OF PROJECT COMPETENCES IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL TRAINING OF LAWYERS (AS IN THE CASE OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK)

L.P. Klimovich, N.G. Loginova

The main purpose of the study is to show, via the analysis of the provisions of the federal state legal educational standards, which entail the need for the formation of project competencies of future lawyers, the relevance of project activities in the structure of the main legal educational programs, to determine the types of professional tasks requiring project work, to demonstrate, in the context of the analysis of the lawyers' training practice at Siberian Federal University, what educational technologies make it possible to build the project competencies of a future lawyer most effectively.

The authors use systemic, comparative and historical analysis as the main methods. The article is concerned with the process of project competencies formation via project technologies. The results of the study can be used both for scientific purposes and in respect of the applied aspect. In conclusion, the authors infer that when developing a main educational program according to the current standards, it is necessary to consider the historical experience in implementation of project work into the domestic education.

Keywords: federal state educational standard, project competencies, project technologies, professional training of lawyers.

References

1. Tulchinsky G.L. Digital transformation of education: challenges to higher school // Philosophical sciences. 2017. № 6. P. 121-136.

2. On the approval of the Federal State educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 40.03.01 Jurisprudence: Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 13, 2020 № 1011.

3. On the approval of the Federal state educational standard of higher education - Master's degree in the field of training 40.04.01 Jurisprudence: Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated November 25, 2020 № 1451.

4. Serikov V. et al. Project approach as the methodology of constructing the content and technology of university education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. 214. P. 399-406. DOI: 10.1016/j.sbspro. 2015.11.686

5. Saurenko N.E. The quality of education as a result of the university's activities in the implementation of the

project approach // Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2015. № 3 (20). P. 109-117.

6. Modernization of engineering education in SibFU // Educational portal of SibFU. URL: http://edu.sfu-kras.ru/engineering (Date of access: 10.02.2022).

7. Academy of Engineering // Educational portal of SibFU. URL: http://edu.sfu-kras.ru/engineering-academy (Date of access: 10.02.2022).

8. Abrosimova E.A., Popova O.V. Interactive methods of preparing a draft regulatory legal act for the formation of professional competencies in legal education (on the example of state support for agricultural commodity producers) // Legal education and science. 2019. № 4. P. 18-21.

9. Malanov I.A., Balzhiev B.A. Project activity as a means of improving professional training of future lawyers // Bulletin of the Buryat State University. 2017. № 4. P. 80-85.

10. Balzhiev B.A. The problem of improving the professional training of future lawyers in the process of pro-

ject activity // Modern pedagogical education. 2018. № 5. P. 114-116.

11. Gabdullina O.G. The use of the project method in the formation of professional competencies of future lawyers // University complex as a regional center of education, science and culture: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Orenburg, February 03-05, 2016. Orenburg: Orenburg State University, 2016. P. 1794-1799.

12. Kotova N.N., Rudenko Z.S. Problems of using the project method in teaching legal disciplines // The Scientific Heritage. 2020. № 44-4 (44). P. 6-8.

13. Mazhorina M. and Nikishin V. Training of lawyers in the field of megascience projects: innovations in legal education // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. 1685. 012005.

14. Navalny S.V. Legal design as a kind of interactive learning (by the example of studying a problem course) // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2018. № 2 (8). P. 96-103.

15. Shakhnazarov B.A. Transformation of legal education in the conditions of digitalization, development of information technologies and LegalTech projects // Legal education and science. 2021. № 2. P. 8-11.

16. Alieva M.K. Professional training of bachelors for project activities in the information and communication subject environment (profile «Jurisprudence»): 13.00.08 «Theory and methodology of vocational education»: Abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Makhachkala, 2017. 22 p.

17. Antyukhov A.V. Project-based education in higher education: problems and prospects // Higher education in Russia. 2010. № 10 P. 26-29.

18. Osipov M.Yu. About some problems of the implementation of the competence approach in legal educa-

tion in the direction of 40.03.01 «Jurisprudence» in modern Russia in connection with the adoption of the new Federal State Educational Standard for Jurisprudence // Russia: trends and prospects of development. 2021. № 16-1. P. 846-851.

19. Kolev A.A. The use of project technologies in the training of cadets // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction: scientific and practical journal. 2018. № 42. P. 119-126.

20. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. New pedagogical and information technologies in the education system: A textbook for students of pedagogical universities and systems of advanced training of pedagogical personnel. M.: Publishing Center «Academy», 2005. 272 p.

21. Mazur I.I., Shapiro V.D., Olderogge N.G. Project management: Textbook / Under the general editorship of I.I. Mazur. 2nd ed. Moscow: Omega-L, 2004. 664 p.

22. Kovardakova M.A. Project approach in quality management of educational process in higher school. Ulyanovsk: Ulyanovsk State University, 2014. 75 p.

23. SFU Law Institute - Legal Clinic. URL: http:// law.sfu-kras.ru/legal-clinic (Date of access: 10.02.2022).

24. Makarova O.A. Implementation of the situational approach to the formation of professional competence of future lawyers at the university: 13.00.08 «Theory and methodology of vocational education»: Dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Ulyanovsk, 2019. 238 p.

25. AUCP(b). Central Committee. About primary and secondary schools [Text] : Resolution of the Central Committee of the AUCP(b) / North Caucasus Regional Department of Public Education. Rostov n/D: North Caucasus, 1931 (State Printing House named after Comintern). 11 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.