Научная статья на тему 'Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности'

Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальжиев Борис Александрович

Статья посвящена анализу возможностей применения метода проектов в целях формирования профессиональных компетенций будущих юристов. В рамках статьи рассмотрена структура проектной деятельность, а также проанализирована специфика комплексной оцени результатов. Также в данной статье изложена основная проблема формирования профессиональной компетентности будущих юристов, которая по мнению автора заключается в отсутствии единой образовательной практикоориентированной модели, в рамках которой юрист мог бы совершенствоваться как профессионал в рамках ВУЗа и самостоятельно, после окончания образовательного учреждения. Автором затронута специфика юридического образования, которая заключатся в высоком уровне профилизации, что в свою очередь влияет на педагогический процесс и формирования профессиональных навыков и умений у будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности»

Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности

Бальжиев Борис Александрович,

старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, Бурятский государственный университет, boldarev.86@mail.ru

Статья посвящена анализу возможностей применения метода проектов в целях формирования профессиональных компетенций будущих юристов. В рамках статьи рассмотрена структура проектной деятельность, а также проанализирована специфика комплексной оцени результатов. Также в данной статье изложена основная проблема формирования профессиональной компетентности будущих юристов, которая по мнению автора заключается в отсутствии единой образовательной практико-ориентированной модели, в рамках которой юрист мог бы совершенствоваться как профессионал в рамках ВУЗа и самостоятельно, после окончания образовательного учреждения. Автором затронута специфика юридического образования, которая заключатся в высоком уровне профилизации, что в свою очередь влияет на педагогический процесс и формирования профессиональных навыков и умений у будущих юристов. Ключевые слова: проект, проектная деятельность, профессиональная компетенция, системно-деятельностный подход.

о

п ^

СО ^

0

сч

ю

01 2

Обеспечения качественного образования на базе сохранности его фундаментальности и строгого соответствия требуемым актуальным потребностям личности, гражданского общества и правового государства является важнейшей задачей образовательной политики в Российской Федерации. Система отечественного высшего образования переживает существенные изменения в формировании подходов к профессиональной подготовке в целом и профессиональной подготовке юристов, что вызвано повышением их роли в современном обществе. В существующих условиях важно научить профессионального юриста не только умениям применять знания но и умениям приобретать новые знания и быть способным переключаться из одной сферы правового регулирования в другую без потери качества практических навыков. Более того на современном рынке труда востребованы не просто знания или информация, а способности, навыки и умения специалиста применять их на практике и выполнять профессиональные и социальные функции.

Актуальной проблем современного высшего юридического образования является проблема разработки эффективной модели формирования профессионального юриста, который был бы способен не только владеть определенными теоретическими знаниями, но и применять их на практике. Такая цель может быть достигнута при разработке образовательной модели в системе «образование - обучение - трудоустройство». Для достижения поставленной цели при реализации учебного процесса на юридическом факультете ВУЗа необходимо решить следующие задачи:

1. Добиться выполнения основных требований программы обучения в соответствии федеральным образовательным стандартом третьего поколения ФГОС 3 ++

2. Сформировать такие профессиональные навыки у будущего юриста, которые должны быть реализованы в профессиональной деятельности.

Основной педагогической проблемой является специфика юридического образования. Как правило, при обучении на юридическом факультете существует профилизация, которая предусматривает выбор студентом определенной сферы будущей профессиональной деятельности в рамках гражданско-правовой, государственно-правовой или уголовно-правовой специализации. Данное

деление с одной стороны позволят выпускнику расставить приоритеты и получить профессиональные умения, в соответствии с той деятельностью, которая будет у него основной. То есть, если выпускник ставит своей задачей, в дальнейшем реализовать себя как сотрудник правоохранительных органов, то он как правило выбирает уголовно-правовую специализацию, в рамках которой изучает понятие и принципы уголовного права, феномен преступности как результата противоправного поведения, систему наказаний и особенности уголовного судопроизводства. С другой стороны, неправильный выбор профиля может привести к тому, что учащийся юридического факультета, будет вынужден после окончания обучения, в рамках практической деятельности восполнять пробелы в знаний и совершенствоваться как специалист.

Следовательно, можно сделать вывод, что проектная деятельность в условиях модернизации высшего образования должна выступить в качестве средства адаптации учебного процесса к новым реалиям информационного общества. Исходя из этого важнейшее значение приобретает процесс обновления образовательных технологий, который должен не допустить того чтобы выпускник был напичкан информацией, часто избыточной, бесполезной и не нужной, но при этом был бы способен к самообучению и самостоятельному поиску необходимой информации.

Современные процессы развития высшего образования связаны со сменой общественных приоритетов, со сменой образовательных парадигм: компетентностный подход, в котором зафиксирована идея уяснения и переработки, определенной интерпретации образования, формируемого от достижения необходимых результатов, вытеснил подход, направленный только на ориентацию знаний. Данная тенденция повлияла на развитие высшего юридического образования в нашем государстве.

На сегодняшний день метод проектов является одним из самых востребованных в мире, так как позволяет предельно практично сочетать теоретические знания и их фактическое практическое применения. В современной российском высшем юридическом образовании основным остается подход, который в науке называется знание-центрированным. В связи с чем, отдельные части системно-деятельностного подхода в теории и практике не могут быть достаточно эффективными [3,100].

В связи с этим важным этапом исследования, проводимым в Бурятском государственном университете стало выявление резервных возможностей проектной деятельности с позиции системно-деятельностной ориентации обучения в вузе и ее влияние на развитие профессиональных компетенций будущих юристов.

В данной статье будет проанализировано два значимых аспекта исследования:

1. Возможность применения системно-деятельностного подхода к реализации метода проекта в образовательном процесса ВУЗа.

2. Осуществление комплексной системы оценки результатов проектной деятельности студентов юридического факультета.

Организаторами проектной деятельности студентов ВУЗа в Бурятском государственном университете выступают выпускающие кафедры, а также бесплатная юридическая клиника. Результатом работы студентов являются завершенные проекты, имеющие индивидуальный и творческий характер, выполненные индивидуально или коллективно.

Как правило, на практике реализуются следующие виды учебных проектов:

- интеллектуально-информационный проект, целью которого является сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью анализа и обобщения полученной информации и представления для широкой аудитории. Потенциал данного проекта наиболее эффективен в сфере государственно-правового профиля обучения, в рамках которого готовят будущих юристов, работающих в сфере правотворчества и государственной службы. Данные типы проектов эффективны при создании нормативно-правовых актов, так как при правотворческой деятельности одним из основных факторов является подготовительная работа по принятию нового закона, то есть выявление необходимости принятия данного закона, проверка на предмет отсутствия подобных нормативно-правовых актов, для того чтобы избежать создания правовые коллизии.

- практико-ориентированный проект, целью которого является нацеленность на профессиональные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Важнейшим критерием оценки является реальность и практическая польза продукта проекта, его способность решить поставленную проблему. Данные типы проектов, как показывает проведенное исследование наиболее эффективны при осуществлении обучения студентов - юристов гражданско-правового профиля. Важной особенностью данных проектов является то, что они создаются студентами, но практическую значимость оценивают конкретные граждане, обратившиеся в бесплатную юридическую клинику факультета. В качестве примера можно привести практико-ориентированный проект, созданный студентами четвертого курса юридического факультета Бурятского государственного университета, который получил название «Правовая памятка потребителя», целью которого явилось повышение правовой грамотности и правосознания потребителей в сфере жилищных и земельных отношений. Структура памятки представляют собой пять взаимосвязанных блоков. Первый блок содержит нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения, второй блок содержит наименование государственных органов, действующих в данной сфере деятельности, третий блок посвящен правам и обязанностям потребителя, четвертый блок содержит информацию о формах защиты нарушенных прав, пятый блок - глоссарий, содержащий перечень основных терминов и их значение.

00 ^

0

сч

ю

01

- творческий проект, который предусматривает максимально свободный и нетрадиционный подход к конечному оформлению результатов. Данные проекты наиболее эффективны при формировании профессиональной компетентности будущих юристов, обучающихся по уголовно-правовой специализации. Так студентами юридического факультета под руководством преподавателя была подготовлена видеопрограмма «Ваше право», в рамках которой были исследованы основные виды противоправных деяний и показано каким образом необходимо вести себя как профессиональному юристу, так и обычному гражданину в рамках закона.

Все представленные в ВУЗе проекты систематизированы и классифицированы по критериям Е.С. Полат [1, 8]:

1. По количеству участников: проекты, выполненные коллективно, проекты, выполненные индивидуально.

2. По предметно-содержательной области: проекты, ориентированные на решение теоретических задач конкретного предмета и проекты, требующие привлечения знаний учащихся из разных научных областей;

3. По доминирующей деятельности в проекте: творческая, исследовательская, прикладная.

Оценка итогов проектной деятельности предусматривала комбинированный подход, который включал в себя: самоанализ, который проводился студентами, осуществляющими данный проект, внутренний экспертный анализ (правовая экспертиза и анализ, осуществляемый сотрудниками бесплатной юридической клиники и преподавателями выпускающих кафедр юридического факультета, внешний экспертный анализ, при котором обязательно для независимой оценки привлекался практикующий юрист, осуществляющий профессиональную деятельность в той сфере, которая связана с тематикой проекта.

Для осуществления эффективной внешней оценки использовалась экспертная карта, которая содержала критерии оценки И.Д. Чечель [4,с.10]:

- актуальность темы и новизна предполагаемых решений, объем и полнота разработок, самостоятельность и законченность предполагаемых решений;

- уровень творчества, оригинальность раскрытия темы;

- аргументированность предлагаемых решений;

- качество исполнения проекта и соответствие стандартным требованиям.

Подводя итог, можно констатировать, что изучение возможностей использования проектной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности будущих юристов показало, что использование данной методики позволяет с одной стороны активизировать процесс приобретения и углубления знаний по конкретным предметам, с другой стороны стимулировать творческую активность студентов и решать задачи формирования личности, содействия профессиональному

росту и развитию профессиональных компетенций.

Литература

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. 4-8

2. Петренко С.А. Проектно-творческая деятельность в работе педагога. Иркутск: Вестник ИГУ, 1999

3. Самодуров А.А. Адаптивные модели образования // Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 98-121

4. Чечель С.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 4. С. 4-12

5. Куксин И.Н. Проблемные аспекты, влияющие на качество современного профессионального юридического образования // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 74-77.

Project activity as a means of increasing the professional

training of future lawyers Balzhiev B.A.

Buryat State University

The article is devoted to the analysis of the possibilities of using the project method in order to form the professional competencies of future lawyers. Within the framework of the article, the structure of the project activity is considered, and the specifics of the integrated evaluation of the results are analyzed. This article also outlines the main problem in the formation of professional competence of future lawyers, which, according to the author, is the lack of a single educational practice-oriented model within which a lawyer could be improved as a professional within the university and independently after graduating from an educational institution. The author touched upon the specifics of legal education, which consist in a high level of profiling, which in turn influences the pedagogical process and the formation of professional skills and abilities of future lawyers.

Keywords : Project, project activity, professional competence,

system-activity approach. References

1. Polat E.S. The method of projects in foreign language lessons.// Foreign languages at school. 2000. № 3. 4-8

2. Petrenko S.A. Design and creative activity in the work of the teacher. Irkutsk:Newsletter IGU, 1999

3. Samodurov A.A. Adaptive models of education // Management Consulting. 2008. № 4. С. 98-121

4. Chechel S.I. The method of projects: a subjective and objective assessment of the results or an attempt to rid the teacher of the responsibilities of the omniscient oracle // Head teacher. 1998. № 4. С.4-12

5. Kuksin I.N. Problematic aspects affecting the quality of modern

professional legal education // Values and meanings. 2014. No. 2 (30). S. 74-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.