УДК 378.046
doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-80-85
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
© Маланов Иннокентий Александрович доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, у. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
© Бальжиев Борис Александрович аспирант, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, у. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу возможностей применения метода проектов для формирования профессиональных компетенций будущих юристов, рассмотрена структура проектной деятельности, а также проанализирована специфика комплексной оценки ее результатов. Исследованы виды учебных проектов: практико-ориентированный, интеллектуально-информационный, творческий. Особое внимание уделено роли юридической клиники, которая рассматривается в качестве учебно-производственного комплекса, состоящего из таких элементов, как учебная дисциплина, база производственной практики и структурное подразделение факультета, которое направлено на выполнение социальных задач. В статье представлены критерии оценки эффективности использования учебных проектов как средств повышения профессиональной компетентности будущих юристов с учетом профилизации и специфики будущей профессиональной деятельности, обозначены некоторые результаты исследования новых подходов, способствующих более эффективной реализации стандартов. Также рассматривается процесс развития профессиональных и этических качеств будущего юриста в новых социально-культурных реалиях.
Ключевые слова: проект; проектная деятельность; профессиональная компетенция; си-стемно-деятельностный подход; учебный проект; интеллектуально-информационный проект; практико-ориентированный проект; творческий проект; юридическая клиника; юрист; компетентность; юридическое образование; профилизация; специализация.
Актуальной проблемой современного высшего юридического образования является проблема разработки эффективной модели практико-ориентированного профессионального образования, предполагающей включение студентов на стадии обучения в вузе в реальную юридическую профессиональную практическую деятельность под руководством преподавателя. Такая модель предполагает практико-ориентированную теоретическую подготовку с включением студентов в проектную деятельность.
Необходимость использования метода проектов в профессиональной подготовке будущих юристов также диктуется спецификой юридического образования. Как правило, при обучении на юридическом факультете существует профилизация, которая предусматривает выбор студентом определенной сферы будущей профессиональной деятельности в рамках гражданско-правовой, государственно-правовой или уголовно-правовой специализации. Данное деление, с одной стороны, позволит выпускнику
расставить приоритеты в своем профессиональном становлении и получить профессиональные умения в соответствии с той деятельностью, которая будет у него основной. То есть, если выпускник хочет стать сотрудником правоохранительных органов, то он, как правило, выбирает уголовно-правовую специализацию, в рамках которой изучает уголовное право, феномен преступности как результат противоправного поведения, систему наказаний и особенности уголовного судопроизводства. Не всегда студенты могут правильно определить сферу своей будущей профессиональной деятельности, не имея возможности понять ее специфику по выбранному профилю, и именно проектная деятельность дает возможность более ближе познакомится с практической юридической работой и определить профиль своей будущей профессиональной деятельности. Неправильный выбор профиля может привести к тому, что учащийся юридического факультета будет вынужден после окончания обучения в рамках практической деятельности срочно менять профиль и тратить свое время и силы для восполнения пробелов в знаниях по новому профилю.
Следовательно, можно сделать вывод, что проектная деятельность в условиях модернизации высшего образования должна выступить в качестве средства адаптации к будущей профессиональной деятельности и более взвешенного выбора юридического профиля. Кроме того, проектная деятельность позволит студентам избежать получения ненужной информации, которая ими не будет использована в процессе профессиональной деятельности, а будет способствовать развитию навыков самообучения и самостоятельного поиска необходимой информации для разработки и реализации проектов.
Современные процессы развития образования связаны со сменой парадигм: компе-тентностный подход, в котором зафиксирована идея достижения интегративных, практических результатов образования, заменил устаревший подход, направленный только на формирование знаний. Данная тенденция повлияла на развитие высшего профессионального образования, в том числе и юридического в аспекте усиления практико-ориентированной профессиональной подготовки. На сегодня метод проектов является одним из самых востребованных в мире, так как позволяет предельно органично сочетать теоретические знания и их фактическое практическое применение, что обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода, положенного в основе проектного метода [2, с. 100].
В связи с этим важным аспектом исследования, проводимым нами на базе юридического факультета Бурятского государственного университета, стало выявление резервных возможностей проектной деятельности с позиции системно-деятельностной ориентации обучения в вузе и ее влияние на развитие профессиональных компетенций будущих юристов.
В процессе данного исследования нами решались следующие задачи:
1. Экспериментальная проверка возможности применения системно-деятельност-ного подхода к реализации метода проектов в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.
2. Разработка и осуществление комплексной системы оценки результатов проектной деятельности студентов юридического факультета.
Организаторами проектной деятельности студентов юридического факультета в Бурятском государственном университете выступили выпускающие кафедры, а также бесплатная юридическая клиника. Результатом работы студентов являются завершенные проекты, имеющие индивидуальный и творческий характер, выполненные индивидуально или коллективно.
В процессе экспериментальной работы были реализованы следующие виды учебных проектов:
- интеллектуально-информационный проект, целью которого являлся сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью анализа и обобщения полученной информации и представления для широкой аудитории. Потенциал данного проекта наиболее эффективен в сфере государственно-правового профиля обучения, в рамках которого готовят будущих юристов, работающих в сфере правотворчества и государственной службы. Данные типы проектов эффективны при создании нормативно-правовых актов, так как при правотворческой деятельности одним из основных факторов является подготовительная работа по принятию нового закона, то есть выявление необходимости принятия данного закона, проверка на предмет отсутствия подобных нормативно-правовых актов, чтобы избежать создания правовых коллизий;
- практико-ориентированный проект, целью которого являлась ориентация на профессиональные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Важнейшим критерием оценки является реальность и практическая польза продукта проекта, его способность решить поставленную проблему.
В качестве примера можно привести практико-ориентированный проект, созданный студентами четвертого курса юридического факультета Бурятского государственного университета, который получил название «Правовая памятка потребителя», целью которого явилось повышение правовой грамотности и правосознания потребителей в сфере жилищных и земельных отношений. В структуру памятки входят пять взаимосвязанных блоков. Первый блок содержит нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения, второй блок — наименование государственных органов, действующих в данной сфере деятельности, третий — права и обязанности потребителя, четвертый — информацию о формах защиты нарушенных прав, пятый — глоссарий, содержащий перечень основных терминов и их значение.
В качестве другого примера можно представить учебно-производственный проект, который реализуется на юридическом факультете Бурятского государственного университета в рамках бесплатной юридической клиники. Первоначально бесплатная юридическая клиника существовала как структурное подразделение факультета и университета, целью клиники являлось оказание правовой помощи социально незащищенным категориям исследования. Но в рамках научного исследования бесплатная юридическая клиника была модернизирована и на протяжении года действовала как многопрофильный учебно-производственный проект, который включал в себя следующие элементы:
1. На базе клиники осуществлялась практико-ориентированная теоретическая подготовка студентов очного и заочного отделения юридического факультета (читались лекции, проводились лабораторные и практические занятия).
2. Клиника выступила в качестве базы производственной практики, в рамках которой бакалавры могли применять полученные знания в условиях, максимально приближенных к реальным.
3. Структурное подразделение, оказывало не только юридическую помощь нуждающимся, но и педагогическую поддержку ученикам 11 классов, сдающих единый государственный экзамен по обществознанию, что способствовало формированию у них первичных представлений о профессии юриста.
На начальном этапе была собрана группа в количестве 25 человек очного отделения и 25 человек заочного отделения, которые должны были участвовать в педагоги-
ческом эксперименте. Проведена предварительная работа по созданию соответствующей рабочей программы дисциплины «юридическая клиника», согласованы учебные планы и проведена разъяснительная работа со студентами, участвовавшими в эксперименте.
В рамках эксперимента были разработаны учебные комплекты заданий в форме практических кейсов, структура которых предполагала:
1) практическую задачу (ситуацию), связанную с выполнением профессиональных задач в сфере трудового права и гражданского права;
2) совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых актов, в которых содержались нормы гражданского и трудового права, необходимые для решения практической задачи (ситуации);
3) методические рекомендации, содержащие алгоритм решения практической ситуации в гражданской и трудовой сфере.
В результате проведенного эксперимента значительно улучшились показатели профессиональной компетентности у испытуемых. Так, в частности, повысился уровень коммуникативной компетентности, который проявился в умении устанавливать контакты с посетителями юридической клиники, корректно и грамотно задавать вопросы и более точно давать компетентные и грамотные решения практических ситуаций. Кроме того, у участников эксперимента значительно улучшился уровень правовых знаний, необходимых для уяснения сущности норм права изучаемых нормативно-правовых актов.
Результатом эксперимента стало повышение показателей профессиональной компетентности более 74% участников учебно-производственного проекта.
Кроме того, в процессе экспериментального исследования при обучении студентов использовался творческий проект, который предусматривал максимально свободный и нетрадиционный подход к решению профессиональных ситуаций. Так студентами юридического факультета была подготовлена видеопрограмма «Ваше право», в рамках которой были исследованы наиболее часто встречающиеся в юридической практике правонарушения и способы их эффективной профилактики.
Все представленные в ходе эксперимента проекты систематизированы и классифицированы по критериям Е. С. Полат [1, с. 8]:
1. По количеству участников: проекты, выполненные коллективно, проекты, выполненные индивидуально.
2. По предметно-содержательной области: проекты, ориентированные на решение теоретических задач конкретного предмета, и проекты, требующие привлечения знаний учащихся из разных научных областей;
3. По доминирующей деятельности в проекте: творческая, исследовательская, прикладная.
В рамках второй задачи нашего исследования, как мы уже указывали выше, являлась разработка системы оценки результатов проектной деятельности студентов.
Оценка итогов проектной деятельности осуществлялась комплексно и включала в себя самоанализ, который проводился студентами, осуществляющими данный проект, внутренний экспертный анализ (правовая экспертиза и анализ), осуществляемый сотрудниками бесплатной юридической клиники и преподавателями выпускающих кафедр юридического факультета, внешний экспертный анализ, при котором обязательно для независимой оценки привлекался практикующий юрист, осуществляющий профессиональную деятельность в той сфере, которая связана с тематикой проекта. Комплексная оценка итогов проектной деятельности позволила более эффективно
проанализировать процесс формирования профессиональных компетенций у студентов и определить педагогические условия, способствующие повышению качества профессиональной подготовки будущих юристов.
Для осуществления эффективной внешней оценки использовалась экспертная карта, которая содержала критерии оценки И. Д. Чечель [3, с. 10]:
- актуальность темы и новизну предполагаемых решений, объем и полноту разработок, самостоятельность и законченность предполагаемых решений;
- уровень творчества, оригинальность раскрытия темы;
- аргументированность предлагаемых решений;
- качество исполнения проекта и соответствие стандартным требованиям. Подводя итог, можно констатировать, что изучение возможностей использования
проектной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности будущих юристов показало, что использование данной методики позволяет, с одной стороны, активизировать процесс приобретения и углубления знаний по конкретным предметам, с другой — стимулировать творческую активность студентов и решать задачи формирования личности, содействия их профессиональному росту и развитию у них профессиональных компетенций.
Литература
1. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — С. 4-8
2. Самодуров А. А. Адаптивные модели образования // Управленческое консультирование. — 2008. — № 4. — С. 98-121
3. Чечель С. И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 4-12
PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS FOR IMPROVING VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE LAWYERS
Innokentiy A. Malanov
Dr. Sci. (Education), Prof., Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
Boris A. Balzhiev
Research Assistant, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the possibilities of using the project method for developing professional competency of future lawyers, analyzes the structure of project activities and the specifics of integrated assessment of their results. The following types of educational projects are investigated: practice-oriented projects, intellectual information projects, creative projects. Particular attention we have paid to the role of the legal clinic, which is considered as an educational and industrial complex comprising the following elements: the academic discipline, the base for work experience and the structural subdivision of the faculty for execution of social tasks. The article presents the criteria for assessing the effectiveness of using educational projects as a means of improving professional competency of future lawyers, taking into account the specialization and specificity of future professional activity. We have presented some results
of the study of new approaches aimed at more effective implementation of learning standards, and described the process of developing professional and ethical qualities of future lawyers in a new sociocultural environment.
Keywords: project; project activities; professional competency; systemic activity approach; educational project; intellectual information project; practice-oriented project; creative project; legal clinic; lawyer; competency; legal education; educational program specialization.