Научная статья на тему 'Особенности организации проектной деятельности в начальной школе (из опыта работы)'

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.Н.

В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приводятся примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации проектной деятельности в начальной школе (из опыта работы)»

142

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

носова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

4. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: Тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. - С. 35-43.

5. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

6. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.

7. Об изменениях в стандартах ЕСКД (на 1 января 1998) // Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 78-80.

8. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: сб. перечней по образовательным областям и предметным дисциплинам / науч. ред. д. п. н., проф. А.В. Смирнов. - М.: Школа Будущего, 2003. - 164 с. - С. 124-126.

9. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: сб. перечней по образовательным областям и предметным дисциплинам. - 2-е изд., доп. - М.: РАО: МАРПУТ: Педагогика, 2011. - 418 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

© Петрова Н.Н.*

Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением математики, г. Магнитогорск

В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приводятся примеры.

Ключевые слова: начальная школа, проектная деятельность младших школьников.

Одной из задач современной школы, при введении стандартов второго поколения, является создание необходимых и полноценных условий для

Учитель начальных классов.

Теория и методика обучения и воспитания

143

личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Поэтому востребованной в обучении и воспитании является проектная деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности. Организация проектной деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Эти особенности касаются целей, видов, тем проектов, роли участников проекта, длительности их выполнения, а также объёма работ, форм презентаций и продукта проекта.

Целью работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

формирование позитивной самооценки, самоуважения, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, формирование умения решать творческие задачи, формирование умения работать с информацией.

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); коммуникативные (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»); оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Тема проекта выбирается из содержания учебных предметов. Она должна быть близка и понятна детям и находиться в зоне их ближайшего развития. Все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические («Мой город будущего», «Удивительная планета», «Машины будущего», «Школа 22 века»), экспериментальные («Путешествие Капельки», «Почему нужно чистить зубы?»), теоретические («Пернатые друзья», «Города Челябинской области»).

Проекты можно распределить на виды: по доминирующей в проекте деятельности (исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие); по количеству учащихся (индивидуальные, парные, групповые, коллективные); по месту проведения (урочные, внеурочные); по теме (монопроекты, которые организуются в рамках одного учебного предмета, межпредметные, свободные, которые выходят за рамки школьного обучения).

144

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Длительность выполнения проекта варьируется от 1 урока до 2 месяцев в режиме урочно-внеурочных занятий.

Любой уровень достигнутых результатов при выполнении проекта младшими школьниками достоин положительной оценки в виде отметки, грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

Формой продуктов проектной деятельности могут служить справочник, газета, журнал, сообщение, альбом, гербарий, карта, экскурсия, игра, сценарий праздника, костюм, макет, модель, сувенир, мультимедийный продукт, учебное пособие и др.

Формами презентации проектов являются: демонстрация медиа-презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода, защита реферата; сюжетно-ролевая игра, праздник или инсценировка, демонстрация учебного пособия и т.п.

Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Роли участников проектной деятельности распределяются следующим образом:

- роль учителя: консультирует, мотивирует, стимулирует, наблюдает;

- роль ученика: является субъектом познавательной деятельности, выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает;

- роль родителей: консультируют, мотивируют, поддерживают.

Работа организуется с постепенным усилением самостоятельности обучающихся в применении проектных умений, осваиваемых в процессе выполнения заданий.

Этапы проектной деятельности распределяются в следующем порядке: поисковый, презентационный, практический, аналитический, контрольный.

Этапы работы над проектами можно рассмотреть на примере информационного проекта «Красная книга Челябинской области», который мы выполняли с детьми.

1 этап. Погружение в проект (поисковый).

На уроке окружающего мира дети изучили тему «Красная книга». Исходя из этой темы, возник вопрос: «Какие животные и растения являются редкими на территории Челябинской области?». Определили тему «Создать Красную книгу Челябинской области». Это являлось нашей учебной задачей.

2 этап. Организационный (презентационный).

Когда выбрали тему проекта, учителем проведена беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу, чтобы она была интересной и познавательной для ребят (оформление, содержание). Учащиеся получили задание: составить список животных и растений, занесенных в Красную книгу Челябинской области. После этого из списка каждый из детей самостоятельно выбрал какое-либо животное или растение для подготовки личного сообщения.

Теория и методика обучения и воспитания

145

3 этап. Осуществление деятельности (практический).

Это было индивидуальное задание: подобрать и принести материал о выбранном животном или растении и продумать оформление своего будущего сообщения. Учащиеся обменивались найденной информацией. Шло предварительное обсуждение. Далее каждый ученик занимался оформлением своего сообщения.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (аналитический).

Данный этап оказался самым творческим. Дети работали в группах. У

каждой группы было отдельное задание: придумать обложку, придумать экологические знаки, составить правила поведения в лесу, нанести на карту Челябинской области заповедники и национальные парки, написать количественный состав всех видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Челябинской области.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (контрольный).

Открытый урок помог подвести итог нашей большой работы. Продуктом нашего проекта стала книга «Красная книга Челябинской области».

Самым большим по объему и времени считается практический этап.

Так, при работе над проектом «Кукла в народном костюме» на практическом этапе осуществлялось не только изготовление выкройки и куклы, но и подбор наглядно-дидактического материала (презентация «Поэзия народного костюма», подборка иллюстраций «Народный костюм»), подборка элементов орнамента; подготовка материалов для изготовления костюма (лоскутки ткани, нитки, материал для украшения); подбор художественной литературы с иллюстрациями, репродукций картин, фотографий кукол в народных костюмах, предметов народной одежды.

Большой по объёму оказалась работа над исследовательским проектом «Моя родословная», в ходе которой учащиеся узнали о значении своего имени, о происхождении своей фамилии, придумали фамильный герб, написали рассказ «Моя дружная семья», составили родовое дерево, создали книгу, презентацию.

В проекте «Мы и время» учащиеся сначала собрали материал о видах календарей и часов, а затем изготовили модели часов, календарей. Также учащиеся сделали подборку пословиц, поговорок, загадок о времени. Многие учащиеся не остались в стороне от участия в выставке рисунков на тему «Машина времени».

Очень важно, чтобы на завершающем этапе ребята получили удовлетворение от результатов своего труда, чувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали.

Так формой презентации проекта «Кукла в костюме народов России» (4 класс) явилась сначала демонстрация изготовленной куклы на уроке в своем классе, а затем организация фотовыставки работ всех учащихся в параллели. Эта выставка прошла под восхищенными взорами всех, кто видел работы.

146

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Большое удовлетворение получили учащиеся, когда создали сборник задач для учащихся 1-х классов. Ведь они сами придумывали задачи для своих младших товарищей.

Чтобы подготовить младшего школьника к работе над проектом, начиная с 1 класса, проводятся несколько тренировочных занятий. Первое тренировочное задание организовано в форме игры.

Его цель: познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта. Для проведения тренировочного занятия используются карточки с названиями этапов: выбрать тему, подумать, спросить у другого человека, получить информацию из книг, понаблюдать, посмотреть по телевизору, провести эксперимент, обсудить в группе, подведение итогов, оформление результатов, представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта, презентация проекта. На других листах предлагаются детям готовые темы проектов. Класс делится на две группы. У каждой группы карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются. Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Дети предупреждаются, что есть много способов получения необходимых знаний. Далее необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка «подумать».

Далее отмечают способы получения информации: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе». Далее выстраивается порядок работы из карточек, который есть не что иное, как план проекта. Ученикам сообщается сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках прикрепляется на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть. Как только информация обобщена, с каждой группой готовятся сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому они объединяются, и в каждой группе выпускается газета или книжка-малышка. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Работа докладчиков обязательно отмечается.

Теория и методика обучения и воспитания

147

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют: готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) -пусть пока при помощи учителя и родителей; готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости); владение коммуникативными навыками, толерантностью; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

СТИХОТВОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Савинова Т.Н.*

Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

Автор, рассматривая актуальность формирования орфографической зоркости младших школьников, в качестве эффективного средства предлагает использование на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения рифмовок - специально составленных стихотворных текстов, построенных по законам ритма и рифмы.

Ключевые слова: обучение грамоте, урок русского языка, орфографическая зоркость, рифмованные стихотворные упражнения.

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе всё более осознаётся как важный педагогический ресурс. Всё более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать, транслировать. Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности осуществляется расширение возможностей использования педагогами и школьниками современных технологий, направленных не на запоминание и

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.