Научная статья на тему 'Организация проектного обучения в начальной школе'

Организация проектного обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Е. В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации учебного процесса в начальной школе. Анализируются возможности технологии проектного обучения в развитии творческого потенциала младших школьников. Обобщается опыт работы учителя по внедрению в учебный процесс технологии проектного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проектного обучения в начальной школе»

вместе с этим предлагал овладевать различными профессиональными и общекультурными компетенциями из 1Т-области.

Список литературы:

1. Арзуманян М.Ю. Модель взаимодействия вузов и индустрии, опыт ФЭУ СПБГУТ [Электронный ресурс] / М.Ю. Арзуманян. - Режим доступа: http://it-education.ru/2010/persons/conferee.php (дата обращения: 04.11.2010).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Устинова Е.В.*

Осыпнобугорская средняя образовательная школа, Астраханская область, п. Осыпной бугор

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации учебного процесса в начальной школе. Анализируются возможности технологии проектного обучения в развитии творческого потенциала младших школьников. Обобщается опыт работы учителя по внедрению в учебный процесс технологии проектного обучения.

«Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность — это и значит создать наилучшие условия для его целенаправленного развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом».

Ш. Амонашвили

Я, как учитель начальных классов, размышляя над проблемой организации учебной и познавательной деятельности младших школьников, направленной на развитие творческого потенциала детей, изучив научно-педагогическую литературу по проблеме современных технологий обучения пришла, к выводу, что наиболее оптимальные условия для развития творческого потенциала предоставляет проектная технология.

С научной точки зрения:

Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.

* Учитель начальных классов.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.

Метод проектов - реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Цель проектного обучения - это развитие свободной творческой личности учащегося, создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Результат проектной деятельности для учащихся - создание конкретного продукта деятельности.

Результат проектной деятельности для учителя - изменение уровня сформированное™ ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Переход на проектный метод деятельности я осуществляла по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим); полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);

- занятия по развитию творческого познавательного мышления.

Работы учителя по подготовке проекта включает в себя следующие

этапы:

- Определение цели проекта.

- Разработка плана движения к цели: обсуждение плана реализации проекта с учащимися, родителями.

- Привлечение специалистов: библиотекаря, социального педагога и др. к осуществлению соответствующих разделов проекта.

- Составление плана-схемы проекта.

- Сбор, накопление материала.

- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

- Презентация проекта, открытое занятие.

- В практической деятельности в начальной школе используются следующие проекты:

1. исследовательско-творческие: учащиеся экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда ученики входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: Ученики собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

В результате опытно-экспериментальной работы по реализации проектной технологии в учебном процессе в начальной школе были выработаны основные требования к проектной деятельности в начальной школе:

- проект создается по инициативе учащихся, и должен быть значим для них и их ближайшего окружения

- проект должен иметь практическое значение

- работа учащихся над проектом является самостоятельной работой и носит исследовательский характер

- проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач

Опытно-экспериментальная работа показала, что задачи проектной деятельности должны быть дифференцированы по возрастным категориям и специфичны

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проекты, реализуемые вучебно-воспитательном процессе:

I. «Эти удивительные цифры» - (3 класс).

Цель проекта: формирование познавательного интереса учащихся к изучению математики. Организация коллективно-творческой деятельности. Творческий продукт проекта: книга «Эти удивительные цифры»

- Цифры и стихи о цифрах.

- Цифры в Древней Руси.

- Цифры других стран и народов.

В ходе осуществления проекта учащиеся:

- собирали информацию, необходимую для подготовки книги,

- учились работать на компьютере. В итоге - научились набирать текст, открывать и закрывать файлы, художественно их оформлять.

- для учащихся 2 класса был проведено внеклассное занятие - презентация проекта «Эти удивительные цифры»

II. «Волшебный мир слова». Цель проекта:

Повышение уровня орфографической грамотности учащихся, формирование познавательного интереса к русскому языку, развитие образно-творческого мышления

Творческий продукт проекта: Волшебная книга словарных слов Набор образных карточек со словарными словами В ходе осуществления проекта

- учились работать со словарями и справочниками;

- учились придумывать образы для словарных слов;

- разрабатывать графику словарного слова;

- Оформлять словарные карточки (показать примеры: корзина, собака)

Итогом проектной деятельности стало внеклассное мероприятие «Путешествие с архивариусом в Словарию».

Экологическая акция «За чистоту в родном поселке» «Есть такое твердое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» А. Сент-Экзюпери (фотографии, иллюстрации к акции). Проектная деятельность на уроке. Урок математики. 3 класс (1-4).

Презентация проектов по теме: «Меры длины».

ЦЕЛЬ: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная).

ЗАДАЧИ:

1. Развивать навыки познавательной деятельности:

- Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

2. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

3. Умение детей представлять результаты своей работы;

4. Развивать интерес к математике. МАТЕРИАЛЫ:

- Выставка книг;

- Костюм магистра;

- Мультимедийная презентация;

- Экран;

- Магнитофон, фонограмма.

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «Меры длины»

Таблица 1

Дата Гр. «Старинные русские меры длины» Гр. «Измерительные инструменты» Гр. «Меры длины в литературе» Гр. «Решаем... Думаем... Смекаем...»

1. Подготовительная работа для выбора направлений работы: «О чем я хочу узнать». 2. Составление матрицы в каждой группе.

1. Отбор материала «Старинные русские меры длины» 2. Оформление книги. 3. Изготовление дидактического пособия. 1. Изучение измерительных йнИЕругаашени е книги. 3. Изготовление коллекции. 1. Подборка материала о мерах длины в литературе. 2. Оформление книги пословиц. 3. Сценка. 1. Подборка и придумывание загадок, ребусов, 2рй1фвррцзние книги.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Таблица 2

Название: «Меры длины»

Возможные проекты Возможные источники информации

Учебная информация (уроки по базовым дисциплинам как источники сведений по теме) Другие источники информации

1. Старинные русские меры длины. 1. Уроки математики. 2. Уроки чтения. 3. Уроки художественного труда. 1. Научно-популярная литература 2. Журналы. 3. Интернет.

2. Измерительные инструменты. 1. Уроки математики. 2. Уроки труда. 1. Научно-популярная литература 2. Журналы 3. Интернет.

3. Меры длины в литературе. 1. Уроки чтения. 1. Художественная литература 2. Интернет. 3. Журналы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Решай.. .Смекай... Угадывай. 1. Уроки математики 1. Научно-популярная литература 2. Художественная литература 3. Телевидение

Таблица 3

Старинные русские меры длины

Название: проект по теме: «Меры длины»

Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли Необходимые материалы Источники информации Привлечение других взрослых

В школе Вне школы

1 неделя Книга «Старинные русские меры длины» Компьютерная презентация Посещение школьной библиотеки Посещение детской библиотеки. Беседы с родителями. Интернет. Оформители. Бумага. художественная литература; детские журналы; научно-популярная литература Родители библиотекари

2 неделя Изготовление дидактического пособия из лент с мерами длины Изготовление основы Заготовка лент и надписей Художники оформители Бумага, ленты, самоклеющаяся плёнка Родители

Таблица 4

Измерительные инструменты

Название: проект по теме: «Меры длины»

Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли Необходимые материалы Источники информации Привлечение других взрослых

В школе Вне школы

1 неделя Книга «Учитель» Изготовление книги Подборка материала Художники-оформители Бумага, карандаш, краски, кисточки Книги «Сделай сам», Интернет Родители

2 неделя Коллекция измерительных инструментов Изготовление коллекции Подборка измерительных инструментов Художники-оформители Плёнка само-клеющая, ножницы, дипломат Родители

Таблица 5

Меры длины в литературе

Название: проект по теме: «Меры длины»

Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли Необходимые материалы Источники информации Привлечение других взрослых

В школе Вне школы

1 неделя Книга пословиц и поговорок Оформление книги Подборка материала Художники-оформители Бумага, карандаш, краски, кисточки художе ственная литература; детские журналы Родители, учителя

2 неделя Подборка художественных произведений. Сценка. Чтение худ. литературы Читатели, артисты Костюмы художе ственная литература; детские журналы Родители, библиотекари, учителя

Таблица 6

Решаем... Думаем... Смекаем...

Название: проект по теме: «Ме эы длины»

Этапы и их сроки Конечный продукт Действия Роли Необходимые материалы Источники информации Привлечение других взрослых

В школе Вне школы

1 неделя Подборка загадок, ребусов, кроссвордов. Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов. Автор, художник Бумага, ручка, карандаши Детские книги, журналы, Интернет Родители, библиотекарь, учителя

2 неделя Книга загадок, ребусов, кроссвордов. Изготовление книги Оформление книги Переплетчик, оформитель Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки Родители, учителя

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе.

Плюсы проектной деятельности:

- навыки самообразования и самоконтроля;

- моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

- навыки групповой деятельности;

- индивидуальный подход;

- интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Список литературы:

1. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина A.B. Педагогика начального образования. - М., 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. -№ 1. - С. 42.

4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

© Фетисова Е.В.*

Курский государственный медицинский университет, г. Курск

В статье рассматривается проблема использования математических диктантов как средства текущего контроля при обучении математике

* Преподаватель кафедры Физики, информатики и математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.