Научная статья на тему 'Возможности проектного метода в работе с младшими школьниками'

Возможности проектного метода в работе с младшими школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT WORK / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT BASED METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самоварова Анна Федоровна

Рассматриваются исторические аспекты проектного обучения. Раскрываются развивающие возможности метода проектов для младших школьников. Представлен опыт использования метода проектов в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of UsingProject Based method with Primary SchoolStudents

Historical aspects of project based learning are discussed. Developmental possibilities of the method for teaching primary school students are shown. An experience of applying the project based method to primary school teaching is presented.

Текст научной работы на тему «Возможности проектного метода в работе с младшими школьниками»

УДК 371.3 ББК 74.244.3

А.Ф. Самоварова

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Рассматриваются исторические аспекты проектного обучения. Раскрываются развивающие возможности метода проектов для младших школьников. Представлен опыт использования метода проектов в начальной школе.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов.

Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление. Задача сегодняшнего дня -создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Современные ученики - это дети, к которым поступает огромное количество информации отовсюду. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо учить правильно усваивать информацию. В связи с этим все более актуальным в образовательном процессе становится использование новых форм, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, быстро ориентироваться во все увеличивающемся потоке информации, находить правильное решение в ситуации выбора. Немаловажным является формирование умения учащегося эффективно сотрудничать со сверстниками.

Эту проблему в школе в последние годы пытаются решать через организацию проектной деятельности, причем, уже на этапе работы с детьми в начальной школе. Именно в младшем школьном возрасте формируются все компоненты учения: учебные действия, я контроль, саморегуляция, закрепляется

0 мотив достижения успехов и формируется | самооценка [6].

1 Исследователи отмечают важную Ф роль проектного обучения в развитии < личности младшего школьника. В на-

стоящее время опытом работы многих отечественных педагогов, данными экспериментальных психолого-педагогических исследований (И.И. Джужук [1], Н.В. Матяш [7] и др.) убедительно доказана возможность применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. В публикациях Е.Н. Землянской, Н.М. Конышевой [5], В.Д Симоненко [8] и др. отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся начальной школы. Цель проектного обучения, по мнению Л.А. Нефедовой, М.Н. Ухо-вой, состоит в создании условий, при которых дети: «самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление» [10]. Л.Б. Прокофьева считает, что проектная технология помогает самостоятельному принятию решений в любой трудной жизненной ситуации, формированию образовательной мотивации детей, их читательской грамотности, готовности к самообразованию, образовательной рефлексии, саморегуляции и самоорганизации ученика [11].

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также

методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником

B.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда, чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [3].

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога

C.Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Сторонники метода проектов в советской России (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 г. метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь се-

рьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, как отмечает М.М. Морозова [9].

Сегодня метод проектов получает всё большее распространение, т. к. [2]:

1) способствует формированию общеучебных умений и навыков (исследовательских: генерировать идеи, выбирать лучшее; социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать помощь; оценочные: оценить ход, результат своей деятельности и деятельности других; информационные: осуществлять поиск нужной информации; презентационные: выступать перед аудиторией; рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему необходимо научиться?»; менеджерские: планировать деятельность, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела);

2) может быть использован в изучении любого предмета;

3) может применяться на уроках и во внеклассной работе;

4) ориентирован на достижение целей самих учащихся;

5) формирует опыт деятельности. Однако, несмотря на свою растущую

популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод ещё не получил должного распространения в начальном звене школьного обучения. Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т. п.

Начиная использовать метод проектов в работе, мы понимали, что, скорее

о

3

4 го

с;

^

о

<и н о ю го

со го ч о

0

1

Ё ф

о

о

0

1

*

о

о со

всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности, но для малыша это будет его проект.

На наш взгляд, одним из возможных путей применения проектного метода в работе с младшими школьниками является подключение родителей к детской проектной деятельности. Это обусловлено, по мнению Н.В. Ивановой [4], несколькими причинами.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники далеко не сразу становятся абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Безусловно, главную помощь ребёнку на пути становления его субъектности в проектной деятельности оказывает педагог. Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей.

Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространённого в наше время.

В-третьих, существует такая разновидность проектов, как семейные (например, «Моё генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Семейные реликвии», «Меню выходного дня моей семьи» и др.), для их осуществления участие родителей просто необходимо, ведь родители сами выступают важным источником информации для ребёнка.

Но включившись в работу над проектом, многие родители принимают на себя функции учащегося (делают все за него), тем самым теряется смысл выполнения проекта. В связи с этим

0 учителю необходимо вести предварили тельную работу, объяснять сущность

1 проектного метода, раскрывать формы

о

^ возможного участия родителей в про-

< ектной деятельности учащихся, демон-

стрировать примеры детско-родитель-ских проектов.

Тему нашего первого проекта подсказала комплексно-волновая неделя «Семья», которая прошла в нашей школе «7 ключей» НОУ ВПО РБИУ В течение всей недели ребята собирали информацию и рассказывали о своей семье в классе на разных уроках.

Подготовка к комплексно-волновой неделе «Семья» началась заранее. Сначала мы с ребятами выяснили, что такое «семья» в их понимании, вспомнили обо всех членах их семей, обсудили важность знания того, кто же были нашими предками. Выяснив, что, к сожалению, не все знают о своих прадедушках и прабабушках, решили расспросить родителей и составить генеалогические древа своих семей. Эта информация составила первую страничку альбома о семье у каждого ребенка. Ребята так увлеклись этой работой, что многие из них попробовали составить герб своей семьи, который тоже украсил альбом о семье. Некоторые ребята вместе с родителями на страничке своего альбома выложили информацию об истории возникновения своей фамилии и имени. Интересной стала и страничка об отдыхе и увлечениях семей, где ребята с помощью семейных фото рассказали о том, как они проводят свободное время всей семьей.

Меню выходного дня своих семей ребята составили и оформили на комплексно-волновом уроке (совместно с уроком информатики) с помощью программы «Перволого». Яркие цветные «Меню», созданные ребятами, были размещены дома на кухне.

Итогом нашей работы стало оформление альбома «Моя семья», в котором каждый ученик разместил собранную в течение недели информацию о своей семье. На школьной конференции учащихся наш класс представил презентацию, составленную из лучших страничек личных альбомов детей.

Работая над проектом «Моя семья», ребята расширили знания о членах своей

семьи; учились работать с различными источниками информации (документами, семейными фотографиями), провели опрос родителей. В процессе работы в проекте у ребят развивались исследовательские навыки; проект способствовал воспитанию чувства гордости, уважения и любви к близким.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов, проблема проекта должна быть значима для младших школьников, интересна для них. Одним из значимых событий у первоклассников является прощание с первой учебной книгой «Азбука». Мы с ребятами решили создать свою «Классную Азбуку». Путем жеребьевки решили, кто какую букву алфавита представит на страничке нашей «Азбуки», и взялись за дело.

В начале работы мы определились, как можно ярко, интересно и познавательно рассказать о букве. На страничках предлагалось разместить загадки, стихи, ребусы, картинки, изображающие предметы, в названиях которых есть нужная буква. Собрав необходимую информацию, приступили к оформлению своих страничек. Причем, многие ребята выполнили эту работу практически самостоятельно: сами нарисовали картинки, сделали необходимые подписи, записали стихи и загадки. Все странички «Азбуки» были разложены в алфавитном порядке и скреплены между собой. Теперь можно полистать нашу первую совместную книгу, почитать стихи и пословицы, разгадать ребусы и загадки, а еще - с важностью рассказать, как выполнялась эта работа.

Работа по созданию «Классной Азбуки» способствовала развитию творческих способностей, способности обобщать собранную информацию о букве, закреплялись навыки правильного письма, развивались навыки самостоятельной работы, воспитывался интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Подводя итоги нашей совместной большой работы, отметим, что метод

проектов можно и нужно использовать в начальной школе. Ведь именно начальная школа является «фундаментом» дальнейшего обучения. Работая над проектом, учащиеся получают возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, используя максимально все свои знания и умения. Повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе, компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение. Метод проектов позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика, родителей. Библиографический список:

1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: дис. ... кан. пед. н. -Ростов н/Д., 2004. - 420 с.

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 55-58.

3. Зиангирова Л.Ф. Ретроспективный анализ феномена метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 2. С. 111-114.

4. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2010. № 1. С. 1-3.

5. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: кн. для учителя нач. классов. - М.: Просвещение, 2006. -176 с.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов н/Д.: Учитель, 2005. - 288 с.

7. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников. - М.: Вакос, 2004. - 235 с.

8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана - Графф, 2002. - 154 с.

_0

о

3

4 го с;

s о

ф н о ю го

ш го ч о

0

1

Ё ф

о

о

0

1

*

о

о со

9. Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 36-41.

10. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 61-66.

11. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4. С.108-114.

УДК 371.73 ББК 74.200.55

О.О. Кастальский КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ УШУ

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_0 ц

га н о го

О О

Рассматривается вопрос о необходимости сочетания умственной и физической нагрузки в режиме дня детей младшего школьного возраста. Представлен анализ ряда педагогических концепций, позволяющих определить различные аспекты значимости изучаемой проблемы. В этой связи, интерес представляют восточные оздоровительные системы, основанные на холистическом (целостном) подходе к организму человека.

Ключевые слова: здоровьесбережение, двигательная активность, физическая культура, восточные оздоровительные системы.

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является одной из основных задач дошкольного и школьного учреждений. Однако М.Н. Пуховской отмечает, что усилия, предпринимаемые нашим государством для укрепления здоровья нации, не могут быть полностью реализованы в связи с отсутствием в социальной структуре общества конкретных носителей идей здорового образа жизни [17].

В последние десятилетия трансформировались социальные ожидания от школы. Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то в настоящее время общество ждет от школы формирования поведенческих моделей. Приоритетными являются поведенческие модели, направлен-

ные на умение делать самостоятельный вывод, принимать решение, ориентироваться в информационном пространстве, вести здоровый образ жизни [25].

С точки зрения сбережения здоровья школьников, особое внимание, на наш взгляд, следует уделить переключению с умственного труда на физическую деятельность, со статической работы - на двигательную активность. На практическом уровне это выступает как один из резервов здоровьесбережения. Таким образом, сочетание умственной и физкультурной деятельности является еще одним из процессуальных резервов сбережения здоровья школьников [1].

Н.И. Спиридонов указывает, что занятия физической культурой, благодаря улучшению мозгового кровообращения не только благотворно влияют на здоровье, но и укрепляют нервную систему,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.