Научная статья на тему 'Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов'

Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / A METHOD OF PROJECTS / AN ELEMENTARY SCHOOL / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Ольга Петровна

В статье обобщается четырёхлетний опыт применения метода проектов при изучении английского языка в начальной школе. Приводятся цели введения метода проектов в начальную школу и требования, которые необходимо соблюдать при этом; этапы разработки проекта и его проведения; основания для классификации проектов. Описан метод проектов как средство изучения английского алфавита с использованием сказочного сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We study English language with younger schoolchildren by method of projects

In clause four-year-old experience of application of a method of projects is generalized at studying English language in an elementary school. The purposes of introduction of a method of projects in an elementary school and requirements which are necessary for observing thus are resulted; development cycles of the project and its carrying out; the bases for classification of projects. The method of projects as means of studying of the English alphabet with use of a fantastic plot is described.

Текст научной работы на тему «Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов»

Педагогика

УДК 808.2 О.П. Агафонова*

Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов

В статье обобщается четырёхлетний опыт применения метода проектов при изучении английского языка в начальной школе. Приводятся цели введения метода проектов в начальную школу и требования, которые необходимо соблюдать при этом; этапы разработки проекта и его проведения; основания для классификации проектов. Описан метод проектов как средство изучения английского алфавита с использованием сказочного сюжета.

Ключевые слова: метод проектов, начальная школа, английский язык.

O.P. Agafonova*. We study English language with younger schoolchildren by method of projects.

In clause four-year-old experience of application of a method of projects is generalized at studying English language in an elementary school. The purposes of introduction of a method of projects in an elementary school and requirements which are necessary for observing thus are resulted; development cycles of the project and its carrying out; the bases for classification of projects. The method of projects as means of studying of the English alphabet with use of a fantastic plot is described.

Keywords: a method of projects, an elementary school, English language.

В современном мире существует противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами педагогического мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности и, соответственно, должны происходить изменения в образовательных системах. На современном этапе в условиях рыночных отношений как никогда необходимы специалисты, способные работать самостоятельно, активно, творчески. Для их подготовки нужна такая организация учебного процесса, при которой растет удельный вес самостоятельной работы учащихся, что позволяет им самим оперировать учебным содержанием, при этом развивая интеллектуальные и личностные качества.

Стремление к личностному развитию побуждает педагогов, психологов искать новые технологии обучения. Простое заучивание фактов и правил не актуально сейчас, важно уметь применить эти знания на практике, в повседневной жизни.

Процессы обновления в сфере образования захватывают и обучение иностранным языкам, что создаёт условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов, приемов эффективного обучения. Одним из таких эффективных, на наш взгляд, методов является метод проектов, который прошел длительный путь своего совершенствования.

Проект ценен именно тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это является необходимым компонентом образования в настоящее время. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Таким образом, проект - это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Современный этап развития отечественной педагогики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности, в обучении иностранному языку,

* Агафонова, Ольга Петровна, учитель английского языка Русско-Высоцкой СОШ, аспирант кафедры педагогики Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Россия, 188516, Ленинградская область, Ломоносовский р-н, пос. Русско-Высоцкое, д. 18, кв. 6. Тел. +7 (911) 268-31-85, e-mail: Agafonova0601@yandex.ru.

* Agafonova, Olga Petrovna, the teacher of English language Russko-Vysotskaya secondary general school. Place of competition: Leningrad state university of a name of A.S. Pushkin. Tel. +7 (911) 268-31-85. E-mail: Agafonova0601@yandex.ru

Агафонова О.П. Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов

т.к. он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных предметных областей при решении одной задачи, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи [2].

Остановимся подробнее на применении проектной методики в начальной школе. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов, не такие информационно насыщенные, как у учеников старших классов, но они тоже соответствуют сущностным характеристикам метода проектов и имеют дидактическую цель, отвечают определенным требованиям к организации учебной деятельности, этапов проведения.

Главными целями введения этого метода в начальную школу являются [1, с. 28]:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

- развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

- получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

При использовании метода необходимо соблюдение ряда требований:

- измеримость практических и теоретических результатов;

- самостоятельность (индивидуально обособленной, парной, групповой) деятельности учащихся на уроке или во внеурочное время;

- структурированность содержания.

Исходя из этого, можно определить этапы разработки проекта и его проведения:

- представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

- выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение гипотез;

- обсуждение возможных источников информации;

- собственно работа над проектом;

- оформление результатов;

- защита проектов с оппонированием со стороны всех присутствующих.

Существует несколько классификаций проектов по различным типологическим

признакам [3, с. 6]:

- доминирующие в проекте метод или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролевая игра, информационный и т.п.);

- предметно-содержательная (монопроект в рамках одной области знания и межпредметный проект);

- характер координации проекта (с открытой, явной координацией, непосредственный, и со скрытой координацией, неявный, имитирующий участника проекта);

- характер контактов (внутренний, региональный, международный);

- количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой);

- продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапы, количество участников и т.д.

Рассмотрим пример проекта в начальной школе.

Первый класс - проект «English Alphabet». Его классификационные характеристики: индивидуальный, творческий, долгосрочный (4-5 месяцев). Работа над проектом ведется как в урочное, так и во внеурочное время (кружок, дополнительные занятия, консультации). Длительность проекта обусловлена количеством учебного времени, отведённого на изучение алфавита. Кроме того, уроки изучения нового содержания (новой буквы) чередуются с уроками контроля уровня усвоения изученных букв. Содержание учебной деятельности строится таким образом, что во время урока учащиеся изучают одну букву алфавита, а дома оформляют одну страницу азбуки. Знакомство с алфавитом происходит в виде сказки. Сказка рассказывается учителем под звуки музыки барокко.

Начинается сказка с того, что предстоит путешествие в далекую страну - Great Britain. Она большая, поэтому путешествие начинается с одного из королевств - Land. Жители этого королевства - буквы, которые рассказали следующую историю о своей жизни.

Когда-то давным-давно королевство было разделено на две части. В одной жили мальчики, согласные буквы, а в другой - девочки, гласные буквы. У каждой буквы был домик. Мальчики были послушные и непослушные (послушные - согласные, имеющие один звук; непослушные - согласные, имеющие два звука), но у всех у них был беспорядок, и они решили захватить девочек в плен, чтобы они навели порядок в их домиках. Девочки королевства очень любили петь (открытый слог, гласная читается, как в алфавите), и когда мальчики окружили их и посадили в темницу, то они не смогли больше петь (закрытый слог). Девочкам помог мудрый министр, который лично попросил прощения у каждой девочки (условно закрытый слог). Мальчикам же стало стыдно за своё поведение, и они дали обещание девочкам, что больше никогда так не поступят, а будут сами убирать в своих домиках.

Педагогика

Сейчас мальчики и девочки живут дружно, но иногда они вспоминают эту историю, и тогда девочки перестают петь. Вот почему буквы читаются по-разному, и английские слова порой бывает трудно правильно прочесть.

Таким образом, на первом уроке, когда рассказана вся сказка, и дано задание - определить правила оформления азбуки, учащиеся активно включаются в творческий поиск («мозговой штурм»). Возникает много разных идей. Например, нарисовать девочек и мальчиков; буквы; королевство; короля и королеву и пр. Обязательно в вихре предложений возникают упомянутые в самой сказке домики. Дети очень быстро предлагают рисовать именно их. На вопрос, как же узнаем, чей это домик, тоже «сыплются» варианты. Например, пронумеровать дома; написать на доме букву; нарисовать разные дома для девочек и мальчиков; раскрасить их разными цветами и т.д. Данный проект является проектом с открытой координаций, поэтому все вместе устанавливаем правила и вводим условные обозначения для создания домиков («фотография буквы», «имя буквы», «как говорит буква»). Завершается обсуждение разработкой проекта собственного домика для каждой буквы, который ученики рисуют следующим образом.

На крыше пишут саму букву большую и маленькую (Ее, 8б). Это - «фотография буквы». В окошке - «имя буквы», т.е. транскрипция чтения данной буквы ([I:], [ев]). На двери - «как говорит буква», т.е. транскрипция ([I:], [в]). Если буква имеет несколько вариантов чтения, то их транскрипцию ([е], И) дети помещают в подвале. В ходе работы по проекту возникали вопросы. Например, на вопрос детей, почему же буква Ее в конце слова не читается, мы придумали развитие нашей сказки. Когда мальчики окружали девочек, чтобы схватить, то буква Ее оказалась самой смелой. Она тянула мальчика (согласную) на себя и тем самым давала возможность другим девочкам (гласным) кричать, чтобы предупредить об опасности других (правила чтения, открытый слог).

В этот проект можно ввести элемент поисковой деятельности - учащиеся должны найти слово, которое начинается с данной буквы, правильно его прочитать и написать на данной странице азбуки, что частично готовит их к выполнению опережающих заданий и знакомству со словарём. Со временем, при реализации данного проекта, мы стали писать не только слово, начинающееся с данной буквы, но и отражать это слово рисунком. Так слово постепенно исчезло со странички, став «тайным», и перешло в загадку-картинку. На празднике алфавита «тайное» слово произносилось, показывалась картинка и требовалось отгадать, что оно означает. Если слово было неизвестным и сложным для прочтения, то его мог прочитать учитель, а учащиеся - определить его значение.

Когда изучены все буквы, сделаны индивидуальные (групповые) азбуки, проводится защита проектов - Праздник алфавита. На праздник приглашаются родители, классные руководители. Можно также объединить учащихся языковых групп, чтобы они расширили свои представления о творческих возможностях изучения иностранного языка, оценили себя и других, получили стимул для личностного совершенствования. Особенно это важно, если языковые группы ведут разные учителя. И для них Праздник алфавита может превратиться в школу обмена опытом.

Организационно праздник строится следующим образом. Выбирается ведущий, который рассказывает сказку, а остальные участники получают роль одной из букв и рассказывают о ней. Затем все участники делятся на команды и демонстрируют знание алфавита в процессе выполнения различных заданий:

- отгадать загадку (Шагайте, сёстры, побыстрей, отстали вы от буквы ... - Аа);

- соотнести слово и картинку (используются те слова, которые были в азбуке);

- написать буквенный диктант или самому продиктовать его;

- назвать слово по буквам или написать слово по буквам;

- вставить пропущенные буквы в алфавит;

- найти рифмующуюся пару для буквы (Аа-Кк, Сс-Ее);

- соединить маленькую и большую буквы;

- соединить букву и транскрипцию и другие задания.

Жюри из родителей и учителей оценивает игру команд, выбирает победителей, вручает призы.

Праздник завершается коллективным обсуждением и выбором лучших страничек для общей книги, которая станет украшением школьного стенда.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, что формируются:

- знание английского алфавита (устно и письменно);

- знание транскрипционных символов;

- умение отличить букву от звука;

- умение соотнести букву со звуком;

- первоначальное умение работать со словарём.

Кроме того, в процессе проектной деятельности в игровой форме идет подготовка к изучению правил чтения; знакомство с открытым и закрытым слогом; выполнение различных заданий, связанных со знанием алфавита.

В связи с этим возникает один важный вопрос: «Как оценить проект?»

Оценка проектной работы - очень непростое дело. Способы оценки ее результатов вступают в противоречие с официальной процедурой выставления отметок за работу ученика на уроке. Наличие ошибок не должно стать определяющим при выведении отметки (данный проект с явной координацией, и мы легко можем предвидеть и предотвратить ошибки). Ее следует выставлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации. И она должна быть

Агафонова О.П. Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов

одинаковой для всех участников коллективного проекта. Если отметки будут разными, то это может повлиять негативно на мотивацию учащегося, он разуверится в своих силах и в следующий раз может не согласиться принять участие в проекте из-за боязни плохой оценки. Кроме того, при выполнении проекта учителю также не стоит заострять внимание на речевых ошибках, т.к. учащиеся вкладывают много труда в его создание, работают с удовольствием, приобретают определенные навыки и умения, стараются все сделать самым наилучшим образом. А оценить грамотность детей учитель имеет возможность на любом уроке.

Мониторинг и оценку поэтапного выполнения учебного проекта целесообразно осуществлять в сотрудничестве всех участников с учётом возраста, степени самостоятельности. В качестве средств оценки могут быть использованы опросники, анкеты, оценочные шкалы, дневник рефлексивной самооценки и др. Применение этих средств помогает развивать у учащегося потребность и способность к рефлексивной самооценке учебной деятельности: «Как оцениваешь результат проекта?», «Чему научился?», «Как улучшилось владение иностранным языком?», «Какие виды деятельности были наиболее эффективными?», «Доволен ли полученным результатом (проектом) и совместной деятельностью по его созданию?», «Какая дополнительная работа по изучению иностранного языка необходима?»

Опросники, анкеты и другие способы самооценки могут быть также сформулированы в терминах: «Что я умею?», «В чем трудности?» и т.д. Проектная работа в этом случае интегрируется с технологией языкового портфолио, направленной на развитие рефлексивной самооценки владения иностранным языком и способов учебной деятельности. Аналогичным образом может проводиться и итоговая оценка проекта.

Что же касается оценки результатов деятельности учеников по данному проекту - English Alphabet, - то она строится следующим образом. В 1-м классе общеобразовательной школы отметки в журнал и дневники не выставляются, а дети в период выполнения проекта, который является долгосрочным, поощряются словесно и понравившимися им «смайликами». Создание копилки «смайликов» тоже становится результатом творческого поиска и разработки своеобразной шкалы оценивания. Кроме того, как было отражено выше, на защите, во время Праздника алфавита, ученики награждаются призами, а их работа как лучшая, учитывая вышеперечисленные критерии оценки и мнение жюри, может быть выбрана для школьного стенда.

Данный проект (English Alphabet) используется уже четыре года. За это время он претерпел некоторые изменения, т.к. приходят новые дети, задаются новые вопросы, выдвигаются новые идеи, меняемся и мы, учителя. Но что остаётся неизменным - интерес младших школьников к такому способу введения алфавита. Дети данного возраста ещё сами живут в сказке, которая многому может их научить и учит. Главное, чтобы им было интересно учиться, чтобы с нетерпением ждали следующего урока, четверти, года, чтобы иностранный язык стал для них ключом не только для открытия мира другой страны, но и своей Родины.

Подводя итог, можно сказать, что метод проектов ориентирован на реальный практический результат, т.к., во-первых, расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает их познавательный интерес. Во-вторых, работа над проектом помогает учащимся раскрыть свои способности, в т.ч. организаторские. В-третьих, проявить творчество, умение сравнивать и анализировать результаты деятельности; осуществлять самостоятельный поиск требуемой информации, свёртывать и развёртывать её, представляя в знаково-символическом и вербализованном виде, что является значимым для организации процесса обучения в современной школе, которая начинается с младших классов. В-четвёртых, во время работы строятся новые отношения между учениками; между учителем и учащимися; родителями и детьми; учителями, родителями и детьми. Следовательно, метод проектов помогает всем участникам образовательного процесса найти себя в столь важном деле - воспитание (самовоспитание) человека.

Список литературы

1. Брейгина, М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С. 28-32.

2. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. - 208с.

3. Полат,?Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-10.

Literature

1.Breygina M. E. Project method at the Spanish lesson // Foreign languages at school. - 2004. - № 2. - Р. 28-32.

2. Konysheva A.V. Organizing of schoolchildren independent work in foreign language. - St. Petersburg, 2005. - 208c.

3. Polat E.S. Project method at the foreign language lesson // Foreign languages at school. - 2000. -№ 2. - C.3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.