Научная статья на тему 'Учебные проекты в первом и втором классах общеобразовательной школы'

Учебные проекты в первом и втором классах общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные проекты в первом и втором классах общеобразовательной школы»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О. П. Агафонова

Учебные проекты в первом и втором классах общеобразовательной школы

В начальной школе закладываются основы овладения иностранным языком, которые во многом определяют успехи школьников в изучении этого предмета на последующих этапах. Современная дидактика уделяет большое внимание организации активной деятельности самих учащихся по усвоению новых знаний и формированию умений, управлению учебно-воспитательным процессом, стимулированию активности учащихся, (вовлечение их в планирование своей учебной деятельности, ее самоорганизации) самоконтролю, т. е. саморегулированию учения. Учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. В современной психологии активность рассматривается как главное свойство, основная характеристика процесса познания. Активность возникает в определенных условиях, и основными её источниками являются мотивация, желание и интерес. Особую роль на начальном этапе призвана сыграть эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что дети небезразличны к выполняемой ими учебной деятельности. При этом положительные эмоциональные переживания возникают в том случае, когда дети получают удовольствие, радость от выполняемой деятельности, когда удается вызвать интерес к изучаемому предмету - иностранному языку. В этом помогает метод проектов, который уже четвёртый год применяется в начальной школе поселка Русско-Высоцкое Ломоносовского района Ленинградской области.

Обучение иностранному языку начинается с первого класса. Класс делится на две группы по 12-15 человек. Учебный процесс осуществляется по учебно-методическому комплексу И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной «Английский язык», в соответствии с темами которого и разрабатываются проекты. Урочный материал расширяется за счёт занятий кружка английского языка, общешкольных и внеклассных дел - недели английского языка, праздники.

Обучение в первом классе начинается с устного вводного курса, в течение которого вся работа ведется только устно - дети слушают и говорят, но не пишут и не читают (кроме букв английского алфави-

8

та, которые начинают изучать со 2-3 четверти первого класса). На данном этапе формируются фонематический слух и произносительные навыки. Введение английского алфавита происходит при помощи метода проекта. English Alphabet является первым проектом для учащихся начальной школы. Его классификационные характеристики: индивидуальный, творческий, долгосрочный (4-5 месяцев). Работа над проектом ведется как в урочное, так и во внеурочное время (кружок, дополнительные занятия, консультации). Длительность проекта обусловлена количеством учебного времени, отведённого на изучение алфавита. Кроме того, уроки изучения нового содержания (новой буквы) чередуются с уроками контроля уровня усвоения изученных букв. Содержание учебной деятельности строится таким образом, что во время урока учащиеся изучают одну букву алфавита, а дома - оформляют одну страницу азбуки. Знакомство с алфавитом происходит в виде сказки.

Когда изучены все буквы, сделаны индивидуальные (групповые), азбуки, проводится защита проектов - Праздник алфавита, на который приглашаются родители, классные руководители. Можно также объединить учащихся языковых групп, чтобы они расширили свои представления о творческих возможностях изучения иностранного языка, оценили себя и других, получили стимул для личностного совершенствования. Особенно это важно, если языковые группы ведут разные учителя. И для них Праздник алфавита может превратиться в школу обмена опытом.

Праздник завершается коллективным обсуждением и выбором лучших страничек для общей книги, которая становится украшением школьного стенда. Практическая значимость данного проекта состоит в том, что формируются знание английского алфавита (устно и письменно); транскрипционных символов; отличить букву от звука; умение соотнести букву со звуком; первоначальное умение работать со словарём.

Кроме того, в процессе проектной деятельности в игровой форме идет подготовка к изучению правил чтения; знакомство с открытым и закрытым слогом; выполнение различных заданий, связанных со знанием алфавита.

Оценка результатов деятельности учеников по данному проекту, English Alphabet осуществляется следующим образом. В первом классе общеобразовательной школы оценки в журнал и дневники не выставляются, а дети в период выполнения проекта, который является долгосрочным, поощряются словесно и понравившимися им «смайликами». Создание копилки «смайликов» тоже становится результатом творческого поиска и разработки своеобразной шкалы оценивания. Кроме того, во время Праздника алфавита, ученики на-

9

граждаются призами, а их работа, как лучшая, может быть выбрана для школьного стенда.

Данный проект (English Alphabet) используется уже четыре года. За это время он претерпел изменения, так как приходят новые дети, задаются новые вопросы, выдвигаются новые идеи, меняемся и мы, учителя. Но что остаётся неизменным - интерес младших школьников к такому способу введения алфавита. Дети данного возраста ещё сами живут в сказке, которая многому может их научить и учит. Главное, чтобы им было интересно учиться, чтобы с нетерпением ждали следующего урока, четверти, года, чтобы иностранный язык стал для них ключом не только для открытия мира другой страны, но и своей.

Во втором классе на первое место выходит обучение чтению и письму, и мы, ссылаясь на сказку, изученную в первом классе, вводим понятия «открытый» и «закрытый слог», «условно закрытый слог», «транскрипция» и т. д.; рассматриваем правила чтения для каждой буквы и определенных буквосочетаний. Первая четверть второго класса отводится на развитие навыка чтения. Дети пытаются сами читать все «тайные» слова, отражённые в составленной ими азбуке, и объяснять произношение при помощи правил чтения и соответствующей терминологии.

Следующая тема программы и соответствующий проект -«Профессии». Его классификационные характеристики: индивидуальный, творческий, краткосрочный (2-3 урока), с явной координацией. Сначала мы вводим профессии, предложенные в учебнике, выполняем упражнения. Проект выносим на закрепление изученной и введение новой лексики, а в дальнейшем - на контроль.

Для создания проекта по теме «Профессии» используется «мозговой штурм», в процессе которого возникает большое количество предложений по содержанию и форме представления проекта: нарисовать представителей профессий, их «орудия» труда, придумать загадки. Объединив эти идеи, мы решаем составить кроссворд в картинках, усложнив его тем, что одна часть кроссворда содержит картинки, а вторая - предложения по заданному образцу (He works in an office.) При составлении кроссворда ученики используют не только ранее изученные профессии, но, активно работая со словарем, находят три новых профессии. Для защиты проекта необходимо рассказать о новых профессиях, показать рисунок с изображением их представителей, записать с транскрипцией название профессий на доске. Данный проект используется и для контроля - каждый получает кроссворд одноклассника и отгадывает слова, приведённые в нём. Тем самым проверяется, хорошо ли слушали проекты друг друга и запомнили новые слова. Практическая значимость данного проекта: знание лексического материала по заданной

10

теме (устно и письменно); первоначальное умение работать со словарём; умение донести информацию до заинтересованной аудитории; первоначальные знания грамматики, построение предложений; умение вести свой собственный словарь для новых слов.

Следующая тема и проект «Спорт». Также сначала мы работаем с лексическим и грамматическим материалом, а проект идет как форма контроля. Его классификационные характеристики: групповой, творческий, краткосрочный (в течение урока). Для выхода на данный проект мы используем дискуссию и дискурсию, выясняя, что такое проект, какие виды проектов могут быть, какова цель их разработки. При этом дети ссылаются на те, которые делали сами, анализируют разные виды проектов других классов. Так рождается идея оформить проект по теме «Спорт» в виде стенгазеты, а поскольку спорт включает летние и зимние виды, класс делится на две команды. Проект занимает только один урок, поэтому большая подготовительная работа учащимися проводится дома: повторяют слова и выражения, подбирают соответствующие картинки. На уроке учащиеся между собой распределяют роли: редактор, художник, журналист и т. д. Решают, как раскрыть тему: нарисовать, вырезать и наклеить картинки из журналов, подписать их, составить рассказ и т. п. На выполнение задания дается 30 минут и на защиту 15 минут. Практическая значимость проекта: знание лексического материала по заданной теме (устно и письменно); употребление соответствующих грамматических конструкций; умение работать и выполнять свои обязанности в группе; донести информацию до заинтересованной аудитории.

М.Э. Бутенко, А.Е. Чернеда

Проблемы теории и практики организации корпоративного досуга

На настоящий момент общепринятым является утверждение о том, что корпоративная культура - наиболее эффективное средство привлечения и мотивации сотрудников. В соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу, как только человек удовлетворяет физиологические и базовые социальные потребности, у него возникают потребности иного плана: в достойном положении в коллективе, признании, самореализации и т. п.

Социальная жизнедеятельность современного человека характеризуется прагматизмом, алгоритмизацией мышления, обеднением эмоциональной сферы, что неизбежно приводит к возрастающей на-

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.