Научная статья на тему 'Метод долгострочного проекта для развития лексических навыков при изучении иностранного языка в младших классах'

Метод долгострочного проекта для развития лексических навыков при изучении иностранного языка в младших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Инна Петровна, Крымова Екатерина Александровна

Данная статья посвящена методике обучения иностанному (английскому) я зыку в младших классах. В частности, использованию метода долгосрочного проекта на уроках изучения темы «Дом.Жилище».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Инна Петровна, Крымова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод долгострочного проекта для развития лексических навыков при изучении иностранного языка в младших классах»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Короткова Инна Петровна канд. пед. наук, доцент МИЛ г.Москва, РФ E-mail: [email protected] Крымова Екатерина Александровна учитель английского языка МОУ СОШ №4 г.Дмитров E-mail: [email protected]

МЕТОД ДОЛГОСТРОЧНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

Аннотация

Данная статья посвящена методике обучения иностанному (английскому) я зыку в младших классах. В частности, использованию метода долгосрочного проекта на уроках изучения темы «Дом.Жилище».

Ключевые слова

Иностранный язык, методика преподавания, метод проекта, младшие школьники, лексические навыки,

речевая разминка, наглядные пособия.

«Цитата» [1, с. 35].

Основной целью обучения иностранному языку является овладение детьми рядом иноязычных компетенций, важнейшей из которых является коммуникативная. Фундаментом успешного иноязычного обучения являются сформированные лексические навыки, которые начинают закладываться с самого начала обучения во втором классе общеобразовательной школы. Однако, ввиду возрастных особенностей, обучение младших школьников значительно отличается от обучения учеников среднего и старшего звена.

Вопросами обучения иностранному языку учеников младших классов, проблемами, возникающими в процессе преподавания, на сегодняшний день занимаются многие педагоги как на практике, так и в научно-исследовательской деятельности: Сороковых Г.В., Горлова Н.А., Цветкова Л.А.

Исследования в области детской психологии и психолингвистике выделяют ряд особенностей детей младшего школьного возраста, которые являются как преимуществами в обучении их иностранным языкам, так и создаются определенные проблемы и трудности.

Большим преимуществом является хорошая память детей, которая помогает запоминать новую лексику, речевые и грамматические структуры, а также немаловажно то, что речевой аппарат ребенка еще не до конца сформирован, что облегчает фонетическое усвоение нового языка.

Но кроме этого педагоги сталкиваются с другими возрастными особенностями, которые затрудняют процесс обучения - рассеянность внимания, неспособность долго сосредотачиваться на одном предмете и одном виде деятельность, а также отсутствие мотивации к изучению иностранного языка. Если первые две проблемы достаточно легко решаются частой сменой видов деятельности на уроках, использованием ИКТ, игровых технологий, физкультурных минуток, то мотивация остается серьезной проблемой. Если в самом начале обучения дети, чувствуя новизну предмета, активно постигают иностранный язык, то впоследствии, сталкиваясь с первыми трудностями и необходимостью «зубрить» слова, учить и выполнять не всегда интересные им упражнения, ученики теряют заинтересованность и инициативу. В этой ситуации педагогу необходимо найти новые возможности заинтересовать, мотивировать к дальнейшей работе, привлечь внимание и желание детей заниматься языком.

В отличии от более старших учеников, речь не может идти о сознательной мотивации, так как ребенку восьми лет сложно объяснить необходимость иноязычных знаний в современном мультикультурном мире, поэтому педагогам приходится использовать личностные и возрастные особенности учеников. Собственная педагогическая практика и изучение соответствующей литературы позволяют выделить основные принципы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: принцип новизны, создание ситуации успеха, смена видов деятельности, активное использование ИКТ и игровых технологий, возможность проявления творческих способностей.

Проанализировав тематическое содержание и лексическую составляющую стандартного учебно-методического комплекта, рекомендованного для второго класса общеобразовательной школы и учитывая вышеизложенные принципы работы с младшими школьниками, для решения проблем мы предлагаем метод долгосрочного проекта, выполняемого учителем вместе с классом.

Данная пректная работа предполагает план.

1.Подготовительный этап, в котором определяется цель, предмет и объект, тематика, время, а также прогнозируются результаты. / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).

2. Деятельностный этап, т.е. непосредственно разработка, т.е.составление план-схемы, сбор материала, включение интерактивных видов обучения.

3. Дополнительный этап, в котором подбирается материал дня внеклассного (домашнего) задания.

Одной из первых тем, предлагаемых учебным курсом второго класса, является тема «Дом. Жилище»,

в которой изучается лексика названия комнат, предметов мебели и интерьера. На первом уроке этой темы учитель начинает знакомить класс с проектом «Домик класса». Детям предлагается плакат, на котором нарисован пустой дом. Дети сами решают, где в доме будут спальня, ванная, гостиная и т.д. На этом же уроке учитель знакомит класс с главными героями, живущими в доме - мальчиком и девочкой. Изображения мальчика и девочки приклеены на магниты для удобного передвижения по дому.

На каждом уроке введения новой лексики учитель приносит картинки, изображающие новые слова и вместе с классом приклеивает в выбранные детьми комнаты и места домика. Таким образом, в течение года домик «наполняется» мебелью, «раскрашивается» в разные цвета, на небе появляются облака в форме чисел от одного до десяти, в саду и комнатах дома «поселяются» животные и игрушки. Таким образом параллельно с заполнением дома, пополняется лексический запас ребенка, дети практикуются в речевой деятельности, а также получают дополнительную мотивацию к изучению новых слов. Рассмотрим подробнее приемы работы с «Домиком».

Основным видом работы с этим проектом является речевая разминка по известным детям речевым структурам и лексике. Уроки учитель начинает с того, что на доску вешает «Домик» и задает вопросы ученикам, тренируя речевую деятельность учеников. Можно предложить следующие виды работ с «Домом»:

1. Учитель передвигает героев в разные комнаты дома и задает вопросы Where is he (she)? Is he in the bedroom?

2. Показывая на предметы в доме учитель спрашивает What is this? Is it a table?

3. Учитель вызывает к доске ученика и говорит Larry is on the bed. Lulu is under the tree. Ученик помещает героев в названные учителем места дома.

4. Работа с числами. Учитель просит одного ученика называть числа, которые учитель показывает. Учитель показывает на числа «вразброс», постепенно увеличивая скорость, тем самым, доводя знание лексики цифр до автоматизма.

5. Когда ученики в достаточной мере овладели необходимыми вопросами, в качестве ведущего, задающего вопросы привлекаются сами ученики.

6. Ближе к концу учебного года, когда лексический запас уже достаточен для построения небольшого текста, ученикам предлагается более интересный вид работ. Один ученик выходит к доске и совершает некоторые действия главными героями Домика, другие ученики эти действия озвучивают. Эту работу можно проводить наоборот - ученики рассказывают какую-то историю, а ученик у доски проделывает эти действия героями Дома.

7. Учитель может предложить лексические игры соревновательного вида по содержимому Домика. Например, разделить класс на команды и предложить назвать комнату, где больше всего слов, начинающихся на какую-то конкретную букву.

Работа с домиком достигает основной цели - мотивирует детей на изучение новых слов, так как работа с домиком интересна, ученики стремятся выйти к доске, ответить на вопросы, играть с жителями домика.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

Дети с нетерпением ждут введения новой лексики и радуются изучению новых слов, потому что для них это ассоциируется с заполнением домика новыми предметами.

Работа с этим проектом соответствует основным принципам обучения иностранным языкам:

- принцип активности и вовлеченности - все ученики класса являются активными участниками речевого процесса;

- принцип наглядности - предметы, находящиеся в «Домике», являются наглядным пособием лексического материала, изучаемого школьниками;

- принцип устного опережения - активная речевая деятельность и устное усвоение лексики предшествует письменному запоминанию;

Также работа с данным проектом создает на уроках ситуацию успеха, так как каждый правильный ответ может и должен вызывать положительный отклик у учителя, что мотивирует учеников на дальнейшую активную деятельность как на уроках, так и дома при подготовке к урокам.

Таким образом, можно сделать выводы, что работа с долгосрочным проектом «Домик» учитывает возрастные психологические и психолингвистические особенности учеников младших классов, решает многие проблемы и трудности, с которыми сталкиваются учителя, работающие в начальной школе, повышает мотивацию учеников и развивают коммуникативную компетенцию

Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. — М.: Айрис Пресс, 2004. — 240 с. — (Методика). — ISBN 5-8112-0536-8.

2. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы. М.: МГПУ, 2010. — 248 с.

3. Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). МПГУ. Москва. 2014. — 427 с.

4. Филатов В.М. (ред.). Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 2. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 5-222-05090-4.

5. Шишова И.Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся (начальная школа, иностранный язык). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. МГУ. 2009. - 21 с.

© Короткова И.П., Крымова Е.А., 2016

УДК 796.011.3

Коршунов Алексей Владимирович

канд. соц. наук, профессор МПГУ, г. Москва, РФ

САМОЛИЧНОСТНАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТАМИ ИНСТИТУТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье представлены результаты самооценки организаторских умений студентами института физической культуры и здоровья. Установлено, что наибольшую сложность в усвоении для студентов представляют умения, связанные с вариативностью и изменением педагогических ситуаций в процессе проведения практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.