_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Короткова Инна Петровна канд. пед. наук, доцент МИЛ г.Москва, РФ E-mail: [email protected] Крымова Екатерина Александровна учитель английского языка МОУ СОШ №4 г.Дмитров E-mail: [email protected]
МЕТОД ДОЛГОСТРОЧНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ.
Аннотация
Данная статья посвящена методике обучения иностанному (английскому) я зыку в младших классах. В частности, использованию метода долгосрочного проекта на уроках изучения темы «Дом.Жилище».
Ключевые слова
Иностранный язык, методика преподавания, метод проекта, младшие школьники, лексические навыки,
речевая разминка, наглядные пособия.
«Цитата» [1, с. 35].
Основной целью обучения иностранному языку является овладение детьми рядом иноязычных компетенций, важнейшей из которых является коммуникативная. Фундаментом успешного иноязычного обучения являются сформированные лексические навыки, которые начинают закладываться с самого начала обучения во втором классе общеобразовательной школы. Однако, ввиду возрастных особенностей, обучение младших школьников значительно отличается от обучения учеников среднего и старшего звена.
Вопросами обучения иностранному языку учеников младших классов, проблемами, возникающими в процессе преподавания, на сегодняшний день занимаются многие педагоги как на практике, так и в научно-исследовательской деятельности: Сороковых Г.В., Горлова Н.А., Цветкова Л.А.
Исследования в области детской психологии и психолингвистике выделяют ряд особенностей детей младшего школьного возраста, которые являются как преимуществами в обучении их иностранным языкам, так и создаются определенные проблемы и трудности.
Большим преимуществом является хорошая память детей, которая помогает запоминать новую лексику, речевые и грамматические структуры, а также немаловажно то, что речевой аппарат ребенка еще не до конца сформирован, что облегчает фонетическое усвоение нового языка.
Но кроме этого педагоги сталкиваются с другими возрастными особенностями, которые затрудняют процесс обучения - рассеянность внимания, неспособность долго сосредотачиваться на одном предмете и одном виде деятельность, а также отсутствие мотивации к изучению иностранного языка. Если первые две проблемы достаточно легко решаются частой сменой видов деятельности на уроках, использованием ИКТ, игровых технологий, физкультурных минуток, то мотивация остается серьезной проблемой. Если в самом начале обучения дети, чувствуя новизну предмета, активно постигают иностранный язык, то впоследствии, сталкиваясь с первыми трудностями и необходимостью «зубрить» слова, учить и выполнять не всегда интересные им упражнения, ученики теряют заинтересованность и инициативу. В этой ситуации педагогу необходимо найти новые возможности заинтересовать, мотивировать к дальнейшей работе, привлечь внимание и желание детей заниматься языком.
В отличии от более старших учеников, речь не может идти о сознательной мотивации, так как ребенку восьми лет сложно объяснить необходимость иноязычных знаний в современном мультикультурном мире, поэтому педагогам приходится использовать личностные и возрастные особенности учеников. Собственная педагогическая практика и изучение соответствующей литературы позволяют выделить основные принципы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста: принцип новизны, создание ситуации успеха, смена видов деятельности, активное использование ИКТ и игровых технологий, возможность проявления творческих способностей.
Проанализировав тематическое содержание и лексическую составляющую стандартного учебно-методического комплекта, рекомендованного для второго класса общеобразовательной школы и учитывая вышеизложенные принципы работы с младшими школьниками, для решения проблем мы предлагаем метод долгосрочного проекта, выполняемого учителем вместе с классом.
Данная пректная работа предполагает план.
1.Подготовительный этап, в котором определяется цель, предмет и объект, тематика, время, а также прогнозируются результаты. / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).
2. Деятельностный этап, т.е. непосредственно разработка, т.е.составление план-схемы, сбор материала, включение интерактивных видов обучения.
3. Дополнительный этап, в котором подбирается материал дня внеклассного (домашнего) задания.
Одной из первых тем, предлагаемых учебным курсом второго класса, является тема «Дом. Жилище»,
в которой изучается лексика названия комнат, предметов мебели и интерьера. На первом уроке этой темы учитель начинает знакомить класс с проектом «Домик класса». Детям предлагается плакат, на котором нарисован пустой дом. Дети сами решают, где в доме будут спальня, ванная, гостиная и т.д. На этом же уроке учитель знакомит класс с главными героями, живущими в доме - мальчиком и девочкой. Изображения мальчика и девочки приклеены на магниты для удобного передвижения по дому.
На каждом уроке введения новой лексики учитель приносит картинки, изображающие новые слова и вместе с классом приклеивает в выбранные детьми комнаты и места домика. Таким образом, в течение года домик «наполняется» мебелью, «раскрашивается» в разные цвета, на небе появляются облака в форме чисел от одного до десяти, в саду и комнатах дома «поселяются» животные и игрушки. Таким образом параллельно с заполнением дома, пополняется лексический запас ребенка, дети практикуются в речевой деятельности, а также получают дополнительную мотивацию к изучению новых слов. Рассмотрим подробнее приемы работы с «Домиком».
Основным видом работы с этим проектом является речевая разминка по известным детям речевым структурам и лексике. Уроки учитель начинает с того, что на доску вешает «Домик» и задает вопросы ученикам, тренируя речевую деятельность учеников. Можно предложить следующие виды работ с «Домом»:
1. Учитель передвигает героев в разные комнаты дома и задает вопросы Where is he (she)? Is he in the bedroom?
2. Показывая на предметы в доме учитель спрашивает What is this? Is it a table?
3. Учитель вызывает к доске ученика и говорит Larry is on the bed. Lulu is under the tree. Ученик помещает героев в названные учителем места дома.
4. Работа с числами. Учитель просит одного ученика называть числа, которые учитель показывает. Учитель показывает на числа «вразброс», постепенно увеличивая скорость, тем самым, доводя знание лексики цифр до автоматизма.
5. Когда ученики в достаточной мере овладели необходимыми вопросами, в качестве ведущего, задающего вопросы привлекаются сами ученики.
6. Ближе к концу учебного года, когда лексический запас уже достаточен для построения небольшого текста, ученикам предлагается более интересный вид работ. Один ученик выходит к доске и совершает некоторые действия главными героями Домика, другие ученики эти действия озвучивают. Эту работу можно проводить наоборот - ученики рассказывают какую-то историю, а ученик у доски проделывает эти действия героями Дома.
7. Учитель может предложить лексические игры соревновательного вида по содержимому Домика. Например, разделить класс на команды и предложить назвать комнату, где больше всего слов, начинающихся на какую-то конкретную букву.
Работа с домиком достигает основной цели - мотивирует детей на изучение новых слов, так как работа с домиком интересна, ученики стремятся выйти к доске, ответить на вопросы, играть с жителями домика.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Дети с нетерпением ждут введения новой лексики и радуются изучению новых слов, потому что для них это ассоциируется с заполнением домика новыми предметами.
Работа с этим проектом соответствует основным принципам обучения иностранным языкам:
- принцип активности и вовлеченности - все ученики класса являются активными участниками речевого процесса;
- принцип наглядности - предметы, находящиеся в «Домике», являются наглядным пособием лексического материала, изучаемого школьниками;
- принцип устного опережения - активная речевая деятельность и устное усвоение лексики предшествует письменному запоминанию;
Также работа с данным проектом создает на уроках ситуацию успеха, так как каждый правильный ответ может и должен вызывать положительный отклик у учителя, что мотивирует учеников на дальнейшую активную деятельность как на уроках, так и дома при подготовке к урокам.
Таким образом, можно сделать выводы, что работа с долгосрочным проектом «Домик» учитывает возрастные психологические и психолингвистические особенности учеников младших классов, решает многие проблемы и трудности, с которыми сталкиваются учителя, работающие в начальной школе, повышает мотивацию учеников и развивают коммуникативную компетенцию
Список использованной литературы
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. — М.: Айрис Пресс, 2004. — 240 с. — (Методика). — ISBN 5-8112-0536-8.
2. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы. М.: МГПУ, 2010. — 248 с.
3. Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). МПГУ. Москва. 2014. — 427 с.
4. Филатов В.М. (ред.). Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 2. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 5-222-05090-4.
5. Шишова И.Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся (начальная школа, иностранный язык). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. МГУ. 2009. - 21 с.
© Короткова И.П., Крымова Е.А., 2016
УДК 796.011.3
Коршунов Алексей Владимирович
канд. соц. наук, профессор МПГУ, г. Москва, РФ
САМОЛИЧНОСТНАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТАМИ ИНСТИТУТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье представлены результаты самооценки организаторских умений студентами института физической культуры и здоровья. Установлено, что наибольшую сложность в усвоении для студентов представляют умения, связанные с вариативностью и изменением педагогических ситуаций в процессе проведения практических занятий.