Научная статья на тему 'Особенности организации повышения квалификации педагога в условиях введения профессионального стандарта'

Особенности организации повышения квалификации педагога в условиях введения профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА / БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ СТАЖЕРСКИХ ПРАКТИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Анастасия Геннадьевна, Ильин Андрей Сергеевич

Показано как введение профессионального стандарта изменяет требования к профессиональной деятельности педагога, а последнее влечет за собой трансформацию базового процесса в системе повышении квалификации. Раскрыты особенности повышения квалификации на базовых образовательных площадках. Описан механизм создания базовых площадок стажерских практик. Дана характеристика структуры программы повышения квалификации с выездной практикой в образовательной организации и структура программы повышения квалификации, реализуемой на Базовой площадке стажерских практик. Обсуждаются особенности реализации данных видов программ. Представлен анализ результатов реализации программ стажерских практик в Красноярском крае. Предложены способы формирования трудовых действий педагога в условиях введения профессионального стандарта и варианты оформления отношений с образовательными организациями базовыми площадками по повышению квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of teachers’ advanced training within the adoption of professional standard

The adoption of the professional standard changes requirements to professional activity of the teacher is presented, and this involves transformation of basic process in advanceed training system. Features of advanced training on basic educational platforms are revealed. The mechanism of creation of basic platforms trainee practice is described. The characteristic of structure of the program of advanced training with exit practice in the educational organization and structure of the program of professional development realized on the basic platform trainee practice is given. Features of realization of these types of programs are discussed. The analysis of results of implementation of programs of trainee practice in Krasnoyarsk Krai is submitted. Ways of formation of labor actions of the teacher within adoption of the professional standard and options of registration of the relations with the educational organizations basic platforms on professional development are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности организации повышения квалификации педагога в условиях введения профессионального стандарта»

о соД'Ио,^

Исследования молодыхученых.

УДК 371.12+378.091.398

Особенности организации повышения квалификации педагога в условиях введения профессионального стандарта

А. Г. Новичкова, А. С. Ильин

Features of the organization of teachers' advanced training within the adoption of professional standard

A. G. Novichkova, A. S Ilyin

Аннотация. Показано как введение профессионального стандарта изменяет требования к профессиональной деятельности педагога, а последнее влечет за собой трансформацию базового процесса в системе повышении квалификации. Раскрыты особенности повышения квалификации на базовых образовательных площадках. Описан механизм создания базовых площадок стажерских практик. Дана характеристика структуры программы повышения квалификации с выездной практикой в образовательной организации и структура программы повышения квалификации, реализуемой на Базовой площадке стажерских практик. Обсуждаются особенности реализации данных видов программ. Представлен анализ результатов реализации программ стажерских практик в Красноярском крае.

Предложены способы формирования трудовых действий педагога в условиях введения профессионального стандарта и варианты оформления отношений с образовательными организациями - базовыми площадками по повышению квалификации.

Abstract. The adoption of the professional standard changes requirements to professional activity of the teacher is presented, and this involves transformation of basic process in advan-ceed training system. Features of advanced training on basic educational platforms are revealed. The mechanism of creation of basic platforms trai-

nee practice is described. The characteristic of structure of the program of advanced training with exit practice in the educational organization and structure of the program of professional development realized on the basic platform trainee practice is given. Features of realization of these types of programs are discussed. The analysis of results of implementation of programs of trainee practice in Krasnoyarsk Krai is submitted.

Ways of formation of labor actions of the teacher within adoption of the professional standard and options of registration of the relations with the educational organizations - basic platforms on professional development are offered.

Ключевые слова: практико-ориентирован-ное повышение квалификации, профессиональный стандарт педагога, трудовые действия педагога, базовые площадки стажерских практик.

Keywords: practice -focused advanced training, professional standard of the teacher, labor actions of teacher, basic platforms of trainee practice.

С 1 января 2017 года в России вступает в силу Профессиональный стандарт педагога, в котором прописаны требования к педагогу в части его знаний, умений и трудовых действий, которыми он должен обладать. Данный документ является рамочным для системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Введение профессиональ-

ЧИППКРО

ного стандарта педагога, с одной стороны, ведет к изменению требований к профессиональной деятельности педагога, с другой - вызывает необходимость пересмотра подходов к его образованию на протяжении всей его профессиональной карьеры, а также к оценке сформи-рованности трудовых действий педагога на этапах подготовки, профессиональной деятельности, дополнительного профессионального образовании [1].

К системе дополнительного профессионального образования с момента ее создания предъявлялись требования в части освоения педагогами определенных умений, что совпадает с ожиданиями педагогов от процесса повышения квалификации [3, с. 24].

Поэтому задача «оспособления» педагогов в процессе повышения квалификации умениями не является новой, и Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее -Институт) решал ее в силу своих возможностей. Так, традиционно у Института были базовые школы - так называемые Базовые образовательные площадки, в которых реализовы-валась практическая часть программ повышения квалификации. Как правило, это образовательные организации, имеющие лучший, а порой и инновационный опыт работы по направлению положенному в основу содержания программы повышения квалификации. Руководитель программы повышения квалификации совместно с администрацией образовательной организации и учителем или учителями (в зависимости от тематики про-

граммы повышения квалификации) планируют занятия для слушателей, предусматривая различные формы работы, совместно проводят для слушателей занятия.

Наиболее распространенные формы занятий включают презентацию деятельности образовательной организации, работу по анализу нормативных локальных актов, посещение и анализ учебных занятия, мероприятий, проектирование возможных вариантов использования представленного опыта в своей практике. Практика в образовательных организациях, являющихся Базовыми образовательными площадкам Института, составляет, как правило, от 4 до 12 учебных часов. Программа повышения квалификации с практикой на Базовых образовательных площадках схематически выглядит следующим образом:

Таких программ повышения квалификации, в которых практическая часть реализуется на базовых образовательных площадках, в разное время было от 80 до 46% от общего количества реализуемых Институтом программ. В настоящее время наблюдается тенденция снижения доли таких программ и, на наш взгляд, это не случайно.

Основной причиной является то, что содержание и формы обучения, а также количество часов, которое отводится на практические занятия на базовых образовательных площадках, не позволяют качественно формировать профессиональные умения. Поэтому ожидания слушателей, планируемые ими результаты и фактические результаты имеют расхождение.

Рис. 1. Схема структуры программы повышения квалификации с выездной практикой

Как было сказано выше, с введением Профессионального стандарта педагога перед системой повышения квалификации поставлена задача формирования у педагогов трудовых действий. Эту задачу невозможно решить, демонстрируя достижения лучших школ и лучших педагогов. Поэтому в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Институт начинает создание площадок стажерских практик. В отличие от практической работы на базовых образовательных площадках на площадках стажерских практик программа повышения квалификации (стажировки) реализуется полностью и слушатели не только знакомятся с работой данной образовательной организации, но и активно практикуются в осуществлении тех или иных практических действий [4]. Кроме того, необходимо отметить, что чаще всего стажировка проводится для школьных команд, которые планируют совместные действия в рамках программы развития образовательной организации.

Общеизвестно, что развитие характеризуется качественными необратимыми изменениями, направленными на трансформацию системы (Г. Гегель) и основывается на философских принципах исследования явлений в единстве теории и практики.

В нашем случае речь идет о развитии социальной системы, имеющей специфику программно-целевой обусловленности.

Программно-целевая обусловленность социальных явлений выходит за рамки системы образования и вводит в деятельностное поле социокультурный контекст, определяет взаимное влияние образования и различных общественных процессов [5].

Поэтому деятельность по развитию системы образования предполагает:

1) построение проектных сценариев, фиксацию возможных краткосрочных и долгосрочных изменений в каждом из направлений и их взаимосвязь с социально-экономическим развитием региона;

2) открытый отбор инновационных практик, обеспечивающих качественное и результативное изменение в каждом из направлений развития системы образования;

3) непрерывный анализ ситуации и динамичность оценки, которые позволяют прини-

мать решения и обеспечивать их максимальную избирательность.

Так как социальные изменения обусловлены программно-целевыми представлениями субъектов, то появление и закрепление нового в практике будет зависеть от готовности каждого к инновационному изменению собственной практики. Данная готовность может быть сформирована посредством освоения педагогическими коллективами инновационных практи-ко-ориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, позволяющих пройти стажировки в условиях, приближенных к непосредственной деятельности учителя и администратора.

Для разработки и реализации подобных программ в рамках стажировочной площадки по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. в Красноярском крае Институтом был проведен конкурсный отбор среди инновационных образовательных организаций края.

Так как конкурс проводился в рамках направления «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», то конкурсные материалы должны были соответствовать аспектам НОИ «Наша новая школа», следовательно, данные аспекты стали номинациями конкурса: «Введение федеральных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования», «Расширение самостоятельности образовательных учреждений», «Сохранение и укрепление здоровья школьников», «Совершенствование школьной инфраструктуры», «Совершенствование учительского корпуса», «Развитие системы поддержки талантливых детей».

Конкурсные материалы были оценены независимыми экспертами (каждый пакет оценивали 2-3 эксперта), и в результате было отобрано 35 образовательных организаций для реализации программ стажерских практик.

Совместно командами данных школ и сотрудниками Института были разработаны, лицензированы и реализованы 43 инновационные дополнительные программы (повышения квалификации) по основным направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

ЧИППКРО

Рис. 2. Структура программы повышения квалификации, реализуемой на базовой площадке

стажерских практик

На площадках данного вида организуется деятельностное повышение квалификации. Здесь полностью осваивается программа повышения квалификации, и педагоги имеют возможность практиковаться в тех или иных трудовых действиях.

На сегодняшний день создано 64 площадки стажерских практик (сеть из 48 общеобразовательных организаций и 16 дошкольных образовательных организаций), на базе которых под научным руководством Института осуществляются повышение квалификации и стажировки работников образования по 69 программам (есть площадки, реализующие несколько программ) по 10 направлениям.

Это организации лидеры, действующие во всех территориальных округах края, которые оформили собственную практику в программы повышения квалификации. Указанные программы предполагают стажировки слушателей на базе данных организаций. Структура программ повышения квалификации, реализуемых на площадках стажерских практик, представлена на рисунке 2.

Как было сказано выше, программа повышения квалификации полностью реализуется на базе образовательной организации.

Учебно-ознакомительная практика организована по тому же принципу, что и на базовых образовательных площадках Института, после освоения теоретического материала слушатели включены в «практикование», т. е. самостоятельно пробуют отработать полученные знания и умения на практике. Данная работа сопровождается обязательной рефлексией.

Научно-исследовательская самостоятельная работа включает проектирование предстоящей деятельности и ее разворачивание на своем рабочем месте с обязательным сопровождением со стороны представителей стажировочной площадки и руководителя программы повышения квалификации - сотрудника Института. Реализация данных программ тоже имеет ряд особенностей. Так, образовательная деятельность выстраивается в логике деятельностного подхода на основе индивидуальных образовательных программ слушателей, оформленных с учетом их образовательных дефицитов и дея-

тельности ближайшего периода [5, с. 156-158]. Индивидуализация образовательных целей и программ, с одной стороны, позволяет обеспечивать уровневость (углублять знания, совершенствовать компетенции), с другой - расширять спектр знаний и умений, направленных на решение проблем практики образования. Как показывает анализ практики повышения квалификации, такая форма работы со слушателями позволяет им осваивать трудовые действия, оформленные в Профессиональном стандарте педагога. Анализ реализации программ стажер-ских практик также убедительно показал, что оказано существенное влияние:

1) на воспроизводство, изменение и развитие образования как государственно-общественного института, т. к. впервые была обеспечена возможность горизонтального трансферта моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования на уровне образовательных учреждений;

2) воспроизводство, изменение и развитие инфраструктуры системы повышения квалификации - появились Центры повышения квалификации на базе образовательных организаций, обеспечивающие практико-ориентированное обучение по современным инновационным дополнительным профессиональным программам;

3) воспроизводство, изменение и развитие образовательной системы, способствующей раскрытию способностей, формированию личностных качеств, помогающих устранять индивидуальные образовательные дефициты и формировать индивидуальные образовательные программы учителей и администраторов.

Таким образом, на сегодняшний день Институт сорганизовывал деятельности по повышению квалификации с теми инновационными образовательными организациями, деятельность которых, прежде всего, направлена на реализацию основных направлений НОИ «Наша новая школа», принципов государственно-общественного управления, введение профессионального стандарта педагога (учительские специализации) [2, с. 12].

Доля программ повышения квалификации, которые реализуются на базе образовательных организаций - Базовых площадок стажерских практик, составляет на сегодняшний день 34,5% к общему количеству программ повышения квалификации. Отношения с данными об-

разовательными организациями закреплены нормативно. В Институте разработано и введено в действие Положение о базовых площадках Института. Научно-методическое сопровождение данных площадок осуществляют руководители программ повышения квалификации.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/pro ducts/ipo/prime/doc/70435 556/#ixzz3OW3Ov8 IG (дата обращения 08.05.2016).

2. Андреева С. Ю. О региональной модели введения профессионального стандарта педагога в Красноярском крае / С. Ю. Андреева, А. В. Бутенко // Инновации в образовании. -2015. - № 10. - С. 4-14.

3. Ильина Н. Ф. Методология исследования выявления образовательных потребностей и ожиданий педагогов Красноярского края / Н. Ф. Ильина, О. Н. Богданова, С. Ю. Андреева, И. В. Лаврентьева, Н. Л. Солянкина // Непрерывное образование. - 2015. - № 3. - С. 21-26.

4. Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики : монография / Н. Ф. Ильина. Красноярск, 2014. - 224 с.

5. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения : монография / М. А. Мкртчян. - Красноярск, 2010. - 228 с.

References:

1. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 10/18/2013 No. 544n "About the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'no-go, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource]. Access mode: http:// www.garant.ru/products/ipO/prime/doc/70435556/ #ixzz3OW3Ov8IG (accessed date: 05/08/2016).

ЧИППКРО

2. Andreeva S. Y. About the regional model for the adoption of a professional teacher standard in the Krasnoyarsk Territory [O regional'noj modeli vvedenija professional'nogo standarta pedagoga v Krasnojarskom krae] / S. Y. Andreeva, A. V. Bu-tenko // Innovations in Education, 2015, No. 10, pp.4-14.

3. Ilyina N. F. Methodology of the study of the identification of educational needs and expectations of teachers of the Krasnoyarsk Territory / N. F. Ilyina, O. N. Bogdanova, S. Y. An-

dreeva, I. V. Lavrent'eva, N. L. Solyankina // Continuous Education, 2015, No. 3, pp. 21-26.

4. Ilyina N. F. Formation of innovative competence of the teacher: theory and practice: monograph [Stanovlenie innovacionnoj kompetentnosti pedagoga: voprosy teorii i praktiki: monografja]. Krasnoyarsk, 2014. 224 p.

5. Mkrtchyan M. A. Formation of the collective method of teaching: monograph [Stanovlenie kol-lektivnogo sposoba obuchenija: monografija]. Krasnoyarsk, 2010. 228 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.