Научная статья на тему 'Повышение квалификации тьюторов как условие обеспечения качества стажерских практик'

Повышение квалификации тьюторов как условие обеспечения качества стажерских практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / СТАЖЕРСКИЕ ПРАКТИКИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИЯ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЬ / КАЧЕСТВО / TUTOR / PRACTICAL TRAINING / ADVANCED TRAINING / INNOVATION / SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / NETWORK / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Нина Федоровна

В связи с необходимостью обеспечения качества стажерских практик предложена программа повышения квалификации тьюторов. Основной идеей данной программы является выстраивание ее содержания исходя из проблем реальной практики слушателей и задач их предстоящей деятельности. Обоснован подход к преобразованию системы повышения квалификации, содержащий сетевой принцип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORS’ ADVANCED TRAINING AS A CONDITION OF QUALIFIED PRACTICAL TRAINING

The article considers a program of tutors’ advanced training as a source of practical training quality improvement. The principle idea of the program is to build its content proceeding from the requirements and objectives of students’ future professional activity. The authors substantiate the approach, which considers reorganization of the advanced training system including network principle.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации тьюторов как условие обеспечения качества стажерских практик»

УДК 377.018.46 Ильина Нина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-методическим отделом Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева dom-hors@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ТЬЮТОРОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СТАЖЕРСКИХ ПРАКТИК

Ilyina Nina Fedorovna

PhD in Education Science, Head of the Research Guidance Department, Krasnoyarsk Regional Institute for Teachers’ Advanced Training and Professional Retraining Assistant Professor of the Education Science Department, Krasnoyarsk State Teachers’ Training University named after V.P. Astafiev dom-hors@mail.ru

TUTORS’ ADVANCED TRAINING AS A CONDITION OF QUALIFIED PRACTICAL TRAINING

Аннотация:

В связи с необходимостью обеспечения качества стажерских практик предложена программа повышения квалификации тьюторов. Основной идеей данной программы является выстраивание ее содержания исходя из проблем реальной практики слушателей и задач их предстоящей деятельности. Обоснован подход к преобразованию системы повышения квалификации, содержащий сетевой принцип.

Ключевые слова:

тьютор, стажерские практики, повышение квалификации, инновация, система непрерывного профессионального образования, сеть, качество.

The summary:

The article considers a program of tutors’ advanced training as a source of practical training quality improvement. The principle idea of the program is to build its content proceeding from the requirements and objectives of students’ future professional activity. The authors substantiate the approach, which considers reorganization of the advanced training system including network principle.

Keywords:

tutor, practical training, advanced training, innovation, system of continuous professional education, network, quality.

В современной модели образования Российской Федерации оформлены новые вызовы к системе, в которых образование рассматривается как основной фактор формирования инновационной экономики, как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения будущего образа жизни страны. Качество решения поставленных перед системой образования стратегических и тактических задач во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. И, как следствие, одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, способными работать в инновационном режиме. Поэтому приоритетной задачей современной системы повышения квалификации является разработка новых подходов и программ, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в условиях введения новых государственных стандартов общего образования, многообразия образовательных программ, учебников, видов общеобразовательных учреждений и т. п. Причем нужно понимать, что изменения в региональной системе образования, с одной стороны, возможны, если повышением квалификации охвачена определенная доля педагогов [1], с другой - программы повышения квалификации должны быть иного качества, а именно, по нашей гипотезе, повышение квалификации нужно приблизить к базовому процессу, т. е. рабочему месту учителя. Это будет возможным за счет развернутой сети базовых площадок по реализации

стажерских практик, где происходит освоение педагогами инновационного содержания и технологий обучения.

Такая возможность была предоставлена регионам в 2011 г. посредством проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурсного отбора для реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [2]. В числе регионов-победителей стал и Красноярский край по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», а Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования распоряжением правительства края приобрел статус стажи-ровочной площадки по данному направлению.

На наш взгляд, деятельность по развитию системы образования предполагает:

1) построение проектных сценариев, фиксацию возможных краткосрочных и долгосрочных изменений в каждом из направлений [3] и их взаимосвязь с социальноэкономическим развитием региона;

2) открытый отбор инновационных практик, обеспечивающих качественное и результативное изменение в каждом из направлений развития системы образования;

3) непрерывный анализ ситуации и динамичность оценки, которые позволяют принимать решения и обеспечивать их максимальную избирательность.

Так как социальные изменения обусловлены программно-целевыми представлениями субъектов, то появление и закрепление нового в практике будет зависеть от готовности каждого (и педагога, и управленца) к инновационному изменению собственной практики. Данная готовность может быть сформирована посредством освоения педагогическими коллективами инновационных практико-ориентированных образовательных программ повышения квалификации, позволяющих пройти стажировки в условиях, приближенных к непосредственной деятельности учителя и администратора.

Для разработки и реализации инновационных программ повышения квалификации (программ стажерских практик) в рамках стажировочной площадки по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. в Красноярском крае стажировочной площадкой был проведен конкурсный отбор среди инновационных образовательных учреждений края.

Так как конкурс проводился в рамках направления «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», то конкурсные материалы должны были соответствовать аспектам НОИ «Наша новая школа» [4], следовательно, данные аспекты стали номинациями конкурса.

Пакет конкурсных материалов включал описание инновационной практики (или действующего проекта) школы или муниципального образования, описание программы повышения квалификации, предложения к бюджету.

Согласимся с Р. Будоном, что необходимо отличать ситуации, в которых инновация является ответом на четко сформулированный запрос, от тех ситуаций, в которых она скорее специфический ответ на заданный вопрос, в этом случае она может быть совершенно непредсказуемой [5]. Итак, в нашем случае инновация - ответ на запрос (четкий или неясный) или следствие структурных и функциональных требований. Поэтому принятие или отторжение инновации системой является функцией определенных характеристик системы, ее структуры и чаще всего имеет адаптивную ценность.

Что же происходит в сфере образования, какого типа инновации для нее характерны, точнее, приемлемы, что значит инновация для образования - важное направление

деятельности (производство нового) или же средство, при помощи которого оно может поддерживать (оправдывать) свое предназначение? Ответы на эти вопросы дают возможность осмысленно обсуждать практику управления инновациями в системе повышения квалификации.

В нашем случае инновация связана с созданием современной системы непрерывного профессионального образования с опорой на стажерские площадки (места, где проходит процесс становления новой практики образования и управления), результат деятельности которых - порождение образовательных практик, создающих другой уклад школьной жизни.

В первый год функционирования стажировочной площадки нами в результате конкурса было отобрано 19 инновационных практик, на основе которых совместно командами школ и сотрудниками Института были разработаны, лицензированы и реализованы 19 инновационных программ повышения квалификации по основным направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Программы были реализованы в учреждениях - базовых площадках. По данным программам были проучены в 2011 г. 754 человека (учителя, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений Красноярского края, Республики Бурятия, Республики Якутия, Республики Хакасия, Кемеровской области).

В январе 2012 г. нами был проведен рефлексивно-аналитический семинар для тьюторов базовых площадок по реализации программ стажерских практик. В ходе семинара были обозначены проблемы, с которыми столкнулись тьюторы при реализации программ стажерских практик (повышения квалификации). В основном проблемы связаны с тем, что учителя подготовлены к работе с детьми и пытались перенести формы, способы, технологии работы с детьми на взрослых, а, как известно, это практически невозможно. Хотя многие из тьюторов сами обучались дистанционно, но качественно часть программы повышения квалификации в дистанционном режиме реализовать не смогли, да и программы повышения квалификации нуждались в значительной доработке. Данные проблемы подтвердились результатами online-анкетирования слушателей, обучавшихся по программам стажерских практик. Так, например, слушатели высказали следующие замечания [6]: недостаточный учет целевой аудитории, несовпадение сформированного у потребителя образа содержания с реализованной программой (обещали одно, по факту получилось другое), неэффективная организация учебного процесса, смысловая незавершенность обучения, «недостижение» результата, недостаточная практико-ориентированность процесса и результата обучения и т. п.

На основании выявленных проблем было принято решение о разработке образовательной программы повышения квалификации для данной категории слушателей по теме «Содержание и технологии работы тьютора стажерских практик». Данная образовательная программа рассчитана на 72 учебных часа.

Образовательная программа повышения квалификации тьюторов, задействованных в реализации программ стажерских практик на базовых площадках, ориентирована на адекватное восприятие и реализацию федеральных инициатив по реформированию и модернизации образования, на способность проводить эти инициативы в регионе в рамках образовательных программ повышения квалификации. Программа реализуется в рамках системы очного, очно-заочного, дистанционного образования (повышения квалификации).

Данная образовательная программа разработана с учетом «минимума содержания программ курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», на основании тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работни-

ков учреждений образования Российской Федерации. Программа основана на компетент-ностном и личностно-деятельностном подходах и имеет модульную структуру построения.

Нами оформлены следующие цели данной программы:

1. Формирование у слушателей начального представления о специфике дополнительного профессионального образования.

2. Обеспечение усвоения слушателями современных методов и технологий работы со взрослыми.

3. Обучение слушателей разработке образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Программа основана на сочетании лекционных, семинарских занятий, практических работ на рабочих местах слушателей с их дистанционным сопровождением. Практические занятия проводятся как коллективные, так и индивидуальные. Часть времени отводится на самостоятельную работу, которая сопровождается в дистанционном режиме.

Содержание программы конкретизируется, переоформляется в соответствии с задачами практики и ориентирами образовательной политики, т. е. всякий раз в программе могут появляться новые спецкурсы, способы и формы организации занятий.

Учебный план дополнительной образовательной программы повышения квалификации представлен в таблице.

Таблица

Учебный план дополнительной образовательной программы повышения квалификации по теме «Содержание и технологии работы тьютора стажерских практик»

№ Разделы, темы Всего часов В том числе Контроль

Лекции Практические занятие Дистанционные работы

1 Нормативно-правовое и программное обеспечение модернизации системы образования в Российской Федерации 4 4 Текущий

2 Содержание и технологии работы со взрослыми 22 6 16 Текущий

3 Особенности организации образования в дистанционном режиме 20 4 4 12 Текущий

4 Современные подходы к разработке образовательных программ дополнительного образования (повышения квалификации) 23 4 8 11 Итоговый

5 Оценка качества программы повышения квалификации 3 3

Всего часов 72 18 31 23

Первый модуль предполагает изучение приоритетов государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования; обзор основных принципов образовательной политики России на основе Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Содержание данного модуля задает целевые ориентиры и основные направления реализации программ дополнительного профессионального образования.

Содержание второго модуля включает изучение основных положений и принципов андрагогики; техник и технологий работы со взрослыми: дискуссия, мозговой штурм, ме-

тоды «жужжащие группы», «аквариум», «снежный ком» (или пирамида), кейс-методы, технология коллективной мыслительной деятельности. В ходе освоения данного модуля предполагается разработка слушателями заданий к собственным программам стажерских практик (повышения квалификации). По сути, это создание элементов учебнометодических комплексов к программам.

Третий модуль раскрывает возможные формы организации дистанционного взаимодействия, особенности создания и размещения обучающих и контролирующих заданий в рамках дистанционного обучения, дистанционного консультирования. Исходя из специфики модуля, большая часть обучения предусмотрена в дистанционном режиме.

Содержание четвертого модуля позволяет слушателям освоить требования к структуре и содержанию программ дополнительного профессионального образования, целе-полагание и определение образовательных результатов, особенности построения учебного и учебно-тематического планов, оформление содержания программы, а также современные средства оценивания образовательных результатов в программах дополнительного профессионального образования.

Пятый модуль является рефлексивным и позволяет осуществить оценку качества программы повышения квалификации и включает входную рефлексию; входную диагностику умений, подлежащих контролю; диагностику умений, подлежащих контролю на выходе; автоматизированное анкетирование слушателей.

На наш взгляд, освоение содержания данной программы позволит уже существующим и будущим тьюторам (в октябре 2012 г. планируется конкурс провести повторно) более качественно реализовывать программы стажерских практик.

Помимо этого, конечно, ставится задача осуществления собственно инновационной деятельности на сетевом принципе как основы преобразований системы повышения квалификации (поддержка инноваций, сопровождение команд, педагогов и тьюторов, инициирование проектной деятельности и т. п.).

Создание сетей, управление ими - это новшество в системе повышения квалификации. «Сетевость», будучи моделью координации интересов и ресурсов субъектов, включенных в процесс производства (например, управленческих решений,), - иная форма управления, заменяющая иерархическое администрирование, способная ухватить сложность и текучесть современного процесса принятия решений при взаимодействии разных факторов. Они объединяются общим делом (интересом), взаимозависимостью, а также добровольным сотрудничеством и равноправием.

Очевидно, что создание сетей является управленческой деятельностью по созданию каналов доступа к ресурсам, знаниям и возможностям, необходимым для жизнеспособности организаций (в нашем случае - образовательных учреждений). Также это и практика по совместному использованию знаний, способ переговоров (соглашение) относительно того, кто и с кем будет пользоваться общими ресурсами, какова степень доступа к ним и объема вознаграждения за право их получения. Если осознавать эту обусловленность появления сетей и их природу, то мы вынуждены задать, по меньшей мере, два вопроса: когда, например, обсуждаем сетевое образование школьных команд, - какую задачу они должны будут решать, и второй вопрос, - каков тип этой инновации в образовании.

Ссылки и примечания:

1. Общеизвестно, что системные изменения возможны, если преобразующую деятельность осуществляет определенная доля субъектов, так называемая критическая масса, а необратимость связана с «прохождением» точки бифуркации. Поэтому необходимо достижение критического уровня повышения квалификации педагогов как в количественном, так и в качественном эквиваленте.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: httm//www.mon.gov.ru (дата обращения: 14.07.2012).

3. Здесь и дальше по тексту речь идет о направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: httm//www.mon.gov.ru (дата обращения: 18.07.2012).

5. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / пер. с фр. М., 1998. 284 с.

6. Часть замечаний печатается в авторской редакции, а часть обобщена специалистами отдела анализа и оценки качества программ ДПО Института.

References (transliterated) and notes:

1. It is a matter of common observation, that system changes are possible if there is a certain number of subjects carrying out reforming activity, so called critical amount; and irreversibility depends on passing the bifurcation point. Therefore, it is relevant to reach critical level of teachers' advancement both in quantitative and qualitative equivalents.

2. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gg. [Electronic resource]. URL: httm//www.mon.gov.ru (date of access: 14.07.2012).

3. Here and further the author refers to activities of the national educational overture "Our new school".

4. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola» [Electronic resource]. URL: httm//www.mon.gov.ru (date of access: 18.07.2012).

5. Budon R. Mesto besporyadka. Kritika teoriy sotsial'nogo izmeneniya / transl. from French. M., 1998. 284 p.

6. Part of the notes is done under the author's edition, and the other part is summarized by the Institute's specialists of the Analysis and Programs of the Further Vocational Education Quality Control Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.