Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL RETRAINING / FOREIGN MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелов В.И.

Статья посвящена вопросам организации обучения иностранных военнослужащих на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Описаны этапы разработки соответствующих программ дополнительного профессионального образования. Раскрываются особенности обучения военных специалистов в российских военных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ADVANCED TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL IN THE RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY

The article is devoted to the organization of training of foreign military personnel in advanced training and professional retraining courses. The stages of development of the corresponding programs of additional professional education are described. The article reveals the features of training military specialists in Russian military universities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ

В.И. Маркелов, аспирант

Армавирский государственный педагогический университет (Россия, г. Амавир)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11571

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации обучения иностранных военнослужащих на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Описаны этапы разработки соответствующих программ дополнительного профессионального образования. Раскрываются особенности обучения военных специалистов в российских военных вузах.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, иностранные военнослужащие.

Обучение иностранных военнослужащих играет большую роль в развитии военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, поскольку направлено на обеспечение собственных национальных интересов и укрепление системы военной безопасности нашей страны. В настоящее время обучение иностранных военнослужащих является одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в вопросах поставки российского вооружения и военной техники, укрепления и развития российского военно-промышленного комплекса на международном рынке вооружений.

Одним из способов экспорта образовательных услуг является повышение квалификации и профессиональная переподготовка иностранных военнослужащих, осуществляемые в рамках реализации дополнительных профессиональных программ. Иностранные военнослужащие в российских военных вузах получают образование по тем же специальностям, по которым обучаются российские военнослужащие.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка иностранных военнослужащих в российских военных вузах происходит в соответствии с международными договорами на основании контрактов и соглашений, заключаемых Мин-

обороны России с министерствами обороны иностранных государств, нормативно-правовыми актами в области военного образования: приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 2016 г. № 468 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1164 «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств». На основании поступивших заявок и в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации проводится работа, по результатам которой подписываются соглашения, договоры, контракты или дополнения к ним. Контракты с иностранными заказчиками на подготовку (переподготовку и повышение квалификации) иностранных военнослужащих содержат положения о порядке организации обучения, его содержании и методике.

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка военного специалиста нацелены на совершенствование (получение новой) компетенции, не-

обходимой для профессиональной деятельности, для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональную переподготовку (повышение квалификации) иностранных военных кадров предваряет разработка соответствующей программы на основе квалификационных требований к уровню подготовки военных специалистов. Эта работа осуществляется в несколько этапов:

- отбор содержания обучения. На основе анализа информации о заключении контрактов на профессиональную переподготовку иностранных военнослужащих намечаются цели дополнительной профессиональной программы и в зависимости от них определяются компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший дополнительную профессиональную программу. Содержательное наполнение учебных дисциплин должно быть направлено на достижение поставленных целей. Так, освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» направлено на качественное изменение таких профессиональных компетенций слушателей, как способность выполнять основные мероприятия повседневной деятельности войск в авиационном подразделении, выполнять оперативные виды подготовок авиационной техники к полетам и периодическое техническое обслуживание воздушных судов, способность обеспечения безопасности полетов авиационной техники при выполнении учебных и боевых задач и др.

Обучение иностранных военных специалистов ведется на русском языке, поэтому программа их подготовки обязательно включает дисциплину «Русский язык». Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) происходит в сжатые сроки, следовательно овладение русским языком происходит не только на занятиях по этой дисциплине, но и при изучении всех дисциплин, предусмотренных учебным планом. Преподавателям в связи с этим необходимо совершенствовать мето-

дику обучения, учитывая то, что материалы дисциплин содержат много специальных терминов и слов, сложных для понимания иностранцами.

- технологии и способы обучения. На этом этапе определяют, какие технологии применять для совершенствования имеющихся навыков (компетенций) или развития новых. Инновационные образовательные технологии позволяют обеспечить максимально возможную действенность процесса профессиональной переподготовки или повышения квалификации иностранных военнослужащих. Актуальными в работе с иностранными военными специалистами являются технологии интерактивного обучения (проблемные задания, проектные задания, мозговой штурм). На развитие мотивационного и целеполагаю-щего компонентов образовательной деятельности слушателей, обучение способам самопознания нацелено внедрение элементов коучинга в процесс повышения квалификации (профессиональной переподготовки) слушателей. Технология коучинга акцентирует внимание на внутреннем потенциале человека, развивает его профессиональные компетенции с опорой на сильные стороны, дает ему возможность наиболее полно реализоваться в своей деятельности.

Этот этап предполагает разработку методического обеспечения учебного процесса. Использование в процессе обучения мультимедийной техники, иллюстраций, схем, видеофрагментов, которые позволяют понять связь теории с практикой направлено на преодоление трудностей при изучении сложного материала Специальные учебные пособия (печатные и электронные), словари терминов также способствуют качественному процессу переподготовки слушателей из зарубежных стран.

- варианты подачи информации. Информация должна быть представлена в таком объеме, чтобы не перегрузить слушателей. Предоставляется только самая необходимая информация, которая действительно нужна для выполнения обязанностей. Требуется дозирование информации и расстановка приоритетов: что необходи-

мо давать в первую очередь, а что может немного подождать;

- оценка полученных знаний и навыков (компетенций). Обязательной составляющей является оценка развития профессионализма военнослужащих и эффективности их переподготовки. Освоение дополнительной профессиональной программы завершатся обязательной итоговой аттестацией - итоговым междисциплинарным экзаменом.

Разработка программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации) иностранных военных кадров происходит с учетом предполагаемого уровня их образования, опыта военной службы, а также на основе имеющихся результатов обучения по ранее заключенным контрактам.

Учебные занятия с иностранными военнослужащими проводят наиболее подготовленные и опытные преподаватели. Профессорско-преподавательский состав должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, в

полном объеме обеспечивать реализацию преподаваемых учебных дисциплин.

Образовательный процесс осуществляется дифференцированно. Учебные группы (отделения) слушателей комплектуются иностранными военнослужащими одной или нескольких стран в количестве от 3 до 10 человек, обучающимися по аналогичным специальностям (специализациям), с учетом степени их владения русским языком, уровня образования и взаимоотношений между странами. Для проведения отдельных занятий могут создаваться потоки в количестве до 45 человек, состоящие из нескольких учебных групп (отделений), обучающихся по общим специальностям (специализациям).

В качестве заключения отметим, что организация образовательного процесса иностранных военнослужащих должна быть направлена на обеспечение высокого качества предоставляемых вузом услуг и на эффективную реализацию современных образовательных технологий по выбранным специальностям.

Библиографический список

1. Насонов В.В. Основные проблемы в переподготовке иностранных военных специалистов в учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации / В.В. Насонов, А.П. Ушакова // Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования: сборник материалов / под науч. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГ-ПУ, 2018. - С. 23-27.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1164 «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества подготовки специалистов // Ак-меология. - 2005. - № 3. - С. 31-39.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ADVANCED TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING OF FOREIGN MILITARY PERSONNEL IN THE RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY

V.I. Markelov, Postgraduate Armavir State Pedagogical University (Russia, Armavir)

Abstract. The article is devoted to the organization of training of foreign military personnel in advanced training and professional retraining courses. The stages of development of the corresponding programs of additional professional education are described. The article reveals the features of training military specialists in Russian military universities.

Keywords: professional development, professional retraining, foreign military personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.