Научная статья на тему 'Особенности профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны российской Федерации'

Особенности профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ / PERSONNEL TRAINING / TEACHING STAFF / MILITARY UNIVERSITY / TRAINING RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Викторовна

В работе рассматривается вопрос обучения педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Проведенный анализ показывает, что в настоящее время система профессионального обучения данной категории персонала полно не разработана. В связи с этим автором предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке системы профессионального обучения педагогического персонала (как гражданского, так и военнослужащих) военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The work considers the issue of training pedagogical staff of higher educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The analysis performed shows that at present the system of professional training for this category of personnel is not fully developed. In this regard, the author offers recommendations that must be considered when developing a system of professional training for teaching staff (both civilian and military personnel) of military universities.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны российской Федерации»

2. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития, 2015. № 20.

3. Мельник Е.К. Основные этапы, задачи и эффективность от внедрения ключевых показателей на предприятии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^:/^«-article.ru/stat.php?i=1466399449/ (дата обращения: 14.11.2019).

4. Ткаченко А. КР1 для менеджера по продажам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lf-digital.com/blog/sales-technologis/kpi-dlya-menedzhera-po-prodazham/ (дата обращения: 14.11.2019).

5. КР1 бухгалтера: показатели и критерии для премирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kpi-bukhgaltera-pokazateli-i-kriterii-dlya-premirovaniya/ (дата обращения: 14.11.2019).

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Андреева И.В. Email: Andreeva675@scientifictext.ru

Андреева Ирина Викторовна - магистрант, кафедра управления персоналом и кадровой политики, факультет управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в работе рассматривается вопрос обучения педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Проведенный анализ показывает, что в настоящее время система профессионального обучения данной категории персонала полно не разработана. В связи с этим автором предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке системы профессионального обучения педагогического персонала (как гражданского, так и военнослужащих) военных вузов.

Ключевые слова: обучение персонала, педагогический персонал, военный вуз, рекомендации по обучению.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Andreeva I.V.

Andreeva Irina Viktorovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT AND PERSONNEL POLICY, FACULTY OF MANAGEMENT, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the work considers the issue of training pedagogical staff of higher educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The analysis performed shows that at present the system ofprofessional training for this category ofpersonnel is not fully developed. In this regard, the author offers recommendations that must be considered when developing a system of professional training for teaching staff (both civilian and military personnel) of military universities.

Keywords: personnel training, teaching staff, military university, training recommendations.

УДК: 331.361

В настоящее время обучение педагогического персонала является актуальным вопросом в связи с большой значимостью высокой квалификации профессорско-педагогического персонала. Ведущие и развивающиеся вузы страны стремятся сохранить у себя успешных и перспективных педагогов путем создания комфортной среды для работы и возможности развиваться в профессиональном плане и для удовлетворения личностных потребностей. Грамотное построение системы профессионального обучения персонала способствует выполнению представленных задач.

При составлении или совершенствовании системы профессионального обучения педагогического персонала необходимо учитывать специфику образовательной организации, желания и возможности работников, а также требования общества к уровню квалификации современного педагога. Вопрос об обучении педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны РФ (военных вузов) в настоящий момент требует тщательного анализа и существенных доработок в плане построения и содержания системы и процесса профессионального обучения работников. Во многом это связано с тем, что на преподавательских должностях работают не только гражданский персонал, но и действующие офицеры, проходящие военную службу по контракту в ВС РФ. Таким образом, необходимо определить особенности обучения как гражданского преподавательского персонала военных вузов, так и обучение офицеров-педагогов.

Схема, представленная на рисунке 1 «Преподавательский контингент вузов МО в РФ», характеризует типичный педагогический персонал высшего военного учебного заведения.

Рис. 1. Преподавательский контингент вузов МО в РФ

При этом, как правило, на должности преподавателей гражданских дисциплин (математика, физика, право и т.п.) назначается гражданский персонал, а на должности преподавателей специальных и военных дисциплин - военнослужащие преподаватели. При этом офицеры-преподаватели окончили военные вуза и прошли военную службу в войсках.

Проведя сравнительный анализ двух типов педагогического состава, а также приняв во внимание проведенные учеными-педагогами исследования [1], определены основные отличия преподавателей-офицеров от гражданских преподавателей в военных вузах:

- имеют войсковой опыт, что помогает в подготовке военных специалистов;

- в большинстве случаев не обладают теоретическими знаниями в области психологии и педагогике (в том числе и военной);

- отсутствуют полные знания о системе образовательного процесса в целом;

- не обладают педагогическими умениями (начинающие офицеры, проработавшие на преподавательской должности короткий промежуток времени).

Интенсификация процесса становления военных преподавателей возможна путем усовершенствования системы обучения педагогических работников вузов МО РФ. Наиболее перспективным из таких путей является создания специальных факультетов или совершенствованием средств и методов обучения, а также разработка программы профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка - это самостоятельный вид дополнительного образования, необходимый при назначении на новые должности или при нахождении на определенной должности в течении определенного времени. Для военнослужащих профессиональная переподготовка необходима не реже одного раза в три года и проходит по двум направлениям:

1) обучение с целью приобретения знаний, умений и навыков в рамках смежной или иной военно-учетной специальности;

2) обучение с целью приобретения знаний, умений и навыков в рамках имеющееся военно-учетной специальности.

Согласно приказу Министерства обороны, преимущество на профессиональную переподготовку имеют военнослужащие, назначенные на преподавательские должности [2].

Анализ существующей системы профессионального обучения офицерского педагогического персонала показал, что в настоящее время данная система разработана не полно (данный факт подтверждается отсутствием литературы по обучению и развитию офицерского педагогического персонала). В связи с данным фактом, выделены направления, по которым должно проходить их обучение, и особенности используемых методов обучения:

1) обучение офицеров-педагогов должно проходить таким образом, чтобы в процессе осуществлялась взаимосвязь между военными и гражданскими (гуманитарными и техническими) дисциплинами.

2) система профессионального обучения должна иметь педагогическую и психологическую направленность.

3) целесообразно использовать активные методы обучения в связи с отсутствием большого количества времени на обучение;

4) соответствие методов и средств обучения современным образовательным требованиям (интерактивные и дистанционные занятия, использование кейс-технологий, обучение проведению и контролю выполнения проектной и исследовательской деятельности);

5) изучение образовательных стандартов и других нормативно-правовых документов РФ в области образования.

Система обучения гражданского педагогического персонала должна отличаться от обучения офицерского педагогического персонала. В работе [3] представлены рекомендации по совершенствованию системы профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений. Однако, в военных вузах у гражданского педагогического персонала чаще всего нет военной специальности. Специфика военных образовательных учреждений должна отражаться в разработке системы профессионального обучения гражданского педагогического персонала. При разработке данной системы необходимо учитывать, помимо представленных в работе [3], следующие рекомендации:

1) руководитель занятий должен (по возможности) иметь практические навыки как в педагогике (в работе с подростками), так и иметь опыт работы в войсках;

2) в программу профессионального обучения должны входить занятия, организаторами которых являются военные учебные заведения (вузы, организации, научно-исследовательские центры и т.п.);

3) изучение психолого-педагогических особенностей военных курсантов и способы формирования их офицерских качеств.

Помимо представленных рекомендаций следует учитывать и личностные потребности педагогического персонала, определить которые возможно путем специализированного анкетирования. Также представленные рекомендации к вопросу об обучении педагогического персонала (как гражданского, так и офицеров-педагогов) военных высших образовательные учреждений позволяют сформулировать ряд общих компетенций, которые необходимо развивать в ходе обучения. В таблице 1 «Профессиональные компетенции педагогического персонала вузов МО РФ» представлены данные компетенции, которые сгруппированы по 6 основным направлениям.

Таблица 1. Профессиональные компетенции педагогического персонала вузов МО РФ

Компетенции Особенности и содержание

Психолого-педагогические компетенции - особенности разработки и построения образовательных программ и технологий, разработки и реализация проектов; - теория и методика организации образовательно-воспитательного процесса; - организация обучения и воспитания одарённых людей.

Информационно-коммуникационные компетенции - обучение навыкам электронного обучения; - использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе и его управлении;

Исследовательские компетенции - освоение новых инструментов и способов научных исследований; - обучение методам и способом организации и управления научно-исследовательской деятельности; - обучение навыкам зашиты интеллектуальной собственности.

Компетенции в области проектной деятельности - обучение организации и провидению проектной деятельности; - обучение организации и провидению инновационной деятельности.

Правовые компетенции - обучение правовой грамотности в образовательном пространстве.

Предметные компетенции - организация занятий согласно требованиям стандартов; - обучение навыкам составления компетентностно-ориентированных задач.

Система профессионального обучения будет полностью разработана, если все представленные компетенции могут быть сформированы путем изучения материала и выполнения заданий, предложенных данной системой (спланированных в программе).

Таким образом, можно утверждать, что система обучения и повышения квалификации педагогического персонала высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не сформирована в полном объёме и требует доработки в плане усовершенствования методов и средств обучения.

Список литературы /References

1. Ахмедов В.Х. Развитие профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов в ходе переподготовки и повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

2. Интернет-портал Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://recrut.mil.ru/career/soldiering/qualification/retraining.htm (дата обращения: 13.11.2019).

3. Андреева И.В. Совершенствование системы профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.), 2019. № 109. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/17226 (дата обращения: 13.11.2019).

ЛИДЕРСТВО КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Остапенко В.В.1, Морозова А.М.2 Email: Ostapenko675@scientifictext.ru

'Остапенко Вадим Вячеславович - магистрант, специальность: менеджмент, Санкт-Петербургский государственный университет; 2Морозова Анастасия Максимовна - бакалавр, специальность: маркетинг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматриваются ключевые различия и сходства между лидером и менеджером. Лидерство раскрывается как стратегический инструмент управления предприятием. А также обозначаются проблемы управления в российской практике и предлагаются пути их разрешения. Обосновывается современное видение успешного бизнеса. Рассматриваются негативный и положительный опыт ведения бизнеса лидерами, тем самым выводятся основы для достижения высоких результатов предприятия. Предоставляется информация об основах эффективного управления компанией.

Ключевые слова: лидерство, менеджмент, стратегия развития, эффективное управление.

LEADERSHIP AS A STRATEGIC ENTERPRISE MANAGEMENT

TOOL

Ostapenko V.V.1, Morozova A.M.2

'Ostapenko Vadim Vyacheslavovich - Master Student, SPECIALTY: MANAGEMENT, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY; 2Morozova Anastasia Maximovna - Bachelor, SPECIALTY: MARKETING, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST. PETERSBURG

Abstract: this article discusses the key differences and similarities between a leader and a manager. Leadership is revealed as a strategic tool for enterprise management. It also outlines management problems in Russian practice and suggests ways to resolve them. The modern vision of a successful business is grounded. The negative and positive experience of introducing a business by leaders is examined, thereby laying the foundations for achieving high enterprise results. Provides information on the basics of effective company management.

Keywords: leadership, management, development strategy, effective management.

УДК: 2964

В настоящее время общемировые тенденции в виде глобализации и преодолении барьеров, выражающихся в новых экономических связях между странами, открывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.