и прозрачной для общества оценки качества образования»; № 6 «создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы»; № 8 «развитие государственно-общественного управления в системе образования». Это может говорить о том, что школы не видят необходимости развития а этих направлениях и не рассматривают городское сообщество и городскую среду в качестве ресурса для развития. В отдельных программах цель развития школы не сформулирована совсем, либо подменяется целью образовательной деятельности школы. Это свидетельствует о том, что разработчики не четко представляют себе предназначение этого документа, либо не владеют необходимыми способами и средствами для организации его разработки.
Сделанные в результате анализа выводы указывают на наличие проблемы, которая заключается в том, что абсолютное большинство разработчиков Программ развития ОО (независимо от подхода), проявляя стремление к лидерству в системе образования и обладая связанной с этим стремлением мотивацией к разработке программ развития ОО, во-первых не владеют необходимыми для этого компетенциями, и во-вторых, относясь к разработке программы формально, недооценивают развивающие эффекты и возможности самого программного подхода в управлении образованием.
Литература
1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» / в ред. постановления Правительства Москвы от 22.04.2014 N 206-ПП. - М.; 2014. - 164 с.
2. Гришина И.В., Волков В.Н. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения. - СПб.: ИРО, 2015. - 70 с.
References
1. The State of Moscow program for the medium term (2012-2018). "Development of Education of Moscow ("Education in Capital")" / as amended. Resolution of the Moscow Government from 22.04.2014 N 206-ПП. - М.; 2014. - 164 p.
2. Grishinf, I.V, Volkov V. N. Guidelines for the development of the program of the educational institution. - SPb.: IRO, 2015 - 70 p.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.037 Лазарев П.А.
Аспирант кафедры социальной и педагогической информатики, Российский государственный социальный университет,
ПЕРЕПОДГОТОВКИ ОТСТАВНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ: АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируются особенности профессиональной переподготовки отставных военнослужащих в области использования современных средств ИКТ. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, проведенного автором с целью определения основных подходов и их эффективности к переподготовке данной профессиональной группе.
Рассматриваются вопросы профессиональной переподготовке отставных военнослужащих по информационному профилю, обоснование и возможности переподготовки данной социальной группы и возможности использования современных средств ИКТ. Особое внимание уделяется авторской методики профессиональной переподготовки отставных военнослужащих средствами ИКТ, в ней учтены основные особенности данной социальной группы и раскрыты особенности некоторых средств ИКТ, используемые при профессиональной переподготовке. Автором выявлены условия, необходимые для обеспечения успешности формирования информационной грамотности отставных военнослужащих с использованием современных средств ИКТ в процессе их профессиональной переподготовки. Доказано, что представленная методика переподготовки отставных военнослужащих эффективна за счет индивидуального подхода к каждому человеку из данной социальной группы, а также за счет возможности обсудить типовые ошибки при выполнении заданий.
Ключевые слова: отставные военнослужащие, индивидуальный подход, информационная переподготовка, средства ИКТ, профессиональная переподготовка.
Lazarev P.A.
Postgraduate Department of Social and Educational Informatics, Russian State Social University RETRAINING OF RETIRED MILITARY PERSONNEL IN THE USE OF ICT: ANALYSIS OF EMPIRICAL
RESEARCH
Abstract
The article analyzes the features of professional retraining of retired military personnel in the use of modern ICT tools. Presents an analysis of the results of empirical research conducted by the author to determine the main approaches and their effectiveness for the training of this professional group.
Issues of professional retraining of retired military personnel on the information profile, the rationale and opportunities for continuing education in this social group and the possibility of using modern ICT tools. Special attention is given to the author's technique of professional retraining of retired military personnel with ICT facilities, it takes into account the main features of this social group and the features of some of the ICT tools used in professional retraining. The author reveals the conditions necessary to ensure the success of formation of information literacy of retired servicemen with the use of modern
ICT tools in the process of their professional training. It is proved that the presented method for the retraining of retired military personnel effective due to the individual approach to each person from this social group, as well as through opportunities to discuss typical mistakes when performing tasks.
Keywords: retired military personnel, individual approach, information training, ICT tools, professional retraining.
Современное общество информатизации и глобальной массовой коммуникации характеризуется высокой динамикой изменений в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом следует отметить, что данные изменения затрагивают не только профессиональную деятельность разного рода специалистов, но и социальную сферу.
В связи сокращением, которое проводится в Вооруженных Силах Российской Федерации, большая часть военнослужащие находятся в трудоспособном возрасте. Уволенные в запас (отставные военнослужащие) хотят получать профессиональное образование для своей дальнейшей жизни и данные, полученные в ходе социологического опроса, показали, что большинство военнослужащих точно знают, чего они хотят в своей гражданской жизни, и прекрасно понимают, что владение компьютерными технологиями в новых условиях просто жизненно необходимо.
Можно заметить, что военнослужащих, уволенных в запас, хотят получить образование, для того чтобы интегрироваться в современное общество, с целью дальнейшей самореализации и развития личностных качеств и финансовой стабильности, и при этом не потерять свой статус в обществе. А этого можно добиться, лишь пройдя специализированные курсы повышения квалификации или получив второе высшее образование, в том числе и по информационному профилю.
Несовершенство переподготовки отставных военнослужащих существенно затрудняет возможность их дальнейшей самореализации. Проект переподготовки, предоставляемая специальными центрами переподготовки, не может предоставить идеальный процент освоения знаний у данной группы людей так как, у педагогов центров исключительно на физическом уровне недостаточно времени на решения на все вопросы у слушателей. В подобных центрах за один день проходит переподготовку 2-3 группы людей, то что влечет в этих условиях за собою накопление проблем у слушателей по части содержанию учебы, и, как результат, внутренней неудовлетворённости. Все это нередко приводит к отвержению получаемой профессии и последующему обучению в целом..
Проведенные исследования и практика профессиональной переподготовки отставных военнослужащих позволило осознать необходимость создания собственной методики обучения, в которую бы входило дистанционное обучение с использованием современных средств ИКТ. Такое обучение дает богатые возможности, для развития всех необходимых навыков включая навыки работы на компьютере.
Следуя из изложенного, был разработан авторский курс дистанционного обучения отставных военнослужащих [12].
Базой эмпирического исследования стала ГБОУ Школа №962 СВАО г. Москвы, в которой постоянно проводятся занятия компьютерного кружка «Компьютер и современные технологии» для отставных военнослужащих. В ходе эксперимента участвовала группа, состоящая из 100 слушателей. Основой исследования являлись занятие, проводимые по методике. Данные занятия позволили слушателям освоить теоретический материал по предлагаемой теме урока и закрепить умения и навыки на практике.
Начальный этап (2013-2014 гг.) - изучена литература, выявлено представление сущности и содержания отставных военнослужащих, проходивших переподготовку в взаимосвязи с увольнением в запас, проанализирован навык их профессиональной переподготовки, обнаружены трудности, с какими сталкиваются бывшие военные в ходе информативной переподготовки с применением современных дистанционных средств ИКТ и разработана методика социально-педагогического сопровождения, определена основа экспериментальной проверки и решены организационные проблемы её осуществления.
Основной этап (2014 - 2014 гг.) - реализована технология социально -педагогического сопровождения, направленная на стимулирование информационной переподготовки с использованием современных дистанционных средств ИКТ в процессе профессиональной переподготовки отставных военнослужащих на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Школы №962». Получены исследовательские материалы по социально -педагогическому сопровождению отставных военнослужащих в процессе их профессиональной переподготовки из Московской академии государственного и муниципального управления (МАГ-МУ).
Заключительный этап (2015 - 2016гг.)
систематизированы приобретенные итоги, сформулированы выводы.
В свойстве выводов является значимым выделить, то что компьютерная компетентность в сфере информативных технологий стала одним из обязательных компонентов создания, как никогда важно дать необходимый запас знаний и умений всем, кто старается идти в ногу с временем. Не секрет, то что двери в компьютерный мир хотят открыть все без исключения: и подростки, и учащиеся, и те, у кого школьная скамейка уже давно за спиной.
Многие учебные организации дают людям свою помощь в изучении информативных технологий. И лучшие из этих учреждений регулярно ищут методы улучшения образовательных услуг и расширения их диапазона. У каждой организации имеется свои достижения и проблемы в данном пути [10].
Автор полагает, то что обучения, проводимые согласно исследованной методике, дадут возможность снять страх пред пк у отставных военнослужащих, приобрести базисные знания согласно устройству и работе на пк, а кроме того применять инновационные средства ИКТ с целью реализации поиска необходимой информации, деятельность и увлечение и с целью общения с близкими и товарищами.
Практика демонстрирует, то что с каждым годом требования отставных военнослужащих, и в образовательных организациях критически возникает проблема о проведении стабильных курсов лекции либо фактических семинаров согласно отдельным тематикам. Согласно итогам выборочного опроса, автор обобщил и собрал перечень более востребованных тем с целью проведения семинаров. Это:
• особенности работы с Outlook, Google;
• созданию эффективной презентации (обзор возможностей Power Point);
• создание визитки в Соге1 Draw без помощи профессионала;
• изучение программы Excel (отдельных возможностей);
• приёмы работы с музыкой и видеороликами;
• Создание чертежа в программе Компас 3D[8];
• обработка фотографий с помощью программы Picasa, создание коллажей и фотоальбомов и многие другие.
Для решения задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности необходимо участие государства [7].
Одной из предпосылок формирования Программы уменьшения информативного неравенства считается создание и
введение проектов «электронного правительства». В данный период данная программа считается одним из приоритетов для Российской федерации. Социум и правительство заинтересованы в том, чтобы жители России научились искусно пользоваться новейшими электрическими услугами [6].
Основными задачами по реализации Программы снижения информационного неравенства автор видит следующие:
1) Институционализация и дальнейшее развитие системы;
2) В рамках системы дополнительного образования взрослых, должны быть открыты совместно с государством и местными исполнительными органами бесплатные компьютерные классы, полностью оснащенные оргтехникой и локальными вычислительными сетями на базе государственных образовательных учреждений как высшего, так и среднего звена;
3) Проведение крупномасштабного обучения основам компьютерной грамотности всех желающих независимо от их возраста и социального положения;
4) Подготовка квалифицированных кадров и методических разработок;
5) Для привлечения внимания активных пользователей компьютеров необходимо создание государственных информационно-познавательных и поисковых порталов.
В рамках данной статьи разработана методика обучения отставных военнослужащих. В результате проведенной работы:
• проведен анализ практики обучения отставных военнослужащих на примерах различных организаций. Автор приходит к выводу, что представленные методики носят бессистемный характер, не учитывают физиологические особенности отставных военнослужащих и не рассчитаны на длительный прямой контакт;
• представлена авторская методика обучения отставных военнослужащих компьютерной грамотности с использованием современных средств ИКТ, в которой автор попытался устранить выявленные недостатки изученных методик;
• Была выявлена положительная динамика в развитии знаний, умений и навыков работы с компьютером и информационно-коммуникационными технологиями у отставных военнослужащих.
Автор считает, что люди, получившие компьютерную грамотность по данной методике, смогут гармонично интегрироваться в информационное общество, повысить свой уровень и качество жизни и социальной активности, а также оптимизировать своё взаимодействие с городскими структурами и современным рынком труда.
Литература
1. Адаптация отставных военнослужащих // Министерство обороны URL: http://recrut.mil.ru
2. Абрамова Г.С. Практическая психология - М.: Академический Проект, 2003 - 496 с.
3. Векслер В.А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.08. - Комсомольск-на-Амуре, 2009.
4. Издательство Бином Лаборатория знаний Авторская мастерская Л.Л. Босовой -http://oШbz.m/avt_masterskaya_BosovaLL.html
5. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ -http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
6. Иващенко А. В. Проблемы социально профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы//Ученые записки РГСУ, 2010, №11 - С. 44 - 47.
7. Кривошеев А.О., Сечкина Г.Ю., Сидоров С.И., Фомин С.С. Реализация виртуального дистанционного практикума для системы повышения квалификации в области ИКТ//Труды конференции Телематика'2010. - СПб., 2010. - С. 135 -137.
8. Методические рекомендации // Аскон URL: http://ascon.ru
9. Постановление Правительства РФ от 5 июня 1997 г. № 674 «О Программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания».
10. Стецунов В.В. Рынок труда военнослужащих - развитие и функционирование // Современные технологии управления. - 2012. - № 24 (24). - С. 72-76.
11. Тишкин Д.В. Некоторые особенности дистанционного обучения взрослых // XXV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» «ИТ0-Троицк-2014», 25-26 июня 2014 года, г. Москва, г. о. Троицк - М., 2014. - С. 397-399.
12. Цикота Д.С. Особенности социальной адаптации бывших военнослужащих в условиях современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. - № 3-3 (23). - С. 56.
13. Марон А.Е. Тенденции развития комплексных исследований андрагогических систем// Человек и образование - 2006. -№8-9. - С.16-23
References
1. Adaptacija otstavnyh voennosluzhashhih // Ministerstvo oborony URL: http://recrut.mil.ru
2. Abramova G.S. Prakticheskaja psihologija - M.: Akademicheskij Proekt, 2003 - 496 s.
3. Veksler V.A. Soderzhanie i organizacija obuchenija vzroslyh osnovam informacionnyh tehnologij v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija: regional'nyj aspekt: dis. ... kand. ped.nauk: 13.00.08. - Komsomol'sk-na-Amure, 2009.
4. Izdatel'stvo Binom Laboratorija znanij Avtorskaja masterskaja L.L. Bosovoj -http://old.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html
5. Informacionno-obrazovatel'nyj portal dlja uchitelja informatiki i IKT - http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
6. Ivashhenko A. V. Problemy social'no professional'noj adaptacii voennosluzhashhih, uvolennyh s voennoj sluzhby//Uchenye zapiski RGSU, 2010, №11 - S. 44 - 47.
7. Krivosheev A.O., Sechkina G.Ju., Sidorov S.I., Fomin S.S. Realizacija virtual'nogo distancionnogo praktikuma dlja sistemy povyshenija kvalifikacii v oblasti IKT//Trudy konferencii Telematika'2010. - SPb., 2010. - S. 135 -137.
8. Metodicheskie rekomendacii // Askon URL: http://ascon.ru
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 ijunja 1997 g. № 674 «O Programme perepodgotovki i obespechenija zanjatosti voennosluzhashhih, podlezhashhih uvol'neniju v zapas ili v otstavku, grazhdan, uvolennyh s voennoj sluzhby, i chlenov ih semej v mestah ih kompaktnogo prozhivanija».
10. Stecunov V.V. Rynok truda voennosluzhashhih - razvitie i funkcionirovanie // Sovremennye tehnologii upravlenija. -2012. - № 24 (24). - S. 72-76.
11. Tishkin D.V. Nekotorye osobennosti distancionnogo obuchenija vzroslyh // XXV Mezhdunarodnaja konferencija «Primenenie novyh tehnologij v obrazovanii» «IT0-Troick-2014», 25-26 ijunja 2014 goda, g. Moskva, g. o. Troick - M., 2014. - S. 397-399.
12. Cikota D.S. Osobennosti social'noj adaptacii byvshih voennosluzhashhih v uslovijah sovremennoj Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. - 2001. - № 3-3 (23). - S. 56.
13. Maron A.E. Tendencii razvitija kompleksnyh issledovanij andragogicheskih sistem// Chelovek i obrazovanie -2006. -№8-9. - S.16-23
DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.063
Мандриков В.Б.1, Букатин М.В.2, Соболева С.Ю.3, Запорощенко А.В.4, Колобродова Н.А.5, Кузнецова О.Ю.6
профессор, доктор педагогических наук, 2Кандидат медицинских наук, 3Кандидат экономических наук,
4Кандидат медицинских наук, 5Кандидат медицинских наук, 6Кандидат биологических наук, Волгоградский государственный медицинский университет РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация
В статье рассматриваются сложности в реализации компетентностной модели образования на недавно открытых в вузе направлениях подготовки бакалавриата и приводится вариант их преодоления. Анализируя современную ситуацию в области отечественного высшего образования в целом и личный профессиональный опыт, авторы формулируют ряд проблем. Основные из них связаны с необходимостью разработки в рамках образовательных программ больших объёмов методической документации, которые имеют тенденцию неуклонно возрастать. Основываясь на опыте открытия новых для ВолгГМУ направлений подготовки, авторы предлагают в качестве одного из путей решения выявленных проблем введение в штат вуза ставок методистов, которые берут на себя обширный сектор функциональных обязанностей, что позволяет оптимизировать работу преподавательского состава. Результаты подобных штатных преобразований оцениваются авторами как положительные и могут быть распространены на другие направления подготовки высшего образования, включая программы бакалавриата, магистратуры и специалитета.
Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, образовательный стандарт, учебно-методический кабинет, методическая документация, методист.
Mandrikov V.B.1, Bukatin M.V.2, Soboleva S. Yu.3, Zaporochtchenko A.V.4, Kolobrodova N.A.5, Kuznetsova O.Yu.6 Professor, PhD in Pedagogy, 2MD, 3PhD in PEconomics, 4MD, 5MD, 6PhD in Biology, Volgograd State Medical University REALIZATION OF THE COMPETENCE EDUCATIONAL MODEL IN PROGRAMS OF BACHELOR'S DEGREE IN VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY
Abstract
The article considers difficulties in realization of the competence educational model in the novel programs of bachelor's degree in VolSMU and the ways for solving these questions are described. Analyzing current situation in higher education in Russia and summarizing personal professional experience, the authors postulate certain problems. The main ones consider the necessity of development of growing number of methodical documentation. The experience in novel training branches in VolSMU offers methodists as new staff members for taking range of functional responsibilities. This optimizes the work of teaching staff. Authors propose the results of such personnel modifications as positive. They can be put into practice in other programs of higher education, including programs of bachelor's, master's and specialist's degree.
Keywords: higher education, competence educational model, educational standard, educational & methodological office, methodical documentation, methodist.