Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка и повышение квалификации иностранных военнослужащих'

Профессиональная подготовка и повышение квалификации иностранных военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / TRAINING / FOREIGN MILITARY / MILITARY EQUIPMENT / ARMAMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев А. В.

В статье рассмотрены основные положения, связанные с обучением иностранных военнослужащих в российских высших военно-учебных заведениях, актуальные проблемы их профессиональной подготовки, охватывающие начальный период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND RETRAINING OF FOREIGN TROOPS

The article describes the main provisions relating to the training of foreign military personnel to the Russian military higher education institutions, actual problems of their professional training, covering the initial period of training.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка и повышение квалификации иностранных военнослужащих»

относящиеся к учебным справочные программы - на гипертекстовые и реферативные; креативные - на музыкальный редактор и компьютерный синтезатор; исследовательские - на статистические и моделирующие, что отражает характер среды обучения [5, с.236].

Новые средства информационных технологий обеспечивают доступ музыкантов-исполнителей к качественной информации в области музыкального образования. Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традиционных практических занятиях за счет активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, а также значительно расширяют границы обучения и самообучения, делают его более эффективным и разнообразным.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989г. - 192 с.

2. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1967.

3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. М.: ООО «ИТК Дашков и Ко », 2012. - С.29.

4. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. 4-е изд. М.: Академия, 2007. - С. 9.

5. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007. -С.130 - 236.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд. М.: Юрайт-М, 2001. С.166.

7. Михайленко О.И. Общая педагогика. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова [Электронный ресурс]. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/ (дата обращения 20.11.2014).

8. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Мн.: Современное слово, 2005. - С. 216.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 - С. 114.

References

1. Bespalko V. P. Components of pedagogikal technology [Slagaemye pedagogicheskoy tehnologii]. Moscow. Pedagogika, 1989.

2. Galbraith J. The new industrial society [Novoe industrialnoe obshestvo]. Moscow. 1967.

3. Kiselev G. M. Information technologies in teacher training education: textbook [Informatsionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii: ucheb.]. Moscow: Dashkov i K°, 2012. P.28-33.

4. Kodzaspirova G.M. Technical training tools and methods of their use. 4th ed. M: Academy, 2007. - P. 9.

5. Krasilnikov I. M. Electronic musical creativity in the system of artistic education [Elektronnoe musikalnoe tvorchestvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya]. Dubna: Fenix+, 2007. P. 236.

6. Lihachev B. T. Lection course: tutorial for students of pedagogical institutions and advanced study students [Pedagogika. Kurs lektsiy: ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnih zavedenii i slushatelei IPK i FPK]. Moscow: Yurayt-M, 2001. P. 166.

7. Mihailenko O. I. General pedagogy (an electronic resource) [Obshaya pedagogika].URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/(referred to on 20.11.2014).

8. Rapacevich E. S. Pedagogics: a large contemporary encyclopedia [Pedogogika: Bolshya sovremennaya entciklopedia]. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005. P. 216.

9. Selevko G. K. Modern educational technologies: a study guide [Sovremennie obrazovatelnie tehnologii: ucheb. posobie]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. P. 114.

Медведев А.В.

Кандидат экономических наук, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация

В статье рассмотрены - основные положения, связанные с обучением иностранных военнослужащих в российских высших военно-учебных заведениях, актуальные проблемы их профессиональной подготовки, охватывающие начальный период обучения. Ключевые слова: подготовка, иностранные военнослужащие, вооружение, военная техника.

Medvedev A.V.

PhD in Economics, Ryazan Higher Airborne Command School (Military Institute)

TRAINING AND RETRAINING OF FOREIGN TROOPS

Abstract

The article describes the main provisions relating to the training of foreign military personnel to the Russian military higher education institutions, actual problems of their professional training, covering the initial period of training.

Keywords: training, foreign military, armament, military equipment.

Российская Федерация осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации. В свою очередь, развитие военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами играет важную роль в обеспечении собственных национальных интересов и направлено на укрепление системы военной безопасности России в целом.

Обучение иностранных военнослужащих в российских высших военно-учебных заведениях является одним из способов экспорта образовательных услуг [1]. Кроме того, подготовка военных кадров и технических специалистов для вооруженных сил иностранных государств в военных учебных заведениях Минобороны России - одно из направлений военно-технического сотрудничества.

В настоящее время Минобороны России осуществляет военное сотрудничество с 76 иностранными государствами. За последние 5 лет были подписаны 35 новых двусторонних международных соглашений о военном сотрудничестве. Из них только с государствами - участниками СНГ - 18.

Подготовка иностранных военнослужащих в вузах, на офицерских курсах, в учебных центрах осуществляется по специальностям и квалификациям, в соответствии с перечнем специальностей и квалификаций подготовки офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и на основании решений Правительства Российской Федерации, межправительственных (межведомственных) соглашений, договоров и контрактов, с учетом интересов Российской Федерации [2].

По программам набора на обучение в российские военные учебные заведения иностранных курсантов, в российских вузах обучаются 5800 иностранных курсантов, из них 90% - на безвозмездной основе.

Обучение иностранных военнослужащих может проводиться следующим образом:

- направляющая сторона полностью вносит плату за обучение и содержание на условиях заключённого контракта (платная основа);

- обучение за счёт принимающей стороны, содержание за счёт направляющей стороны (льготная основа);

- обучение и содержание за счёт принимающей стороны по нормам и в порядке, установленными для военнослужащих принимающей стороны (безвозмездная основа).

27

Учебная работа с военнослужащими иностранных государств планируется и проводится дифференцированно. При этом учитывается:

- характер военного сотрудничества;

- особенности развития национальных вооруженных сил;

- поставки из России вооружения и военной техники;

- специфика соответствующих театров военных действий;

- уровень подготовки слушателей и курсантов;

- требования по соблюдению режима секретности и ограничений, установленных законодательством.

Очевидно, что необходимо уделять основное внимание достижению высокого качества военно-профессиональной подготовки иностранных военнослужащих, усилению их практической подготовленности к службе в национальных армиях.

Следует иметь в виду, что при подготовке различных категорий иностранных военнослужащих определяется рациональное соотношение изучаемых вопросов в армейском, корпусном, дивизионном, бригадном и полковых звеньях, а также между различными видами боевых действий, разрабатывается система соответствующих оперативно-тактических задач, тактических и тактико-специальных задач, охватывающих ведение боевых действий в различных условиях обстановки, днем и ночью, на местности, характерной для соответствующих стран обучающихся.

Целесообразно использовать учебное время для полевой выучки иностранных военнослужащих, привития им практических навыков ведения боевых действий с учетом организационной структуры и оснащения национальных вооруженных сил в соответствии с целевыми установками обучения по учебным дисциплинам.

При изучении военно-технических (военно-специальных) дисциплин до обучающихся необходимо доводить вопросы организации эксплуатации, хранения и ремонта вооружения и военной техники в мирное время и в условиях ведения боевых действий, поддержания их в постоянной боевой готовности в климатических условиях различных стран.

На практических занятиях с иностранными военнослужащими главное внимание уделять изучению вооружения и военной техники в экспортном исполнении, овладению методами их эксплуатации, ремонта и хранения, выработке навыков в решении задач, производства расчетов, разработке и оформлению боевых и служебных документов. При этом предполагается, что нужно совершенствовать приобретенные навыки в управлении воинскими частями и подразделениями, в использовании вооружения и военной техники.

Войсковая стажировка и учебная практика военнослужащих иностранных государств проводятся, как правило, в национальных армиях. При невозможности проведения войсковой стажировки и учебной практики иностранных военнослужащих в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации организуется их замена лагерными сборами, методическими и практическими занятиями по дисциплинам военной (военно-специальной) подготовки.

Производственная, ремонтная и другие виды практик проводятся на специально выделенных для этой цели предприятиях, базах, арсеналах, а также в организациях по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

По математической, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовке иностранными военнослужащими изучаются дисциплины и разделы, необходимые для освоения теоретических основ устройства и конструкции вооружения и военной техники, основ теории автоматизированного управления и регулирования, принципов устройства и работы автоматизированных систем управления.

Продолжая тему о подготовке военнослужащих иностранных армий, необходимо отметить, что на офицерских курсах проводятся повышение теоретических знаний и совершенствование практических навыков офицеров национальных армий с целью освоения объема знаний на одну-две ступени выше занимаемой должности. Главное внимание уделяется вопросам обеспечения высокой боевой и мобилизационной готовности соединений, воинских частей и подразделений, изучению экспортных образцов вооружения и военной техники, эффективных способов их боевого применения, методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки, управления войсками в мирное и военное время. При подготовке и повышении квалификации преподавательского состава вузов основное внимание сосредоточивается на изучении новых вопросов военного искусства, образцов вооружения и военной техники, способов их боевого применения и эксплуатации, методики обучения слушателей и курсантов управлению войсками.

В учебных центрах осуществляется подготовка отдельных групп иностранных военнослужащих в составе расчетов, экипажей, подразделений и воинских частей эксплуатации, боевому применению и войсковому ремонту поставляемого в их страны вооружения и военной техники.

Обучение иностранных граждан в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище организуется на основании требований руководящих документов: приказа Министра обороны Российской Федерации от 12.03.2003 N 80 (ред. от 27.01.2010) «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации», приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.12.2000 N 575 (ред. от 26.08.2009) «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации».

Учебные занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня и расписанием занятий, утверждёнными начальником училища [3].

Следует отметить, что иностранные военнослужащие, прибывшие на обучение в последние годы, в основном, соответствуют условиям приема в училище.

Однако, существует ряд проблем, нарушающих стабильность учебного процесса. Актуальными остаются проблемы, которые охватывают начальный период обучения.

В первую очередь, это прибытие иностранных военнослужащих на обучение в РВВДКУ.

Как известно, контрактами, заключенными МО РФ с МО иностранных государств, начало обучения строго определено. Но, на практике эти сроки не выдерживаются. С изменением сроков прибытия на обучение иностранных военнослужащих происходит смещение расписания занятий, смещение основных мероприятий по работе с иностранными военнослужащими, запланированными на учебный год.

Следующая проблема связана с уровнем образования вновь прибывших иностранных военнослужащих. Ведь, не для кого не секрет, что для успешного освоения программы обучения в РВВДКУ необходимо иметь базовое полное среднее образование. В связи с тем, что отбор кандидатов на обучение осуществляется национальным командованием, то возникает необходимость проверки соответствия уровня образования иностранных военнослужащих нашим российским стандартам. И хотя это время не учтено в программе обучения, но всем кафедрам, начинающим занятия с иностранными гражданами, приходится проводить входной контроль знаний. А если учесть необходимость проведения медицинского освидетельствования, то только на этом этапе тратится до 40 часов резерва учебного времени.

И, наконец, еще одна проблема, связанная с организацией войсковой стажировки.

Войсковая стажировка для иностранных военнослужащих организуется и проводится национальным командованием в частях и подразделениях национальных Вооруженных сил. Из-за невозможности осуществлять контроль за ходом войсковой стажировки в

28

национальных армиях, командованию училища приходится полагаться на тот материал, который содержится в отзывах на курсантов - стажеров.

При этом, проводимая в училище защита войсковой стажировки позволяет усомниться в качестве выполнения программы стажировки.

Данные проблемы возникли не сегодня, но их разрешение улучшило бы развитие международного военного сотрудничества в области военного образования.

Литература

1. Ларионова М. В. Разработка Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 // Инновационная экономика. - 2012. - № 1. - С. 24-25.

2. Приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 N 575 (ред. от 26.08.2009) «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте Рф 05.03.2001 N 2592).

3. Приказ Министра обороны РФ от 12.03.2003 N 80 (ред. от 27.01.2010) «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2003 N 4388).

References

1. Larionova M. V. Razrabotka Koncepcii jeksporta obrazovatel'nyh uslug Rossijskoj Federacii na period 2011-2020 // Innovacionnaja jekonomika. - 2012. - № 1. - S. 24-25.

2. Prikaz Ministra oborony RF ot 10.12.2000 N 575 (red. ot 26.08.2009) «O podgotovke nacional'nyh voennyh kadrov i tehnicheskogo personala inostrannyh gosudarstv v voinskih chastjah i organizacijah Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» (zaregistrirovano v Minjuste RF 05.03.2001 N 2592).

3. Prikaz Ministra oborony RF ot 12.03.2003 N 80 (red. ot 27.01.2010) «Ob utverzhdenii Rukovodstva po organizacii raboty vysshego voenno-uchebnogo zavedenija Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii» (zaregistrirovano v Minjuste RF 08.04.2003 N 4388).

Медведева А.В.

Магистрант 1 курса образовательной программы «Тьюторское сопровождение в образовании», Дальневосточный федеральный

университет

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ВЗРОСЛЫХ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования и развития мотивации у каждого современного человека к самообразованию. Самомотивация играет важную роль в процессе изучения иностранных языков, неизменной частью которого является самостоятельное обучение.

Ключевые слова: мотивация, самообразование

Medvedeva A.V.

1st year undergraduate educational program “Tutoring in education”, Far Eastern Federal university THE ROLE OF MOTIVATION ADULTS TO SELF-LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES

Abstract

The article considers the necessary to form and improve the motivation for self-education of each modern person. The self-motivation plays an important role in the process of learning foreign languages and it is an unchanging part the self-learning.

Keywords: motivation, self-education

In the contemporary world, each person should take an active part in the life and development of the global community. Currently, in the interdependent world, the learning of foreign languages is becoming not only a hobby or a necessary measure for a job. For the moment, the confident knowledge and fluency in a foreign language but preferably a few languages has become a standard.

Now we are talking not only about a personal desire to learn a foreign language but also about the effective integration of Russia into the world community, the main requirement of which each modern person should know and speak a foreign language.

The basis for the expansion and promotion of the foreign languages learning is a strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved. Presidential Decree of 19 December 2012 N 1666), which is focused on improving of the inter-ethnic relations, not only in Russian Federation, but the relationship between Russians and nations and countries.

The Russian Federation state national policy tasks of the education include: <... using bilingualism and multilingualism in the educational system as an effective way of preservation and improving of ethno-cultural and linguistic diversity of the Russian society; the improvement of textbooks and training programs to create all-Russian civic awareness, foster a culture of inter-ethnic communication in the next generation; revival and maintenance translation of national literature in the languages of the nations living on the territory of Russia.. .>

[4].

Moreover, according to the competences, which a modern person has to have in the global society, the knowledge of a foreign language is considered at the same level as the high or vocational education. Most researchingbi find the response in the experience of foreign colleagues.

Centuries later, the modern pedagogy refers to K.D. Ushinskiy, who gave an important role of foreign languages in a life of each person [3]. His justification of leaning of foreign languages is a today’s reflection.

“Knowledge of foreign languages, especially modern ones is able to give an opportunity to a Russian for the full, original and manysided improving and development, but without it the straight and wide path of the science will be always closed to him. Even the most intelligent person will lie under scantiness, vagueness, incomplete and one-sided information and conceptions if he does not have a key to the wealth of western science and literature” [5, с.119].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Learning a foreign language is hard work, a person can not speak a language if he learns it only 2-3 days a week. The daily learning is necessary to get positive results of the educational process. That is the main rule, which Ushinskiy based in his work on: “Even six, seven or eight lessons a week must be scheduled for an initial learning of a foreign language, if we want to achieve some positive results, but do not just waste time” [5, с. 120].

However, despite the variety of languages courses, schools and tutors, our modern Russian society is still “dumb” if we are talking about the knowledge and fluency in foreign languages.

This spring, the analytical “Levada-Center” conducted a nationwide survey of the level of foreign languages in Russia. According to estimates, about 70% of Russians do not speak any foreign languages [2].

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.