Научная статья на тему 'Особенности организации послевузовской профессиональной подготовки финансовых руководителей организации'

Особенности организации послевузовской профессиональной подготовки финансовых руководителей организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихрова Н. О.

Рассматриваются проблемы совершенствования системы послевузовской профессиональной подготовки с учетом изменения функций финансового директора компании. Особое внимание уделяется причинам, вызвавшим эти изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации послевузовской профессиональной подготовки финансовых руководителей организации»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК 378.048.2

Вихрова Н.О.

к.э.н., доцент кафедры прикладной экономики НИТУ МИСиС, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассматриваются проблемы совершенствования системы послевузовской профессиональной подготовки с учетом изменения функций финансового директора компании. Особое внимание уделяется причинам, вызвавшим эти изменения.

Ключевые слова: послевузовская профессиональная подготовка, финансовый директор, профессиональное саморазвитие.

Современная глобальная экономика требует интеграции трех равнозначных элементов знания — образования, исследования и инноваций и предполагает, что человек высокоинтеллектуального труда становится главной производительной силой, его роль очень велика и будет постоянно расти [1].

В концепции модернизации Российского образования декларируются основные требования к современным специалистам: образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования, и науки имеет целью кадровое обеспечение научных исследований, развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники [2].

Интеграция может осуществляться в разных формах:

- проведения ВУЗами научных и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;

- привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников ВУЗов на договорной основе для участия в научной и образовательной деятельности;

- осуществления ВУЗами и научными организациями совместных научно-образовательных проектов на договорной основе;

- реализации научными организациями образовательных программ послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- создания на базе ВУЗов научными организациями лабораторий;

- создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс.

Дополнительное профессиональное образование, соответствующее различным векторам движения человека в образовательном пространстве, является неотъемлемым элементом системы непрерывного образования [3]. Вектор движения вверх реализует принцип многоуровневости образовательных программ, вектор движения вперед реализует принцип дополнительности (взаимодополняемости базового и последипломного образования), вектор движения по горизонтали реализует принцип маневренности профессиональных образовательных программ. Каждый уровень непрерывного образования позволяет осуществлять трудовую деятельность и открывает возможность продолжить обучение [4].

Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, значимые особенности её продукции и поведения на рынках, в итоге, её ноу-хау, имидж и

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

бренд. В этой подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы, и они финансируют её [5].

Особое внимание следует уделить подготовке топ-менеджеров компаний, задачи которых за последние десятилетия существенно изменились. К примеру, сфера деятельности современного финансового директора намного шире, чем управление финансовыми потоками. Необходимо довести до менеджеров компаний, что основой стратегии их развития становится новая управленческая парадигма, направленная на рост стоимости бизнеса, что обусловливает выбор модели управления стоимостью, базирующейся на внутренней и текущей рыночной информации. В последнее время финансовый директор все больше отвечает за информацию нефинансового характера, поскольку именно она позволяет прогнозировать стоимость компании.

Так как в основе модели стратегии развития компаний лежит системная реализация целевой функции управления — рост стоимости, главная задача финансового руководителя — установление факторов стоимости и воздействие на них, определение стратегической позиции, выявления возможностей и угроз функционирования в долгосрочном периоде для последующего прогнозирования будущих доходов [6].

Активы, поддерживающие реализацию бизнес-процессов — знания и навыки персонала, информационные системы, методики, регламенты, концепции, технологии управления, дизайнерские и архитектурные решения являются основанием всей стратегии. Это система мотивации, ориентированная на достижение целей и KPI стратегии; современные органы управления компании и привлечение независимых директоров, а также работа комитетов по аудиту, по стратегии, по вознаграждениям; понятная система внутрикорпоративного управления — она позволяет исключить потенциальные конфликты менеджеров и повышает эффективность их работы как команды единомышленников. Границы между финансовой сферой, управлением человеческими ресурсами и информационными системами стираются. Это означает, что финансовый директор в равной степени должен отвечать за управление финансами, информационными системами и персоналом. Его главной задачей становится управление всей цепочкой создания стоимости компании, основанной на активах, преимущественно нематериального характера: человеческий капитал — персонал компании, его навыки, способности и характеристики; информационный капитал — системы и технологии ведения бизнеса; и организационный капитал — знания, know-how, передовые инструменты и методы организации и управления бизнесом [7].

Заключение

1. Роль финансовых директоров будет возрастать и в дальнейшем, поскольку они находятся в центре всех процессов управления предприятием, планирования деятельности, работы с клиентурой. Мировую тенденцию в финансовой сфере сегодня можно сформулировать так: меньше отчетов, больше прогнозов.

2. На наш взгляд, ВУЗу, не дожидаясь заявок от заказчиков, необходимо активно развивать этот интерес и информационную среду, поддерживающую способность менеджеров к постоянному профессиональному саморазвитию, успешному построению профессиональной деятельности и карьерному росту. Основой образовательного процесса должны быть дистанционные целевые курсы системы дополнительного профессионального образования.

3. Чтобы реализовать парадигму опережающего образования, необходимо иметь корпус преподавателей, обладающих знанием основ инноватики в менеджменте, творческим мировосприятием, гражданственностью, способностью к прогнозированию и проектированию будущего, умением создавать новые знания и технологии их освоения [8].

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Виноградская Н.А. Методические аспекты управления человеческим капиталом // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. — 2014. — № 2 (12). — С. 72-79.

2. Зотикова О.Н. Обучение экономическим дисциплинам с использованием современных технологий. // Сборник научных статей и воспоминаний «Памяти В.А. Фукина посвящается» Москва, 2014. — С. 115-119.

3. Сафронова И.В. Особенности инновационных процессов в образовательной деятельности колледжа // НОВАЯ НАУКА: СТРАТЕГИЯ И ВЕКТОР РАЗВИТИЯ: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 декабря 2015 г., г. Стерлитамак). / в 3 ч. Ч. 2 — Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. — 185 с., С. 59-62.

4. Вихрова Н.О., Гринько Л.А. Социально-мотивированная адаптация студентов в условиях информационного общества. // Формы социальной реальности. Сборник трудов по материалам годичных научных чтений, Филиал РГСУ в г. Клин, 25 мая 2011.

5. Виноградская Н.А. К вопросу формирования инновационного мировоззрения студентов при изучении и экономических дисциплин. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. — 2015. — № 2 (4). — С. 49-57.

6. Ларионова А.А. Подготовка бакалавров менеджмента на основе новых образовательных стандартов // Современные проблемы сервиса и туризма № 3, 2012, стр. 6775.

7. Виноградская Н.А. Новые приоритеты в работе финансового руководителя компании. Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития Проект SWorld Международная научно-практическая конференция, г. Одесса, 2014 г.

8. Ларионова А.А. К вопросу о подготовке специалистов по управлению финансами на предприятиях индустрии туризма // Повышение качества подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма. Материалы учебно-методической конференции 24-25 октября 2006 под ред. д.г.н., проф. Н. М. Пестеревой. М., ГОУВПО «МГУС» — М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.