Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДОШКОЛЬНИКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечипас Алина Вадимовна

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к онлайн-обучению по иностранному языку. Сегодня можно встретить множество предложений по онлайн-обучению иностранному языку для любой возрастной группы, в том числе и дошкольников. В рамках данной работы автор определяет особенности онлайн-обучения иностранному языку для дошкольников с целью их учета при организации обучения, а также создает рекомендации по обучению дошкольников в формате онлайн для повышения эффективности занятий. На основе анализа литературы по возрастной психологии автор выявляет основные возрастные особенности дошкольников, которые необходимо учитывать при организации онлайн-занятия по иностранному языку. При изучении рыночных предложений по обучению иностранному языку, наблюдения за занятием в очном формате были выявлены основные характеристики таких занятий и проблемы, с которыми можно столкнуться при проведении урока. На основе полученного материла были сформулированы рекомендации, применяя которые можно повысить эффективность занятий по иностранному языку с дошкольниками в формате онлайн. В перечне рекомендаций приведены интернет-ресурсы, а также дополнительное материально-техническое оснащение, которое желательно иметь для проведения занятий онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечипас Алина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF ORGANIZATION OF ONLINE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE FOR PRESCHOOL CHILDREN

The relevance of the research topic is due to the increasing interest to online learning of foreign languages. There are many offers for online learning of foreign languages for any age class, including preschool children. The author attempts to define the features of online learning of a foreign language for preschool children in order to consider them when organizing learning process, and prepares recommendations for teaching preschoolers online to improve the effectiveness of classes. The author identifies the main age characteristics of preschool children, which must be taken into account when organizing online classes in a foreign language based on the analysis of the literature on developmental psychology. When studying market offers for teaching a foreign language, observing classes in in-person learning, the main characteristics of such classes and the problems that can be met during the lesson were identified. Based on the material received, recommendations were prepared that can be used to improve the effectiveness of foreign language classes with preschool children online. The list of recommendations contains Internet resources, as well as additional material and technical equipment that is desirable to have for conducting online classes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Особенности организации онлайн-обучения иностранному языку детей дошкольного

возраста

Special features of organization of online learning of a foreign language for preschool children

Нечипас Алина Вадимовна

Магистр,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград E-mail: alina.nechipas@gmail.com

Nechipas Alina

Master,

Volgograd social-pedagogical university Russia, Volgograd E-mail: alina. nechipas@gmail.com

Аннотация.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к онлайн-обучению по иностранному языку. Сегодня можно встретить множество предложений по онлайн-обучению иностранному языку для любой возрастной группы, в том числе и дошкольников.

В рамках данной работы автор определяет особенности онлайн-обучения иностранному языку для дошкольников с целью их учета при организации обучения, а также создает рекомендации по обучению дошкольников в формате онлайн для повышения эффективности занятий.

На основе анализа литературы по возрастной психологии автор выявляет основные возрастные особенности дошкольников, которые необходимо учитывать при организации онлайн-занятия по иностранному языку. При изучении рыночных предложений по обучению иностранному языку, наблюдения за занятием в очном формате были выявлены основные характеристики таких занятий и проблемы, с которыми можно столкнуться при проведении урока.

На основе полученного материла были сформулированы рекомендации, применяя которые можно повысить эффективность занятий по иностранному языку с дошкольниками в формате онлайн. В перечне рекомендаций приведены интернет-ресурсы, а также дополнительное материально-техническое оснащение, которое желательно иметь для проведения занятий онлайн.

Annotation.

The relevance of the research topic is due to the increasing interest to online learning of foreign languages. There are many offers for online learning of foreign languages for any age class, including preschool children.

The author attempts to define the features of online learning of a foreign language for preschool children in order to consider them when organizing learning process, and prepares recommendations for teaching preschoolers online to improve the effectiveness of classes.

The author identifies the main age characteristics of preschool children, which must be taken into account when organizing online classes in a foreign language based on the analysis of the literature on developmental psychology. When studying market offers for teaching a foreign language, observing classes in in-person learning, the main characteristics of such classes and the problems that can be met during the lesson were identified.

Based on the material received, recommendations were prepared that can be used to improve the effectiveness of foreign language classes with preschool children online. The list of recommendations contains Internet resources, as well as additional material and technical equipment that is desirable to have for conducting online classes.

Ключевые слова: онлайн-обучение, иностранный язык, дошкольники, возрастные особенности.

Key words: online learning, foreign language, preschool children, child-friendly

Цифровизация образования является новой тенденцией развития системы образования в Российской Федерации. Необходимость цифровизации в сфере образования прописана в "Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 гг.", в которой отражено понятие "цифровое образование" [8]. Под цифровым образованием подразумевается учебная и воспитательная деятельность, основанная на преимущественно цифровой форме представления информации учебного и управленческого характера, а также

на актуальных технологиях ее хранения и обработки, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса и управление им на всех уровнях [11].

В рамках цифровизации образования было создано множество образовательных платформ, которые предлагают курсы на различную тематику, также можно повысить свою квалификацию или обучиться чему-то новому. Наиболее популярными платформами онлайн-обучения в России являются Skillbox, Coursera, Яндекс Практикум, Учи. ru, СберУниверситет. Также Министерство науки и высшего образования создало бесплатные онлайн-курсы для студентов вузов, чтобы те могли изучить любую интересующую их дисциплину онлайн [1].

Популярность онлайн-обучения выросла в среднем от 4 до 8 раз за последние два года, так как обучение онлайн имеет ряд преимуществ. Онлайн-платформа Нетология разработала аналитический отчет «Исследование российского рынка онлайн-образования 2022», на основе данного исследования были выделены следующие достоинства онлайн-обучения: 53,1% респондентов отметили возможность учиться в удобное время, а 31,9% участников опроса выделяют экономию времени и денег. Для участников анкетирования также важна возможность прохождения обучения у преподавателей известных вузов, что часто проблематично организовать в очном формате [3].

После прохождения обучения на некоторых из указанных платформ, обучающиеся получают официальный документ о прохождении курса - сертификат, который они могут предъявить работодателю и работать по новой профессии. Однако диплом о прохождении курсов вызывает подозрения у работодателей. Так, согласно исследованию портала по поиску работы (rabota.ru), в 27% опрошенных компаний (300 компаний) наличие диплома об онлайн-образовании влияет на решение о принятии соискателя на работу, для 38% компаний важно, чтобы полученное образование было по специальности [4].

Одним из востребованных направлений для изучения в формате онлайн является иностранный язык. Спрос на специалистов со знанием иностранного языка растет с каждым годом, поэтому количество предложений по изучению иностранного языка увеличивается [10]. Изучение иностранного языка обычно происходит в традиционной форме, то есть индивидуально с преподавателем, либо в группах. Однако в связи с процессом цифровизации и появлением онлайн-обучения изучение иностранного языка постепенно переходит в онлайн формат.

К преимуществам изучения иностранного языка в формате онлайн-обучения относят доступность, так как обучиться иностранном языку онлайн можно из любой точки мира. Перед началом занятий в формате онлайн можно заранее выбрать учителей, тип курсов или приложение. Также в Интернете можно найти курсы по изучению любого языка, даже самого редкого. В маленьких городах или селах часто нет предложений по изучению редких языков в очном формате, поэтому изучение этих языков онлайн является выходом из ситуации.

Также одним из достоинств онлайн-обучения иностранному языку является доступность для любой целевой группы обучающихся. Изучать иностранный язык онлайн могут как дети дошкольного возраста, так и взрослые слушатели. В данной статье мы остановимся подробнее на особенностях обучения иностранному языку в формате онлайн для дошкольников, а также составим рекомендации по организации учебного процесса. Встает вопрос об учете возрастных особенностей развития дошкольников при организации онлайн занятий по иностранному языку c целью повышения их эффективности.

Посредством анализа литературы по возрастной психологии, мы выяснили, какие возрастные особенности необходимо учесть при планировании программы обучения для дошкольников онлайн, а также нужно ли детям дошкольного возраста изучать иностранный язык.

Согласно мнениям экспертов, дети дошкольного возраста обязательно должны изучать иностранный язык. В современном мире ребенок должен находиться в полилингвальном пространстве - родной язык и два иностранных языка [12].

Отечественные представители возрастной психологии, такие как Рубинштейн С.И. и Выготский Л.С., а также зарубежные исследователи Элиот Т. и Брунер Дж. сошлись во мнениях о том, что овладение иностранным языком ребенку дается легче, чем взрослому [5]. Методисты советуют начать изучение иностранных языков с английского языка, так как он проще по своей структуре и чаще употребляется в повседневной жизни. В дошкольном возрасте особенно развита длительная память, новые слова из кратковременной памяти будет проще переходить в длительную память, а значит эти слова в скором времени будут в активном словарном запасе ребенка. Дети дошкольного возраста с легкостью усваивают новую информацию, но при условии, что она подается с учетом возрастных особенностей ребенка. Изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует развитию фонематического слуха, коммуникативных навыков и несет в себе интеллектуальный и нравственный потенциал.

В среднем, оптимальный возраст для изучения иностранного языка составляет от 3 до 10 лет, так как в этом возрасте дети уже имеют достаточный лексический запас родного языка, а также уже сформированы речевые умения и навыки [9]. Ребенок в полгода начинает различать ошибки в интонации, осваивать фонетику и эмоциональное окрашивание языка. Занятия по иностранному языку с ребенком в возрасте до 3 лет рекомендуется проводить индивидуально с носителем языка. Дети в возрасте 3-4 лет не имеют языкового барьера, соответственно, им проще общаться на иностранном языке, в том числе и с носителем языка, а не только с учителем. В возрасте от 2,5 до 4 лет рекомендуется заниматься в мини-группах в игровой форме, так как в этом возрасте игра - это ведущий вид деятельности [6]. Например, можно отрабатывать и многократно повторять простые речевые модели, разучивать стихи, петь песни, смотреть обучающие мультфильмы, играть в ролевые игры. Процесс игры активизирует речемыслительную деятельность и создает коммуникативные ситуации, а также формирует положительную мотивацию к изучению иностранного языка, а также вызывает положительные эмоции и формирует командный дух [7]. У детей дошкольного возраста лучше развита языковая память, что благоприятно способствует созданию «лексического портфеля» ребенка, занятия лучше проводить учителю иностранного языка для выстраивания образовательной траектории и формирования навыков «овладения» иностранным языком. В возрасте от 4,5 до 7 лет можно совмещать индивидуальные и групповые занятия, как с носителем, так и с учителем иностранного языка.

При организации занятий по иностранному языку для дошкольников важно учитывать длительность концентрации внимания детей для расчёта длительности занятий. Информация, полученная после периода основной концентрации внимания ребенка, может быть не усвоена, что сделает занятие неэффективным. У детей 3 лет концентрация внимания составляет до 15 минут, у детей 4 лет - до 20 минут. Концентрация внимания детей 5 лет варьируется от 10 до 20 минут, а у детей 6 лет до 30 минут. Важно учитывать активность ребенка, так как концентрация внимания у активных детей может сократиться в 2 раза. Соответственно, длительность занятия с дошкольниками должна составлять в среднем 25 минут [2].

Для составления рекомендаций по специфике организации онлайн-обучения для дошкольников, мы выявили основные особенности занятий в очной форме, а также проанализировали предложения онлайн-школ, в которых описаны основные особенности занятий с дошкольниками.

На рынке уже существует множество онлайн-школ иностранного языка для дошкольников. Мы изучили 20 предложений онлайн-школ, чтобы выявить основные характеристики такого обучения :

1. Средняя продолжительность занятий составляет 25 минут;

2. Использование игрового формата обучения;

3. Использование видеосвязи и цифровой ручки;

4. Коммуникативный подход;

5. Средний возраст начала обучения составляет 4 года, но есть также одно предложение, где обучение начинается с 2 лет.

6. В 3 школах из 20 занятие для дошкольников проводит носитель языка.

Для проведения сравнительного анализа организации обучения иностранному языку дошкольников, мы посетили очное занятие по иностранному языку в одном из языковых центров г. Волгограда. На занятии присутствовали трое детей в возрасте 4 лет. Обучение проводится по образовательной программе "Cookie A". Преподаватель использовал следующие методы работы с дошкольниками при обучении иностранному языку: пение песен, танцы и подвижные игры с игрушками, многократное повторение речевых моделей " - What is your name? - My name is...", "How are you?", "How old are you?". На занятии был применен метод наглядности для изучения новой лексики и повторения старой, например, показ картинок и раскраска. Стоит отметить проблемы с дисциплиной во время занятия, дети не концентрировались на заданиях. Такое поведение может быть вызвано отсутствием положительной мотивацией к изучению иностранного языка.

На основе анализа мы можем создать рекомендации по организации занятий по иностранному языку для дошкольников в формате онлайн. Занятие онлайн не должно отличаться от занятий в очном формате по содержанию. На уроке онлайн должны быть применены все методики и формы обучения, что и на стандартном уроке. Это требование должно быть соблюдено, так как эффективность очного обучения уже доказана, соответственно, если повторять те же методики в формате онлайн, то мы можем утверждать, что такое занятие является эффективным.

1. Продолжительность занятий должна варьироваться в зависимости от возраста ученика. Для детей от 3 до 6 лет оптимальная длительность занятия составляет 25 минут, от 6 лет и более - от 30 до 40 минут.

2. С детьми в возрасте меньше 4 лет занятия лучше проводить с носителем языка.

3. При проведении занятия онлайн, ученик должен включить демонстрацию экрана, чтобы у учителя была возможность контролировать процесс обучения.

4. Использование онлайн-игр. В дошкольном возрасте необходимо представлять новую информацию в процессе игры, так она лучше запоминается и вызывает интерес к дальнейшему изучению иностранного языка. Существует множество обучающих и интерактивных онлайн-игр, которые могут заменить стандартные игры, которые применяют при обучении в очном формате. Существуют фонетические, грамматические и лексические игры. Преподавателю необходимо заранее готовиться к занятию и подбирать игры в зависимости от цели уроки, стоит отметить, что некоторые игры являются платными. Множество онлайн-игр для дошкольников можно найти на сайте funbrain.com и zynga.com.

5. Использование стандартных игр. Некоторые игры, такие как «Крокодил», «Снежный ком», а также танцы и упражнение с привлечением игрушек можно провести в формате онлайн.

6. Применение интерактивных досок. Если нет возможности проводить занятия на платформах со встроенными интерактивными досками, можно использовать онлайн-доски. Пример онлайн-досок: AMW board, MIRO, Whiteboard Fox.

7. С целью соблюдения дисциплины на занятии допустимо присутствие родителей.

8. Исполнение песен и просмотр мультипликационных фильмов. Данные методы обучения вызывают у дошкольников яркие эмоции, через которые они познают новый материал.

Применяя данные рекомендации на занятиях по иностранному языку с дошкольниками в формате онлайн, можно повысить эффективность данных занятий и создать комфортную атмосферу изучения иностранного языка и вызвать у дошкольников положительную мотивацию к изучению нового языка.

Список используемой литература:

1. Бесплатные онлайн-курсы. — Текст : электронный // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/situational_center/free_online_courses/ (дата обращения: 28.06.2022).

2. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3765-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/382346

3. Исследование российского рынка онлайн-образования. — Текст : электронный // Нетология : [сайт].

— URL: https://netology.ru/edtech_research_2022

4. Исследование, R. r. Онлайн-образование влияет на решение работодателей о приёме на работу / R. r. Исследование. — Текст : электронный // Просто работа : [сайт]. — URL: https://prosto.rabota.ru/post/onlayn-obrazovanie-vliyaet-na-reshenie-rabotodateley-o-priyome-na-rabotu

5. Ломакина, Г. Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г. Р. Ломакина, А. А. Лаер.

— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 597-599. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13756/

6. Мусихина, А. С. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста / А. С. Мусихина, С. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Мир педагогики и психологии. — 2018. — № 4 (21).

— С. 93 - 100.

7. Новикова, М. О. Роль игровых форм деятельности на уроках английского языка / М. О. Новикова. — Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № . — С.

8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. - Москва, 2017.

9. Пряничникова, Л. В. Психологическая готовность ребенка к изучению иностранного языка / Л. В. Пряничникова. — Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № . — С. 183190.

10. Рощин С., Рожкова К. Надбавка за английский. Как знание иностранного языка влияет на зарплату / К.Рожкова, С.Рощин. — Текст : электронный // Лаборатория исследования рынка труда НИУ ВШЭ : [сайт]. — URL: https://iq.hse.ru/news/266876813.html .

11. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Стариченко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. -№ 3. - С. 49-58. - DOI: 10.26170/Р020-03-05.

12. Текеева, М. Б. Обучение иностранному языку в полилингвальной среде / М. Б. Текеева. — Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № №1 (56). — С. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.